Урок по психологии Позитивный настрой
Рассветская СШ
Программа занятия-тренинга
«Позитивный настрой»
Составила:
педагог-психолог Сагандыкова Айгерим СабитовнаЦель: познакомить выпускников с правилами и процедурой ЕНТ; повысить уверенность в себе, в своих силах; актуализация внутренних ресурсов.
Длительность: 45 минут.
Контингент: 11 класс
Приветствие: Дорогие друзья! Сегодня нам предстоит принять участие в увлекательном тренинге. Наша задача сегодня – настроится на благоприятный лад перед сдачей ЕНТ, развеять страх перед экзаменами, поверить в себя и свои силы.
I. Знакомство: (5 мин.)
Самопрезентация. Презентация программы тренинга. Ожидания участников.
1. Правила работы в группе: (5 мин.)
Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.
Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
Недопустимость перехода «на личности». Следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.
«Обратная связь». Каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.
2. Я люблю…Я могу…Я хочу…: (5 мин.)
Участники группы садятся в круг.
Инструкция: « Передавая по кругу мячик, закончите фразу «Я люблю…», затем «Я хочу…», и наконец, «Я могу…».
Вопросы для обсуждения:
1. Трудно ли было говорить о себе?
2. Как вы себя чувствовали, когда говорили о себе?
3. Декларация моей самоценности: (15 мин.)
Инструкция: Я сейчас прочитаю вам «Декларацию моей самоценности». Это своеобразный гимн уникальности человека.
«Я - это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня, - это подлинно мое, потому что именно Я выбираю это.
Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить,- вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому. Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю.
Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе.
Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент,- это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в себе самом. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким другим людям, чтобы вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому я могу строить себя. Я- это Я, и Я- это замечательно!».
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы себя чувствуете? Поделитесь с участниками группы своим настроением, душевным состоянием.
2. Что дало вам это упражнение?
4. Мои ресурсы: (10 мин.)
Инструкция: Разделите лист бумаги на две части. В одной части напишите: «Чем я могу похвастаться». Здесь вы должны записать те свои качества и характеристики, которыми можете гордиться, которые считаете своими сильными сторонами. Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может помочь мне на экзамене?». Напротив каждой своей сильной стороны вы можете написать, каким образом она сможет помочь вам во время экзамена. Желающие озвучивают результаты выполнения упражнения.
5. Символ успеха: (5 мин.)
Инструкция: Вспомните ситуацию, когда вы чувствовали себя уверенно, когда испытали удачу или успех. Закройте глаза и представьте, какой образ, какой цвет, вкус, тактильные ощущения, какая мелодия могли бы для вас символизировать состояние успеха. Нарисуйте символ (образ) уверенности и успеха.
Вопросы для обсуждения:
1. Что было легко, а где почувствовали трудности?
2. Как этот символ может помочь?
Заключительное слово. Получение обратной связи.