Методический материал : разработка памятки в помощь выпускнику (9 класс ОГЭ — русский язык)
Памятка для выпускников 9- ых классов при сдаче ОГЭ по русскому языку.
Часть 1. Сжатое изложение (задание № 1) ( прослушивайте текст и пишите -не менее 70 слов)
- сжимая текст, помните, что Вы должны передать основную мысль прослушанного текста и отразить все микротемы (абзацы)
- при сжатии текста используйте следующие приёмы: 1) исключение подробностей, сокращение деталей; 2) обобщённое изложение явлений, фактов
- все Ваши предложения текста должны быть логически связаны друг с другом (перечитайте написанное)
- внимательно проверьте грамотность (используйте орфографический словарь, если разрешён), старайтесь избегать сложных и замысловатых синтаксических конструкций, простые предложения проще и доступнее для понимания постановки знаков препинания
- не забывайте про абзацы ( красная строка) ,чаще всего в текстах для экзамена их три
- переписывайте своё сжатое изложение на беловик понятным и разборчивым почерком
Часть 2. Тестовые задания с самостоятельным выбором ответа ( начинается с задания № 2 по № 14—всего их—13) Читайте задания очень внимательно, вдумчиво ( в некоторых нужно выписывать цифру(ы) ,в других- слово(а) )
Рекомендации (теория) к некоторым заданиям.
№ 3. Средства выразительности речи. ( Умейте различать, а лучше выучите! )Анто́нимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».
Сино́нимы — слова, принадлежащие к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию , но имеющие похожее HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0" \o "Лексика"лексическоезначение ,
например: кавалерия — конница, смелый — храбрый, идти — шагать.
Градация - стилистическая фигура, (нарастание или снижение синонимов) , ряд однородных слов или выражений,последовательно нагнетающих,наращивающих или, наоборот, понижающих смысловую или эмоциональную значимость, например: «Не жалею, не зову, не плачу» (С. А. Есенин).Улыбаюсь- смеюсь- хохочу-заливаюсь. Деревня - село- город-страна-государство
Омо́нимы— разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка. Пример: кран водяной—кран подъёмный
Паро́нимы— это слова, сходные по звучанию, но различающиеся по смыслу. Также обычно ошибочное употребление одного из них вместо другого. Например, адресат —адресант; невежа—невежда; драматичный—драматический; вражеский—враждебный; луковый—луковичный; болотный—болотистый и т.д.
Эпи́тет- выразительное определение. Выражается преимущественно именем прилагательным ( в переносном значении + существительное) ( « тихий голос», « золотое сердце») , но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).
Мета́фора — красивое слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит скрытое сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака, например : костёр рябины красной, души сиреневая цветьМетони́мия — вид тропа( вид метафоры), словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении, например :
«Все флаги в гости будут к нам», « аудитория встала, класс затих»
Сравнение в стилистике и литературе — фигура речи, в которой происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Сравнение в лингвистике — синтаксическая конструкция, использующаяся для выражения сравнения ( с союзами как, как будто, словно, точно) Примеры: «глаза, как небо- голубые», « у нас, словно в сказке»
Оксю́морон — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8%D0%B5" \o "Противоречие"несочетаемого, совмещение несовместимого) Пример: « природы пышное увядание», « ледяной огонь»
Гипе́рбола —(преувеличение) стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли. Например: «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит».
Литóта, лито́тес — троп, имеющий значение преуменьшения. Пример: «Лошадь величиной с кошку», «Жизнь человека — один миг» и т. п.
Фразеологи́зм (фразеологи́ческий оборо́т) — устойчивое сочетание слов ( как пословица, поговорка, крылатое выражение, которое слышал в разговорной речи). Пример таких выражений : «остаться с носом», «бить баклуши», «дать сдачи», «дурака валять», «точка зрения» , « ни рыба ни мясо» и т.д.
Перифра́з (иносказательное выражение) — это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких. Пример: « лев- царь зверей»(Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания (например, «ночное светило» = «луна» или «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»).Аллего́рия (иносказание) — художественное сравнение идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.
Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что обретают переносное значение (басни, мифы)
Пример: правосудие — Фемида (женщина с весами). целуется с сердцем душа.
Олицетворе́ние — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами. Примеры: « ветер шепчет», « солнце нахмурилось», « ивушки заплакали», «часики пошли», « метель разыгралась»
Инверсия в литературе — нарушение обычного порядка слов в предложении. Пример: «Чего ждала эта теплая, эта заснувшая ночь? Звука ждала она…» (И. С. Тургенев) «Минул день. Укатился другой за хребты ледяные» (А. А. Бестужев-Марлинский).
Лексический повтор — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в тексте одного и того же слова либо речевой конструкции. Пример:
откуда придет помощь моя.Помощь моя от Господа…
Анафора (лексическая) — повторение начальных частей предложений:
Не напрасно дули ветры,Не напрасно шла гроза.
Эпифора — повторение одних и тех же слов в конце предложений:
— Вздох не тот!— Ход не тот!— Смех не тот!— Свет не тот!
Антите́за—резкое противопоставление понятий, положений, образов, состояний. Пример : война и мир, преступление и наказание и т. п.
Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений. Пример:
Уланы с пёстрыми значками. Драгуны с конскими хвостами.
Иро́ния — сатирический прием, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. Ирония — употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному. Пример: «Ну ты храбрец!», «Умён-умён…» Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст.
Разговорная лексика-слова, употребляющиеся в непринужденной беседе. Примеры: вещица, грязища, дрязги, ерунда, молодчина,работяга, раздевалка, торгаш, халтурщик, читалка; безалаберный, вихрастый, долговязый, заправский,злющий, каверзный, нынешний, прыткий, разбитной, щуплый; выкрутиться; ехидничать, затеять,навязаться, огорошить, прихвастнуть,тараторить, франтить, чудить; вконец, втихомолку, играючи, кувырком,многовато, нагишом, помаленьку, по-свойски, хорошенько, чуточку, экий, этакий; ага, бац, ну, ого, ой.
Книжные слова -лексика, имеющая книжную окраску. К.с. выделяются на фоне нейтральных: есть (нейтр.) - вкушать (книжн.);захотеть (нейтр.) - восхотеть (книжн.); создатель (нейтр.) - творец (книжн.). К книжной лексике относятся также слова: (достоинство, авторство,всеобщность, сущность, марксизм, оптимизм, альтруизм, скульптура, корректура, аспирантура,восклицание, блуждание, ваятель, колонизатор, отчизна и др.).
№ 7. Подчинительные связи в словосочетаниях. Вспомним теорию!
Три типа подчинительной связи в словосочетаниях
Согласование Управление Примыкание
Вопросы : Какой? Чей?
(при изменении главного слова изменяется зависимое):
Примеры : песчаный берег, летящий шар, второй подъезд, моя книга
Вопросы: косвенных падежей ( кем?чем? и т.п.)
(при изменении главного слова зависимое не меняется):Примеры : помогать дедушке, читать газету, посещать в школу
Вопросы : Как? Когда? Где? Куда?
(зависимое слово – неизменяемая часть речи!):Примеры : внимательно смотреть, сказал не подумав , яйцо всмятку
Какой частью речи может быть зависимое слово :прилагательное, причастие, порядковое числительное, некоторые разряды местоимений
Какой частью речи может быть зависимое слово :существительное или местоимение в косвенном падеже с предлогом или без
Какой частью речи может быть зависимое слово :наречие, деепричастие, инфинитив
Потренируйтесь!
1. Замените словосочетание «деревянный стол», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: стол из дерева
2. Замените словосочетание «поток воды», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: водяной поток
3. Замените словосочетание «смотрел удивлённо», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: смотрел с удивлением
4. Замените словосочетание «задрожал от негодования», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: негодующе задрожал
5. Замените словосочетание «работать с радостью», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: радостно работать
6. Замените словосочетание «грибной суп», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: суп из грибов
7. Замените словосочетание «монета из золота», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: золотая монета
8. Замените словосочетание «шар из серебра», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: серебряный шар
9. Замените словосочетание «грустно наблюдать », построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: наблюдать с грустью
10. Замените словосочетание «бежал с лёгкостью», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: легко бежал
Часть 3. Сочинение ( задания № 15.1; 15.2; 15.3)
Алгоритм к сочинению – рассуждению 15.3.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 70 слов ( Не меньше). Разборчивым почерком.
Сочинение может строиться по следующему плану:
1. Тезис и комментарий к нему.
2.Аргументы:
а) из предложенного текста
б) из жизненного опыта
3. Вывод – заключение.
Не забывайте: каждая часть сочинения пишется с красной строки!
Ознакомьтесь обязательно с критериями оценки всех частей экзаменационной работы!
Удачи, выпускники!