Программа спецкурса «Литература Ставрополья и Северного Кавказа»

ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат №4 х. Базовый, Грачевский район
Ставропольский край








ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

«ЛИТЕРАТУРА СТАВРОПОЛЬЯ И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА»


8 КЛАСС




Учитель
Мартынова Н. Н.









2016г

Пояснительная записка.

Настоящая программа спецкурса предназначена для общеобразовательных школ.
Курс может изучаться как самостоятельный, так и объединенный с курсом литературы в качестве регионального компонента.
Изучая литературу родного края, необходимо подчеркнуть ее важнейшую роль в формировании нравственной сферы личности ученика, его культурного багажа, духовного развития нации в целом. Ведь богатство страны – в активом культурном взаимодействии всех ее регионов.
Очевидно, что решением множества проблем в жизни страны зависит от гражданской позиции, сформированной у учащихся, уважения к историко-культурному наследию своего народа, края, села.
Составление данной программы вызвано стремлением помочь учащимся лучше узнать писателей – земляков, сориентироваться в литературно-художественном богатстве что создается непосредственно в их родном краю и нередко на материале самой жизни, творцами и героями которой они являются. Книги писателей – земляков формируют в душах гордое чувство Родины, которая начинается там, где жили наши деды, где растут сегодняшние ученики.
Данный спецкурс рассчитан на учащихся, заинтересованных в глубоком знакомстве с литературой родного края, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующими продолжить свое образование в гуманитарных вузах.
Программа не носит обязательного характера: последовательно осуществляется принцип вариативности, учитель выбирает авторов и произведения в зависимости от наличия книг в библиотеке.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Содержание и структура программы спецкурса соответствуют программе для средних общеобразовательных учебных заведений, так как литературное краеведение Ставрополья глубоко связано с общероссийской литературой, с лучшими произведениями отечественной культуры в силу той исторической роли, которая Северный Кавказ играл в жизни России в течение последних столетий.
Цель курса – расширить литературно – художественный кругозор школьников, способствовать их интернациональному воспитанию. Воспитывать на примере положительных героев, жизни земляков, которые боролись за идеи свободы и независимости Родины, процветания Ставрополья. Формировать гуманность, доброту, справедливость, трудолюбие и коллективизм. Закрепить, повторить на занятиях понятия и категории литературоведческого характера: повесть, роман, рассказ.
В программу включены произведения писателей 19 века, первой половины 20 века, по выбору учителя произведения 40-50х годов 20 века, а также произведения местных литераторов о Великой Отечественной войне, напечатанные в разное время.
Такой выбор произведений обусловлен необходимостью строить курс на историко-литературной основе, чтобы учащиеся имели представление о движении литературы во времени.
Включения произведений ставропольских писателей о Великой Отечественной войне в курс для чтения и изучения в основной общеобразовательной школе обусловлено возрастными и психологическими особенностями учащихся этого уровня образования, эмоционально воспринимающих великий подвиг народов нашей Родины.
Образы ставропольцев-героев – богатый материал для патриотического воспитания подростков, формирования у них героических традиций, воспитания любви к Ставрополью, к Родине.
На основе изученных произведений писателей Ставрополья обращается внимание учащихся на процесс становления личности положительного героя, подростки воспитываются на примере жизни земляков, которые боролись за идеи свободы и независимости Родины, за процветание Ставрополья
В процессе изучения литературы данного курса необходимо учитывать историко–литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведения, усиливать межпредметные и внутрипредметные связи, предполагающие содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты.
Обязательно обращение к книгам о литературных местах края о памятниках писателям, о музеях.
Программа включает в себя перечень произведений литературы родного края, краткие аннотации к темам, историко-литературные сведения, теоретико-литературные понятия.
Данный курс по изучению литературы родного края призван удовлетворять и совершенствовать эстетические, нравственные, гуманитарные интересы учеников.
Эстетический аспект является главным. Он характеризует конкретную предметную цель обучения. Литература, преображая действительность, создает ее как новую художественную, которая основывается на собственных законах. Постижение этих законов и есть важное условие понимания литературных произведений.
Нравственный аспект предполагает, что литература родного края при всей ее самоценности заставляет задуматься юного читателя над коренными вопросами бытия.
Речевой аспект заложен в факультативный курс с самим характером материала. Не выяснив, как в речевом отношении создано произведение, какими речевыми средствами достигается авторская установка, как в слове воплощается авторский замысел, нельзя усвоить содержание произведения. Путь медленного вычитывания в художественный текст единственно возможный в литературном образовании.
Культурологический аспект определяется содержащимися в художественных произведениях историческими и географическими сведениями. Литература родного края расширяет представления о жизни предков и современников, включает читателя в широкое историческое пространство делает гражданином своего отечества.
Читательские умения. Формирования личного интереса к чтению художественной литературы – первая задача учителя. Умение чувствовать и понимать художественный язык – ведущее умение. Формированию читательских умений сопутствует учебно-литературное творчество.



















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Изучение литературы родного края должно предоставлять учащимся возможность:
- определять место данного произведения в курсе предмета «Литера тура Ставропольского края»:
-анализировать и оценивать художественные произведения с опорой на знания о внутреннем мире и строении художественного произведения;
-объяснять связь произведения со временем написания и нашим временем; обнаруживать сходство проблематики и образов героев в произведениях разных писателей как России, так и Ставрополья;
-пересказывать устно и письменно (Изложение) подробно, выборочно и сжато, а также с изменением лица рассказчика - эпические произведения или их фрагменты;
-давать устный развернутый ответ на вопрос о героях и проблемах произведения, находить аналоги в истории Ставрополья;
-отличать диалект от литературной речи, владеть сведениями о культуре речи;
-писать сочинения о героях и проблематике произведения, в том числе по близким школьникам нравственным проблемам; сочинения на публицистические темы на основании примеров из жизни известных людей своего юрода, села;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных литературных произведениях и произведениях других видов искусства:
- писать работы литературно-творческого характера (например, очерки, зарисовки, портреты интересных людей, инсценировки по прочитанным произведениям или их фрагментам, создавать сценарии видеофильмов о героях Ставрополья);
-выразительно читать художественные тексты, опираясь на их предварительный разбор и оценку;
-находить ответы на вечные вопросы бытия: борьба добра и зла; выбор жизненного пути, жизнь и смерть, человек и Бог, преемственность поколений: личность и общество; человек и природа, человек и время, человек и нация, честь, долг, совесть и др.;
-находить в произведениях ставропольских писателей и поэтов «вечные темы» и «вечные образы».











СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Содержание и структура программы спецкурса соответствуют программе для средних общеобразовательных учебных заведений, так как литературное краеведение Ставрополья глубоко связано с общероссийской литературой, с лучшими произведениями отечественной культуры в силу той исторической роли, которая Северный Кавказ играл в жизни России в течение последних столетий.
Цель курса – расширить литературно – художественный кругозор школьников, способствовать их интернациональному воспитанию. Воспитывать на примере положительных героев, жизни земляков, которые боролись за идеи свободы и независимости Родины, процветания Ставрополья. Формировать гуманность, доброту, справедливость, трудолюбие и коллективизм. Закрепить, повторить на занятиях понятия и категории литературоведческого характера: повесть, роман, рассказ.
При изучении курса учитываются знания учащихся по данному курсу, полученные в основной общеобразовательной школе.
В программу включены произведения ставропольских с 50х годов и до настоящего времени.
Изучение спецкурса призвано сформировать историческое видение преемственности литературы нашего края с литературой 19 и первой половины 20 века. Учащиеся должны обобщенно видеть роль, которую сыграла литература Ставропольского края в общественной жизни, в отражении политических, экономических, гражданских событий.
Такой выбор произведений обусловлен необходимостью строить курс на историко-литературной основе, чтобы учащиеся имели представление о движении литературы во времени.
Включения произведений ставропольских писателей о Великой Отечественной войне в курс для чтения и изучения в основной общеобразовательной школе обусловлено возрастными и психологическими особенностями учащихся этого уровня образования, эмоционально воспринимающих великий подвиг народов нашей Родины.
Образы ставропольцев-героев – богатый материал для патриотического воспитания подростков, формирования у них героических традиций, воспитания любви к Ставрополью, к Родине.
На основе изученных произведений писателей Ставрополья обращается внимание учащихся на процесс становления личности положительного героя, подростки воспитываются на примере жизни земляков, которые боролись за идеи свободы и независимости Родины, за процветание Ставрополья
В процессе изучения литературы данного курса необходимо учитывать историко–литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведения, усиливать межпредметные и внутрипредметные связи, предполагающие содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты, т. е., в тесной связи с историческими событиями , происходившими на Ставрополье.
Обязательно обращение к книгам о литературных местах края о памятниках писателям, о музеях.
Программа включает в себя перечень произведений литературы родного края, краткие аннотации к темам, историко-литературные сведения, теоретико-литературные понятия.
Как и в государственном стандарте, выбранные произведения изучаются с различной степенью глубины:
- чтение и текстуальное изучение;
-чтение и общий обзор произведения;
-ознакомление с произведением в форме выборочного чтения, аннотации, просмотр видеофильма, просмотр в театральном изложении.
Данный курс по изучению литературы родного края призван удовлетворять и совершенствовать эстетические, нравственные, гуманитарные интересы учеников.
Эстетический аспект является главным. Он характеризует конкретную предметную цель обучения. Литература, преображая действительность, создает ее как новую художественную, которая основывается на собственных законах. Постижение этих законов и есть важное условие понимания литературных произведений.
Нравственный аспект предполагает, что литература родного края при всей ее самоценности заставляет задуматься юного читателя над коренными вопросами бытия.
Речевой аспект заложен в факультативный курс с самим характером материала. Не выяснив, как в речевом отношении создано произведение, какими речевыми средствами достигается авторская установка, как в слове воплощается авторский замысел, нельзя усвоить содержание произведения. Путь медленного вычитывания в художественный текст единственно возможный в литературном образовании.
Культурологический аспект определяется содержащимися в художественных произведениях историческими и географическими сведениями. Литература родного края расширяет представления о жизни предков и современников, включает читателя в широкое историческое пространство делает гражданином своего отечества.
Читательские умения. Формирования личного интереса к чтению художественной литературы – первая задача учителя. Умение чувствовать и понимать художественный язык – ведущее умение. Формированию читательских умений сопутствует учебно-литературное творчество.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Изучение литературы родного края должно предоставлять учащимся возможность:
-понимать взаимоотношения героев и их группировку в эпических и драматических произведениях;
-понимать основную проблематику эпического и драматического произведения и обнаруживать при этом понимание позиций автора, его историческую роль в жизни региона;
-обнаруживать художественно-речевые особенности лирического произведения и давать ему личностную оценку (на основе местных диалектов);
-объяснять основной способ выражения авторского сознания (автор- повествователь, лирический герой и др.);
-определять принадлежность изученных произведений к одному из литературных родов и жанров;
-сопоставлять изученные произведения Ставрополья, их проблематику, образы героев и жанровые особенности с учетом российских или мировых аналогов;
- писать сочинения проблемного характера по литературным произведениям Ставрополья;
-писать рецензии на произведения литературы, кино- или телеискусства, по местным материалам;
-участвовать в диспутах и обсуждениях вопросов искусства и общественной жизни, составлять аннотацию на спектакль по произведениям авторов Ставрополья:
-выразительно читать художественные тексты, передавая индивидуальные особенности стиля писателя и собственное отношение к читаемому.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы
№ уроков
Тема урока
Тип урока

1
2
3
4

1
1
Введение. О народах, населяющих Северный Кавказ.
Лекция с элементами беседы.

2
2-3
Фольклор.
Сказки народов Северного Кавказа. Пословицы и поговорки.
Урок - обсуждение.
Урок - практикум.


4
Фольклорный праздник. «Ставропольские игры, забавы, потехи».
Урок – практикум с элементами театра.


5
Обрядовый фольклор жителей Ставрополья. Обрядовые песни, частушки.
Урок – обзор.


6-7
Преданья старины казацкой «Казачьи посиделки».
Урок – практикум с элементами театра.


8
Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость казачьих обрядов?».
Урок – рассуждение.

3
9-10
Сказки писателей Ставрополья. К. Черный «Путешествие в Страну Запрещенных Улыбок».
Урок – обсуждение.

4
11-12
Басни писателей Ставрополья И. Романов, Д. Сирота.
Урок - семинар.

5
13 - 14
Литературные места Ставрополья.
Урок – литературное путешествие.

6
15
Экскурсия в город Пятигорск «По лермонтовским местам».
Экскурсия.


16
Герои Отечественной войны 1812 года на Ставрополье и Северном Кавказе
Лекция – обзор.


17
Произведения писателей 19 века К. Л. Хетагуров «Охота за турами»
Урок – погружение.

7
18-20
«Во время оное былое! В те дни ты знал меня, Кавказ» (О пребывании на Кавказе М. Лермонтова, А. Пушкина, Л. Толстого, декабристов).
Урок – путешествие.

8
21
Произведения 40-50х годов 20 века. К. Черный «Кавказ подо мной»
Урок – обсуждения.

9
22
В. И. Туренская «Зрелость».
Урок – новелла.

10
23
Поэтические картины природы в произведениях поэтов Ставрополья. И. Кашпуров.
Урок – новелла.


24
Конкурс на лучшего чтеца стихотворения И. Кашпурова.
Урок – конкурс.


25
Анализ изобразительно-выразительных средств в стихотворениях И. Кашпурова.
Урок – практикум.


26
Тематический вечер «Светите, белые березы, поэту, другу моему» (По произведениям ставроп. поэтов).
Литературная композиция.

11


27-29
Писатели и поэты Ставрополья и Северного Кавказа о Великой Отечественной войне.
Л. И. Харченко «Шел ребятам в ту пору»
Урок – обсуждение.


30
«Сердце помнит». (Стихи воинов-ставропольцев, погибших на войне).
Урок – откровение.


31
И. Романов «Поезда сорок первого года».
Урок – практикум.


32
Мое любимое стихотворение ставропольского поэта.
Урок – концерт.



33
Произведения поэтов и писателей Грачевского района (по материалам газеты «Вперед»)
Урок - практикум


34
Сочинение – отзыв о самостоятельно прочитанном произведении ставропольского писателя.
Урок – откровение.


ЛИТЕРАТУРА

Сидоренко З. Я. Литература Ставрополья и Северного Кавказа. Спецкурс. 1993 г.


Гогоберидзе Г. М. Литературное краеведение Ставрополья 5-8 классы 2001 г.


Кругов А. И. Задачник по краеведению. Ставрополь 1999 г.


Коровина В. Я. Программы общеобразовательных учреждений. М. 2005 г.


Национально-региональные компоненты государственного образовательного стандарта Ставропольского края по литературе, истории. Министерство общего и профессионального образования Ставропольского края. Краевой эколого-биологический центр. Ставрополь. 2000г.
Калейдоскоп внеклассных мероприятий. Выпуск 3 Под знаком книги. Москва-Ставрополь 2003г.
15