Презентация к родительскому собранию на тему Агрессивные формы поведения в подростковой среде
Агрессивные формы поведения в подростковой среде. Выполнила педагог-психолог МАОУ «СОШ №74» Дубинина Ирина Александровна Агрессивность - это поведение человека по отношению к другим людям, стремление причинить им нетерпимости, нанести вред.агрессия в человеке заложена биологически. Это механизм, позволивший человеку в очень давние времена выжить среди более приспособленных и сильных животных. В последующем, решив эти задачи, агрессия не исчезла, а по мере развития человека и образования общества, попала под контроль социальных норм и функций.Современные психологи выделяют позитивную агрессию, обеспечивающую индивиду, группе или обществу в целом возможность выживания, безопасности и развития, и агрессию негативную, направленную на удовлетворение влечений путем причинения вреда окружающим Формы проявления: Вербальная - гиперактивность, психическая неуравновешенность.Экспрессивная - невербальные средства проявленияФизическая – использование физической силыНегативизм – оппозиционная форма поведенияПодозрительность – склонность к недоверию и осторожном отношению к людямОбида – проявление зависти и ненависти к окружающим В структурированном виде агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действий. Агрессивные действия выступают в качестве:1. Средства достижения какой-либо значимой цели.2. Способа психологической разрядки.3. Способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении.Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного (понимания ситуации); эмоционального (гнев, отвращения, презрения, злости);волевого (целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность (качества сами по себе вполне положительные).). Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие: недостаточное развитие интеллекта;сниженная самооценка;низкий уровень самоконтроля;неразвитость коммуникативных навыков;повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.). Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни (А. И. Захаров, 1982; Г. Крайг, 2001). Факторы формирования патологических форм агрессивного поведения 1. Дисгармоничное воспитание.2. Безнадзорность.3. Пример агрессивного поведения в ближайшем окружении ребенка/подростка.4. Травматический опыт насилия (морального, физического, сексуального) в семье или вне семьи.5. Стресс и фрустрация базовых потребностей ребенка/подростка.6. Социальная неуспешность ребенка, его непопулярность среди сверстников.7. Врожденные физические аномалии.8. Хронические соматические заболевания.9. Органические заболевания и иные поражения головного мозга.10. Нарушения интеллектуального развития.11. Неврозы и невротическое развитие.12. Поведенческие расстройства детского и подросткового возраста.13. Эмоциональные расстройства.14. Посттравматическое стрессовое расстройство.15. Психопатическое развитие и личностные расстройства.16. Психотические состояния. Причины агрессии в подростковой среде: Возрастные особенности развития («гормональный взрыв» в подростковой среде)Влияние взаимоотношений родителей, агрессивное поведение родителей по отношению к другим людямВоздействие средств массовой информацииУчебно-воспитательные учреждения Ведущие расстройства в подростковом возрасте:аффективные расстройства или расстройства настроения (депрессия, дистимия, тревога и страхи);расстройства влечений;психопатическое развитие личности. Показатели исследования У юношей наиболее выражена физическая и вербальная агрессияУ девушек формируется в большей степени негативизм, подозрительность5% студентов не имеют агрессивного поведения44% имеют демонстративное поведение4% не нуждаются в семейной защите13% имеют личностную тревожность Коррекция агрессивных проявлений Четкое представление о возрастных особенностей проявления агрессииУмение выявлять первые симптомы агрессивности и правильно реагировать на них: Игнорирование агрессивной тенденции и не фиксирование на ней вниманияВключение агрессивного действия в контекст игры, придав ему новый социально приемлемый смыслНе принимать агрессию и установить запрет на подобные действияОбучение различным формам саморегуляции Умение взрослых находит компромисс в конфликтахИзбегать позиций и стараться не допускать их у студентовОбвинение всегда и во всем других и никогда себя«Поиск мишени» - стремление выместить агрессию на невинном человеке«Оправдание через нападение» Приписывание своих недостатков партнеруСамоутверждение путем унижения другого