Деятельность учителя и учащихся при формировании определенных умений и навыков на различных этапах исследовательской работы


Деятельность учителя и учащихся при формировании определенных умений и навыков на различных этапах исследовательской работы.
(И.В.Маркович - учитель химии ГУО «Боровская средняя школа Лепельского района»)
Работа учителя при подготовке к исследовательской деятельности учащихся не должна носить стихийный, бессистемный характер. Только продуманная, логически выстроенная система занятий, организующая исследовательскую деятельность учащихся, даст ожидаемые результаты. Ученик, вооружённый научными методами познания, сумеет обнаружить проблему и не только понять и изучить её, но и самостоятельно предложить нестандартное, креативное, оригинальное решение. Именно такой выпускник сегодня востребован обществом, именно он становится конкурентоспособным.
При организации учебной деятельности школьников учитель должен иметь в виду, что у него большой выбор методов и приёмов организации исследования. Он может давать домашние задания исследовательского характера, планировать исследования как фрагменты уроков, проводить уроки - исследования, организовывать систему занятий по исследованию определённой темы (проблемы) с текущими консультациями, промежуточным контролем и конечным результатом - защитой реферата или проекта по изученной проблеме.
При подготовке к ответу на уроке ученикам рекомендуется рассказать о ходе своего исследования, используя схему описания эксперимента («Если…., то..., так как....» Расшифровывается эта схема следующим образом: «Если (предполагаемая деятельность) я буду делать то..., то…, то как конечный результат, получу то… то..., так как... (объясняется, почему это получилось)».
Очевидно, что при такой форме организации исследования в виде мини - эксперимента, помимо всего прочего, школьники приобретают навыки проведения научной работы. А это, в свою очередь, позволит ученикам успешнее включиться в вузовскую систему обучения.
Как один из вариантов, можно рассмотреть следующую модель подготовки учащихся к исследовательской работе.
Система занятий исследовательской деятельностью представляет собой трёхуровневую систему. Движение учащихся от уровня к уровню происходит после прохождения программы каждого этапа.
При организации занятий исследовательской деятельностью на первом уровне ведущую роль играет образовательная функция исследовательской деятельности учащихся и учителя, цель которой - приращение образованности всех участников обучения (учащихся и учителя). Занятия на этом уровне представляют собой подготовительный этап исследовательской деятельности.
Подготовительный этап исследовательской деятельности учащихся можно начинать уже в 7-м классе. В течение года проводятся следующие мероприятия:
- знакомство с понятием «НОТ»;
- преобразование его в «НОУТ» (научная организация учебного труда);
- расширение и углубление понятия «Алгоритм»;
- введение понятия об алгоритмизации обучения;
- углубление и уточнение представления о плане (простой, сложный, цитатный, вопросный и т. д.).
- обучение составлению конспектов различных видов
- формирование умения работать со справочной, научной литературой.
Следующий, 2-ой уровень исследовательской деятельности строится на работе по выполнению методологической функции.
Он реализуется в 8-9-ых классах, когда переходим к осуществлению следующей функции, которую исследователи называют методологической или мировоззренческой.
Это такая организация обучения, при которой учащиеся проводят исследования с целью приобретения опыта исследовательской деятельности. На этом этапе исследовательской деятельности, который можно обозначить как практический, учащиеся обогащают свой понятийный аппарат научными терминами: исследование, метод исследования, его виды, объект, предмет, цель, задачи, средства исследования, гипотеза и др.Таким образом, оба этапа: подготовительный и практический - служат для достижения цели: овладеть общенаучными умениями и навыками (ведение и фиксирование хода и результатов наблюдения или эксперимента; осуществление умственных действий; изучение специальной литературы; организация исследовательской деятельности). Следует отметить, что и образовательная, и методологическая функции отслеживаются и в старшем звене обучения, но работа по пониманию их специфики, умению воплотить все в своей деятельности, проводится в средних классах на подготовительном и практическом этапах. В старшем звене обучения организация исследовательской деятельности проводится на третьем, самом сложном уровне, так как реализуется самая сложная функция исследовательской деятельности - управленческая, т. е. умение управлять исследовательской деятельностью, следовательно, происходит продвижение на автономный этап исследовательской деятельности учащихся.
Наиболее полное воплощение 3-го уровня проявляется в10-11-х классах. Ученики САМИ
- выбирают и формулируют тему;
- определяют зоны исследования;
- проводят целеполагание;
- планируют и реализуют методы исследования;
- описывают ход работы;
- делают выводы;
- вырабатывают рекомендации.
Опыт показывает, что ребята с большим удовольствием занимаются исследовательской деятельностью, которая не только активизирует их мыслительную деятельность и реализует творческий потенциал, но и помогает каждому ребёнку ощутить себя членом социума, в недалёком будущем найти своё место в жизни.