Организованная образовательная деятельность «Путешествие в космос» Старшая группа


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Организованная образовательная деятельность
«Путешествие в космос»
Старшая группа
left158750

Воспитатель:
Зайкова Ольга Владимиров
НОД «Путешествие в космос»
Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, музыка.
Группа: старшая
Продолжительность:  25 минут
Цель: Закрепление и обогащение представлений о космосе и космонавтах.
Задачи:
 Обучающая задача: Поддерживать и развивать в детях интерес к окружающему миру. Знакомить дошкольников с профессией космонавт. Продолжать знакомить с первым покорителем космоса - Ю.А. Гагарин, А.А. Леонов. Закрепить у дошкольников знания о небесных телах (звездах, планетах).
 Развивающая задача: стимулировать воображение, логическое мышление, память, внимание.
Воспитательная задача: Воспитывать: уважительное отношение к людям, осваивающим космическое пространство; воспитывать чувство патриотизма, гордость за знаменитых людей, прославивших родную страну.
 Речевая задача: активизировать речь детей, ввести в активный словарь следующие слова: космонавт, скафандр, шлюз.
 Материал: Презентация «Покорители космоса», демонстрационный материал «Космос», макет «Солнечная система», цветная бумага, аудиозапись «Раскрасим все планеты» гр. «Барбарики», видео «Наша вселенная», аудиозапись «Космос», воздушный шарик желтого цвета на палочке (для экспериментальной деятельности), звезды желтого и белого цвета.
Методы и приемы:
Игра путешествие, ИКТ, мотивация, беседа, физкультурная минутка, художественное творчество, ритмопластика, рефлексия, проблемные вопросы, диалогово-информационный метод, словесный метод, наглядный метод, практический.
Предварительная работа:    предварительные беседы; рассматривание энциклопедий, книг о космосе; рисунки о космосе;                                 
                                                                                                
Ход НОД.
1. Организационный момент.
• Сообщение темы занятия.
2. Теоретическая часть.
Беседа «История покорения космоса»
Физкультминутка «Зарядка космонавта».
«Планеты солнечной системы»
5. Ритмопластика «Невесомость»
6.Экспериментальная деятельность.
Опыт «Солнечная система»
7. Практическая часть.
макет солнечной системы
8. Окончание занятия.
Подведение итогов.
Рефлексия.
КОНСПЕКТ НОД:
Дети с воспитателем под музыку входят в зал, встают в круг.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся и
И друг другу улыбнемся
Посмотрю на ваши лица
С кем бы мне тут подружиться?(со мной)
Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей, давайте им улыбнемся и поздороваемся! (Здравствуйте)
Мы сегодня с вами отправимся в путешествие, а в какое вы узнаете, отгадав мои загадки.(картинки показываю, когда дети отгадали загадку)
1. На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на(ракете)
2. Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в(телескоп)
3. Посчитать совсем не просто
Ночью в темном небе звезды.
Знает все наперечет
Звезды в небе(звездочет)
4. Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте.
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной -(комета)
5. Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический (метеорит)
6. Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд.
Как одинокий таинственный путник,
Летит по орбите искусственный (спутник)
7. Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам (Луна)
8. Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется (Земля)
9. Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты (Космос)
Воспитатель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня? (О космосе)(Слайд 1)
Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы поговорим с вами о космосе, о том, как люди стали осваивать космическое пространство. Давайте с вами сейчас сядем на полянку и я вам что-то интересное расскажу (дети садятся полукругом перед экраном). (Слайд 2)Прежде, чем в космос полетел первый человек, учёные сначала отправляли в космическую неизвестность различных животных. Это были собаки, кролики, насекомые и даже микробы.(Слайд 3)Первая маленькая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. (Слайд 4)А 3 ноября 1959 года собака Лайка в специальном скафандре отправилась в космос. Лайка из космоса не вернулась. Вслед за Лайкой в космос полетели и другие собаки. Каких двух собак полетевших в космос вы знаете? (Белка и Стрелка) (Слайд 5)Молодцы! Следом за Белкой и Стрелкой полетели еще две собаки (Слайд 6)-Чернушка и Звёздочка.Все они возвратились на Землю. Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.(Слайд 7)12 апреля 1961 года с космодрома Байконур поднялся в небо космический корабль «Восток»с человеком на борту. Как звали первого космонавта?(Слайд 8)(Юрий Алексеевич Гагарин) Правильно! Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Именно он открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут (1час и 48 минут) и совершил посадку в заданном районе. Осуществилась давняя мечта человека – обрести крылья и взлететь над Землёй. Хорошая практическая и физическая подготовка позволили Юрию Гагарину войти в отряд космонавтов. Он был выбран из всех самых лучших, здоровых и подготовленных. А кто из людей первый вышел в открытый космос? (ответы детей)Ребята, а что по вашему мнению означает фраза «вышел в открытый космос»? (ответы детей)Выход в открытый космос - это работа или прогулка космонавта в космическом пространстве за пределами своего корабля. (Слайд 9)Первый выход в космос совершил Алексей Архипович Леонов 18 марта 1965 года с борта космического корабля «Восход – 2». Общее время первого выхода составило 23 минуты 41 секунду. Он покинул кабину через шлюз. Как вы думаете что такое шлюз? (ответы детей)(Слайд 10)Это люк или дверь космического корабля. В советских космических кораблях с самого начала имелся отдельный шлюзуемый отсек.(Слайд 11)Алексей Архипович Леонов отплыл от корабля на пять метров, удерживаемый тросом. Он включил кинокамеру и несколько минут снимал корабль и плывущую под ним землю. Всего Леонов пробыл в открытом космосе 12 минут 9 секунд.Алексей Архипович Леонов испытал трудности с возвращением на корабль, поскольку его скафандр из-за разности давлений раздулся и не проходил через воздушный шлюз «Восхода». Только стравливание давления кислорода в скафандре позволило тогда благополучно завершить полёт.(Слайд 12)Сейчас Алексею Леонову исполнилось 80 лет.(Слайд 13)У каждого народа есть люди, которые прославили свою страну, свою Родину, и мы гордимся тем, что в нашей стране России есть такие замечательные люди, как Гагарин и Леонов, и еще много других космонавтов, которыми мы тоже очень гордимся.
Воспитатель: Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать космонавт? (смекалкой, хорошей физической подготовкой, взаимопомощь)
Как вы думаете, что увидел Алексей Леонов, когда был в открытом космосе? (звезды, кометы, планеты, метеориты и.т.п.)А вы хотите побывать в космосе?(да) Давайте отправимся в путешествие на моем «мечталете» в космос. Но сначала, как настоящие космонавты, проведем с вами небольшую космическую тренировку. (Физкультминутка «Зарядка космонавта»)
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем,
А потом наоборот –
Влево, вправо поворот.
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись ещё разок!
Раз, два, три, четыре,
Плечи выше, руки шире.
Опускаем руки вниз
И в ракету ты садись!
(под слова педагога дети выполняют необходимые движения)
Молодцы! Вы настоящие космонавты. Проходите в ракету.
Чтоб отправиться в полет
проведем обратный счет.
10, 9,8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 пуск (видео взлета ракеты, видео про планеты)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествовать по космосу? (да) Как звали космонавта, который вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов) А вы хотите полетать как он в открытом космосе? (да) (дети встают в ракете и повторяют движения за воспитателем)
Внимание! Одеваем скафандр. Берём одну штанину, одеваем. Вторую – одеваем. Проталкиваем руки в один рукав, в другой. Берём шлем- надеваем на голову. Космонавты готовы! Экипажи могут покинуть корабль, выйти в открытый космос.
Ритмопластика «Невесомость». (видео «Наша вселенная», космическая музыка, выключить свет и включить светильник «Звездное небо»))
А вы знаете почему в нашей солнечной системе все планеты вращаются вокруг солнца? Давайте пройдем в нашу космическую лабораторию и проведем один опыт.
Опыт «Солнечная система».
Цель: объяснить детям почему все планеты вращаются вокруг солнца.
Оборудование: Воздушный шар (желтого цвета) на палочке, на который по окружности прикрепленны 9 шариков на ниточке.
Это наше солнце, а 9 шариков – это планеты. Вращаем шар, все планеты летят по кругу. Если его остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему? (рассуждения детей)
Вывод: Солнцу помогает вечное движение, если солнце не будет двигаться вся система развалится.
Воспитатель: Молодцы! Наше путешествие подошло к концу. Садитесь в ракету. Сейчас начнется  спуск на землю.
Один, два, три, четыре, пять, мы летим к земле опять. (дети выходят из ракеты)
4636135329565Прилетев на землю все космонавты докладывают командиру полетов о проделанной работе.
1.Интересно ли вам было летать на мечталете?
2. Что нового вы сегодня узнали?
3. Мимо каких планет мы сегодня с вами пролетали?
4. Что вы узнали о планетах нашей солнечной системы?
Воспитатель: Какие вы молодцы! Вы теперь настоящие космонавты! Все настоящие космонавты передают свой накопленный опыт следующему поколению. Я хочу вам предложить сделать макет солнечной системы.
(Дети подходят к столу, где лежит цветная бумага, сменяют ее в комочки и приклеивают на уже готовый макет солнечной системы)
Рефлексия: Ребята, посмотрите какая красивая солнечная система у нас получилась, но на ней не хватает звезд. У меня есть звезды разных цветов ярко желтые и белые. Желтая звездочка означает, что вам наше космическое путешествие очень понравилось, а белая звездочка означает, что наше космическое путешествие вам не очень понравилось, или у вас возникли какие-то трудности. Я предлагаю вам сейчас выбрать звездочку, которая вам подходит и приклеить ее на наш макет солнечной системы.
Вы все просто замечательно поработали! Мне с вами было очень интересно! Вот и закончилось наше путешествие. А давайте вы дома со своими родителями найдете новую информацию про наших космонавтов и нам потом расскажете.
Спасибо всем за работу. До свидания! До новых встреч! (дети под музыку группы «Барбарики» «Разукрасим все планеты» уходят).