Материал к педагогическим чтениям Роль краеведения в воспитательном процессе
ГУ «Основная общеобразовательная школа № 14 отдела
образования акимата г.Костаная»
Тема конкурса: Роль краеведения в формировании
географической культуры обучающихся.
Тема работы: Краеведение одна из форм
дополнительного образования.
Участник:
Нюнюкова Марина Владимировна,
учитель географии,
1 категории
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение.
Навыки краеведческой деятельности учащегося.
Факультативные занятия по краеведению
- УМК (факультативный курс «География Костанайской области»- экспериментальная площадка
Региональный компонент на уроках географии.
Внеклассная работа по краеведению.
- работа в музее;
- научно- исследовательская работа;
- участие в конкурсах.
Результат краеведческой работы.
Заключительное слово.
Используемая литература.
Приложение
Введение.
Своё выступление хотела бы начать со слов русского поэта и переводчик XVIII века Николая Семёновича Смирнова:
«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна, наша любовь к Родине имеет своим истоком тот «уголок земли», где мы родились и выросли.В раннем детстве мир наш ограничивается комнатами, отчего дома, позднее - счастливым осознанием своей кровной причастности к тому священному и высокому, что называется именем родной страны».
В последние годы наше Отечество изменилось. Критически пересматривается его прошлое. Но у нас не будет другого Отечества и другой истории. Историю судить нельзя, ее надо изучать, чтобы на опыте наших предков обретать мудрость, не повторяя их ошибок. Сегодня в отношении людей к Родине, ее истории определились два полюса: на одном – глубокое, неистребимое патриотическое чувство, ведущее к активной созидательной позиции, на другом – вандализм и циничный отказ от своего Отечества.
Таким образом, современная молодежь стоит перед проблемой выбора. Проблема усложняется тем, что опыта ребенка недостаточно для того, чтобы разобраться самостоятельно в сложившейся ситуации, сделать выбор. Для того, чтобы он был готов к этому, необходим социальный опыт, который приобретается в активной социально значимой деятельности. Одним из путей решения проблемы является краеведческая деятельность, позволяющая эффективно осуществлять процесс социального становления личности ребенка.
Навыки краеведческой деятельности учащегося.
В ходе краеведческой деятельности учащийся:
- Получает коммуникативные навыки, учится пользоваться ими в различных обстоятельствах деятельности и общения;
- Осваивает различные правила, нормы, обычаи, которые выработаны в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре общества;
- Получает новые знания в ходе поисковой и исследовательской работы, ученик не только оценивает их значимость для общества, людей, но и делает их ценностными лично для себя;
- Чувствует свою сопричастность к социально-значимым событиям, явлениям, действиям;
- Приобретает возможность практической реализации знаний и навыков;
- Имеет реальную возможность самопознания, самосовершенствования, саморазвития, самореализации;
- Формирует чувство гордости за родной край, а с другой стороны беспокойство за его будущее.
Вывод: Должен понять, что будущее Казахстана в их руках, что страна будет такой, какой сделают ее люди, то есть мы с вами.
3.Факультативные занятия по краеведению.
Краеведческие факультативы объединяют тех учащихся, которые стремятся к самостоятельному приобретению знаний на основе углубленного знакомства с документальными материалами местных архивов, музеев, научной и художественной краеведческой литературой, готовы к проведению краеведческих исследований. Краеведческие уроки являются отправным моментом в организации и проведении факультативов.
Выбор факультатива по географии края обусловливается подготовленностью учителя к ведению такого факультатива, интересом учащихся к своему краю, наличием соответствующей учебной базы.
Главными особенностями факультативных занятий являются: углубленное теоретическое изучение материала, разнообразие форм и методов работы. В их основе лежат добровольность и глубокий интерес учащихся, их самостоятельная деятельность.
Исследовательская направленность в работе факультатива по географии края является необходимым условием его успешной деятельности.
Одной из эффективных форм учебной работы на факультативных курсах являются занятия семинарского типа. Они посвящаются анализу актуальных и сложных проблем. Готовясь к семинарским занятиям, учащиеся производят самостоятельно сбор местного материала, подвергают его анализу, систематизируют, обобщают, делают первичные выводы. Более подготовленные из них пишут рефераты, доклады, а остальные разрабатывают отдельные вопросы и выступают на семинарах в качестве содокладчиков.
Вывод: Факультативный курс дает возможность учащимся получить систематические знания по географии края.
Пример: Факультативный курс «География Костанайской области», который был лицензирован и внедрён мной в 2012. Данный курс предлагается для 8-9 коррекционных классов.
Знакомство с географией Костанайской области – одна из базовых основ развития географических знаний своей Родины.
Настоящее электронное методическое пособие «География Костанайской области» составлено в соответствии с требованиями Государственных Стандартов РК утвержденных приказом МОН РК от 09 июля 2010 года, № 367 (ГОСО РК 2.3.4.01–2010) и «Методическим руководством» к электронному учебнику «География Костанайской области» 8-9 классы .Автор даёт рекомендации общего характера и предлагает в конце каждого раздела проводить уроки обобщения/практические, которые включены в календарно-тематическом планирование. Цель данного курса: Изучить географию родного края:
систематизировать географические знания полученные на уроках Физической географии Казахстана;
формировать духовно-нравственные и гражданские качества обучающихся,их готовность быть полезным обществу и родине;
развивать навыки работы со статистическими данными таблиц и диаграмм, информационными ресурсами, картами атласа, служащих основой для географического грамотности о родном крае; воспитывать: познавательный интерес к предмету.
Задачи уроков:
- развитие у школьников устойчивого интереса к истории и географии Костанайской области, любви к Родине, экологическое мышление, культуру труда, толерантность;
- развитие эмоциональной, интеллектуальной сферы чувств учащихся;
- обобщение знаний изученных ранее тем по физической и экономической географии Казахстана;
- формирование навыков работы с картами атласа.
На этих уроках учащиеся должны показать сформированность следующих географических умений и навыков:
- умение работать с текстом;
- сравнивать и анализировать данные таблиц, диаграмм, статистических данных
- умение работать со словарём.
Актуальность
Актуальность курса краеведения в том, чтобы помочь детям понять связи развития нашего региона с экономическими районами Казахстана, а так же взаимосвязь физических явлений, происходящих в области, чтобы главным в процессе обучения было развитие пытливого, острого, наблюдательного ума, развитие знаний о своём регионе – Костанайской области.
В актуальности использования краеведческого материала в процессе преподавания географии сомневаться не приходится, школьная практика требует от обучающихся серьезных краеведческих знаний.
Новизна, отличительные особенности курса краеведения «География Костанайской области» в том, что имеет большую прерогативу, о которой говорится в «Государственной программе развития образования до 2020 года».
В электронном методическом пособии составлен вариант планирования уроков, практических работ, различных заданий на проверку полученных знаний по теме. Данное пособие продуктивно может использоваться на индивидуально-групповых, факультативных занятиях, курсах по выбору и на уроках географии в 8-9 классах.
В пособии представлены методические рекомендации к курсу, практические задания, видео сопровождения, вопросы и задания на проверку полученных знаний. В пособие представлен и дополнительный материал в виде методических рекомендаций, направленный на изучение основных тем программы.
Новизна
Использование информационных технологий и интерактивного оборудования на занятиях краеведения.
Цель пособия: его практическая значимость.
Практическая значимость работы заключается в том, что данный материал может быть использован при подготовке и проведении уроков обобщений знаний обучающихся, в быстром и качественном проведении контроля знаний не только учителями-практиками, но и на уроках молодыми специалистами, а также на занятиях курса по выбору.
Применяемая образовательная технология личностно-ориентированного обучения.
Критериями эффективности проведения личностно- ориентированных уроков являются:
-наличие развёрнутого плана урока;
-использование проблемных творческих заданий;
- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе занятия;
- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
- стимулирование учащихся к высказываниям, использование различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
- оценивание ответа учащегося аргументировать по параметрам:
правильность, самостоятельность, оригинальность.
Ожидаемый результат
- Овладение алгоритмом простейших форм показа и рассказа о родном крае;
- Получение навыков коммуникативного общения в учебной группе, объединенной общими задачами;
- Образно - эмоциональное восприятие экскурсионных текстов и краеведческой литературы;
- Овладение навыками самостоятельной работы с библиографическими источниками, картами.
Предварительно было проведено вводное тестирование учащихся с целью определения их начального уровня знаний о родном крае. Тестовые задания содержали вопросы об истории основания города, символах (гербе и флаге), природных условиях и ресурсах, а так же предприятиях города.
В конце курса также было проведено завершающее тестирование.
Таблица 1.
Из данных табл.1 видно, что учащиеся слабо владели знаниями о родном крае.
Таблица 2.
Результат данной табл.2 показывает значительный рост в
знаниях учащихся по окончанию курса.
Таких результатов я добилась большой проделанной работой – это практикумы, различные виды логических заданий, самостоятельной работой учащихся с дополнительным материалом, и конечной большим подспорьем был электронный учебник, разработанный для данного курса.
(демонстрация слайда по курсу «География Костанайской области»).
Помимо факультативного курса «География Костанайской области», который успешно изучается учащимися нашей школы, проводятся факультативные занятия по курсу «Краеведения» для 5-6 классов. В нашей школе работает экспериментальная площадка по внедрению данного курса.Изучение курса «Краеведение» в 5 классе общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
- формирование у школьников целостного представления об историческом прошлом г. Костаная в контексте мировой и общенациональной истории;
-подведение учащихся к самостоятельным оценочным выводам о культурно-историческом вкладе родного края в республиканское и мировое наследие, о современном состоянии родного края и перспективах его развития.
- воспитание ценностно-ориентированной личности, гармонично сочетающей в себе личностные ценности с этнокультурными, общенациональными и общечеловеческими; способной к разностороннему самоопределению и самореализации на основе идей гуманизма, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма и толерантного отношения к истории и культуре народов, проживающих в г. Костанае .- развитие познавательных интересов, творческих способностей, инициативы и самостоятельности учащихся.Главная задача данного курса «Краеведение»: воспитание гражданина Республики Казахстан, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и осознание учащимися причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, формирование активной жизненной позиции.
2012-2013 учебном году охватил учащихся 5 классов. По данному курсу был собран материал о нашем городе и Костанайской области с помощью учащихся класса. Учащиеся с большим интересам выполняли творческие задания, занимались поиском дополнительного материала по заданным темам. (приложение № 1)
Ребята серьезно и ответственно относились к подготовке к каждому занятию по «Краеведению». Каждый хотел блеснуть своими находками и знаниями об истории и культуре города. С нескрываемым волнением дети принимали участие и отвечали на вопросы «Краеведческого серпантина» и эрудит - лото «Что? Где? Когда?» С большим интересом школьники приняли участи в творческих проектах по темам «Город Костанай в произведениях писателей, поэтов», «Город в изобразительном искусстве».
Также в рамках реализации программы курса при изучении темы «Главная река Костанайской области - р.Тобол», «Экологическая обстановка на р.Тобол» учащиеся ходили на экскурсию на р.Тобол с целью исследования и мониторинга.
Со всей ответственностью учащиеся отнеслись и к теме занятия «Сделаем город чище», выйдя в школьный сад, который является частью истории школы и проведя экологический час, благоустраивая и приводя сад в порядок.
На занятиях курса использовались практические работы, создавались видеофильмы и презентации.
Как и по курсу «География Костанайской области» с учащимися 5 класса была проведена диагностика на знание истории нашего края с целью определения уровня знаний в области истории и географии родного края. Вопросы тестов были составлены таким образом, что освещали вопросы, касающиеся непосредственно программного материала «Краеведения». Представляю вашему вниманию результаты 2-х тестирований стартового и итогового
Результаты последних данных свидетельствуют о том, что учащиеся 5 класса
Усвоили материал по факультативному курсу «Краеведение».
Вывод: Можно сказать, что экспериментальный курс «Краеведение» в 2012-2013 учебном году прошёл успешно. Изучение именно таких проблем, объектов, явлений близко и понятно каждому школьнику, формирует интерес, внимание и чувство сопереживания за историю, и судьбу своей малой родины.
В 2013-2014 учебный год планируется продолжить изучение данного курса в рамках эксперимента.
2. Региональный компонент на уроках географии.
Так же краеведческий материал я использую и на уроках географии. Практика свидетельствует о том, что использование местного материала на уроках как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса географии, делает знания учащихся более прочными и более глубокими. Местный материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока или же являться его элементом. В первом случае урок полностью посвящается изучению географии, края, во втором – частично – включая элементы. Причем на уроках с элементами краеведения местный материал используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может быть на любом этапе урока.
Вывод: Краеведческий материал может излагаться на уроке, как учителем, так и учащимися, которые делают сообщения.
Пример: Урок в 9 классе Северный экономический район. (приложение № 2).
Следующий этап моей деятельности – это внеклассная работа по краеведению.
Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы.
Массовые формы внеклассной работы – экскурсии, экспедиции, вечера встреч, олимпиады, викторины, конференции, различные конкурсы. Сюда можно отнести создание школьных уголков, музеев, краеведческие игры, внеклассное чтение. (Приложение № 2)
Вывод: Внеклассная работа по географическому краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной.
Пример: Школьный музей.
Школа, в которую я пришла работать имеет большую историю.
2009 году в школе открылся музей «Истории школы» в котором представлены экспозиции посвящённые первым директорам, Ивану Фомичу Павлову, который был почётным гостем нашей школы 1945-1947 г.г. мы узнаём, о выпускниках нашей школы, которые выносили и вносят большой вклад в процветание нашего города:
Ахметзанов М.Н. (выпуск 1983 год) директор компании «Стеклоцентр»;
Саркисян Л.В. (выпуск 1966 год) зав.кафедры психологии университета им. Байтурсынова; кандидат психологических наук, профессор.
Дейнега В.В. (выпуск 1953 год) – профессор, ректор КИНЭУ.
Нейздойменко Л.В. (выпуск 1941 год) – бывшая директор швейной фабрики «Большевичка». (приложение № 3)
Рассматривая школьный музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе, специалисты констатируют, что он является уникальной точкой преломления культуры и образования. Поэтому "музейность" обретает здесь новое качество. Передача социальной памяти осуществляется как бесконечный акт творческой реализации и культуротворчества его создателей и "пользователей", к которым относятся руководитель школьного музея, школьный актив, а также, в той или иной степени, учащиеся школы, педагоги-соратники и добровольные помощники. Школьный музей обладает такими качественными и количественными параметрами, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями.
Вывод
Школьный музей служит своим творцам. Те, кто создают музей, являются и его основными "потребителями" или "пользователями". Это отличает школьный музей от многих других музеев, включая государственные и ведомственные, которые создаются одной группой лиц для других.
Ученики учатся на традициях, духе школы, жизненном пути лучших выпускников.
- Следующее направление в моей краеведческой деятельности - научно-исследовательская работа.
Много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности».
Да, этот тезис абсолютно верен, но реализуется ли он сегодня, учитывает ли он возможности школы и возможности ребенка?
Одним из необходимых условий в раскрытии индивидуальных способностей является соблюдение преемственности: работа должна проводиться на всех возрастных этапах.
В среднем звене большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.
Пример: Участие учащихся 8-9 класса в научно-исследовательской работе по теме: «Проведение исследований по изучению типов почв и грунтов при строительстве дорог на территории Костанайской области. История строительства автомобильных дорог и их влияние на экономику Костанайской области и Казахстана» (приложение № 4)
Актуальность данной научной работы:
- Чем больше используется местные грунты при строительстве автомобильных дорог в качестве конструктивных элементов земельного полотна и дорожной одежды, тем себестоимость автомобильных дорог ниже рыночной себестоимости;
- Выход Казахстана на новый рыночный уровень
- Улучшение экономических связей между регионами Казахстана и другими экономически развитыми государствами, которые напрямую зависят от качества материала и дорог.
Цель исследовательской работы: Проводя исследования типов почв и грунтов проследить ситуацию развития автодорожного строительства в целом и развитие инфраструктуры регионов Костанайской области.
Гипотеза цели исследовательской работы:
Если сможем сделать анализ современной ситуации в рамках модернизации автомобильных дорог,
То будет реализована долгосрочная стратегия развития Казахстана и Костанайской области.
Объект исследовательской работы: Почвенный и грунтовый состав Костанайской области.
Назначение исследовательской работы: Дать научное обоснованиее влияния почвенного и грунтового состава на строительство , эксплуатацию автомобильных дорог и как следствие – влияния на экономику района и Казахстана в целом.
Этапы исследовательской работы:
- Первый этап: Изучение понятия «почва». Типы почв Костанайской области. Оценка современного состояния почвенных ресурсов. Оценка изменения почвенного состава Костанайской области.
- Второй этап: Историко-географическое исследование автомобильных дорог Костанайской области.
- Третий этап: Лабораторно-исследовательская работа: сбор и анализ материалов по типу и физическим свойствам почв и грунтов; сбор статистических данных по качеству дорожного полотна; оценка качества.
- Четвёртый этап: Выявление значимости автомобильных дорог в Экономике Костанайской области и Казахстана.
Метод исследовательской работы: Данная научно-исследовательская работа выполнялась методом «пилы» («Jigsaw») Мною учащихся разбиваются, на группы им дается задание, в котором задается общая тема для изучения (проблемная ситуация, отдельный вопрос в рамках изучаемой темы и пр.). Учащиеся должны проанализировать (структурировать) полученное задание и разбить на несколько подзаданий (от двух до четырех). Далее они планируют свою работу и определяют, кто за что отвечает (кто какую часть задания готовит).
Итог данной научной работы, мы хотели уделить внимание конкретным проблемам в проектировании и строительстве автомобильных дорог областного и Республиканского значения. В нашей работе о состоянии почвенного и грунтового покрова было уделено внимание Костанайской области.
По выше изложенным фактам, основная проблема, конечно же, состояние почвенного и грунтового слоя, которые, непосредственно влияют на то где будет строиться дорога и с применением каких материалов. Строительство новых автомобильных сетей поможет выйти Казахстану на новый экономический уровень, который открывает возможности сотрудничать не только со странами СНГ, но и Европы. Тем самым поддерживается программа «Казахстан-2030», и развивается внешняя политика Республики Казахстан. Мы должны построить Казахстан не только красивым и мобильным, благодаря автомобильным дорогам, но и попасть в список самых развитых стран мира. Пример самостоятельной работы учащегося: Проектная работа по теме: «Истоки большого хлеба» ученика 4 класса - Нагимова Рената и Филиппенко Ксении ученицы 8 класса Они провели совместно со мной большую поисковую работу об освоении целинных и залежных земель в Костанайской области. (приложение № 5)
Цель проекта:
- знакомство учащихся с историей освоения целины;
- воспитывать чувство патриотизма, чувство долга, гуманности, культуру труда;
- прививать эстетическое воспитание, воспитывать уважение к прошлому.
Задачи:
- развитие духовной и образовательной сферы;
- развитие поискового интереса по истории освоения целины - краеведение;
- воспрепятствовать к привыканию учащихся к негативным явлениям внешней среды, безразличию к завтрашнему дню, проникновению антиценностей в ученическую среду;
- поддерживать проявление творческой инициативы;
- повышение уровня воспитанности и качества образования средствами компьютерной техники и новых информационных технологий.
Результат:
3 место в городском конкурсе электронных презентаций.
Таким образом, главным педагогическим результат всей моей работы является то, что учащиеся, изучая особенности местного края с физико-географической точки зрения, непосредственно знакомятся с организацией промышленных и сельскохозяйственных предприятий в районе, использованием ими внутренних резервов. Я считаю, что краеведение в школе помогает лучше связать обучение географии с жизнью, добиться повышения качества знаний и практических умений по предмету тем самым воспитывается у школьников правильное отношение к ценностям в жизни.
Общий вывод краеведческой работы: Краеведение - одна из форм дополнительного образования, развивающая сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки материалов, имеющих гражданско-патриотическую, воспитательную и познавательную ценность.
Заключительное слово.
Закончить своё выступление хочу словами Мұқағали Мақатаев:Мен оның түнін сүйем, күнін сүйем,
Ағынды өзен, асқар тау, гүлін сүйем,
Мен оның қасиетті тілін сүйем,
Мен оның
құдіретті үнін сүйем.
Бар жәндігін сүйемін қыбырлаған,
Бәрі маған: «Отан!» деп сыбырлаған.
Используемая литература:
Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии, гл. “О школьном краеведении”. М., Учпедгиз, 1960.Барков А. С. О научном краеведении. Еще о научном краеведении Статьи в сборнике “Вопросы методики и истории географии”. М\ Изд-во АПН РСФСР,1961.Иванов П. В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск, 1966.Ефремов Ю. К. Краеведение и география. В кн.: “Советская география”. М,., Географгиз, 1960.Кондаков В. А. Краеведческий принцип в преподавании географии. “Известия АПН РСФСР”, вып. 24, 1950.“Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии”, под ред. И. С. Матрусова. М., Изд-во. АПН РСФСР, 1963.Копытов С. К., Сечкина М. Д. Краеведение в профориентационной работе школы. “География в школе”, 1971, № 2.Петров Ф. Н. Краеведение. КГЭ, т. 2. М.,1962.Строев К. Ф. О краеведческом принципе в преподавании географии. “География в школе”, 1963, № 3.Щербаков А. М. Краеведческая работа в школе. М., Учпедгиз,1959.
Карпова О.Б. Школьный музей: жизнь в творчестве. Методические рекомендации в помощь организаторам музеев учреждений образования. - Вологда, - 2006.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Защита своих проектов (презентаций по теме «Костанай в годы Великой Отечественной войны», «Костанай в портретах художников»)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Урок 9 класс по теме «Северный экономический район».
Цели урока:
Образовательная:
- Выяснить уникальные особенности географического положения Северного Казахстана, изучить природные условия и природные ресурсы, и особенности их влияния на экономическую жизнь района.
-Знакомство с особенностями ЭГП Костанайской области.
Развивающие:
- Продолжить развивать умения работать по типовому плану.
- Развивать умение учащихся давать хозяйственную оценку природным условиям и ресурсам.
- Продолжить формирование работы с статистическим материалом.
- Формировать умение обобщать и делать выводы, используя различные источники знаний.
Воспитательная:
Интерес к предмету, культуру труда, воспитывать чувство ответственности за принятие решения- толерантности.
Тип урока: Комбинированный.
Форма обучения: Дифференцированно-групповая с применением интерактивного оборудования.
Методы урока: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический.
Оборудование: Физическая и экономическая карты Казахстана, учебник автор Бейсенова А., Карпеков К. « Физическая география Казахстана» 8 класс, географический атлас, статистический материал, контурная карта, интерактивная доска и ручка.
План урока:
Организационный момент; - 1-2 минуты
Разминка - 5 мин.
Постановка проблемы -2 мин.
Совместное добывание знаний - 25 мин.
Закрепление - 5мин.
Выводы урока - 3 мин
Домашнее задание – 2 мин.
Рефлексия – 1-2 мин.
Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Северного экономического района, но прежде, повторим пройденный материал. Несколько слов скажу о нашей работе. Работаем по группам. Цель каждой группы мыслить, давать полные грамотные ответы, доказывать, делать выводы, используя при этом различные источники знаний. Для успешной работы необходимо, чтобы каждый чувствовал свою ответственность. Я ожидаю увидеть, как вы работаете активно совместно, помогая друг другу. Если у вас возникнут проблемы, постарайтесь решить их у себя в группе. Ваша работа будет оцениваться сигнальными карточками.
Зеленая карточка — дается вам при полном , правильном ответе, а также при правильном показе географических объектов. Желтая карточка — получаете при не полном ответе и не точном показе по карте. Красная карточка — дается при отсутствие ответа и не знание карты. Значит, напрашивается вывод: чем больше группа получит зеленых сигнальных карточек, тем выше будет оценка. Приступаем к работе .Разминка.
Сколько экономических районов расположено на территории Казахстана? Показать.
Какова площадь Республики Казахстан.(27,9 тыс кв.км.)
Кто из учёных предложил разделить территорию Казахстана на экономические районы? ( Н.Н. Баранский)
С какой целью было предложено разделить территорию Казахстана на экономические районы??
Что такое урбанизация (от латинского слова урбас-город) рост городов, повышение удельного веса городского населения.
По уровню урбанизации Казахстан (низкоурбанизированный)
Что это означает?
Что значит рекреационные ресурсы? Где на территории Казахстана они имеются?
Вы знаете , что Казахстан занимает ведущее место по изобилию природных ресурсов, назовите и покажите наиболее известные месторождения .(Доссор, Маккат, Лениногорское, Зыряновское, Белоусовское , Николаевское и т.д.)
Природные ресурсы это….
Природные условия это ….. (это совокупность географической среды, природных ресурсов и других компонентов географической среды.)
Закончите предложение — Миграцию между областями можно назвать …. ( внутренняя миграция)
Закончите предложение - средняя плотность населения на территории Казахстана на 1 кв.км. составляет…… ( 5,5 чел. На 1 кв.км.)
ЭГП это -
Итак закончили работать.
Эпиграфом нашего урока будут слова ……
Открываем тетради, записываем число и тему урока: « Северный Казахстан».
Цель урока: выяснить уникальные особенности географического положения Северного Казахстана и Костанайской области, изучить природные условия и природные ресурсы и особенности их влияния на экономическую жизнь района.
Каждая группа получает задание, в течение нескольких минут вы работаете по своему вопросу, после выполнения информирует нас о изученном материале, остальные внимательно слушают и делают запись в тетради в виде опорного конспекта. Итак приступаем к работе.
Изучение нового материала.
Задание первой группе:
1. Работа с политико-административной картой Казахстана ( дать оценку экономико-географическому положению ( понятие экономический район) (опережающее задание(выступление учащегося по Костанайской области в этой области вопроса)).
А) расположение
Б) состав ( показать)
В) Изменения
Г) пограничные районы
Д) площадь
Е) вывод
2. Рассмотреть природные условия и ресурсы данного экономического района
а) используя климатическую карту (Физическая география Казахстана 8 класс – стр. 89,90,95 ); ответить на вопрос: как изменяется средняя температура января и июля с севера на юг и количество осадков в тёплое время года. Как климат влияет на хозяйственную деятельность населения
Сделать вывод.
б)Рассмотреть рельеф ( определить по карте виды рельефа на территории Сев. Каз ). Сделать вывод. (опережающее задание(выступление учащегося по Костанайской области в этой области вопроса)).
Ответ: Экономический район — это территория, которая отличается от других специализацией и особенностями комплексного развития хозяйства, своеобразным географическим положением, природными и трудовыми ресурсами. Северный Казахстан расположен на крайнем севере, в его состав входят Костанайская, Северо-Казахстанская, Акмолинская и Петропавловская области. Изменения в границах территории не происходило, граничит со всеми экономическим районами, кроме Южного, а также с европейской частью Российской Федерацией.. Экономического района расположена в азиатской части. Площадь — 565 тыс. кв.км.
Вывод: записывается на 4 слайде
третье место по площади;
Окраинное ;Соседское
Пограничное : Границы с развитыми районами
Соседство с сырьевыми районами
Соседство с Российской федерацией
Рельеф — Зауральское плато, заходит восточной частью на территорию КазахстанаСеверо-Казахская равнина – расположена на крайнем севере республики;Тургайское плато; Казахский мелкосопочник;Вывод :распространены плоские низменности и слабовсхолмленные равнины, нет высоких гор. Значительные площади заняты сыпучими или платообразными возвышенностями.
Климат — проанализировав карту климата мы определили
температура января на севере -15 градусов Цельсия; температура июля + 22, +25 градусов Цельсия.
температура января на юге – 16,5 градусов Цельсия; температура июля +21,4 градусов Цельсия.
годовое количество на севере выше 425 мм; на юге 373мм.
Вывод: климат умеренный резко континентальный, в зимний период на климат оказывает влияние сибирский антициклон, осадков выпадает достаточно, летом на распределения тепла влияют угол падения солнечных лучей и степень нагревания земной поверхности.
Учитель: Северный Казахстан имеет выгодное положение. Он граничит с Уральским и Западно-Сибирским экономическим районами России и со всеми районами Казахстана, кроме Южного. В Северном районе в Акмолинской области расположена столица Казахстана город Астана, что играет немаловажную роль в развитии экономической и политической жизни данного района. итак себе уяснили следующее, что рельеф однообразен. Нет высоких гор, климат умеренный резко континентальный, Осадков больше выпадает на севере, на юге и востоке их количество уменьшается до 200 мм.. Задание второй группе:
По физической карте определить обеспеченность Северного Казахстана водными ресурсами.
Почвенный состав-влияние на хоз.деятельность населения региона .
Проанализировать физическую карту Казахстана и карту атласа топливно-энергетического комплекса стр. 6-7, выясните, к какими природными ресурсами обеспечен данный экономический район. Привести пример и показать крупные месторождения.
опережающее задание(выступление учащегося по Костанайской области в этой области вопроса)).
По окончании выступления сделать вывод.
Ответ: учащиеся работают по картам.
Ответ: при работе с картой мы определили, что Северный Казахстан богат следующими полезными ископаемыми
Минеральными ресурсами - много угля ( Экибастузский, Майкубенский, Убаганский бассейиы)
Железная руда – Костанайский бассейн и Лисаковское месторождение)Месторождения золота – Васильковское , Жалымбет, Бестобе, Акбеит;
Бокситов – Амангельдинское и Краснооктябрьское)Меди – (Бозшакольское)
В Северо-Казахстанской области разрабатывается Обуховское месторождение титановых руд.
Вывод: Северный Казахстан богат минеральными ресурсами. Очень большие запасы железной руды в Костанайской обасти ( Соколовско-Сарбайское горно-обогатительный комбинат), где добывается 83% железной руды всей республики, большую часть которой экспортируют из Казахстана.. (Слайд 3 )Свою не большую информацию о полезных ископаемых хочу закончить цитатой из послания президента страны народу Казахстана «Наша стратегия по использованию топливных ресурсов направлена на привлечение интересов крупных стран мирового сообщества к Казахстану и его роли в качестве мирового поставщика топлива. Иметь строгий контроль за своими стратегическими ресурсами, жить экономно и по-хозяйски использовать средства, откладывая часть из них для наших будущих поколений».
Ответ по водным ресурсам: протекает Убаган, Тобол, Есиль, Ертыс. Много озёр – Кушмурун, Шагалатениз, Жайлаулы и т.д.. Выступление учащегося по внутренним водам Костанайской области.
Вывод: Северный Казахстан обеспечен достаточно водными ресурсами
Учитель: Молодцы. Действительно Северный Казахстан богат водными ресурсами. Самые крупные реки Северного Казахстана Есиль и Ертыс. На которых построено много водохранилищ и гидроэлектростанций. Иши́м – река, левый приток Иртыша. Протекает по территории Казахстана и России. Происхождение гидронима Ишим в народных татарских преданиях связывается с личным именем одного из легендарных предводителей тюркских кочевников до монгольского нашествия – Ишим (Ишимбай), как и названий рек Иртыш (от Иртышак), Исеть (от Исет). В краеведческих материалах XIX века оним Ишим соотносится с татарским глаголом ишимак «валить, размывать, обрушивать берега», что не противоречит реалии. Вместе с тем, в диалектах местных татар, генетических тевризцев, засвидетельствовано слово ишим «излучина», что соответствует гидрографии многочисленных проток, образуемых разливом реки и извилистостью её русла на всём протяжении. На реке Ишим есть город, названный в её честь. Тысячи озёр – причём, как пресных так и солёных.
Переходим к группе № 3. Задание третьей группе:
Проанализируйте карту атласа население Казахстана страница 4-5, ответьте на следующие вопросы
Как размещается население по территории Северного Казахстана?
Какая часть района плотно заселена, почему? (благоприятные условия для проживания)
Определите среднюю плотность каждой области. Какая область имеет максимальную и минимальную плотность населения, почему? Определите? какая область высокоурбанизированная? Почему?
Национальный состав.
опережающее задание(выступление учащегося по Костанайской области в этой области вопроса.
Ответ: население Северного Казахстана многонационально. Здесь проживают казахи, велика доля славянского народа – русские, украинцы, беларусы поляки. Врегионе так же проживают татары, немцы, мордва, евреи и многие другие. Численность населения составляет – 3593 тыс.чел., средняя плотность составляет 6,3 чел на 1 кв. км.Население6 размещено равно, чем в других регионах
Учитель: ответ этой группы хочу закончить стихотворением:
Эту вечную ширь, не окинуть внимательным взоромВерно, думали предки под топот веселых копытЧто ж нам, не кочевать на распахнутых солнцу просторахНа приволье, где время и то не заметно летит.
Закрепление нового материала
Сегодня мы с вами изучили первые три вопроса плана, остальные вопросы изучим на следующем уроке. Вы сами самостоятельно разобрали данную тему при этом использовали различные источники знаний. Постарайтесь проверить на сколько вы усвоили материал. Предлагаю каждой группе задать по вопросу друг другу по этой теме, можно и по карте. Тестирование.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Параграф 26 изучить. Составить диаграмму плотности населения в Северном Казахстане (в Костанайской области). Найти в толковом словаре значение слова «паритетный». Оценки учитель проговаривает учащимся за работу на уроке.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
177165131445Экскурсия в село Борис-Романовку на родину И.Ф. Павлова.
Вечера встречь с ветеранами.
-66675-335280
Работа с материалами школьного музея.
Акция возрождение школьного сада, которому уже более 50 лет.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Проведение исследований по изучению типов почв и грунтов при строительстве дорог на территории Костанайской области.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
348615271145
Проектная работа «Истоки большого хлеба» – 3 место