Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе коррекционной школы — интернат VIIIвида.
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе коррекционной школы - интернат VIIIвида.
Стрельцова Фатима Магомедовна
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное /коррекционное/ образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Пролетарск
Аннотация:
В статье рассматриваются возможности применения ИКТ в воспитательной работе на базе коррекционной школы - интернат. Особенности применения ИКТ технологий, на примере мультимедийных презентаций на воспитательных занятиях.
Одной из важнейших задач специальной коррекционной школы VIII вида состоит в том, чтобы подготовить каждого воспитанника к жизни в социуме с учётом показателей здоровья, личностных характеристик и индивидуальных возможностей каждого. Одним из таких способов для дальнейшей социализации детей с ОВЗ в обществе является использование компьютерных технологий в воспитательном процессе. Компьютерные технологии способствуют развитию личности, помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Включение компьютерных технологий в воспитательный процесс позволяет воспитателю организовать разные формы познавательной деятельности на занятиях, сделать активной и целенаправленной работу воспитанников.
Использование ИКТ в моей работе открывает возможности:
представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
активизировать познавательную деятельность воспитанников;
оптимально использовать время на воспитательном занятии;
видеть реакцию воспитанников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к внеклассным мероприятиям считаю создание мультимедийных презентаций. Применение на занятиях электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, т.к. именно здесь возможно учесть специфику конкретной группы воспитанников, конкретный контингент детей с учетом их психического, физического и эмоционального уровня развития.
Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Воспитательные занятия, самоподготовки и коррекционно-развивающие занятия, проводимые с использованием мультимедиа в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья при восприятии материала. При использовании мультимедийных презентаций появляется возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию воспитанников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию. Работа предполагает организацию активной деятельности самого ребенка. Вызвать такую активность непросто, для этого необходим специальный настрой воспитанника на восприятие предлагаемой ему информации. Мультимедийные презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов занятия. При создании презентации сначала выстраиваю в систему тот материал, который нужно повторить или обобщить, разбиваю его на самостоятельные дидактические единицы – учебные эпизоды, каждый из которых составляет определенный слайд. Работая с отдельным слайдом, продумываю, за счет чего будет усилен обучающий эффект воспитательного занятия: правильной последовательности подачи материала на экран, верным выбором эффекта анимации, цветовой гаммы, представлением печатного текста, который должен появиться на экране в заранее продуманное время.
Активно использую ИКТ при проведении воспитательных мероприятий по социализации воспитанников. Проводились такие мероприятия: « Россия - моя Родина», «Красная книга Донского края», «70 лет Великой Победы» основными задачами которых являлись – выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. С использованием ИКТ были проведены следующие открытые воспитательные мероприятия на школьном уровне: фольклорные праздники «Крещенский вечерок»; «Масленица».
Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и воспитателя, и воспитанника. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют не только насытить воспитанников большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные, творческие способности воспитанников, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Опыт организации воспитательного процесса по описанным моделям в использовании ИКТ в коррекционной школе VIII вида позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки воспитанников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации. Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате применения ИКТ в нашей школе - интернат, значительно повысился интерес педагогов в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в конкурсах и проектах.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов воспитанников, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Литература:
1. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.- №4(34)
2. Матрос Д.Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу // Информатика и образование. – 2000. – № 8 3.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994