Экскурсия в школьный музей трудовой и боевой славы Мое село — село родное
Экскурсия в музей «Мое село- село родное»
ЦЕЛИ: воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою малую Родину, прививать интерес к историческому, краеведческому и культурному наследию
-Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном посёлке.
-Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.
ЗАДАЧИ: активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении истории родного посёлка,обогащать и систематизировать знания детей о посёлке, развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям посёлка, способствовать проявлению творческой активности, формированию патриотизма, любви к Родине, стремлении приумножать природное и культурно-исторического наследия, развивать творческое воображение и фантазию детей.
Урок проходит в школьном музее.
Ход экскурсии
Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор.
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
- Что такое Родина для каждого из нас? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте послушаем одно стихотворение.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубомИ душистый, золотистый хлеб,
Хлеб за праздничным столом.
- А сейчас подумайте, что значит Родина для вас. Скажите, как понимаете слово «РОДИНА»?
-Это слово пишется дважды и по разному. В чём их различие? (одно пишется с большой буквы, а другое – с маленькой)
- Когда слово «Родина» пишется с большой буквы? (Когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Казахстан.)
- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы? (Когда мы говорим о нашем посёлке, о том месте где мы родились и живём.)
Вывод: Родина – это страна, в которой мы живем; это город или село, в котором мы живем; это дом, в котором живет каждый из нас; это люди (родные и друзья, которые нас окружают.- О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.
1) Если дружба велика, будет Родина сильна.
2) На чужой сторонушке рад своей воронушке.
3) Нет земли краше, чем страна наша.
4) На чужой стороне Родина милей вдвойне.
5) Кто за Родину горой, тот и герой.
6) Всякому мила своя сторона.
- Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Казахстан. Вы – казахстанцы! Казахстан – огромная страна.
-Можем ли мы называть Казахстан своей Родиной? (Да)
- С какой буквы мы напишем слово Родина в этом случае? (С заглавной) .- Каждая страна имеет свою символику. Символы нашей страны вы знаете. Расскажите о них. (Символами нашей страны являются герб, гимн, флаг)
-Объясните, что символизируют цвета флага.
Казахстан – это наша большая Родина. Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – родная улица или уютный дворик с качелями.
Словом, малая Родина у каждого своя!
“Малая Родина”
Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
- Наша малая Родина – это Актюбинская область.
- Ребята, если мы скажем, что живем в Казахстане в Актюбинской области, то, наверное, будет очень трудно найти наш родной уголок. Давайте уточним наш адрес:
Мы проживаем в Казахстане, Актюбинской области, Мартукском районе, село Шевченко.
И мы можем сказать, что для нас малая Родина – это село Шевченко.
- Что вы знаете о своем селе?
-А знаете ли вы, что?
Идет рассказ учителя об истории села, с показом документов и фотографий
А уж, какой богатый растительный и животный мир нашего края!
Идет рассказ о растительном мире.
- Богат у нас и животный мир. Распределите животных: кошка, лиса, окунь, воробей, карась, кукушка, белка, сорока, сом, дятел, линь, медведь, снегирь на группы. Сколько групп получилось. (3 человека выходят к доске, распределяют по группам) .- Ребята, а какие ещё достопримечательности нашей деревни вы можете назвать? (Библиотека, школа, детский сад, магазин, памятник героям, павших за Родину в годы войны) .В нашем посёлке есть улицы и у каждой улицы свое название. Некоторые из них мы услышим, когда вы назовете свой домашний адрес. /дети называют/.
Много стихотворений посвящено нашей Родине.
Мы будем взрослыми когда-то,
Разъедемся мы кто куда,
А вот Шевченко родноеМы не забудем никогда.
В краю родном всегда всё лучше.
И реки, небо и леса,
И солнце светит, как-то ярче,
Когда глядишь на небеса.
В деревне есть дома большие.
Есть школа, почта и больница.
А там за речкой. За рекой
С трубы высокой дым клубится.
Здесь люди разные бывают,
Порой и добрые, и злые,
Но ты нигде не встретишь лучше.
У всех тут души золотые.
- Какой вы хотите видеть свою малую Родину? Что для этого надо делать?
Вывод: Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину, тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной.
- А закончим мы нашу экскурсию
Для страны село – частица,
А для нас – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.
- Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ.