Конфликтные ситуации в воспитательном процессе и пути их разрешения.


Конфликтные ситуации в воспитательном процессе и пути их
разрешения и профилактики.
(из опыта работы) педсовет 06.04.13
Формирование человека начинается с раннего детства, когда закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности.
Понимание – начало согласия. Если педагог понял ребенка и вовремя скорректировал его поведение – это даст свои положительные результаты. Пусть это произойдет не скоро, но результаты стоят долгих ожиданий. Нужно определиться в понимании того, что каждый ребенок в коллективе и без него проходит свой путь, путь размышлений и пониманий, путь решений и надежд.
Факторы, провоцирующие агрессивность у ребенка
По результатам наблюдения за поведением ребенка в различных ситуациях, а также в процессе беседы с родителями и педагогами можно выявить круг причин, или факторов, провоцирующих агрессивность. Основаниями для классификации детской агрессивности на виды и причины могут служить следующие признаки:
•Наследственные
•Органические
• Социально-бытовые
•Ситуационные
Работа над данной темой предусматривает использование различных методов и приёмов.
Метод коррекции поведения . Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.
Метод воспитывающей ситуации – это метод организации деятельности и поведения воспитанников процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить проблему выбора ,способа отношений с другими людьми.
Метод социальной пробы (испытания) как метод самовоспитания реализуется при создании условий для возникновения ситуации и условий для самостоятельного ее решения ребёнком. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная толерантная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.
Метод рефлексии формирует сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали в себе. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми. Она характеризуется умением человека управлять своими отношениями.
В свое работе мы используемые различные приёмы для организации деятельности детей:
Приём “Взаимопомощь”. Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
Приём “Акцент на лучшее”. Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.
Приём “Ломка стереотипов”. Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры “Хочу быть миллионером”.
Приём “Общаться по правилам”. На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают “статус” всех его участников.
Приём “Коррекция позиций”. Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, повышающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению агрессивного поведения (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т.п.).
Приём “Добрые слова”. Детям предполагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т.п.).
Приёмы, в которых используется содержание литературных произведений, кинофильмов и т.д.
Когда происходит конфликт, важно уметь оставаться объективным, выслушать спокойно позиции конфликтующих сторон и правильно использовать знакомые методы и приёмы для разрешения конфликта.
После возникновения конфликтной ситуации на уроке физкультуры на следующий день были приглашены родители провинившихся детей для обсуждения причин и последствий конфликта. Из уст провинившихся ребят прозвучали извинения в адрес пострадавшего. Через несколько дней было проведено классное родительское собрание с участием всех мальчиков.
При обычной беседе с детьми, они не всегда правдиво характеризуют своих одноклассников. Данное собрание было проведено в форме интерактивной игры.
Метод интерактивной игры
Интерактивная игра – это активный метод обучения, основанный на опыте, полученном в результате специально организованного социального взаимодействия участников с целью изменения индивидуальной модели поведения. То есть, это такие методы, которые организуют процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников возникает некое «новое» знание, родившееся непосредственно в ходе этого процесса, либо явившееся его результатом.
Педагог производит подбор конкретной интерактивной игры, которая, по его мнению, может быть эффективной применительно к данной группе или теме.
Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит поработать, а также с целью, которую нужно достичь.
Педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах игры, дает им четкие инструкции о том, в каких пределах они могут действовать в процессе игры.
Происходит непосредственно процесс игры, в ходе которого участники активно взаимодействуют, пытаясь достичь поставленной цели. Игра может состоять из нескольких этапов. В зависимости от особенностей конкретной игры, педагог может вносить определенные изменения в ее ход, если это оговорено объявленными участникам правилами.
По окончании игры, после небольшой паузы, призванной успокоить эмоции, происходит процесс рефлексивного анализа. В ходе рефлексии участники оценивают произошедшее с позиции участника игры, вместе с тем, стараясь абстрагироваться и проанализировать игру с точки зрения наблюдателя.
Процесс анализа начинается с концентрации внимания на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в ходе игры и по ее окончании. Затем следует переход к содержательному аспекту: как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, какой результат был получен и т. д. Рефлексивный анализ заканчивается обобщающими выводами и умозаключениями, которые можно сделать по итогам процесса взаимодействия в ходе игры.
Для детей были даны задание: я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь. 2. Ты ударяешь его.
Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней. 2. Ты обижаешься и мстишь.
С тобой поступают жестоко.
1.Ты отвечаешь тем же. 2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
«Клубок пряжи» (мальчикам было непросто говорить приятные слова по отношению друг к другу), «Угадай одноклассника по описанию» (детям пришлось для правильного отгадывания говорить правду о своих одноклассниках, некоторым родителям пришлось покраснеть из-за нелестных эпитетов по отношению к их детям)
В процессе работы с детьми и родителями были сформулированы правила класса: 1. Принимать другого таким, какой он есть.2. Не делить на плохих и хороших.3. Отказаться от доминирования.
Как предупредить конфликты?
Их можно предупредить с помощью воздействия на детей через родителей, работать над развитием детского коллектива, формируя в детях умение, гасить конфликт или не допускать его. Я стараюсь выработать в детях привычку уступать и верить, что уступка не слабость, а сила. Важно научиться прощать и быть терпимым, уважать и любить других. Не надо стесняться быть заботливым, добрым.
В своей работе применяю деление детского коллектива на микрогруппы по интересам и по личной симпатии.
Для детей с нестандартным поведением очень важно научиться правильно оценивать собственные поступки.
Важно также детскую активность направить в правильное русло. Саттаров Артём, Свинцов Иван, Пищерков Влад принимают активное участие в проводимых конкурсах и мероприятиях различного уровня.
Саттаров Артём занял 1 место во II Всероссийском дистанционном марафоне «Веселая математика» (для 3 класса) в декабре 2012 г. ;
1 место во Всероссийской дистанционной игре-конкурсе «Новогодние приключения Маши в Стране Знаний», декабрь 2012 г ;В международном дистанционном конкурсе ЭМУ-Специалист 2013, в предметном раунде по математике в регионе 3 место;
-Свинцов Иван занял 2 место в муниципальном этапе республиканских соревнований «Белая ладья»;
В международном дистанционном конкурсе ЭМУ-Специалист 2013г., в предметном раунде по математике в регионе занял 7 место;