Научно-исследовательская работа на тему Этнические особенности формирования и осуществления родительства
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия г. Шагонара Улуг-Хемского кожууна»
Научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
Секция «Социология»
Научно-исследовательская
работа
«Этнические особенности формирования и осуществления родительства»
Выполнил: Хуурак-оол Назын,
ученик 11 класса МБОУ «Гимназии
г. Шагонара Улуг-Хемского кожууна»
Научный руководитель: Чебодаева А.А.,
педагог-психолог МБОУ «Гимназия
г. Шагонара Улуг-Хемского кожууна»
г. Шагонар-2015
Содержание
I. Введение 3
II. Теоретическая часть 5
Глава I. Теоретические подходы к рассмотрению феномена
Родительства в этническом контексте 5
III. Исследовательская часть 8
Глава II. Влияние этнического фактора на принятие
и исполнение родительской роли 8
IV. Заключение 11
Литература 12
I. Введение
1. Обоснование актуальности темы:
В прошлом году, обучаясь в 10 классе, я посещал элективный курс «Подготовка старшеклассников к семейной жизни», целью которого являлась психологическая и практическая подготовка нас, старшеклассников, к будущей семейной жизни путем формирования психологических знаний и умений простраивать внутрисемейные взаимоотношения вплоть до аспекта воспитании будущих детей.
В настоящее время проблемам супружества – родительства – родства уделяют большое внимание не только в теории, но и на практике. В работах Ю.И. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Кризис семьи проявляется в разрушении традиционных моделей, рассогласовании супружеских ролей, ослаблении внутренних связей семьи, изменении ценностных ориентации и жизненных приоритетов, установок и родительского поведения. Многие важнейшие человеческие функции осуществляются именно посредством родительства, по поводу которого каждый народ создаёт собственную уникальную однородную систему ценностей и норм.
Узнав о родительстве как об определенной социальной роли, которая формируется постепенно, в течение всей жизни человека, я задался вопросом, влияет ли этническая принадлежность человека на выполнение им родительской роли в будущем?
Новизна исследования заключается в том, что впервые феномен родительства рассматривается в этнопсихологическом контексте. Выявлены универсальные и культурно-специфические характеристики родительства как феномена у тувинских и русских родителей. А также выявлена специфика в принятии и реализации родительской роли, обусловленная влиянием социокультурной среды.
Цель исследования: изучение этнических особенностей феномена родительства и их влияния на принятие и реализацию родительской роли.
Объект исследования: этнические особенности родительства.
Предмет исследования: влияние этнических особенностей на принятие и реализацию родительской роли.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие «родительства» в трудах зарубежных и отечественных ученых;
изучить этнические особенности родительства с точки зрения их влияния на принятие и реализацию родительской роли;
исследовать влияние этнического фактора на принятие и реализацию родительской роли на примере тувинских и русских родителей.
Методы исследования:
Опросник «Подростки о родителях» (Вассерман Л.И.), методика «Детско-родителькие отношения подростков» П. Трояновской (ДРОП), а также качественное исследование («Незавершенные предложения»).
II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава I. Теоретические подходы к рассмотрению феномена родительства в этническом контексте
Родительство есть интегральное образование личности, в развитой форме включающее родительские ценности, установки и ожидания, позиции, отношение, чувства и ответственность, выражающиеся в стиле семейного воспитания, т. е. родительском поведении (М. О. Ермихина, Р. В. Овчарова, 2002).
Трудности становления родительского поведения, приспособления к роли родителя заключаются в том, что эта задача не может быть разрешена раз и навсегда; по мере взросления ребенка родительская роль многократно видоизменяется, наполняется все новым и новым содержанием (3. Матейчик, 1992).
Под ролью в психологии чаще всего понимают «нормативно-одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных и межличностных отношений» (А. В. Петровский; М. Г. Ярошевский, 1985).
В рамках ролевого подхода (Дж. Мид, 1934) выполнение некоторой роли определяется как объективными социальными нормами и требованиями, традиционно в ней заложенными, так и индивидуальными чертами конкретного человека, в частности, мерой освоения им определенных знаний и умений, а также субъективными представлениями о характере данной роли. То, как человек, принимающий известные социальные нормы, следует им в исполнении своей социальной роли, обнаруживается в его социальном статусе.
Родительская роль резко отличается от других социальных ролей по ряду причин. Росс (1977) считает, что эта роль принимается раз и навсегда, от нее трудно отказаться; переход к исполнению родительской роли происходит достаточно внезапно, а подготовка, важность ее и ответственность, связанная с ней, не соответствуют друг другу. Кроме того, социальные стереотипы, бытующие в обществе, оказывают давление на родителей как в плане рождения, так и воспитания детей.
Этим и обусловлена особая роль семьи в развитии личности, в том числе в формировании и сохранении ее этнической самобытности, так как семья единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни.
Большинство современных исследователей сходятся в том, что этническая группа представляет собой одну из наиболее устойчивых групп, или сообщностей людей. В отечественной науке существует двоякое понимание термина «этнос»: как биологической единицы, «феномена биосферы» (Л.Н.Гумилёв), и как социокультурного явления (Ю.В.Бромлей). В западной науке слово «этнос» употребляется редко и объясняется сходным образом, как совокупность людей, связанных общими обычаями, нация. Значение, которое в итоге закрепилось за понятием «этнос», синонимично слову «национальная общность», «народ».
В целом национальному сознанию присуще наличие целостной этнической картины мира; «правильная» передача из поколения в поколение выработанной данной этнической общностью восприятия общественных институтов, системы отношений, ритуалов, идеологии, поведенческих стереотипов; соотношение этнической картины мира с нормами и ценностями, доминирующими у других народов.
Социализация детей и их включение в культуру сохраняются на всем протяжении существования семьи в качестве основной ее функции.
В условиях полиэтнического общества национальная семья, с одной стороны, отражает в своем функционировании национальные особенности сегодняшнего общественного бытия, с другой представляет собой как бы хранилище следов прошлого. В зависимости от изменений типа семьи, обусловленных историческими особенностями культуры и конкретного общества, меняется также тип и механизм взаимодействия поколений, составляющих семью.
Если организация традиционной семьи направлена на сохранение и повторения образа жизни родителей в детях, то в современной семье речь идет о взаимовлиянии родителей и детей (О. М. Здравомыслова, 1992). Главной чертой социализации в семье нового типа является то, что каждый из ее членов стремится получить возможности для самореализации. Появление ребенка в семье, наряду с восприятием этого явления как ограничения (временного или постоянного) для самореализации родителя (прежде всего, матери), может открывать новые возможности для родителей, давать толчок для развития семьи, семейных отношений, позволяет родителям наиболее полно реализовать себя в личностном плане.
Следует отметить, что формирование родительских установок этнокультурно обусловлено (И. И.Лунин, Г. В. Старовойтова, 1991), традиционно жесткое разделение отцовских и материнских функций является результатом длительного исторического социокультурного развития общества (И. С. Кон, 1987).
Рассматривая социально-психологический статус семьи в современной России, необходимо отметить процессы усиления значения этнического фактора, совпавшие с рядом кардинальных изменений в социальной, политической и экономической жизни. События последнего времени убедительно свидетельствуют, что вследствие разрушения прежних и затрудненного формирования новых политических, правовых, идеологических и экономических регуляторов общественных отношений, на первое место выступает регулятор, данный людям от рождения этнический.
Таким образом, семейная социализация личности является наиболее значимой в формировании у человека восприимчивости к определенной культуре и сопричастности к этническому мировосприятию своего народа.
III. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
Глава II. Влияние этнического фактора на принятие и исполнение родительской роли
В нашем исследовании мы сопоставляли восприятие родителей русскими и тувинскими старшеклассниками.
Для изучения проблемы мы применяли методы количественного исследования: опросник «Подростки о родителях» Вассерман Л.И.7, методика «Детско-родителькие отношения подростков» П. Трояновской (ДРОП)8, а также качественное исследование (»Незавершенные предложения»).
Опросник «Подростки о родителях» (ПОД) Вассермана Л.И. позволяет изучать установки родителей, их поведение и методы воспитания так, как их видят дети в раннем юношеском возрасте.
Методика «Детско-родительские отношения подростков», позволяет выяснить полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений глазами подростков.
«Незавершенные предложения» является проективной личностной методикой. Этот метод построен на основе приема вербального завершения предложенной начальной части предложения. В ее основе положение о том, что отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающиеся его собственной личности и межличностных отношений. Данная методика состоит из 3 групп по 4 предложения. Каждая из этих групп соответствует определенной сфере отношений человека отношение к отцу, отношение к матери, отношение к семье.
Исследование проводилось среди учеников одиннадцатых классов школ г. Шагонар (школа №1, школа №2, гимназия). В исследовании принимало участие 42 человека (21 русских старшеклассников и 21 тувинской национальности).
В ходе анализа результатов исследования по методике ПОД можно сказать, что русские старшеклассники подчеркивают в оценке материнского поведения непоследовательность, а у отца враждебность. Старшеклассники тувинской национальности непоследовательность как у отца, так и у матери.
По результатам методики ДРОП можно говорить, что русские старшеклассники подчеркивают в материнских воспитательных принципах принятие, а у отца поощрение автономности.
Тувинские дети считают самой важной воспитательной особенностью у матери и отца принятие. Причем тувинские подростки не выделяют поощрение автономности, значимое для русских подростков.
Возможно, стоит предположить, что русские старшеклассники дифференцируют родительские позиции отца и матери, а у тувинских эти позиции слиты в единый образ.
Данные методики «Незавершенные предложения» указывают, что позитивное отношение к матери больше выражено в тувинской выборке, чем в русской. А русские старшеклассники в большей степени выражают негативное отношение к своей матери. Русские старшеклассники выражают больше негатива и по отношению к отцу. Т.е. в принципе тувинцы выражают более позитивное отношение к родителям, чем русские.
Однако статус в семье на равных в большей степени проявляется в русских семьях, по мнению подростков.
По результатам исследования можно говорить, что русские старшеклассники дифференцируют родительские позиции отца и матери, а у тувинцев эти позиции слиты в единый образ, причем позитивное отношение к обоим родителям в большей степени выражают тувинцы, чем русские.
Причин может быть несколько:
1) Возможно в русских семьях мать и отец транслируют ребенку разные воспитательные принципы, при этом мать воспитывает женское начало: мягкость, нежность, доброту, а отец мужские задатки: сила, напористость. А в тувинских семьях мать и отец придерживаются одних воспитательных принципов, поддерживая при этом друг друга, и ребенок видит один стиль воспитания как у матери, так и у отца.
2) Для тувинских семей образ матери является самым почитаемым, признание матери, что она мудрая, верная и сильная, свято бережет и передает из поколения в поколение высокие нравственные ценности тувинского народа, чтобы воспитать детей достойными, трудолюбивыми и порядочными гражданами, почитающими народные традиции. А в русских семьях нет такой культуры, безусловно, мать для ребенка самый первый главный человек, который оберегает, защищает своего ребенка, с которым возник первый эмоциональный контакт, но ее образ не «обожествляется».
3) В тувинской семье строго разграничены обязанности по воспитанию детей. На отце лежит общее поддержание порядка в семье, идейное, нравственное воспитание. Мать несет основные хозяйственные заботы. В этом разграничении есть своя мудрость. Авторитет матери зиждется на том, что ее уважает отец. Она щит между ребенком и отцом: отца она охраняет от мелких огорчений, сына от отцовского гнева. Возможно, именно поэтому в восприятии ребенка образ отца и матери слиты воедино.
4) Также можно сказать, что авторитет родителей в тувинской семье гораздо выше, чем в русских семьях.
Обобщая результаты исследования можно говорить о том, что образ родителя у русских и тувинских юношей различен.
1 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М., 1996.2 Кон И.С. Ребёнок и общество. М., 2003. /3 Кон И.С. Ребёнок и общество. М.: Академия, 2003. 4 Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ. М, 1992. 5 Навайтис Г. Профессиональная психологическая помощь подросткy. М.,2007. 6 Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ. М, 1992.7 Практикум по возрастной психологии: Учеб.пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Ры балко. СПб., 2002.8 Там же.
IV. Заключение
Большинство исследователей исходят из того, что люди, принадлежащие к одной нации или одной этнической общности, наряду с общечеловеческими качествами обладают особенностями, типичными для всех представителей только данной нации или этнической общности и нетипичными для представителей другой.
Социальное происхождение, национальные, этнокультурные особенности оказывают громадное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов его взросления и кончая содержанием мировоззрения. Нет, пожалуй, ни одного сколько-нибудь сложного личностного новообразования, которое не зависело бы от этнических и культурно-средовых факторов. Поэтому проблема влияния этнического фактора на формирование и осуществление родительской роли в настоящее время является актуальной и социально значимой.
В ходе нашего исследования мы выявили, что существуют этнические особенности принятии и реализации родительской роли, обусловленные влиянием социокультурной среды и выражающиеся в различиях образов родителя у русских и тувинских юношей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Ермихина М. О, Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: Автореф. дис...канд. психол. наук/ М. О. Ермихина. Казань, 2004. 22 с.
Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. М., 2002. 295 с.
Матейчик 3. Родители и дети: Кн. для учителя: Пер. с чеш. / З.Матейчик. М., 1992. 320 с.
Петровский В. А., Полевая М. В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений //Вопросы психологии. 2001.№1.С.19-26.
Мид М. Культура и мир детства. Пер. с англ. и коммент.
Здравомыслова О. М. Особенности внутренней позиции родителя // Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». М., 1992. Т. 2. С. 142-144.
Лунин И. М., Старовойтова Г. В. Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. М., 1991. С 6-16.
Кон И. С. Материнство и отцовство в историко-этнографиче-ской перспективе //Советская этнография. 1987. №6. С. 31, 38.