Учебно-методическая карта практического занятия ПМ. 01 МДК 01.01 Р1 Здоровый ребенок по теме: Препубертатный и пубертатный периоды
БУ «Нижневартовский медицинский колледж»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
практического занятия № 5
Специальность: Сестринское дело
Дисциплина: ПМ.01 «Здоровый человек и его окружение» Раздел 1 «Здоровый ребенок»
Тема: Препубертатный и пубертатный периоды
Тип занятия: практическое
Форма проведения: комбинированное занятие
Цели занятия:
Учебная: сформировать профессиональные компетенции.
Развивающая: научить работать в группах; научить планировать деятельность; организовывать свою деятельность; самостоятельно получать дополнительную информацию из разных источников и анализировать ее.
Воспитательная: воспитать у обучающихся гуманное, милосердное отношения к пациенту, его окружению, уважение к его личности, способности учитывать его индивидуальность; понимание сущности и социальной значимость своей будущей профессии.
Межпредметные связи:
- с анатомией и физиологией человека
- с фармакологией
- с основами латинского языка
-с биоэтикой
- с гигиеной и экологией человека
После изучения темы обучающийся должен
знать:
АФО органов и систем детей в препубертатный и пубертатный периоды
Особенности физического и полового развития детей в препубертатном и пубертатном периодах
Особенности поведения детей в препубертатном и пубертатном периодах
Факторы риска детей в препубертатном и пубертатном периодах
Особенности гигиены детей в препубертатном и пубертатном периодах
уметь:
Провести оценку физического и полового развития детей в препубертатном и пубертатном периодах
Провести плантографию
провести антропометрию
Определить ИМТ
Провести оценку факторов риска у детей в препубертатном и пубертатном периодах
Консультировать по вопросу гигиены детей в препубертатном и пубертатном периодах
Обеспечение занятия
А) технические средства обучения:
компьютер
классная доска (меловая), мел
телевизор
Б) учебные места: кабинет доклиники
В) Литература
основная:
Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие/ Д.А. крюкова, А.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. В.Б. Кабарухина. – Изд. 11-е, дополненноеи перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 474 с.: ил.
Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.:ОАО «Издательство «Медицина», 2010.
дополнительная:
Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник/ В.А. Медик, В.К. Юрьев. – 3-е изд., перераб.и доп. – М: ГЭОТАР-Медиа. 2013. – 288 с.: ил.
Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: практикум: учеб пособие / В.А. Медик, В.И. Лисицин, А.В. Прохорова. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2013. –144 с.: ил
Г) Медицинское оборудование:
весы электронные
аппарат для измерения АД
плантограф
Ход занятия № 1
(270 минут)
№ п/п
Этапы занятий
Время
1
2
4
1 - 45 минут
1
Организационная часть (проверка присутствующих, готовность обучающихся к занятию, наличие формы и т.д.).
Обучающиеся должны иметь записи лекций, чистые тетради для практических занятий, простые карандаши, резинки.
5 минут
2
Начальная мотивация учебной деятельности (название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса)
Значение: формирование специалистов, способных обучать население принципам здорового образа жизни; проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия; консультировать пациента и его окружение по вопросам иммунопрофилактики; консультировать по вопросам рационального и диетического питания; организовывать мероприятия по проведению диспансеризации.
Связь с современностью, перспективы развития вопроса: профилактической работе, организованной в системе первичной медико-санитарной помощи в стране уделяется первостепенное значение.
Освещение структуры занятия:
опрос
самостоятельное изучение материала
закрепление изученного материала
5 минут
3
Контроль исходного уровня теоретических знаний
Приложение №1
35 минут
2 - 45 минут
4
Закрепление теоретического материала – выполнение тестовых заданий
Приложение № 2
45 минут
3 - 45 минут
5
Самостоятельная работа студентов
Приложение № 3
45 минут
4 - 45 минут
6
Самостоятельная работа студентов
Приложение № 4
45 минут
5 - 45 минут
7
Самостоятельная работа студентов: отработка манипуляций
Приложение № 5
45 минут
6 - 45 минут
8
Подведение итогов занятия.
45 минут
Всего
270 минут
Преподаватель: Ю.С. Суржик
Приложение №1.
Контроль исходного уровня теоретических знаний (Задания на оценку знаний – 1 уровень освоения)
Вопросы:
Какие периоды жизни называют препубертатным и пубертатным? (7-11-12; 11-12-18)
Какие изменения происходят в коже и подкожно-жировой клетчатке в этом возрасте? (усиленный выброс андрогенов – угри; увеличивается секреция потовых желез; перераспределение жира).
Какие изменения происходят в костно-мышечной системе? (до 9 лет-рост верхней части туловища, после 9 лет – нижних конечностей; замена молочных зубов на постоянные; в начале периода развиваются мелкие мышцы; в 7-10 лет – пик мыш. выносливости; на развитие мышц влияет соматотропный гормон и андрогены – в 14-15 лет прослеживаются половые различия в уровне развития скелетной мускулатуры).
Какие изменения происходят в дыхательной системе? (4 стадия развития легких – урежение ЧДД; у девушек-грудной тип дыхания, у юношей – брюшной; подростки испытывают недостаток кислорода – гипоксия).
Какие изменения происходят в ССС? (отставание темпов дифференцировки нервного аппарата и проводящей системы от темпов роста мышечной ткани - возможных функциональных нарушения - боли в области сердца, приступы сердцебиения, жара и прилива крови к голове, покраснение лица, периодических подъемов АД).
Укажите на особенности физического развития в эти периоды (высокие темпы нарастания роста, массы тела, увеличение окружности головы и грудной клетки; в препуб. периоде девочки опережают мальчиков по темпам физ.развития).
Какие параметры используют для оценки физического развития подростков? (рост, массы тела, окружность головы и окружность грудной клетки, эластичность кожных покровов, плотность (тургор) мягких тканей, мышечный тонус, состояние статики, эмоциональный настрой ребенка; признаки и сроки полового созревания – шкала Таннера)
Перечислите особенности НП и социального развития в препубертатном периоде (моторное развитие дети могут быстро перестраиваться во время движения, выполнять ритмичные движения в указанном темпе, танцевать, кататься на лыжах, коньках, умеют плавать, работать с различным материалом (шить, вырезать, вышивать и т.д.); сенсорное развитие дети хорошо отличают различные геометрические фигуры, как простые, так и сложные, используют не только основные цвета, но и их оттенки, полутона; умственное развитие дети знают многие правила родной речи, правильно пользуются ими, строят образные, сложные предложения, решают задачи различной степени сложности, знают таблицы умножения и деления, выполняют различные задачи на компьютере, используя не только игровые, но и обучающие программы; игровая деятельность - коллективные игры, хотя с возрастом могут предпочитать творческие дела и игры, требующие уединения, любят игры, требующие внимания, сложные, во время игр строят планы, совершенствуют их замысел, в играх учитывают ситуацию, выбирая соответствующий стиль общения с окружением; поведение - становится более упорядоченным, они могут испытывать сложные моральные переживания за свои поступки, поступки других, критически их оценивать, соотносить с общепринятыми правилами поведения и общения; критически оценивают черты характера и взаимоотношения людей, окружающих их; соблюдают правила этикета - первыми здороваются со взрослыми, благодарят, уступают место; появление негативизма).
Перечислите особенности НП и социального развития в пубертатный период (самый трудный период для обоих полов; изменение соматотипа (мезоморфный - стройный, эктоморфный - худой, эндоморфный – рыхлый; социальное созревание отстает; самосознание – самооценка; интеллектуальная сфера: мальчики – абстрагирование, девочки – детали, словесно-речевая деятельность; формирование неформальных групп; дружба; влияние полового созревания; самоопределение - выбор профессии).
Приложение № 2.
Выполните тестовые задания (Задания на оценку знаний – 1 уровень освоения и понимание – 2 уровень понимания).
Задание: укажите правильные утверждения.
1. Уменьшение частоты дыхательных движений у ребенка младшего
школьного возраста связано с:
а) появлением умения контролировать физическую нагрузку;
б) развитием дыхательного центра;
в) увеличением площади альвеол;
г) совершенствованием центральной нервной системы.
2. Нарастание массы тела в младшем школьном возрасте связано с:
а) преимущественным увеличением жировой ткани;
б) усилением аппетита;
в) развитием мышечной ткани;
г) развитием костей скелета;
д) занятиями физкультурой.
3. По сравнению с массой тела рост активнее увеличивается:
а) весной;
б) летом;
в) осенью;
г) зимой;
д) эти процессы не связаны со временем года.
4. Единственный период, когда показатели мышечной силы девочек
превосходят таковые у мальчиков, это:
а) начало преддошкольного периода;
б) середина дошкольного периода;
в) конец младшего школьного возраста;
г) середина старшего школьного возраста.
5. В подростковом периоде наиболее характерным является:
а) интенсивное развитие мышечной ткани;
б) интенсивное развитие дыхательной системы;
в) увеличение размеров сердца;
г) значительное увеличение размеров желудка.
6. Появление юношеских угрей связано с:
а) усилением секреции эстрогенов;
б) усилением секреции андрогенов;
в) усилением функционирования потовых желез;
г) изменением реакции пота.
7. Для поведения подростка, его действий часто характерным является:
а) противоречивость, непоследовательность;
б) неподвижность, застой;
в) активность, наступательность;
г) аффективность, неадекватность.
8. Для коррекции поведения подростка можно рекомендовать:
а) опеку со стороны окружения;
б) подавление стремления к самоутверждению и самостоятельности;
в) отказ от вмешательства в воспитание подростка;
г) поддержку и поощрение к самостоятельности и самоутверждению.
9. Для профилактики подросткового алкоголизма можно рекомендовать:
а) убедить подростка и его окружение, что употребление алкоголя
не является признаком взрослости;
б) направить подростка на цикл лекций о вреде алкоголизма;
в) при встрече с подростком, находящимся в состоянии алкогольного
опьянения, сделать ему внушение о вреде алкоголя;
г) публично высмеять подростка после алкогольного эксцесса.
10. К числу социально допустимых токсикоманий можно отнести:
а) употребление галлюциногенов;
б) злоупотребление слабоалкогольными напитками;
в) табакокурение;
г) злоупотребление чаем и кофе.
11. К числу побудительных мотивов употребления алкоголя подростками
нельзя отнести:
а) желание самоутвердиться;
б) высокий уровень самооценки;
в) доступность алкоголя;
г) семейные традиции употребления алкоголя.
12. Самообследование яичек проводится с целью:
а) определения достижения половой зрелости;
б) раннего выявления опухолей;
в) сравнения с нормальными размерами;
г) выявления аномалий развития.
13. Установите соответствие:
Пол ребенка
Признаки полового созревания
Мужской
Женский
А. Формирование молочных желез
Б. Оволосение лобка
В. Оволосение подмышечных впадин
Г. Начало менструального цикла
Д. Оволосение лица
Е. Мутация голоса
Ж. Рост хрящей гортани
14. Метод, позволяющий получить отпечаток стопы человека для определения ее формы, называется____________________________________
15. Привычная поза стоящего человека без активного мышечного напряжения называется______________________________________________
16. Установите соответствие:
Показатель
Перешеек свода стопы
Нормальная стопа
Уплощенная стопа
Плоская стопа
А. 40%
Б. 42%
В. 53%
Г. 63%
Д. 70%
17. Первая менструация у девочек называется:___________________________
18. Ведущим показателем, характеризующим соответствие НПР возрасту. для детей школьного возраста является:
а) развитие моторики;
б) развитие речи;
в) появление сюжетных игр;
г) появление ролевых игр;
д) развитие интеллекта.
19. Основными компонентами ЗОЖ в подростковом периоде являются:
а) соблюдение гигиенических норм и правил режима учебы, труда, отдыха, питания;
б) оптимальный двигательный режим;
в) отсутствие вредных привычек;
г) высокая медицинская активность;
д) правильное экологическое поведение.
20. Основными факторами риска развития вредных привычек у детей и подростков являются:
а) перенесенные заболевания и травмы нервной системы;
б) наследственная отягощенность;
в) акцентуации характера, дисгармоничность психического развития;
г) техногенное загрязнение окружающей среды
д) асоциальность семьи и ближайшего окружения;
е) неорганизованность досуга, безнадзорность детей.
Эталоны ответов на тестовые задания.
№ вопроса
вариант ответа
№ вопроса
вариант ответа
1
в
12
г
2
в,г
13
1-Б, В, Д, Е, Ж
2 – А,Б, В, Г
3
а,б
14
плантография
4
в
15
осанка
5
в
16
1-А;
2- Б;
3 – В, Г, Д
6
б
17
менархе
7
а
18
д
8
г
19
а, б, в, г, д
9
а
20
а, б, в, д, е
10
г
11
б
Приложение № 3.
Самостоятельная работа студента (Задания на применение знаний – 3 уровень освоения)
Задание №1. В школе проходит профосмотр учащихся 10 класса. На приеме – девушка 15 лет. Физическое развитие: масса тела – 52 кг, рост – 160 см, НПР – соответствует возрасту. Половое развитие: грудь округлой формы, сосок и околососковый кружок имеют форму конуса, околососковый кружок пигментирован; лобковая область и половые губы покрыты длинными густыми вьющимися волосами; такими же волосами покрыта почти вся поверхность подмышечной впадины; менструации нерегулярные.
Задание: оцените физическое развитие подростка и степень полового созревания.
Эталон ответа:
1.Мд = n*5-20=15*5-20=75-20=55+/-10 кг (мин. масса 45кг., макс. 65 кг) Вывод: т.к. фактическая масса тела 52 кг – она соответствует возрасту.
2. Lд = 130 + 5*(n-8) = 130 + 5*7 = 130 +35 = 165+/-10 см (мин.длина 155 см, макс. длина 175 см) Вывод: т.к. фактическая длина тела 160 см, она соответствует возрасту.
3. Половое развитие: Ма3 – грудь округлой формы, сосок и околососковый кружок имеют форму конуса, околососковый кружок пигментирован;
Р3 - лобковая область и половые губы покрыты длинными густыми вьющимися волосами;
Ах3 - такими же волосами покрыта почти вся поверхность подмышечной впадины;
Ме3 - менструации нерегулярные.
Формула: Ма3 Р3 Ах3 Ме3; вывод: половое развитие не соответствует возрасту, т.к. отстает по показателю Ме3 (должно быть Ме4).
Задание № 2.
Практическое задание: оцените результат плантографии.
I вариант
№ задания
Условия задачи
Результат
1.
Линия внутреннего свода стопы находится между линиями АВ и СВ
2.
Определить наличие или отсутствие поперечного плоскостопия, если линия ОР=23 см, линия QK=8 см
Эталон ответа:
I вариант:
№ задания
Ответ
1
стопа нормальная
2
соотношение ширины и длины стопы = 34%, значит поперечного плоскостопия - нет, т.к. норма не более 40,5%
II вариант
№ задания
Условия задачи
Результат
1.
Линия внутреннего свода стопы находится правее линии СВ
2.
Определить наличие или отсутствие поперечного плоскостопия, если линия ОР=21 см, линия QK=9 см
Эталон ответа:
II вариант:
№ задания
Ответ
1
стопа уплощена
2
соотношение ширины и длины стопы = 42 %, значит поперечное плоскостопие присутствует, т.к. норма не более 40,5%
III вариант
№ задания
Условия задачи
Результат
3.
Линия внутреннего свода стопы находится левее линии АВ
4.
Определить наличие или отсутствие поперечного плоскостопия, если линия ОР=22,5 см, линия QK=9 см
Эталон ответа:
III вариант:
№ задания
Ответ
1
стопа плоская
2
соотношение ширины и длины стопы =40 %, значит поперечного плоскостопия - нет, норма не более 40,5%
Приложение № 4.
Самостоятельная работа студента (Задания на применение знаний – 3 уровень освоения)
Задача №1. Вы - медицинский работник в школе. Ваша задача – провести беседу с учениками 10 классов о гигиене подросткового периода.
Задание:
1. Перечислите основные проблемы в пубертатном периоде.
2. Составьте план беседы с юношами и девушками по вопросам гигиены.
Задача №2. Вы - медицинский работник в школе. Ваша задача – провести беседу с учениками 10 классов о профилактике ранней беременности.
Задание:
1. Перечислить особенности взаимоотношений между полами в пубертатном периоде.
2. Составить план беседы с юношами и девушками по вопросу профилактики ранней беременности.
Задача №3. Вы - медицинский работник в школе. Ваша задача – провести беседу с учениками 10 классов о профилактике вредных привычек.
Задание:
1.Перечислить особенности социального поведения в пубертатном периоде.
2. Составить план беседы с подростками о профилактике вредных привычек.
Приложение № 5
Самостоятельная работа студентов – отработка манипуляций (формирование ПК)
Плантография
Измерение АД
Измерение веса, роста
Определение ИМТ
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 1Заголовок 415