Школьный мир перешёл от стандартов – к «нестандартной» личности.
Школьный мир перешёл от стандартов – к «нестандартной» личности.
Стандарты первого поколения, выполнив свою основную функцию – создание единого информационного поля на всей территории нашей страны и подготовив базу для нового уровня образования, стали в какой-то степени тормозить конкурентоспособность и образовательной системы, и выпускников. Мы не давали возможности развивать способности, таланты каждого ребенка, так как репродуктивные методы не способствовали развитию мышления, воображения, рефлексии, понимания, осмысления, способности к коммуникации, самоорганизации действий и деятельности. Поэтому стала необходимость выработать новые концепции, стратегические направления, новую философию образования, сохранив положительный опыт старой школы. Так появились новые стандарты.
Стандарты второго поколения вызвали бурные споры не только в педагогической среде, но и в обществе в целом. Они прочно входят в нашу жизнь, меняют наше сознание, наш стиль преподавания, наши приоритеты. Не случайно стандарты второго поколения называют «Конституцией школьной жизни». Современному человеку на сегодняшний день для успешной самореализации необходимы три узловых компонентов: креативность, овладение информационными технологиями и коммуникативными компетенциями.
Каким будет современный ученик, во многом зависит от нас, педагогов, от тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни; от тех основ будет зависеть все духовное и материальное благосостояние нашего государства, общества. Стандарты второго поколения направлены на качественное усвоение через системно – деятельностный подход. Ученик свободен в выборе, в применении разных способов. Это и есть рефлексивная деятельность. Нестандартная личность – это такая личность, которая действует не по стереотипу , а по создавшейся ситуации находит новые способы в решении проблемы. Например, каждый день мы по одному и тому же маршруту добираемся на работу, в школу автоматически, не задумываясь. Но вдруг что-то случилось, а вам надо успеть. Это и означает, что вы оказались в ситуации, когда вам нужно начать мыслить, то есть вырабатывать новый план действий, чтобы успеть к сроку.
Традиционное обучение, как правило, обеспечивает учащихся системой знаний и развивает память, но мало направлено на развитие мышления, навыков самостоятельной деятельности.
Отказ от репродуктивных методов и переход на использование проблемного обучения, компьютерных технологий, проектной деятельности, решения творческих задач обеспечивает возникновения мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся, для творческой мыслительной работы детей на уроках чеченского языка и литературы, русского языка и литературы.
Очень интересный прием: дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. В чем смысл? В том, чтобы показать, что невозможно решить одним способом все задания даже похожие друг на друга.
Или дать задание и доказать, что оно учениками не выполнено. Зачем? Чтобы подтолкнуть их к ответу решения задания и поиску верного решения.
Поставив ученика в проблемную ситуацию, учитель получает возможность «раскрепостить», активизировать его мышления.
Проблемная ситуация возникает, если появился эмоциональный отклик: ученика широко распахивают глаза, задумчиво почесывают затылки, недоуменно смотрят на учителя
Формы учебных занятий, которые я использую при реализации проблемного метода:
На основе дискуссионной деятельности:
семинары (индивидуальные робота )
структурированные дискуссии (коллективная работа)
проблемного – практический дискуссии (коллективная работа )
На основе исследовательской деятельности:
Практические занятия ( коллективная работа) исследовательские уроки (индивидуальная работа) «Обычаи и традиции чеченцев».
Традиционные уроки с новыми аспектами:
Урок – лекция «Язык и речь»
Урок семинар «Сочетание знаков препинания»
Урок экскурсия «Поиск информации об обычаях и традициях чеченского народа».
Нестандартные уроки:
Урок – экскурсия «Сложноподчиненные предложения», «Диалог»
Урок «Что я знаю нового об истории ЧР».
Отпадает необходимость неосмысленного запоминания большого учебного материала. Я постоянно веду диалог, полилог, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, ученика и учеников.
Я глубоко убежден, что современные проблемы образования должны решаться на путях развития нравственности, духовных начал и притом с использованием современных технологий. Почему-то все считают, что на уроках чеченского языка и литературы, русского языка и литературы ребенок не обогащается духовно, а только интеллектуально. Это глубоко неверное мнение. Жизнь выдающихся ученых филологов и знаменитых историков ЧР – образец для подражания, преодоления трудностей на пути познания, открытий. Я всегда использую возможности своих предметов для нравственно-духовного развития учеников.
Для меня очевидно: успехи в педагогической деятельности возможны в овладении теорией и практикой, при использовании опыта моих коллег, в применении собственных идей, почерпнутых из находок и открытий.
Школа – мой мир, и я живу этим миром!
«В каждом ребенке спит величайший гений, творец. Работа учителя состоит в том, чтобы разбудить этого Великого Спящего».
Учитель чеченского языка и литературы МБОУ «СОШ №5 г. Гудермеса» Гудермесского муниципального района : Джамбалханова Тоита Турпал-Алиевна.