Разработка урока Славянская мифология.Представления об устройстве мира древних славян. Миф и система первобытных верований.


Дата: 18 ноября 2015 год
Тема: Славянская мифология. Представления об устройстве мира древних славян. Миф и система первобытных верований.
Цель урока:
1)Обучающая: Ознакомить учеников с системой первобытных верований древних славян, с их представлением о происхождении человека, с богами славянского пантеона и сферой их влияния.
2)Развивающая: способствовать развитию познавательного интереса к предмету, интеллектуальной сферы деятельности учащихся.
3)Воспитательная: Формирование морально-этических принципов и эстетических идеалов, возбуждение интереса к истории, культуре народов.
Задачи: Оценить уровень освоения и осмысления фактического материала по теме, формировать самостоятельность, умение быстро ориентироваться.
Оборудование, наглядные пособия: Слайды «Боги Древней Греции», «Славянские боги», кроссворд, таблица.
Тип урока: Комбинированный.
Метод обучения: Репродуктивный, частично-поисковый (эвридический)
Ход урока:
1 Организационный момент (приветствие, фиксация отсутствующих, организация внимания: Мы с вами уже ознакомились с мифами Древней Греции, а сегодня приступаем к изучению нового раздела «Славянской мифологии»)
11 Актуализация ранее изученного.
Давайте вспомним, а что такое мифология? (совокупность мифов, наука изучающая мифы) Миф? ( повествование, предание, рассказ о богах, о героях, о сотворении мира). Из раздела «Славянская мифология» вам предстоит узнать много нового и интересного о славянских богах, о всевозможных духах и божествах, помогающих и вредящих людям, о происхождении человека и многое другое. Поэтому начать наш урок хочется с пожелания вам широкой дороги в страну таинственных примет, преданий старины глубокой; в страну знаний. Восточный мудрец Ас-Самарканди говорил:
«В знании величие и краса, знание дороже, чем клад жемчужин.
Время любой уничтожит клад, а мудрый и знающий вечно нужен».
2.
Пожалуйста, всегда помните об этом. А сейчас, чтобы проверить ваш уровень знаний по древнегреческой мифологии, я предлагаю вам ответить на следующие вопросы:
- Титан, которого Зевс приковал к скале и ежедневно отправлял орла клевать его печень? (Прометей)
- Златокудрый бог света и красоты, сопровождающий музами? (Аполлон)
- Сколько лет Пенелопа ждала своего мужа Одиссея? (20 лет)
- Почему Орфей не сумел спасти Эвридику? (оглянулся)
- Кто известен своими 12-ю подвигами? (Геракл)
- Самовлюблённый юноша, очарованный своим отражением? (Нарцисс)
- Бог виноделия, из культа которого возник театр в Древней Греции? (Дионис)
- Древний эпический слепой поэт Греции, автор «Илиады»? (Гомер)
- «Отец трагедии»? (Эсхил)
- Кто такие Кентавры? В каких произведениях мы уже встречали этих свирепых мифологических существ? (полулюди- полукони в мифах о Геракле, об аргонавтах)
А теперь, ребята, давайте попробуем разгадать кроссворд на тему «Боги Древней Греции?
2) 1)
3) 4) Бог неба у древних греков
Бог солнца в древнегреческой мифологии
Первоначально она была богиней неба, посылающей на землю дождь, а затем стала богиней красоты, и родилась из морской пены.
Громовержец и тучегонитель
По вертикали:
3) Бог подземного мира, царства теней умерших душ.
111. Освоение новой темы
А сейчас, ребята, когда вы справились с заданием, мы приступим к изучению новой темы.1- Для начала мы составим пары имён богов, древнегреческой и славянской мифологии, с одинаковой сферой влияния.
3.
Греческая мифология Славянская мифология
1.Уран 1.Сварог /это верховное божество, владыка Вселенной.все остальные боги считались его детьми и назывались сварожичи/
2.Гелиос 2.Даждь - Бог/дающий все земные блага, связанные с солнцем: свет, тепло, жизнь. Древние русичи называли себя даждь-божьими внуками и почитали этого бога как прародителя/
3.Зевс 3.Перун /Бог грома, грозы и молнии. Славяне его представляли грозным стариком с длинной бородой. Он был также и повелителем воинов. По воле князя Владимира идолу Перуна в 988 году была оказана особая честь – его не изрубили и не сожгли, а переправили по Днепру на о.Хортица
4.Афродита 4. Лада
5.Аид 5.Морана – богиня смерти, зимы, холода, тьмы
Из древнерусского языка в современный русский язык вошли слова с этим корнем: мор, морока, смеркаться.2- Определим их лексическое значение:
Мор- повальная смерть в следствии эпидемий, войн.
Морока - нечто путаное, непонятное, в чём трудно разобраться.
Многочисленные славянские племена называли одних и тех же богов зачастую по разному, поэтому определить точное количество богов славянского пантеона невозможно.
/3-Словарная работа: Пантеон – совокупность богов какой – либо религии/
Большинство летописей называют богов, культ которых учредил князь Владимир в конце Х века, когда крестилась Киевская Русь. Что же это за боги? Это и Велес (Волос), первоначально покровитель удачной охоты, затем бог скотоводства и земледелия, а позднее – и бог богатства. Это и Белбог, хранитель добра, справедливости, удачи и счастья. Из женских образов упоминается Макошь – богиня счастливой судьбы, которая прядет нить человеческой жизни, как пряха свою кудель в стихотворении Курдакова.
1V-Закрепление изученного 1-Выразительное чтение (наизусть) стихотворения «Пряха»:
Заметена по застреху изба,
Зиму прядут вековые метели.
Тащится ветхая нить из кудели
Ровно и медленно, словно судьба.
Спас позабыто темнеет в углу,
Пряха прядёт, словно молится богу,
Древнему Солнцу, Яриле , Сварогу,
Свету, глядящему с прялки во мглу.
4.
- Кто ещё, ребята, нашёл в художественных произведениях упоминание о богах?
2-Чтение наизусть отрывка из сказки Островского «Снегурочка»:
Свет и сила, бог Ярило!
Красное солнце наше,
Нет тебя в мире краше.
Даруй, бог света, теплое лето.
3-Пересказ «Народного мифа о солнце» (из романа П.Т.Мельникова-
Печерского «В лесах).
4-Ответы на вопросы учителя:
- О каких древних славянских богах идёт речь в этом мифе? Почему русичи сначала сжигали своих умерших, а потом стали предавать их земле? Это миф только о богах?
5- Вывод: (запись в тетрадь) Это миф не только о культе бога весеннего солнца и плодородия Яриле, . Это и первобытное представление славян о смене времён года, о происхождении человека. У древних русичей он был сыном бога весеннего плодородия и матери Сырой-земли
Породили человека, как мы выяснили, солнце и земля, а вот покровительствовала ему берегиня, прародительница и хранительница всего сущего на земле.
Образы берегинь были разнообразны: они охраняли человека, дома, в лесу, в поле, на воде; защищали посевы, скотные дворы. Детям пели колыбельные песни, рассказывали им сказки (байки), навевали сны. Это дед (дид) –прародитель, предок, хранитель рода и детей. Он же был и лесным божеством, охранником клада. Очень древним положительным божеством была баба Яга. Она охраняла околодомашнее пространство, традиции рода, детей. Всё доброе и почётное у древних славян было перенесено на домового. Он читался самым старшим и почётным лицом в семье. Его место в доме было за печкой, потому что древнерусский человек обоготворил очаг, как священное место, которое поддерживает жизнь. Дедушка Домовой смотрел за домашними птицами, за огородом, он противодействовал всякой нечистой силе, охранял счастье дома и живущей в нём семьи, защищал её интересы, благосостояние, предвещал смерть, сочувствовал семейному горю и сохранял семейную радость.
Со временем баба Яга из Берегинь , охраняющих околодомашнее пространство и детей, перешла в ранг отрицательных существ. Точно также дело обстояло и с образом домового. Я предлагаю для сравнения 2 стихотворения:
6-Выразительное чтение (наизусть) стихотворение Пушкина «Домовой»:
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!
Останься, тайный страж, в наследственной сени,
Постигни робостью полунощного вора
И от недружеского взора
Счастливый домик охрани!
7-Выразительное чтение стихотворения В. Муратовского «Домовой»:
Ты лицо моё обнюхал
Ты протопал по столу…
И опять мне дышишь в ухо –
В душу втискиваешь мглу.
И опять твои ладошки
По лицу скользят едва
Говорят, ты вроде кошки
И не делаешь вреда.
Но зачем почти что люто
Горло лапками мне сжал?!
Очень страшная минута…
Чем тебе я помешал?
8-Ответы на вопросы учителя:
- С какой стихией связан образ домового? (огня)
- Где его место в доме? ( за печкой)
- Как домовой защищает дом и свою семью?
- О чём может предупредить людей домовой?
- Охарактеризуйте домового в стихотворении Пушкина /дедушка-хозяин,
домовитый, расчетливый, противодействующей нечистой силе/
- Каким показан домовой в стихотворении Муратовского?
/способным на зло, пугающим, угрожающим жизни человека/
Не только бабе Яге, домовому, но и всем остальным духам, божествам, оберегавшим людей, придавались в период насаждения христианства демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерения. Так, русалка, когда-то помогающая человеку, плывущему по воде, достигнуть берега, превратилась в свою противоположность – существо, увлекающее на дно. Даже на слайде такая русалка изображена в окружении тех, кто поддался ее чарам и был затащен на дно.
9-Выразительное чтение стихотворения «Морская царевна» Лермонтова:
Вот оглянулся царевич назад:
Ахнул! Померк торжествующий взгляд.
Видит лежит на песке золотом
Чудо морское с зелёным хвостом;
Хвост чешуёю змеиной покрыт,
Весь замирая, свиваясь, дрожит;
Пена струями сбегает с чела,
Очи одела смертельная мгла.
Но древние славяне поклонялись и таким духам – злобным, вредящим, кровожадным, мстительным.
Кого, ребята, вы можете назвать из «нечисти». /упыри, лешие, кикиморы, Кощей и многие другие, крадущие звёзды, пьющие кровь, резвящиеся/
10-Выразительное чтение стихотворения Некрасова «Пир ведьмы»:
Темно в хате, душно в хате,
Пляшут ложки на столе
Скачет ведьма на ухвате,
Едет чёрт на помеле.
Ветер свищет, ветер вьётся,
Воет бор, ревёт ручей;
Вдаль по воздуху несётся
Стая леших и чертей
Поле стонет, поле плачет,
Завывает , словно волк;
По земле ползёт и скачет
Змей гремучих целый полк.
Словно пляшет на три сорта
Сатанинская семья!
И колдунья, сватья чёрта,
От восторга не своя.
В литературе мы почти не встретим древних славянских богов, а вот представители низшей мифологии попадаются гораздо чаще. Произведения о них («Вий» «Майская ночь, или утопленница» нам предстоит ещё прочитать на следующих уроках, а сейчас обобщим изученное на этом:
V-Обобщающее закрепление
- Славянские боги и сфера их влияния ?
- Кому ещё, кроме богов, поклонялись древние русичи?
- Основные черты славянской мифологии?
- Магия? Какие магические обряды вы знаете?
- Антропоморфизм?
- Анимизм ?
- Тотемизм?
- Кто был тотемом у древних славян?
V1-Подведение итого урока. V11-Рефлексия деятельности.Учащиеся прикрепляют смайлики на эмблему.
V111-Домашнее задание /ознакомительное чтение статьи учебника. «Славянская мифология и литература» стр. 85-88, ответы на вопросы/.
Творческое задание на дом: написать историю, в которой герою одни существа помогали бы, а другие вредили.

Алматинская область Жамбылский район
сш. Бердыкулова с ДМЦ
Открытое внеклассное мероприятие в 8 классе «В» на тему:
«Знаем русский и язык художественной литературы»


Преподаватель Дьякова В.С.


Узынагаш 2015