Программа работы с классным коллективом. Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!
Программа работы с классным коллективом ЗДОРОВЬЕ – ЛУЧШЕЕ БОГАТСТВОЯ здоровье сберегу, сам себе я помогу! Автор: Васильева Алиса Терентьевна,классный руководитель 4-а классаМОУ «Кугесьская СОШ № 1»Чебоксарского района ЧРС учётом ФГОС второго поколения
Здоровье ребенка – одно из важнейших условий успешности обучения и развития в школьном возрасте. Здоровье детей – один из критериев благополучия общества. Сегодня среди детей, поступающих в школу, здоровых не более 10% и около 50% будущих учащихся не обладают готовностью к школьному обучению.
Что делать?влияние фактора экологической обстановкиАктуальность разработки программы подтверждается рядом проблем, которые оказывают существенное влияние на состояние здоровья детей
Цель программы: создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся класса.Задачи:1.Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;2.Научить выполнять правила личной гигиены;3.Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах и обеспечить школьников в период их пребывания в школе горячим питанием;4.Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;5.Дать представление о вредных привычках и их пагубном влиянии на здоровье;6.Просвещать родителей в вопросах сохранения здоровья ребенка.
Принципы реализации программы1. Принцип «не навреди». Одинаково первостепенно и для медиков, и для учителей, и для родителей.2. Принцип триединого представления о здоровье. Неразрывное единство здоровья физического, психологического и духовно-нравственного.3. Принцип непрерывности и преемственности. Определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу в классе не от случая к случаю, а каждый день, на каждом уроке.4. Принцип комплексности. Только тесное, согласованное воздействие педагогов, психолога, родителей и врачей является условием достижения намеченных результатов.5. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье. Отсутствие у ребёнка, чувства такой ответственности, по сути, сводит на нет все усилия по формированию культуры здоровья.
Факторы, формирующие образовательную среду Материальные ресурсыМедицинское обеспечениеОрганизация питанияОрганизация учебного процессаОбразовательная среда ребенок
Этапы реализации программы:Предварительный периодмай - июнь 2008г(проведение диагностики и анализ результатов ,изучение состояния здоровья учащихся, разработка программы)Основной (апробационный) период сентябрь 2008 - март 2011г(реализация основных мероприятий; создание системы работы по ЗОЖ)Заключительный период апрель - май 2011г.(мониторинг эффективности программы, анализ выполнения программы, внеклассное мероприятие обобщающее и заключительное « Мы за счастливую жизнь»
кадровые: Антонова Елена Валентиновна, зам. директора по воспитательной работе; Шалькевич Павел Анатольевич, социальный педагог; Копытова Татьяна Владимировна, педагог-психолог районного ИМЦ; 5Кудряшова Светлана Ивановна, медицинский работник; Федотов Анатолий Тельманович, учитель физической культуры;Алексеева Елена Александровна, школьный логопед; Андреева Светлана Краснославовна, повар школьной столовой.2) материальные: финансы на сумму 500 руб. (для покупки ватманов, цветной бумаги, клея, призов и т.д.). Мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, канцелярские принадлежности.3) методические: журналы за 2006-2011 годы: «Начальная школа», «Классный руководитель», «Воспитательная работа в школе», «Педсовет», «Последний звонок».Ресурсы
Пути решения проблем: проведение часов здоровья, организация дней здоровья, спортивные состязания, беседы просветительская работа с родителями, тестирование, час общения, игры на развитие навыков общения, тренинг, интеллектуальная игра, просмотр видеофильмов, конкурсы рисунков, сочинений и т. д. Ожидаемые результаты: 1.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности.2.Рост уровня физического развития школьников.3.Увеличение численности учащихся, посещающих спортивные секции и мероприятия;4.Повышение успеваемости учащихся и снижение количества пропусков уроков по причине болезни.5. Выработка рекомендаций для родителей направленную на формирование в семьях здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.6.Поддержка родителями деятельности класса по воспитанию здоровых детей. Забота о здоровье учащихся – не доброе пожелание, а обязанность каждой школы, каждого учителя.
Факторы риска школьной средыНасыщенность учебных программАвторитарная педагогикаСнижение возраста начала школьного обученияНесоблюдение гигиенических требований к микроклимату, освещенности, учебной мебели, ТСО, сменной обуви и др.Нерациональное чередование учебы и каникулПлохая организация школьного питанияГиподинамичный характер обученияИспользование педагогических технологий, не прошедших гигиеническую экспертизу
Принципы сохранения здоровья учеников в учебном процессе:учет возрастных особенностей обучающихся;учет состояния здоровья детей данного класса;учет индивидуальных психофизических особенностей детей;структурирование урока на основе закономерностей изменения работоспособности;обучение в малых группах (индивидуализация обучения);использование наглядности и сочетание различных форм предоставления информации;создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы;формирование положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»);опора в обучении на жизненный опыт ребенка, «присоединение» нового знания к прежнему знанию и опыту.
Принципы сохранения здоровья учеников в учебном процессе:учет возрастных особенностей обучающихся;учет состояния здоровья детей данного класса;учет индивидуальных психофизических особенностей детей;структурирование урока на основе закономерностей изменения работоспособности;обучение в малых группах (индивидуализация обучения);использование наглядности и сочетание различных форм предоставления информации;создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы;формирование положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»);опора в обучении на жизненный опыт ребенка, «присоединение» нового знания к прежнему знанию и опыту.
Основные гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н. К. Смирнову)Плотность урока не менее 60% и не более 85 – 90%.Число видов учебной деятельности от 4 до 7.Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности не более 10 минут.Наличие 2 эмоциональных разрядок.Место и длительность применения ТСО в соответствии с гигиеническими нормами.Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся.Две физкультминутки за урок, состоящие из 3 лёгких упражнений, по 3 – 5 повторений каждого.Преобладание на уроке положительных эмоций.Момент наступления утомления учащихся (по снижению учебной активности) не ранее чем через 40 минут.
Приемы релаксации на уроках Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного напряжения Например: учащиеся по команде учителя встают и выполняют простые движения с проговариванием (поднимают руки вверх, вниз, прыгают, топают, имитируют движения). Дети как можно выше поднимают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасываем плечи вниз).
Прогнозируемая модель личности ученикаФизически, нравственно, духовно здоровая личность.Образованная, адаптированная к условиям социума.Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности благополучного существования человека.Правильная организация своей жизнедеятельности.Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом.Потребность в самостоятельной двигательной активности.Самоконтроль, личностное саморазвитие.Творческая продуктивность.
Отрицательное влияние увлечения компьютерными играминарушение нормального общения с детьми и взрослыми нечувствительность к эмоциям других людей перенапряжение глаз, искривление позвоночника, ожирение и др.замена реальной жизни виртуальной, возникновение так называемой “компьютерной зависимости” Требования к использованию ИКТВ классе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. Длительность занятий на компьютере 1кл. – 10 минут, 2-4 класс 15 минут за урок. В то же время педагогам и родителям нельзя забывать о вредном воздействии ИКТ. Статистика, о которой следует задуматься родителям50 % детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений 25 % детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд35 % ребят в возрасте от 6 до 12 лет на первое место поставили телевизор
ЕжедневноУтренняя гимнастика (перед уроками), контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью, охват горячим питанием, выполнение динамических, релаксационных пауз, ЕженедельноВыпуск «Страничек здоровья», работа в кружках, спортивных секциях, проведение уроков на свежем воздухе.ЕжемесячноКонсультационные встречи с родителями, диагностирование, генеральная уборка классной комнаты.Один раз в четвертьКлассные семейные праздники, экскурсии, родительские собрания.Один раз в полугодиеДни открытых дверей (для родителей), посещение кабинета стоматологии.Один раз в годМедицинский осмотр, профилактика гриппа и других вирусных инфекций, День здоровья, праздник здоровьяЦиклограмма работы класса
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВЦель и задачи здоровьесбережения учащихсяЗдоровьесберегающая инфраструктура Рациональная организация учебного процессаЭффективнаяорганизация физкультурно-оздоровительной работыРеализация дополнительных образовательных программПросветительская работа с родителями (законными представителями)Сохранение и укрепление здоровья младших школьниковКритерии оценки здоровья: УУД, мотивы, уровень работоспособности, рациональное питание, оценка наличия вредных привычек, закаливание и личная гигиена, положительные эмоции, оптимальный двигательный режим.Социальный заказ общества в сфере общего образованияМодельные характеристики здорового школьникаФГОССУБЪЕКТЫ С У Б Ъ Е К Т Ы Структура модели здоровьесбережения школьников
1.Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.Ценностные установки: ценность здоровья и здорового образа жизниЗадачи формирования ЗОЖ:организация качественного горячего питания учащихся.Оснащение кабинетов (в т.ч. медицинского), физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем (медицинским, спортивным, игровым).
Виды и формы мероприятий: Укрепление материально-технической базы. Комплектование необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).Планируемые результаты: соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся
Здоровьесберегающая инфраструктура Типовое здание школы с водопроводом, центральным отоплением, канализацией. Соответствует нормам СанПиН. В школе работают оснащенный спортивный зал общей площадью 285 м2, имеется спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём. Оборудованная спортивная площадка, 500 м2 Пришкольный опытный участок (0,25 га), где выращиваются овощи для школьной столовой. В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время. Все школьники обеспечены, горячим питанием. В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. В школе работает медицинский кабинет.В чем новизна гигиенических требований?Наполняемость класса – не более 24 чел.Зонирование учебных помещений для организации различных видов учебной деятельности (площадь помещений) Вес ранца с ежедневными учебными комплектами не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов – 2, 2 кг, для учащихся 3-4-х классов – 3, 2 кг. Не рекомендуется использовать в качестве сменной обуви туфли типа «лодочки», домашние тапочки, кроссовую обувь, туфли с нефиксированным задником.
3. Рациональная организация образовательного процессаЦенностные установки: Отношение к здоровью детей как главной ценности. Ценность рациональной организации учебной деятельности. Задачи формирования ЗОЖ: Повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями
4. Организация физкультурно-оздоровительной работы.Ценностные установки: положительное отношение к двигательной активности и совершенствование физического состояния. Задачи формирования ЗОЖ: Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в классе.- 2 часа физкультуры в неделю;- 1 раз в месяц День здоровья;- Недели здоровья по графику ;- Спортивные соревнования в соответствии с графиком;- Участие в районных соревнованиях;- «Папа, мама, я – спортивная семья» 2 раза в год. - 100% обучающихся вовлечены в деятельность по интересам (плавание, бокс, волейбол и т. д.)
5. Реализация дополнительных образовательных программПрограмма «Ты и твой организм» Пояснительная записка Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» – быть здоровым, «логос» наука), начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию ЗОЖ. Программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.Дети учатся гигиеническим навыкам, культуре поведения, правилам безопасной жизнедеятельности, получают некоторые сведения по анатомии и физиологии. С 1 класса ребята учатся беречь осанку, зрение и слух, ухаживать за кожей и зубами, знакомятся с докторами природы: Водой, Свежим Воздухом, Здоровой Пищей, Сном. Данная программа реализуется на часах классной рефлексии во внеурочное время.
- эффективное внедрение в систему работы класса программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс. Планируемые результаты :Виды и формы мероприятий:Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п. Цель данной программы: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Задачи формирования ЗОЖ:Включение каждого учащегося в здоровьесберегающую деятельность.
Виды и формы мероприятий:Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п. Планируемые результаты :- эффективное внедрение в систему работы класса программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс.
6. Просветительская работа с родителямиЦенностные установки: отношение к здоровью детей как главной ценности семейного воспитания.Задачи формирования ЗОЖ:Включение родителей в здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую деятельность класса.
Виды и формы мероприятий: Лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей. Приобретение для родителей необходимой научно-методической литературы. Планируемые результаты: - эффективная совместная работа педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
Дата проведенияТема занятийНоябрь1 класс «Здоровый образ жизни в семье - счастливое будущее детей»2 класс «Глаза – главные помощники человека. Компьютерная зависимость».3 класс «Воспитание неприязни к алкоголю, табакокурению, наркотикам»4 класс «Ешь правильно – и лекарство ненадобно».Декабрь1 класс «Организация режима дня – залог здоровья младшего школьника»2 класс «Психологические особенности внутрисемейных отношений.» 3 класс «Отдых и сон»4 класс «В здоровом теле - здоровый дух»Февраль1 класс «Личная гигиена младших школьников» 2 класс «Проблемы школьников со здоровьем»3 класс «Осанка и здоровье»4 класс «О родных и близких с любовью»Апрель1 класс «О правилах закаливания»2 класс «От чего зависит продолжительность жизни»3класс «О полезных и вредных привычках»4 класс «Профилактика и предупреждение «школьных болезней»» План занятий «Университета педагогических знаний для родителей»
Формы работы с родителямиТрадиционные формы Коллективные: Родительское собраниеОбщешкольная конференцияРодительский лекторийВечер для родителейРодительские чтенияСеминарПрактикум«Круглый стол»«Педагогическая гостиная»«Устный журнал»ТренингСпортивные соревнованияАкция «Милосердие»Акция «Книжка», «Игрушка»Трудовой десантСубботникКонцертВыставкаВернисажНетрадиционные формыИндивидуальные: Творческие дела.Семейные традиции.История моей семьи.Талисман семьи. Гороскоп семьиСемейная книга рекордов.Географическая карта моей родословной.Долгожитель» семьи ( книга, игрушка)День рождения в семье.Праздники семьиСемейные увлечения.Бабушкины пироги (выражения, страшилки, игры).Мой семейный альбом.Известные люди семьи.Папа может все.Наш дом театр, музей, оранжерея….Песни (сказки) моей бабушки.Самое ласковое мамино слово.Мое любимое блюдо.Я горжусь своим дедом!
Факторы формирующие наше здоровье и долголетие:окружающаясредагенетические факторымедициназдоровый образ жизни18-20%18-22%8-10%50-53%Пришли к выводу: наше здоровье в наших руках.Так будь здоров на все 100 годов!
style.rotationppt_wppt_y
Составили схему здоровья Мы пришли к выводу, что здоровье надо беречь смолоду. здоровьережим днячистота телавыбор одеждыдвижениерациональноепитаниезакаливание иоздоровлениеположительные эмоцииотказ от вредных привычек Здоровье человека- жизненно важная ценность, оно складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов. Берегите здоровье!
style.rotation
При создании презентации были использованы материалы презентаций :Презентация М.И.Степановой « Система гигиенических требований к условиям реализации государственных образовательных стандартов второго поколения» www.standart.edu.ruhttp://fgos.isiorao.ru Презентация В.В. Овсиенко, Л.И. Дельмухаметовой, Е.М. Левковец- учителей МОУ СОШ №11 г. Калининграда http://school.baltinform.ru/files/3/documents_5850_file.ppt Приемы релаксации на уроках http://www.altai.fio.ru/projeсts/group4/potok88/site/page04-1.htm
Полезно почитатьВасильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.Гарднер Говард. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс». 2007. - 512сКазаковцева Т.С. Косолапова Т. Л. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях / Т.С.Казаковцева, Т.Л.Косолапова //Начальная школа, 2006, № 6, - С. 68-74.Сиротюк А.Л. Природосообразное обучение как здоровьесберегающая технология //Кафедра, 2005. №2.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. – С. 272.