ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Нескородева Людмила Владимировна, учитель физической культуры.

Северский район
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная)
школа-интернат пгт. Ильского





ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА













2015г.
   Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
                                     От жизнедеятельности, бодрости детей зависит
 их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
 прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский

Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Вступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей. Здоровьесберегающие технологии очень важны в учебно-воспитательном процессе, ведь образование ни в коем случае не должно отражаться на здоровье учащихся.
Как учитель может сохранить здоровье детей?
        Такая проблема, как здоровье детей, на сегодняшний момент актуальна как никогда раньше. И именно педагог  может помочь ребенку сберечь и даже улучшить свое здоровье.  Учителю необходимо работать таким образом, чтобы обучение  не наносило ущерба здоровью учеников. Здоровьесберегающие технологии в образовании  включают  в себя формирование и воспитание культуры  здоровья у школьников и укрепление их здоровья. 
        Главным направлением в работе педагога должна стать подготовка к здоровому образу жизни учащегося, основанная на здоровьесберегающих технологиях.  Реализуются такие технологии на основе личностно-ориентированного подхода. Данные технологии относятся к факторам, позволяющим учащимся учиться жить вместе и дружно.
        Сохранить и укрепить здоровье своих учеников - это важнейшие задачи, которые учитель должен ставить перед собой, ведь от бодрости детей зависит их умственное развитие, желание учиться, познавать новое, вера в свои силы и прочность знаний. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал в своих работах, что “забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
        Работу, направленную на формирование здорового образа жизни,  реализовывать можно через внеклассную работу или оздоровительные паузы на уроках физической культуры; а также через работу с родителями.                  На мероприятиях по сохранению здоровья школьников необходимо закладывать  гигиенические навыки и навыки правильного режима дня, негативное отношение к вредным привычкам,  изучать особенности организма человека, повышать интерес к учебе.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодействие педагога с обучающимися при использовании разнообразных форм, методов и средств обучения с целью наиболее эффективного достижения обучающимися государственного образовательного стандарта при одновременном сохранении и укреплении здоровья.
 На сегодняшний день тема «сохранение здоровья» – очень важная и злободневна. Чтобы образовательный процесс приносил удовлетворение и радость для всех, надо чтобы и обучающиеся и педагоги были здоровы. Каким образом от нас зависит здоровье обучающихся  и что мы, педагоги, можем сделать для его сбережения?
Следуя концепции здоровьесберегающего образования, педагогический коллектив школы-интерната включает в план работы  следующие направления деятельности:
1.                здоровьесберегающее обучение (построение урока на здоровье сберегающей основе);
2.                активизация физической деятельности;
3.                соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
4.                пропаганда здорового образа жизни.
Основополагающими принципами подобной деятельности в условиях школы-интерната является:
1.                Введение традиции максимального разнообразия формы и содержания проведения любых занятий.
2.                Рациональное использование всех сенсорных каналов сбора внешней информации, у присутствующих на занятиях детей, для повышения эффективности качества всего учебно-воспитательного процесса
3.                Обязательное ритмичное чередование на уроках, физических и интеллектуальных нагрузок на ребенка, в течение всего времени.
4.                Рационализация питания детей, на основе создания меню-раскладок адаптированного к конституциональным особенностям обучающихся.
5.                Организация и проведение учебно-воспитательных занятий, на которых доминирует коллективное или самостоятельное творчество детей, в рамках выполнения выбранных на занятиях учебных общеобразовательных тем, психодинамических упражнений, взаимодействия детей с искусством, конкретным бытовым трудом.
6.                Повышение требовательности к поддержанию в помещениях, где проводятся занятия с детьми, комфортных условий для их деятельности.
Только при соблюдении названных принципов во время проведения всех занятий со школьниками можно говорить о возможности укрепления здоровья ребенка в школе.
В школе-интернате ежегодно разрабатывается и утверждается план по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Важнейшими критериями направления работы педагогов являются результаты  ежегодной диспансеризации обучающихся и воспитанников. Согласно этому плану в школе-интернате стало традиционное проведение   «Дней здоровья», участие в районных соревнованиях по баскетболу, легкой атлетике, лыжам, ежегодное участие в областной спартакиаде среди специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. Обучающиеся и воспитанники школы-интерната являются не только постоянными участниками, но и призерами районных и областных спортивных  мероприятий.
 Общешкольные мероприятия, классные часы, диспуты, круглые столы: «Урок здоровья», «Берегите воду – источник жизни», «Здоров будешь – все добудешь», «Здоровье в твоих руках», «Здоровое питание – отличное настроение», «В здоровом теле – здоровый дух»,«Советы от доктора Айболита», «Вредные привычки», ежедневная утренняя зарядка, сбалансированное 5-ти разовое питание , уроки физкультуры, ЛФК, ритмики , логоритмики, физминутки , спортивные часы, прогулки на свежем воздухе и множество воспитательных мероприятий данной тематики способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Введение третьего часа физической культуры в учебные планы в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании  детей с ограниченными возможностями развития, укрепления их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.
Многие годы своей жизни человек проводит в стенах образовательных учреждений. Поэтому естественно возникает вопрос, что и как нужно сделать для того, чтобы образование, в частности обучение, не разрушало, а наоборот, сохраняло, укрепляло и развивало здоровье человека
Педагоги школы -интерната  в организации  проведении  урока  учитывают:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос обучающихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. ;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности;
4) способы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.;
5)   чередование видов преподавания.;
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся;
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими

нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы обучающихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность.;
10) наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; 
В конце урока  обращают  внимание на следующее:
14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу;
15) момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
16) темп и особенности окончания урока:
С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  важное место педагоги школы-интерната на уроках уделяют  проведению физкультминутки для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания. В своей работе мы используем следующие виды физминуток:
1.                Оздоровительно- гигиеническая.
2.                Двигательно – речевые.
3.                Подражательная
4.                Физкультурно-спортивная.
5.                Танцевально-ритмическая.
6.                Тематические физминутки .
Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. В то же время, многие психологи отмечают значимость активных форм деятельности на уроке как условия успешного обучения.
Успешность профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, можно определять, помимо результативности коррекционной работы, сохранностью его собственного психического здоровья и чувством удовлетворенности процессом и результатами своего труда. 
Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства:
во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни; и
во-вторых, общий настрой школы-интерната на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью.
В заключении  хочется высказать мнение о том, что правильно организованный образовательно-воспитательный процесс в условиях школы-интерната, может существенно и положительно влиять на укрепление и развитие здоровья как педагогов, так и обучающихся.  Педагогический коллектив школы-интерната старается так формировать учебно-воспитательные программы, чтобы выпускник школы-интерната обладал навыкам управления здоровьем в собственной жизни, чтобы ребенок после завершения образования имел более качественное здоровье, чем при поступлении в нее.

15