Педагогический опыт Баранской С.А. Конкурс Учитель года-2015
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДЖАНКОЙ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Всероссийский конкурс «Учитель года России»
Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка как предпосылка для гармоничного развития личности обучающегося в условиях внедрения ФГОС
Педагогический опыт работы
участницы конкурса
«Учитель года Крыма- 2015»
учителя русского языка и
литературы
Джанкойской
общеобразовательной школы №3
отдела образования
администрации города Джанкой
Республики Крым
Баранской Светланы Анатольевны
г.Джанкой - 2014
Основная цель современного школьного образования - целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация, эффективная реализация в сфере будущей профессиональной деятельности. Необходимым условием успешной социализации, интеллектуального и эмоционального развития личности является повышение общей и коммуникативной культуры. Разработанные единые государственные образовательные стандарты обращают особое внимание на развитие коммуникативной компетенции школьников - способности человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Поэтому особую важность приобретает формирование на уроках русского языка коммуникативной компетенции. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания многих правил и норм, которые должен учитывать носитель языка. Где, когда, что, как говорят, какое значение придается отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств - все это регулируется коммуникативной компетенцией.
Что же такое коммуникативная компетенция и в каких умениях она проявляется?
Коммуникативная компетенция – это способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения, которая выражается в умении:
- самостоятельно вступать в контакт с любым с любым типом собеседника (по возрасту, статусу и т.д.), учитывая его особенности;
- поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога;
- слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;
- высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;
- стимулировать собеседника к продолжению общения;
- грамотно разрешать конфликты в общении;
- оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.
Обучение ребенка вежливому, корректному общению – одна из главных задач учебных предметов «Русский язык» и «Литература». К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Анализ результатов ГИА, ЕГЭ по русскому языку выявляет невысокий уровень сформированности коммуникативной компетенции, связанный с не готовностью ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности, неумением выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач. Поэтому проблема развития коммуникативной компетенции сейчас очень актуальна.
Наряду с данной проблемой можно отметить ряд противоречий:
-между имеющимся у детей низким уровнем коммуникативной компетенции и необходимостью воспитания человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения;
-между пониманием, что речь – «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний и недостаточным использованием ее как средства самореализации и вхождения в социум;
-между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.
Цель моей работы - определить и апробировать технологии, методы и приемы, позволяющие наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы.
Работая над данной проблемой, я ставлю перед собой конкретные задачи:
-определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции;
-повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности;
-повысить результативность обучения;
-включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций;
-активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
Для достижения поставленной цели и решения вышеназванных задач на уроках применяю современные образовательные технологии: индивидуально-коммуникативного, проблемного обучения, личностно – ориентированное, проектное обучение, игровые технологии. Использую ИКТ, применяя различные программы, создаю к урокам слайд – фильмы, изучаю опыт создания мультимедийных презентаций; контролирующие задания совмещаю с методом проектной деятельности, игровыми технологиями.
Работа по формированию коммуникативной компетенции учащихся ведется мною на протяжении многих лет. Начиная с 5 класса, ученики учатся читать и пересказывать лингвистические тексты, составлять таблицы, писать сжатые и подробные изложения, сочинения.
В своей работе с учащимися на уроках русского языка я часто использую форму учебного диалога.
Диалог может быть двух видов: информационный (когда в процессе восприятия каждый партнер получает новую информацию) и интерпретационный (когда в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их интерпретация).
Информационный диалог обычно организуется в процессе овладения новыми знаниями, а интерпретационный диалог я включаю в любой структурный элемент урока (проверка домашнего задания, закрепление новых знаний, подведение итогов).
Остановлюсь на интерпретационном диалоге, целью которого является развитие диалогической учебно-научной речи, осмысление научной информации, оперирование ею с использованием терминов (подготовительный диалог), увеличение скорости интеллектуально - речевых реакций в непредсказуемых изменениях последовательности беседы (спонтанный диалог).
В организации интерпретационного диалога можно выделить два этапа: первый - подготовка содержательного плана, второй - реализация диалога (продуцирование речи партнерами по общению и оценка их речевой деятельности).
Существует множество способов подготовить предметный план диалогов. Считаю наиболее рациональными организацию диалогов по материалам изученной темы; диалоги по материалам, собранным в процессе рассредоточенной подготовки к сочинению.
В своей работе также остановлюсь на нескольких формах работ с текстом, используемых мною на уроках русского языка.
Лингвистические «угадайки»
Использую в своей работе на уроках русского языка в 5-7 классах.
Работа над нестандартными заданиями этого типа связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, учащиеся должны либо восстановить «первоисточник» (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо «угадать» слово по его описанию (толкованию). Выполнение подобных заданий во многом напоминает хорошо известную всем игру–задачу под названием «кроссворд» (без привычного заполнения буквами его клеточек, хотя возможно и такое задание).
Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся – за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов – и грамматический строй речи – при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно–выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).
Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:
• угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
• расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;
• разгадывание загадок (в том числе и лингвистических).
Лингвистические «почемучки».
Это вопросы использую для активизация мыслительной деятельности учащихся. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие «открытия» в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по–новому. За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить «научным языком». Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, то есть формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.
К заданиям этой группы относятся вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов).
Комплексный анализ текста.
Комплексный языковой анализ создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности.
В работе над комплексным анализом текста я в первую очередь руководствуюсь возрастными особенностями ребят. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему. По мере прохождения того или иного материала мною составляются тексты различного уровня сложности.
Начиная с 5 класса, обращаю внимание на изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор текста воздействует на читателя.
В старших классах (10-11классах) при работе над комплексным анализом наряду с повторением правил орфографии и пунктуации обращаю внимание на проблемный характер текста, учу определять позицию автора, типы и стили речи, что, безусловно, готовит учащихся для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме и по материалам ЕГЭ.
Работе над комплексным анализом текста уделяю и 10 минут урока, и весь урок, повторяю при этом значительный объем учебного материала.
Анализ текста, проводимый регулярно,имеет большое значение для развития речи учащихся, формирования умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание.
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка способствует разностороннему развитию языковой личности ученика, а также предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи. Школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что характеристиками той личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.
Библиография
1. Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. // РЯШ. – 2002. – №2
2. Балаклай А.Г. Осмысление слова. // Русская словесность. -2002. – №2
3. Богданова Г. А. Опрос на уроках русского языка.- М.: Просвещение,1996.
4. Бодалев А. А. Личность и общение.- М., 1995.
5. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. -М., 1972.
6. Волина В. В. Учимся играя.- Екатеринбург: Арго, 1996.
7. Горшков А.И. Русская словесность. Учебное пособие для учащихся –
М., 1995
8. Казарцева O. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.
9. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.
10. Ладыженская Г. Л. Методика развития речи на уроках русского языка.- М.: Просвещение, 1980.
11. Львова С.И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка. //Русская словесность. - 2003. – №4
12. Печенёва Т.А. Совершенствование речевой культуры школьников.// Русская словесность. - 2004. – №7
13. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие.- М.:АРКТИ, 2007.
14. Стативка В.И. Обучение диалогической речи на уроках русского языка. - РЯШ №6, 2002.
15. Гаврикова М.Ю., Гаврикова Н.Ю. Говорите красиво! Развитие речи учащихся 4-11 классов.- Волгоград: "Панорама", 2006.