Родительское собрание Ситуации успеха в жизни младшего школьника

Родительское собрание
«Ситуации успеха в жизни младшего школьника»

Поступление в школу – новый этап в жизни маленького ребенка. При поступлении в школу практически у половины детей повышенная самооценка и направленность на успех. Это объясняется тем, что любое начинание, самостоятельные действия, начиная с первых шагов, поощряются родными. Когда родители стремятся понять, что же нужно их ребенку при какой-либо неудаче, то это сочувствие и присутствие рядом, которое не исключает критики неправильных действий, помогает лучше любых нравоучений. Переступив порог школы, маленький ребенок на каждом шагу оценивается (учителем, сверстником, родными). Естественно, что оценка не всегда положительна, или замечание, сделанное учителем, не всегда корректно, или череда неуспехов преследует ученика. В этом случае велика вероятность того, что ребенок, пришедший в школу с настроем на успех, теряет уверенность в своих возможностях.
Ситуации успеха в жизни младших школьников играют первостепенную роль. Учитель должен стимулировать детей, направлять их деятельность в «положительное русло», настраивать их на успешное будущее. А.С. Макаренко писал: «Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать саму радость успеха, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, - это сила и красота» Отсюда выдвигается первостепенная задача учителя: видеть в самом плохом – хорошее, продвигать это хорошее, стимулируя к дальнейшим успехам и победам!
Мотивация на успех у младших школьников.
Мотивация поведения – это внутреннее побуждение личности к тем или иным поступкам, социальным воздействиям и взаимодействиям и, в общем виде, к проявлению активности личности. Необходимо знать о двух важных типах мотивации поведения – мотивация на успех и мотивация боязни неудачи. (4)
Мотивация на успех относится к позитивной мотивации, а мотивация на неудачу – негативная мотивация.
При позитивной мотивации младший школьник, начиная дело, имеет ввиду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности личности лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха.
Знакомясь со своим новым классом, учитель по «внешней» деятельности детей может определить, мотивирован ли ребенок на успех или на неудачи. И чем раньше учитель определит степень его мотивации, тем легче будет исправить негативную мотивацию.
Мотивированные на успех (надежда на успех). В деятельности такие дети обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия, ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности, активность в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени. Предпочитают выбирать средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, нереалистически высокие отклоняются, т.е. предпочитают рисковать расчетливо.
В случае чередования успехов и неудач склонны к переоцениванию своих неудач. При выполнении заданий проблемного характера в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, у таких детей улучшается. Склонны к восприятию и переживанию времени как «целенаправленного и быстрого», а не бесцельно текущего. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его привлекательность скорее всего возрастает. Вместе с тем притягательность задания особенно возрастает, если оно выбрано самим субъектом (учеником), а не просто предъявлено учителем. При «навязывании» задания в случае последующей неудачи его привлекательность может не возрастать, а остаться на прежнем уровне.
Мотивированные на неудачу (боязнь неудач) проявляют противоположные черты во «внешней» деятельности. Диагностика мотивации на успех и неудачи в школьной практике осуществляется методом наблюдения. Факторы успешности мотивации младшего школьника делятся, как и вся мотивация, на внешние и внутренние. Когда учащиеся испытывают личностную причинность в учебе, они воспринимают свои занятия как внутренне мотивированные. С другой стороны, если учеба воспринимается как обусловленная внешними факторами и обстоятельствами (наличием контроля, поощрений, наказаний и т.п.), то она постепенно утрачивает внутреннюю мотивацию. Еще один фактор – ощущение учащимися собственной компетенции.
Так например, когда в учебных ситуациях существуют позитивные обратные связи (похвала, одобрение, переживание успеха и т.п.) от самой деятельности, ее внутренняя мотивация усиливается. Если же преобладают негативные обратные связи (критические ситуации и оценки, свидетельствующие о неуспешности и некомпетентности учащихся), то внутренняя мотивация снижается. К факторам, оказывающим положительное воздействие, следует отнести ситуации свободного выбора. Выбор, совершаемый самими учащимися, дает им возможность почувствовать свободу и самодетерминацию в учебе. Все факторы и условия, воздействующие на внутренние мотивы, ведут к повышению у ребенка чувства собственного достоинства и значимости, тем самым повышая мотивацию на успех. В этой связи учителям следует очень внимательно относиться к правильному осмыслению учащимися системы школьных отметок.
Оценка успехов в учении.
В первом классе, как правило, не применяются отметки как способы стимулирования учения. В педагогическом процессе, основанном на принципах личностно-гуманного подхода к детям, значение отметок снижается. Так было в экспериментальном обучении, проводимом под руководством Л.В. Занкова, а также В.А Сухомлинским в средней школе; так же происходит и в работе тысяч творческих учителей. В первом классе при таком подходе существуют некоторые методические аспекты:

Оценка учителем работы детей.
Смысл оценки нельзя свести, сузить до значения отметки. Оценка – это процесс соотнесения результатов учебного труда школьника с намеченными эталонами с целью выявления качества знаний и определения путей их дальнейшего совершенствования. Отметка – отражатель результата процесса оценивания. Естественно, что невозможно уподобление оценки и отметки. Для формирующейся личности самого маленького школьника важны не формальные знаки его успехов, а терпеливое, чуткое объяснение, что и как нужно делать, в чем и как он продвигается. В практике иных учителей возникли новые эквивалентные отметки – разные звездочки, словесные отметки и пр. Такие подходы к оценке учебной деятельности обедняют процесс оценивания, радость познания подменяют стремлением во что бы то ни стало получить похвалу, материализованную награду. Поэтому оценка учителя должна стать не столько результатом аптечного взвешивания знаний ребенка, качества его умений и навыков, а, в первую очередь, проявление чуткости, доброжелательности, сорадости, сопереживания с ним в связи с результатами учения, оказание помощи в более активном продвижении вперед, в преодолении трудностей и неудач. Оценки учителя должны выражать его оптимистичное отношение к ребенку. Малыш стремится учиться не потому, что он узнает новое, развивается, но и потому, что самый главный авторитет (а таким для него становится учитель), тоже будет рад его успехам и огорчаться в случае неудачи. Например, формы выражения учителем своей оценки могут быть такими:
в форме восхищения тем, что хорошо ребенок выполнил задание;
в форме сорадости, что старания ребенка увенчались успехом;
в форме сопереживания и оптимизма;
в форме удивления.
Вместе с такими эмоциональными высказываниями в соответствующей тональности учитель дает конкретный совет, как совершенствовать знания и умения.
Свои оценочные отношения учитель может выразить ученику лично. Тут огромную роль играет мимика, тон и пр. При оценке письменных работ учитель отмечает ошибки и дает образец для упражнения. Раскрывая тетрадь, ученик должен видеть картину своих успехов и только на этом фоне получать дополнительные задания.
Коллективная оценка.
В отношении каждого ребенка должно быть сформировано доброжелательное оценочное отношение детского коллектива. Ребенок должен развиваться не в сравнении с другими, а соразмерно своим стараниям и чуткой методической помощи учителя. Детей надо настроить, чтобы они искали друг в друге положительное, хорошее, видели успехи товарища и радовались им, помогали друг другу достигнуть большего. Ярлык слабого, отстающего ни в коем случае не должен быть наклеен, однако это не означает, что дети не должны критиковать друг друга. Применяя формы коллективной оценки, учитель помогает детям увидеть успех товарища, оптимистически настроиться по отношению к его возможностям и на этом фоне высказывать пожелания и замечания. Коллективной оценке служат конкурсы по оформлению книжек, выставки и пр. Крайне интересна детям такая форма коллективной оценки, как обсуждение рисунка, работы и пр. Всем детям возможность высказывать мнение, доказывать его фактами, давать советы товарищу.
Самооценка детей.
Не научить детей способам самооценки означит не сориентировать их на самосовершенствование. Например, в экспериментальном обучении применяются такие формы самооценки:
после завершения письменной работы каждому предлагается просмотреть свою работу, исправить ошибки, самому оценить результат. Учитель помогает индивидуально;
обсуждение ребенком вслух собственной работы;
индивидуальный опрос, направленный на проявление индивидуальных возможностей.
Итак, учитывая все вышеперечисленные методические аспекты, можно сделать вывод о том, что успех в учении у младших школьников зависит от построения учебного процесса, а оценочная деятельность педагога должна не быть отдельной частью урока, а пронизывать всю его работу. Следует оценивать не только результат учебного труда детей, но и особенно их прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявлять самостоятельность.
Все вышеперечисленное является одной из важных составных частей формирования у детей «направленности» на успех. И учитель должен помочь детям, подсказать, направить и научить их быть успешными и удачными во всех областях жизни.

Успехи младших школьников или обучение без неудач
В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий, успех в жизни. Для ребенка таким естественным «полигоном» радостей и разочарований, успехов и неудач является школа и все то, что связано с ней. Уильям Глассер считает, что если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни. Также он считает, что нужно создавать такие школы, в которых бы все дети учились успешно. «Разумеется, каждый ребенок должен нести ответственность за собственный труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей. Однако ответственность за обеспечение такой системы образования, где бы успех был делом не только возможным, но и реальным, где бы дети успешно учились и могли реализовать свои способности, должно нести общество». Чтобы избегать неудач в школе, в дальнейшей жизни, надо с раннего детства приучать детей к ответственности за свою учебу.
Опыт человечества выделяет два пути, которые ведут к осознанию своей личной идентичности – это любовь и самоуважение. Для большинства детей младшего школьного возраста существуют только два места, где они могут научиться следовать этими путями: дом и школа. Если дома все благополучно, то ребенок может добиться успеха и вопреки тому негативному, что происходит в школе, но полагаться на это рискованно. Прежде всего, первый учитель должен обеспечить ребенку два пути, по которым он должен пройти: любить и быть любимым, получить хорошее образование и, следовательно, поверить в себя. Если личностные потребности детей не реализуются дома, они должны реализоваться в школе. Чтобы проложить путь к успеху, дети должны получать в школе то, чего им недостает: добрые взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми. Для того чтобы наладить контакт с ребенком, учитель должен понять, что несмотря на его прошлые неудачи, он может добиться успеха в настоящем, если взаимоотношения «учитель-ученик» будут строиться на основе сегодняшних конкретных задач. Чтобы помочь ребенку избавиться от преследующих его невзгод и добиться успеха, учитель должен внушить ему необходимость самому анализировать и оценивать свои поступки.
Анализируя типологию отношений учителя – ученика, систему школьного образования, У. Глассер выделяет факторы обучения без неудач:
Умение мыслить. Обучение должно вестись, основываясь не на заучивании, а на мышлении.
Деление детей на гетерогенные (неоднородные) классы.
Это классы, сформированные только по возрастному признаку. Преподавание в таких классах трудно, но у детей есть стимул к учебе, в таких классах меньше неудачников, а более способные ученики могут помогать своим товарищам.
Отмена традиционных оценок.
Поощрения за особые достижения в учебной работе.
Проведение различного рода классных собраний.
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
Итак, успех – категория совсем не абстрактная. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка, подростка – от юноши, юноши – от взрослого. Естественно, что, рассматривая различные ситуации успеха, нужно учитывать все особенности человека, как физические, так и психологические, и только на основе этого простраивать свое общение .
Психолого-педагогический аспект успеха и ситуаций.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия: «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – это результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать учитель. Переживание же радости, успеха – это нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны.
Успех может быть кратковременным, частым, длительным, сиюминутным, устойчивым, значительным, связанным со всей жизнью и деятельностью ребенка. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить стиль и ритм его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенно, если это касается учебы – самой главной линии ожиданий ребенка, самого главного рубежа его стремлений. Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку .
С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, либо превзошел их.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики учителя, семьи.
Младший школьник не столько осознает, сколько переживает. У младших школьников разделяется успех по ожиданиям:
Предвосхищаемый успех. Ребенок ждет его, надеется на него. В основе такого ожидания могут быть и обоснованные надежды (он хорошо учится,старателен,хорошо развит),и упование на какое-то чудо.
Констатирующий успех. Школьник фиксирует достижение, радуется ему. Успех мог быть ожидаемым, неожиданным, подготовленным, неподготовленным. Важно, что он состоялся, что он создал у ребенка отличное настроение, дал ему возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей. Важно только заметить эту радость.
Обобщающий успех Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью С одной стороны, это благо. Это состояние уверенности, защищенности, опоры а самого себя. С другой, - опасность переоценить свои возможности, успокоиться, почить на лаврах. Макаренко А.С. считал, что успех открытия не может возникать на пустом месте. Его надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему достичь не удается .
Заключение Учитывая, что психовозрастые особенности младшего школьника находятся в активном развитии и то, что мы закладываем в него на самой трудной первоначальной ступени обучения, должно реализовать себя в будущем в самом «лучшем» виде. Конечно, первостепенное значение имеет мотивирование ребенка на дальнейший успех. Оценка успехов в учении очень важный элемент. Задача учителя состоит в том, чтобы каждому из своих воспитанников возможность, поверить в себя.
Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан прежде всего себе. Помощь учителя,. Какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Ребенок должен впитать ее в себя, не замечая,. Точно так же, как вдыхает воздух,. не замечая его. стоит ребенку почувствовать, что открытие сделан с подачи учителя, что заслуга его лишь в том, что он послушно шел за ним, радость успеха может померкнуть.








13PAGE 14115


13PAGE 141015