Пожарным можешь ты не быть, но правила противопожарной безопасности ты знать обязан


Разработка классного часа "Пожарным можешь ты не быть, но правила противопожарной безопасности ты знать обязан"
Учитель начальных классов 1 категории: Поцелуева Л. П.
Данный классный час был проведен с обучащимися 2 класса с целью формирования адекватного поведения в экстремальных условиях и осторожного обращения с огнём. По времени классный час рассчитан на 40-45 минут, предполагает использование методов компетентностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающего обучения, информационно –коммуникативные технологии, а также коммуникативное взаимодействие, словесные и практические методы обучения и воспитания. Классный час включает разнообразные виды деятельности – беседу по произведению, практическую работу -раскрашивание, дидактическую игру, просмотр видеофильма.
Цель: формирование адекватного поведения в экстремальных условиях и осторожного обращения с огнём.
Воспитательные задачи:
- показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и
отрицательную;
- познакомить со знаками пожарной безопасности
- познакомить детей с профессией пожарного, учить детей ценить
мужество и героизм людей этой профессии;
-проверить знания школьников по правилам пожарной безопасности;
- убедить в недопустимости шуток с вызовом пожарной команды;
- воспитывать людей, ориентированных на лучшие нравственные качества:
мужество, находчивость, самоотверженность, скромность;
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, плакаты попротивопожарной безопасности, знаки ПБ, игрушечный телефон, шарик для игры.
План проведения:
1. Введение в тему классного часа 2 мин
2. Беседа по стихотворению «Как сгорел один дом» 4 мин
3. Практическая работа. 2-3 мин
4. Беседа «Что мы знаем о правильных действиях в случае возникновения пожара» 3 мин
5. Дидактическая игра «Если возник пожар» 3 мин
6. Чтение детьми стихотворений 2 мин
7. Игра «Набери номер пожарной службы!» 3 мин
8. Беседа с пожарным, знакомство со знаками ПБ 10 мин
9. Игра “Это я, это я, это все мои друзья” 2 мин
10. Просмотр фильма, тест 6 мин
11. Итог занятия 2 мин

Ход занятия:
Слайд (по очереди)
Учитель: Прежде чем я сообщу тему классного часа, отгадайте загадки:
1) Накормишь - живет, напоишь - умрет. (Огонь.)
2) Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня. (Дым.)
3) Добывается в Сибири,
Бежит в трубе по дну морей,
Появляется в квартире
Под кастрюлею твоей. (Газ.)
4) Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер. (Спички.)
5) Что, дотронувшись едва, превращает дом в дрова? (Огонь.)
6) Плывет электроход - то назад, то вперед. (Утюг.)
7) Синенькая искорка бежит по проводам.
Помогает шить, стирать, пылесосу - пыль глотать.
Работать за нас берется,
А в руки не дается. (Электричество.)
8) Дым увидел - не зевай, нас скорее вызывай! (Пожарные.)
9) Где с огнем беспечны люди, обязательно он будет. (Пожар.)
(на экране появляются картинки - отгадки)
Учитель: Догадались ли вы, какая тема нашего классного часа? (посвящен противопожарной безопасности).
Учитель: А задумывались ли вы когда-нибудь, что было бы, если б не было огня?
А вот послушайте…
Если б не было огня.
Мне бабуля говорила,
Что огонь нам друг и враг.
Без него темно бы было,
Жили б мы совсем не так.
Мы б от холода дрожали,
Превратились бы в пингвинов
Или мамонтами стали,
Обросли бы шерстью длинной.
Телевизора б не знали,
Ни поесть и ни пожить,В «ДЕНДИ» тоже б не играли.
В общем, плохо было б жить.
Н. Афанасьев
Учитель: В жизни человека огонь играет исключительную роль. Огонь- давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.
Обогрев наших домов, приготовление пищи, развитие науки и техники – всё связано с огнём. Но случается, что когда огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то. Что создавалось долгими годами упорного труда.
Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, из-за их беспечности, а примерно каждый 6-й пожар происходит по вине детей и подростков. Именно поэтому тема нашего классного часа очень актуальна.
Дети читают стихи о «добром» огне
БЕСЕДА ОБ ИСТОРИИ ОВЛАДЕНИЯ ОГНЕМ
Загадка
Без рук, без ног, а все съедает? (Огонь.) Мы поговорили о значении огня, а теперь вспомним, как огонь попал к людям. (Дети говорят о том, что древние люди огонь добывали трением, высекали искры из камня.) Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой.
А знаете ли вы, кто такой Прометей? Это легендарный древнегреческий герой, подаривший огонь людям.
Вот как говорится о значении огня в легенде о Прометее.
В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся
на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать
того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце,
бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не
было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около
огня. И была такая жизнь жалким существованием.
Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет
Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и,
спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие
огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо,
грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне
этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие.
Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя
людьми.
Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе
такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Помогите мне:
назовите сферы применения огня. (Приготовление пищи, двигатели внутреннего
сгорания, плавка металлов, изготовление стекла и стройматериалов, обжиг
керамических изделий, теплоэлектростанции и др.)
1. Я - огонь, я друг ребят.
Но когда со мной шалят,
Становлюсь тогда врагом
И сжигаю все кругом.
2. Да, огонь бывает разный-
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.
3. Человеку друг - огонь,
Только зря его не тронь!
Если будешь баловаться,
То беды не миновать,
От огня несдобровать!
4. Знайте, в гневе он сердит:
Ничего не пощадит!
Уничтожить может школу,
Поле хлебное, твой дом
И у дома все кругом.
А взметнувшись до небес,
Перекинется на лес.
5. Огонь силен - он может сжечь деревню.
Он беспощаден, зол, напорист, груб.
И сгубит он столетние деревья
Быстрее, чем умелый лесоруб
6. И там, где он проходит,
Сгорает лес, сгорает весь дотла.
Недаром поговорка есть в народе:
«Бояться как огня».
7. Гибнут в пламени пожара
Даже люди иногда.
Это помните всегда!
Хором Это помните всегда!
Практическая работа.
- Что делали девочки в этом стихотворении? (играли)
- Во все ли игрушки можно играть?
- У вас на столе лежит лист, на котором изображены предметы.
- Раскрасьте те предметы, с которыми можно играть, и которые не приведут к
пожару.
- Какие предметы вы не раскрасили и почему? (зажигалка, бенгальские огни, утюг,
настольная лампа)
Посмотрите из чего получается пожар. Что же такое пожар? Каждый час у нас на планете происходит семьсот пожаров и загораний. За год их бывает более пяти миллионов. Убытки от пожаров можно сравнить с потерями малых войн двадцатого века. Из десяти пожаров девять происходят по вине человека, каждый пятый пожар из-за детской шалости с огнем. Наши пожарные постоянно ведут с ними бой.
П р и ч и н ы п о ж а р о в
- Неосторожное обращение с огнем.
- Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.
- Нарушение правил противопожарной безопасности при эксплуатации сети и
электропроводки.
- Неумение правильно эксплуатировать газовые приборы.
- Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.
- Неправильное устройство и неисправности печей и дымоходов.
- Шалости детей с огнем
- А сейчас немного статистики.
Ежегодно в мире происходит около пяти миллионов пожаров.
Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги.
Каждый третий - погибший ребенок,
Беседа по стихотворению «Как сгорел один дом».
Расскажу я вам о том,
Как сгорел однажды дом.
Две девчонки, две сестрички.
Раздобыли где-то спички.
- Знаешь, что? – сказала Валя, -
Мы туристы на привале,
Разожжём костёр сейчас,
Ну а будет он у нас
Под столом. Неси газеты,
Пускай хворост будет это.
- А в корзинке сварим кашу, -
Подсказала ей Наташа. –
Чиркнем спичкой. Раз, два, три!
Огонёк горит. Смотри!
Ай! Упала спичка! Ой!
Ой! Какой огонь большой!
- Как вы думаете, что произошло потом?
Испугались те девчонки,
Растерялись, как тут быть?
Чуть дыша, стоят в сторонке:
Убегать или тушить?
- Как бы вы поступили в данной ситуации? Что нужно было сделать?
Валя быстро догадалась:
- Надо бы водой плеснуть!
Но воды – то оказалось
Только в чайнике чуть-чуть.
И опять сказала Валя:
- Мы его накроем шалью
И платком, и одеялом.
Но огню и горя мало
Шали нет, платка не стало,
Загорелось одеяло.
- Правильно ли поступили девочки?
- В каком случае нужно воспользоваться платком или одеялом?
А огонь-то разгорался,
Влез по скатерти на стол,
В книгу папину забрался,
Вдоль по комнате прошёл.
Побежал по занавескам,
По картине на стене,
Разошёлся с шумом, с треском,
Всё вокруг уже в огне.
А Наташа вместе с Валей
Больше медлить уж не стали,
Побежали в коридор,
А потом скорей во двор.
Пламя выше, пламя круче,
Дым столбом до самой тучи,
А народ кругом толпится,
Кто с лопатой, кто с ведром,
И пожарная уж мчится,
Но в огне уже весь дом,
Долго бились все с пожаром,
Не один час и не два,
Да усилия все даром,
Нет ни дома, ни двора.
Онемев, стоят сестрички,
А народ шумит кругом:
- от одной лишь только спички,
Как в костре сгорел весь дом.
Говорят все и недаром:
- Трудно справиться с пожаром.
Твёрдо помните, подружки:
Спички – это не игрушки!
Знать бы надо всем, друзья,
Что с огнём играть НЕЛЬЗЯ!
Учитель: Какое правило пожарной безопасности вы усвоили из этого стихотворения?
Беседа
«Что мы знаем о правильных действиях в случае возникновения пожара».
Учитель: повторим правила пожарной безопасности по вопросам:
1. Можно ли играть со спичками? Почему?
2. Почему детям не разрешают включать газовую плиту?
3. Можно ли оставлять включенный телевизор без присмотра?
4. Можно ли открывать окна, двери при возгорании предметов в жилище?
5. Где следует укрываться при возникновении пожара?
6. Что будете делать, как поступите, увидев пламя из квартиры, дома, мимо
которого проходите?
Чтение детьми стихотворений:
Ученик 1.
Всем известно, что у елки
Есть зеленые иголки.
Но не всем ребятам ясно,
Что они горят опасно!
Дети (хором). Нельзя украшать елку свечами.
Ученик 2.
Бензин – может, кто-то со мной не согласен? –
Не только опасен, он взрывоопасен.
Дети (хором). Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые
могут вспыхнуть.
Ученик 3.
Бывает, семья уезжает на юг,
Забыв, что не выключен в доме утюг.
А вслед – телеграмма, подобная грому:
"Пожар – ничего не осталось от дома!"
Ученик 4.
В квартире оставлять нельзя
Прибор, включенный в сеть.
В противном случае, друзья,
Вам синим пламенем гореть!
Дети (хором). Не оставляйте без присмотра включенный утюг или чайник.
Ученик 5.
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щелку красную глядит,
А в печи огонь гудит.
Приоткрыла дверцу Лена –
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол.
Дети (хором). Самостоятельно не зажигайте газовую плиту, а в сельском доме – не
пытайтесь растопить печь
Ученик 6.
А теперь скажу я проще,
Я на слово не остер.
Вдруг увидели вы в роще
Непогашенный костер.
Лесу он грозит бедою,
Вспыхнет – не остановить...
Вы правы!
Скорей водою
Надо тот костер залить!
Дети (хором). В лесу не разжигайте костер без взрослых.
Учитель: о каких правилах нам рассказали ребята, сформулируйте их!
1.Нельзя играть со спичками.
2.Не оставлять включенными электроприборы без присмотра.
3.Не оставлять не затушенных костров.
4. Не поджигать сухую траву, тополиный пух, мусор в баках.
Дидактическая игра «Если возник пожар».
Учитель: В руках у меня воздушный шар. Играющий должен быстро сказать
последнее слово стихотворной строки и передать шар другому участнику. Если участник замедлил с ответом или ответил неправильно, он выбывает из игры,
а шар вновь переходит к ведущему.
Учитель: Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар,
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет... Злой пожар. (Передача шара.)
Учитель: Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в ... ? Квартире. (Передача шара.)
Учитель: Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил ... ? Утюг. (Передача шара.)
Ведущий. Красный отблеск побежал.
Кто со спичками ... ? Играл. (Передача шара.)
Ведущий. Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над ... ? Газом. (Передача шара.)
Ведущий. Столб огня чердак объял.
Кто там спички ... ? Зажигал. (Передача шара.)
Ведущий. Побежал пожар во двор.
Это кто там жег ... ? Костер. (Передача шара.)
Ведущий. Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег ... ? Траву. (Передача шара.)
Ведущий. Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые ... ? Предметы. (Передача шара.)
Ведущий. Помни, каждый гражданин,
Этот номер ... «01». (Передача шара.)
Ведущий. Дым увидел – не зевай.
И пожарных ... Вызывай. (Передача шара.)
Ведущий. Это всем должно быть ясно,
Что шутить с огнем ... Опасно. (Передача шара.)
Учитель: А по какому номеру мы должны позвонить, при пожаре? (01)
Слайд 3
Легче, чем пожар тушить,
Нам его ПРЕДУПРЕДИТЬ!
Пусть знает каждый гражданин:
Пожарная служба – 01.
Пожар мы быстро победим
Коль позвоним по 01.
Учитель. «У меня зазвонил телефон…» Кому из вас с детства не знакомы эти
строчки Корнея Чуковского?
О чем эти детские стишки? (Об играх с телефоном).
А теперь поднимите руки те, кто хоть раз позвонил и пошутил по телефону. А теперь
признайтесь, шутники, кто вызывал пожарную команду для соседей?
А знаете ли вы, почему такие действия недопустимы?
Ученики.
– Бесполезные затраты бензина.
– Изнашивается пожарный автомобиль.
– Но самое главное: в это время действительно где-нибудь может случиться пожар, и кому-то нужна помощь пожарной бригады.
Игра «Набери номер пожарной службы!»
Ученик рассказывает стихотворение:
Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал.
Смело трубку в руку взять,
«01» сумей набрать
И назвать еще потом
Город, улицу и дом,
И квартиру, где живете,
И с каким она замком,
И еще сказать: «Даю вам фамилию свою,
Также номер телефона у которого стою».
Если вы увидели пожар, то необходимо сообщить по телефону 01 следующую
информацию:
Памятка
1. Адрес.
2. Объект (квартира, склад, школа).
3. Что горит (что конкретно горит в квартире, школе).
4. Номер дома.
5. Номер подъезда.
6. Номер квартиры.
7. Этаж. Сколько всего этажей в здании.
8. Есть ли опасность для людей.
9. Фамилия.
10. Телефон.
(Используя телефон ведущий подходит к некоторым участникам праздника и просит по телефону вызвать пожарных, дети определяют, кто вызвал правильно).
Знакомство с профессией Пожарный.
Слайд
Учитель: Как называют людей, которые, рискуя своей жизнью, борются с огнем?
(Пожарные)
Кто такие «Пожарные?» (Пожарный – профессия)
Чем занимаются пожарные?
Сообщение о краткой истории пожарного дела и о последствиях пожаров.
– В «Судебнике» Ивана III, введенном в 1498 году, сказано о курцах*: «Зажигальщику живота не дать, казнить его смертною казнью».
– С 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.
– В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.
– Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 го-ду, в ее состав входили 25 человек.
– 17 апреля 1918 года был подписан Декрет «О государственных мерах борьбы с огнем». Этот день и стал днем образования пожарной охраны.
Учитель. От конных повозок с ручными пожарными насосами до мощных современных средств тушения пожаров – таков путь развития пожарной охраны. Сегодня эта специальная служба – одна из самых мобильных.
Чтобы стать пожарным, нужно многому научиться, быть отличным спортсменом, смелым и отважным.
 При взрыве атомного реактора на Чернобыльской АЭС в 1986 году возник пожар, в
атмосферу поднялось радиоактивное облако. Хотя взорванный реактор представлял
собой источник смертельной опасности - радиоактивного заражения, пламя
необходимо было погасить. Первыми к реакторам через несколько секунд по тревоге
прибыли пожарные из охраны атомной электростанции. Именно они первыми приняли
на себя удар стихии, отвели беду от сотен тысяч людей, проявив при этом мужество и
героизм. Они бросились спасать людей и станцию, не думая о своей жизни. Давайте
мы помолчим в память об этих смелых и мужественных людях. (Минута молчания.)
- Большой огонь или пожар - это огромное чудовище, пожирающее все вокруг своим
пламенным языком. Этот огромный язык съедает и любимые игрушки, и платья, и дома, и
даже целые улицы. Как правило, дети боятся огня. А как вы думаете, можно ли сделать
так, чтобы огонь был совсем не страшным? Конечно, можно! Для этого нужно научиться
управлять своим страхом. Для начала пусть каждый скажет себе: «Я сильный. Я не боюсь
огня. Я могу управлять огнем. Я могу предотвратить пожар». А для того чтобы
предотвратить пожар, нужно соблюдать правила пользования предметами, от которых
он может возникнуть.
На борьбу с огнём направляются смелые и отважные люди. Они, бросаясь в огонь и дым, спасают людей, имущество, даже ценой своей жизни.
Но иногда в жизни случается и так, как написано в стихотворении С. Я. Маршака
«Рассказ о неизвестном герое».
Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столицы,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то лет двадцати.
Вот таких героев в нашей стране сотни. Также среди них есть наши сверстники. Все они, не дожидаясь пожарных, рискуя своей жизнью, бросались в огонь, спасали жизни других людей.
В Совете Федерации в канун Дня народного единства прошла церемония награждения детей-героев от 7 до 16 лет медалью "За мужество в спасении".
Медаль "За мужество в спасении" получили более 20 ребят из разных областей России, а также двое героев из ДНР. Самая маленькая - 7-летняя - участница церемонии спасла из охваченного пожаром дома двоюродного брата.
Сейчас он расскажет о профессии пожарный….
Но если вдруг случился пожар…..Что поможет нам выбраться из горящего здания?
(знаки ПБ)
Знаки пожарной безопасности, должны быть размещены на пути эвакуации. Знаки
пожарной безопасности предназначены для обозначения и указания мест размещения
средств противопожарной защиты и их элементов.
Знаки пожарной безопасности:
Направляющая стрелка Пожарный кран Пожарная лестница Огнетушитель
Телефон для использования при пожаре (в том числе телефон прямой связи с пожарной охраной)
Кнопка включения установок(систем) пожарной автоматики
Запрещающие знаки безопасности
Запрещается пользоваться открытым огнем и курить
Запрещается тушить водой
Запрещается загромождать проходы (или) складировать
Предупреждающие знаки безопасности
Пожароопасно. Легковоспламеняющиеся вещества
Взрывоопасно Пожароопасно.
Учитель: Какие вопросы вы подготовили для Пожарного? (беседа «Вопрос - ответ»)
ИГРА. “Это я, это я, это все мои друзья”
Учитель:
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня? (Это - я, это - я, это все мои друзья!)
Учитель:
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром? (Это - я, это - я, это все мои друзья!)
Учитель:
Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол —
Еле сам живой ушел?
Учитель:
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят? (Это - я, это - я, это все мои друзья!)
Собери пословицу
К а к в ы п о н и м а е т е п о с л о в и ц ы?
Вода и огонь – хорошие слуги, но страшные господа.
От маленькой искры большой пожар бывает.
Не бывает дыма без огня.
Огонь маслом заливать – лишь огня добавлять. Огонь воды боится.
Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
А сейчас, ребята, я приглашаю вас к сотрудничеству. Давайте все вместе создадим
памятку «Как вести себя при пожаре»
Коллективное составление памятки.
«Правила поведения при пожаре»
- Вызвать пожарных по телефону «01».
- Если загорелся электроприбор, постараться отключить его, вынув шнур из розетки
сухими руками.
- Небольшой очаг возгорания попытаться потушить, накрыв его одеялом и такомобразом перекрыв доступ кислорода.
- Если есть возможность, покинуть помещение через дверь или по пожарной лестнице.
- Дышать следует через мокрую тряпку или полотенце, передвигаться, пригнувшись
вниз к полу, так как едкий дым поднимается вверх.
- Если нет возможности покинуть помещение, не открывать окна и форточки, так как
приток воздуха усиливает горение.
- Заткнуть щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятствовать доступу едкого
дыма.
- Дышать через мокрую тряпку или полотенце и лечь на пол, ждать пожарных
Итог занятия.
Учитель: Сегодня мы много говорили об опасностях, которые возникают при неосторожном обращении с огнём, познакомились с профессией пожарного, повторили правила противопожарной безопасности.
Рефлексия
Вопросы для викторины.
У ч и т е л ь . Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы усвоили сегодняшний урок.
1) Какие вещи разрешается развешивать на электропроводах?
2) Какие гвозди можно забивать между проводами?
3) Какой тканью можно окутывать электрическую лампочку?
4) Какими обоями разрешается оклеивать провода?
5) В какой руке водитель автомобиля должен держать сигарету, проезжая подеревянному мосту?
6) С какой стороны нужно разжигать костер в ветреную погоду?
(На все вопросы ответ отрицательный. Этого вообще делать нельзя.
На доске у нас выставка книг.
Просмотр диафильма о награждении в кремле детей-героев.