Опыт работы по патриотическому воспитанию младших школьников


Патриотическое воспитание средствами проектной деятельности (опыт работы по реализации дополнительной образовательной программы « Я гражданин России».
Один мудрец задал окружающим три вопроса: «Какое дело у человека самое важное? Какое время у человека самое важное? Кто из людей для нас самый важный?» Люди отвечали по-разному. Тогда мудрец сказал им: «Самое важное для нас в жизни дело то, которое мы сейчас делаем. Самое важное время – тот момент, в котором мы живем. Самый важный для нас в жизни человек тот, с которым мы сейчас имеем дело». Рядом с нами находятся наши дети, поэтому они – самые важные для нас люди. Так как через 5-10 лет у руля государства встанут те, кто сегодня сидит за школьными партами. Станут они расточителями, потребителями и нигилистами или будут истинными патриотами своей страны, духовно-нравственными людьми, знающими и любящими свое отечество, дорожившими традициями, радеющими о процветании Родины…это зависит от нас.
Для формирования чувства патриотизма, нравственности, духовности очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм от ума не бывает, он бывает только от сердца. Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.
С детства, ещё в школе, нас учат патриотизму. Однако никто не объясняет, что это. «Надо любить свою Родину»- говорят учителя. А как её любить? Что это вообще значит? Пришвин говорил, что «любить свою Родину, значит, знать её». Писатель фактически вывел определение патриотизма. У детей чаще всего понятие Родина ассоциируется с местом, где они живут. От того, насколько они хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства у детей.
В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых. Шкель В.Ф.
утверждает: (СЛАЙД)«Метод проектов.... очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения»Образовательное учреждение даёт детям возможность для накопления опыта, который ребёнок приобретёт самостоятельно и наиболее успешно с помощью метода проекта В основе, которого лежит развитие познавательных навыков критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, прогнозировать результаты и возможности разных вариантов решения, устанавливать причинно следственные связи.
Метод проектов направлен на развитие творческих способностей и активной созидательной деятельности, формирует навыки сотрудничества.
Проводя анкеты – опросники среди учеников, могу с уверенностью сказать, что не все обучающиеся понимают и знают, какой смысл скрывается за словами «Родина», «патриот», «гражданин», «патриотизм», «гражданственность» и какие именно качества они должны воспитывать в себе, чтобы стать в будущем опорой для своей страны.
Нет готовых, прописанных универсальных технологий по данному направлению. С чего начинать работу? Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям начальных классов? Как заинтересовать детей, родителей? Что из этого получится?
Исходя из этого, можно сделать вывод, что данная тема актуальна.
И в выступлении президента РФ В.В.Путина было сказано – «Патриотизм должен стать объединяющей идеологией России»
В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст в жизни человека является наиболее благоприятным, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы
Для решения этой проблемы я выбрала реализацию проекта «Я гражданин России»в рамках внеурочной деятельности.
Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставила развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни.
Для достижения данной цели решала следующие задачи:
- через систему мероприятий, формировать нравственные качества школьников: милосердие, искренность, достоинство, ответственность;
- через изучение к истории к культуры – формирование чувства любви к малой родине, уважительного отношения к национальным традициям своего народа;
- через изучение государственных законов, прав и обязанностей граждан России - формирование правовой культуры, готовности к сознательному служению своей Родине;
- через изучение героического прошлого своего города, знакомство с военными профессиями – воспитание уважения к военной истории, сохранение и приумножение воинских традиций.
Гипотеза:
В результате целенаправленной и системной работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей начальной школы, возможно, развитие у детей чувства любви к природе, семье, к своей стране, к окружающим людям. Возможно, что проект способствует возникновению желания совершать положительные поступки и добрые дела, поможет освоить традиции отечественной культуры.
Данная цель реализована через Курс «Я гражданин России», который используется с 1-4 класс.
Он включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России»
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой
1. раздел«Я и я»
2. раздел «Я и культура»
3.раздел «Я и культура»
4.раздел «Я и школа!»
5. раздел «Я и мое Отечество»
6 раздел « Я и моя планета»
Результатом данной работы стали творческие тетради учащихся, которые ежегодно пополняются по разделам.
Для чего нужны эти тетради?
Приводят знания ученика в систему
Данный материал использует на разных уроках
Выступают перед учащимися класса и школы
Принимает участие, используя данный материал, в школьных и городских проектах
Это результат творческого труда ученика
Проектная поэтапная работа по формированию патриотического воспитания реализуется по четырем направлениям:
Работа с детьми Работа с родителями Методическое сопровождение
Социум
Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:
Знакомство с родным городом, его историей2. Знакомство с родным краем и Россией3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.
“Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
В результате у учащихся формируется правосознание и воспитывается гражданская ответственность;
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
В результате у учащихся формируется уважение к членам семьи, воспитывается гордость за своих родителей, появляется понимание сущности основных социальных ролей.
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, выставки книг, «Книжкина неделя», защита мини- проектов «Культурная Тавда»
В результате у учащихся формируется умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
В результате у учащихся формируется осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ.
В результате развивается общественная активность обучающихся, воспитывается в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «В гости к зеленой аптеке».
В результате у учащихся воспитывается понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой, формируется эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Я считаю, что в сфере личностного развития воспитания обучающихся проект должен обеспечить:
Готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество.
В сфере общественных отношений проект должен обеспечить:
Осознание себя гражданином России на основе принятия национальных нравственных ценностей;
Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок.
Повышение ответственности у ребёнка за свои действия по отношению к природе Родины и уважению к своей нации и представителям других национальностей.
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:
постановка цели;
поиск формы реализации проекта;
разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
организация развивающей, познавательной, предметной среды;
определение направлений поисковой и практической деятельности;
организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Чтобы проект был успешным, я соблюдаю следующие условия:
учет интересов каждого ребенка;
деятельность детей без принуждения;
предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
совместное с взрослым поэтапное достижение цели;
тематика (проблема) из ближайшего окружения школьника, адекватная его возрасту.
Диагностика обучающихся начального общего образования по патриотическому воспитанию «Я – гражданин России»
Основные показатели воспитанности патриотизма Признаки и уровни формирующихся качеств.
1. Сформированность основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечест-ву», символы России и др. 3 – знает и может объяснить все основные понятия;
2 – объясняет понятия не полностью;
1 – в объяснении понятий допускает ошибки.
2. Сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой семью, класс, школу, страну. 3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям;
2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, людям;
1 – не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями.
3. Сформированность чувства любви к своей малой родине. 3 – знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям;
2 – интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством учителя, приветлив с жителями;
1 – не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает, неуважителен к своим сверстникам, взрослым.
4. Служение своими силами. 3 – участвует в делах при организации и поддержке учителя, проявляет инициативу при организации дел;
2 – участвует в организованных другими делах;
3 – неохотно принимает участие в делах.
5. Забота о своей школе 3 – активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других;
2 – участвует в делах класса и школы;
1 – в делах класса участвует при побуждении.
Расшифровка показателей
«3» - высокий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности;
«2» - хороший уровень;
«1» - низкий уровень.
Диагностика проводится выборочно
При проведении диагностики используются следующие формы:
наблюдение педагогом;
анкетирование;
рисуночный тест;
беседа;
мини-сочинения.
Примерная анкета «Родина в моей жизни»
1. Моя большая Родина – это…
2. Моя малая родина – это…
3. Самыми трудными событиями моей Родины были…
4. Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой…
5. Когда я вырасту, я хочу…
6. Я не хочу, чтобы моя Родина…
7. По отношению к Родине я испытываю…
8. Я благодарен своей Родине за то, что…
9. Патриотом своей Родины можно назвать человека, который…
10. Я стремлюсь быть…
11. Известные люди моего Отечества, моей малой родины, которых можно назвать патриотами своей Родины, - это…
Патриотическое и гражданское воспитание
Продолжи предложения:
1. Самое дорогое для человека – это…
2. Патриот своей Родины – это…
3. Вдали от родного дома я буду вспоминать…
4. Долг для меня – это…
5. Свет в окнах моего дома – это…
6. Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было…
7. Из традиции моей семьи мне бы хотелось взять в мою будущую семью…
8. Помогать Отечеству – значит…
9. Смыслом семейной жизни для меня является…
10. Закон для меня – это…
11. Когда звучит гимн нашей страны, я чувствую…
12. Символы нашего государства для меня…
Результаты работы показали , что проектная деятельность создает необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе
Результат
Работа над проектом дает положительный результат как:
- знания по истории и культуре родного края;
-ценностное отношение к историческим и культурным традициям родного края;
- развитие интересов и творческих способностей детей;
- опыт ведения исследовательской работы и в творческих группах;
-опыт социальных отношений;
-позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей;
-разными способами находить информацию и использовать эти знания;
- дает школе быть открытой для активного участия родителей;
Результат
Работа над проектом дает положительный результат как:
- знания по истории и культуре родного края;
-ценностное отношение к историческим и культурным традициям родного края;
- развитие интересов и творческих способностей детей;
- опыт ведения исследовательской работы и в творческих группах;
-опыт социальных отношений;
-позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей;
-разными способами находить информацию и использовать эти знания;
- дает школе быть открытой для активного участия родителей;