Анализ воспитательной работы с классным коллективом 2«А» класса
Анализ
воспитательной работы с классным коллективом 2«А» класса,
2014-2015 г.г.1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем учебном году:
2014-2015 уч. год являлся вторым годом обучения. Приоритетные воспитательные задачи прошедшего года: воспитание чувства коллективизма, умение нести ответственность за свои поступки, приходить на помощь своим друзьям, воспитание патриотизма к своей Родине. Задачи соответствовали возрастным особенностям детей.
Во 2 классе особая роль в воспитательном процессе отводится развитию рефлексии собственного поведения, общению со сверстниками и взрослыми, воспитанию всесторонне и гуманитарно-развитой личности, обладающей личностными качествами, которые могут быть востребованы сегодня и завтра, способствующие «вхождению» ребёнка в социальную среду. С этой целью в начале учебного года были проведены классные часы «Вместе весело шагать (формирование детского коллектива)».
С целью психологической адаптации и закреплению организационных навыков и умений для учёбы в школе были проведены беседы, игры, сюжетные уроки, обсуждение художественных произведений и выполнение практических работ.
Дети закрепляли основные школьные правила, отрабатывали приёмы обратной связи, навык индивидуальной, парной и коллективной работы.
Проведена серия занятий:
Умение выражать свои эмоции.
Умение выражать свои мысли.
Школа вежливых наук.
Обратная связь на уроке.
Выходы из спорных ситуаций.
В течение учебного года проводились часы общения, информационные и тематические классные часы: «Безопасный маршрут», «Культурное достояние России», «Интерактивное путешествие по Эрмитажу», «Безопасность детей в интернете», «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» (воспитание толерантности)», «Согласие да лад – для общего дела клад», «Космические дали», «Шутка и смех дарят успех», «Детские писатели. Родом из детства»..Одной из задач воспитательного процесса является здоровье сберегающее образование. С этой целью был изучен комплекс утренней зарядки различные физминутки, пальчиковые игры, упражнения для снятия напряжения глаз, подвижные игры на свежем воздухе, классные часы. В рамках безопасности жизнедеятельности были проведены инструктажи, закреплялись знания детей о безопасности на дорогах. Таким образом, на протяжении всего учебного года велась работа по формированию здорового образа жизни: «Предупреждение пожаров дома и в школе», закрепление правил поведения в различное время года в лесу и на водоемах, на проезжей части, «Не попади в беду», «Растём здоровыми!», «Секреты здоровья», «А ну-ка, мальчики!», «Мы – весёлые ребята!»(игры на свежем воздухе), «Безопасный маршрут. Знай правила движения, как таблицу умножения», «Мама, папа, я – спортивная семья».
На протяжении всего учебного года проводились беседы, классные часы, викторины, час игры, праздники, направленные на формирование и воспитание положительных качеств человека. Например, большое внимание уделялось патриотическому воспитанию. На классных часах было много информации, посвященной истории нашего государства начиная со времён древнего Русского государства и заканчивая современными событиями: «Герои Отечества. Сергий Радонежский», «Детство, опаленное войной», «Русь! Россия! Родина моя!», «Мы – вместе! (Вхождение Крыма и Севастополя в состав РФ)
2. Анализ развития коллектива класса:
На протяжении всего учебного года велась работа по формированию детского коллектива. Дети учились общаться не только с одноклассниками, но и с разновозрастными учениками других классов, решать возникающие проблемы. Иногда им приходилось отстаивать честь своих одноклассников, заступаться за них. Это, безусловно, положительно сказывалось на формирование классного коллектива.
За год жизни нашего класса появилась одна замечательная традиция: поздравление именинников в виде добрых пожеланий. Так дети учатся делать комплименты, видеть положительные качества именинника и быть раскрепощенными в своих высказываниях. В конце года решили праздновать «День именинника» чаепитием, играми и подарками для всех. Здесь, конечно, родители играют важную роль, помогая учителю в организации и проведении данного праздника.
Хочется отметить теплое отношение между девочками и мальчиками. Приятно наблюдать за тем, как некоторые мальчики ждут девочек после уроков, чтобы уйти со школы вместе, вызываются навестить больных одноклассников. Девочки и мальчики относятся с уважением друг к другу и учителям школы. Я постоянно обращаю внимание на необходимость здороваться со взрослыми, замечать не только своего учителя, но и других учителей школы, родителей учащихся и т.д. Это дает свои положительные плоды.
В классе доминирует доброжелательное, внимательное отношение между учителем и одноклассниками. Ученики, не смотря на свой возраст, не бояться высказывать и отстаивать свое мнение. Драки в классе - большая редкость. В классе есть сложные ученики, которым сложно справиться со своими эмоциями и они конфликтуют с ребятами: это Максим Н. и Антон О. Максим - очень подвижный мальчик. Он постоянно в движении, ему хочется бегать, прыгать. Он пристаёт к ребятам, пытается обвинить их, в сделанных им же самим поступках, но они разбираются и указывают ему на его проступки. Антон – сложный мальчик с неустойчивой психикой, часто обижается на учителя и ребят, объясняя это тем, что его не любят и т.д. Он часто пропускает уроки по болезни. С трудом усваивает учебный материал. Ребята убеждают его, что хорошо к нему относятся, хотят с ним дружить, но этого надолго не хватает и он опять срывается, обвиняя всех. Приходилось постоянно вмешиваться в конфликты, вести разъяснительные и воспитательные работы с данным учеником отдельно и всем классом вместе. К концу года конфликтов стало меньше. Антон старался измениться в лучшую сторону, и это у него понемногу стало получаться.
Степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализ совместной деятельности соответствует их возрасту. Большинство ребят проявляют активность в проведении мероприятий разного уровня.
3. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:
Ребята посещают школьные кружки, активно участвуют в общественной жизни школы и класса. Дети посещают кружки на базе школы. КДЦ «Мир» (цирковой), школу искусств (музыкальное отделение, хореография)
За 2014-2015 уч. год учащиеся принимали участие в общешкольных мероприятиях:
Акция «За здоровье и безопасность наших детей»
«Да святится имя твое»
Новогодний праздник
«Детство, опаленное войной»
А ну-ка, мальчики!
Великий, могучий русский язык.
Пернатые друзья
День Космонавтики
День Земли
В классе были проведены праздники, на которых участвовали дети вместе с родителями:
«Да святится имя твое».
«Ты на свете лучше всех, мама!»
«Мама, папа, я – спортивная семья»
День именинника.
Учащиеся принимали активное участие в школьных и районных конкурсах:
Конкурс «Пасхальное яйцо» - поделка и рисунок.
Конкурс чтецов, Дню Победы
Акции «Покормите птиц зимой»
Учащиеся принимали активное участие во Всероссийских и Международных олимпиадах и викторинах:
ИнфоУрок олимпиада по математике – Андрей З.– победитель 3 место, Кирилл П.- 2 место.
ИнфоУрок олимпиада по литературному чтению – Андрей З.– победитель 3 место, Софья Ш. – 2 место, Валерия А. - 3 место, Ксения П. – 3 место, Анна А. -2 место, Олег Н. - участник
ИнфоУрок олимпиада по окружающему миру –Кирилл П.- 2 место, Арина И. – 2 место, Сергей Г. -3 место.
ИнфоУрок олимпиада «Начальная школа (логика и общее развитие) –Арина И. – победитель 3 место.
«Видеоурок» - «Дистанционная олимпиада по ПДД» - Андрей З.– победитель 1 место, Сергей Г. -2 место, Константин К. – 3место, Софья Ш. – 3 место
Активное участие в жизни школы и класса на протяжении всего учебного гола принимали участие следующие обучающиеся: Арина И., Кирилл П., Екатерина К., Анна К., Сергей Г., Софья Ш.
4. Анализ работы органов самоуправления:
Участие учащихся в классном и школьном самоуправлении, организаторской деятельности соответствует возрастным особенностям. Дети по своему желанию и учетом своих возможностей распределились на сектора, среди них были распределены обязанности. На протяжении всего учебного года ребята активно и добросовестно выполняли свои обязанности: выпускали классные газеты, помогали в подготовке и проведении различных классных мероприятий. Активную помощь учителю оказывала староста класса – Арина И., которая является лидером класса и образцом для подражания.
5. Анализ развития учащихся класса:
В процессе обучения во 2 классе хорошие знания показали следующие обучающиеся: Арина И., Кирилл П., Катя К. . Они очень активны на уроках, показывают отличные знания. Таким учащимся как Олег Н., Настя М., Матвей А., Илья К., Надежда Я. необходима индивидуальная помощь со стороны учителя, помощь и поддержка своих родителей.
Одним из направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной. Уровень воспитанности учащихся достаточно высокий, хотя есть ученики, которые могут создать нерабочую атмосферу на уроке из-за своего недостатка в воспитании и низкой мотивации к обучению. Чаще всего эти дети плохо ведут себя и на переменах. С данными детьми и их родителями проводились неоднократно беседы, разъяснения, убеждения Работа над умением правильно себя вести будет продолжена в следующем году.
В классе уже есть лидеры – это Арина И., Кирилл П., Катя К.. На них равняются, к их мнению прислушиваются, с ними стараются дружить. Не случайно старостой класса была избрана Арина И.
6. Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе:
Использование различных форм и методов в воспитательной работе дают свои определенные плоды. Тематика мероприятий была разнообразна, направлена на всестороннее развитие и воспитание личности. Каждый ребенок мог найти ту тему, в которой смог бы проявить свои лучшие качества, применить свои знания по силам. Это создавало доброжелательную обстановку в классе, ситуацию успеха для участников. Девиз нашего класса можно выразить фразой «Не ошибается только тот, кто ничего не делает!», поэтому ребята не боялись выглядеть как-то не так, потому что знали, что над ними не будут смеяться. И это очень хорошо.
Почти все мероприятия у детей вызывали интерес и активное участие, но наиболее эмоциональным был праздник «День именинника». Здесь дети могли свободно танцевать, играть, участвовать в конкурсах по душе, сами выступать в роли ведущих, придумывая задания и конкурсы для именинников.
Конечно, чтобы дети могли быть свободными в своих проявлениях, им нужна свобода, но граничащая с обязанностями. Не бывает свободы и прав без определенных ограничений и обязанностей. Свобода каждого заканчивается там, где начинается несвобода другого. Это нужно разъяснять детям постоянно, пока не выработается толерантность в отношениях между людьми. Конечно, это работа не одного года, а нескольких лет, главное – не останавливаться на достигнутом уровне.
Не менее важной задачей воспитания является экологическое воспитание. Ведь от того как они будут относиться к окружающему миру будет во многом зависеть их гражданская позиция к малой Родине, к стране в целом. Не случайно с первого класса этому уделяется большое внимание. Очень поучительны и познавательны были классный час, посвященный «Дню Земли», «Моя малая Родина»
Формированию здорового образа жизни в 3 классе уделяется особое внимание. Вредные привычки, сохранение здоровья в раннем возрасте – одна из волнующих тем в воспитательной работе. В настоящее время дети уже имеют ослабленное здоровье, поэтому на классных часах необходимо заострять внимание детей на пагубном влиянии сигарет, алкоголя, наркотиков на детский организм, на возникновение несчастных случаев из-за них. Дети в ответе за свое здоровье наравне со взрослыми. Так как сейчас большинство детей проводят время за компьютером, необходимо внимательное отношение взрослых и контроль с их стороны за тем, что именно происходит с их детьми в виртуальном пространстве, чем они заняты, сидя за компьютером. Необходим цензор сайтов, чтобы оградить детей от неприятностей. Так на примере классного часа «Безопасность детей в интернете» дети поняли важность .
7. Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы:
В воспитательной работе нельзя не учитывать разно-уровневую подготовку детей во всех областях. Так в работе с одаренными детьми были использованы ИКТ-технологии - проведение дистанционных курсов в качестве поощрения за участие в конкурсах ИнфоУрок
8. Анализ педагогического взаимодействия с семьей:
В течение учебного года осуществлялась работа с родителями. Проводились индивидуальные беседы и тематические консультации, заседания родительского комитета, а также родительские собрания по темам:
Сентябрь - «За здоровье и безопасность наших детей. Безопасный маршрут от дома до школы и обратно».
Октябрь – «Законы жизни семьи, законы жизни класса. Предварительные результаты обучения учащихся. Успехи и затруднения».
Ноябрь – «Типы семей и стили семейного воспитания». Родительский лекторий.
Декабрь – «Причины и последствия детской агрессии. Совместные правила общения детей дома и в школе».
Январь - «Воспитание желания учиться»
Февраль – «Поощрение и наказание детей в семье»
Март - «Здоровый ребёнок – здоровое общество» Родительский лекторий
- «Влияние телевизора и компьютера на здоровье детей».
Апрель - «Воспитание желания трудиться»
Май - «Итоги учебного года. Лето без происшествий»
Участие родителей в воспитательном процессе осуществлялось с помощью следующих форм деятельности:
Дни творчества детей и родителей.
Внеклассные мероприятии.
Помощь в организации и проведении внеклассных дел.
Помощь в укреплении материально - технической базы класса.
Участие родителей класса в работе родительского комитета.
Работа с родителями:
1. Привлекать родителей к организации и проведению классных мероприятий ( праздников, конкурсов, экскурсий).
2. Усиливать внимание школы и родителей на воспитание детей в семье.
3. В течение года посещать семьи, находящиеся в социально-опасном положении . 4. Проводить родительские собрания.
5. Провести тестирование по теме «Классный руководитель/учитель глазами детей и родителей».
Родительский комитет класса:
Хочется отметить высокую активность посещения родителями классных собраний, что показывает значимость данных мероприятий, родительскую заинтересованность в своих детях, в изучении успехов или неудач своих детей и принятие соответствующих мер. Результаты анкетирования показали высокий уровень удовлетворенности моей работой в качестве учителя и классного руководителя, как учащимися 3 «А» класса так и их родителями. Это очень важно для меня. Буду стараться и в следующем году оправдать их ожидания.
Силами и средствами родителей в этом году был произведен косметический ремонт полов, приобретена классная доска, за что им огромное спасибо.
10. Выводы:
Цели и задачи воспитательной работы в 2014 - 2016 учебном году были направлены на создание условий для успешной работы в школе, формирование детского коллектива, умению общаться и сотрудничать, уважать чужое мнение, формирование нравственной культуры миропонимания, воспитание патриотического чувства к Родине.
Воспитательные мероприятия были направлены на достижение поставленных задач. В следующем учебном году необходимо продолжить работу по сплочению детского коллектива, развивать чувство отзывчивости и товарищества, воспитание патриотизма , формировать потребность в здоровом образе жизни, продолжить тесное сотрудничество с родителями в деле воспитания и развития учащихся будущего 3 А класса.