Методическая разработка внеклассного занятия противопожарной безопасности «Осторожно! Опасно! Огонь!»
Методическая разработка внеклассного занятия
Противопожарной безопасности
«Осторожно! Опасно! Огонь!»
Хлыбова Ирина Николаевна
Заместитель директора по воспитательной работе
МАОУ «Приданниковская СОШ»
Мероприятие рассчитано на возрастную категорию обучающихся начальных классов 8-10 лет;
Цель: закрепить знания детей по пожарной безопасности
Задачи:
- развивать внимание, память, речь, мышление, воображение;
- развивать умение работать в команде;
- воспитывать культуру здорового и безопасного образа жизни.
3. текст материала
- Добрый день, дорогие ребята, учителя и уважаемые гости!
Мы рады приветствовать вас в нашем уютном зале.
А для чего же мы здесь собрались, поможет узнать одна небольшая загадка:
- Может он полезным быть,
А может кров людей спалить.
Помогает нам в быту
Печь разжечь или плиту.
А если мы забыли вдруг
Дома выключить утюг….
Значит, он грозит бедой.
Друг и враг он твой и мой!
( огонь)
- Правильно, ребята это огонь. На уроках вы знакомились с тем, как нужно правильно обращаться с огнем. Наверное, каждый из вас знает правила пожарной безопасности? Кто знает, поднимите руку!
Все знают, очень хорошо, а ваши знания и применение их в повседневной жизни, мы сегодня и проверим.
- Для этого необходимо сформировать две команды.
У меня на столе лежат картинки искорки и огоньки, подойдите, пожалуйста, и выберите понравившуюся вам картинку.
(дети выбирают картинки)
- Итак, искорки – это первая команда, а огоньки, это вторая команда. Прошу команд занять свои места.
(формируются команды)
- Название я для вас придумала, а вот выбрать капитана, самого ответственного человека, которому бы вы доверили возглавлять команду, предлагаю вам, и еще одно задание – придумать девиз команды.
- Представьте, пожалуйста, вашего командира и девиз:
( представление команд).
- Как вы думаете, если у нас сформированы две команды, то в какой форме будет проходить мероприятие?
(ответы детей)
- Конечно же, в форме соревнования. А победа достанется сильнейшим!
-Итак, начинаем!
( на доске расположен костер, где языки пламени частично убираются)
-Обратите внимание, у нас разгорелся большой костер. Вы своими правильными ответами будете его тушить. Оценивать вашу работу будут члены жюри.
(представление членов жюри)
Первое задание: Блиц – турнир «Вопрос - ответ». У какой команды будет больше правильных ответов, та и выигрывает в первом задании.
(вопросы задаются по очереди каждой из команд)
Что нужно делать, если возник пожар в квартире? (позвонить по телефону 01 или с сотового 010, 112 и сообщить адрес пожара, свою фамилию, что и где горит)
Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город? (Раньше все дома строили из дерева и близко друг к другу.)
Чем можно тушить пожар? Ответ: Одеялом, пальто, водой, песком, огнетушителем.
От чего бывают пожары? (Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т.д.; если играть со спичками, шалить с огнём)
Можно ли дотрагиваться до включенных электроприборов мокрыми руками? (Нельзя! Вода пропускает ток через себя. Это опасно для жизни.)Что необходимо сделать при уходе из квартиры (дома), чтобы не допустить пожар? (Выключить электроприборы, газ, свет, закрыть окна, двери смежных комнат, убрать спички от детей)
Что нужно делать при ожоге? (охладить обожженное место под струей холодной воды)
8. Как нужно передвигаться, покидая сильно задымленное помещение? (ползком, держа голову ближе к полу.)
10. Что надо делать, если в квартире много дыма? (Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.)
как называется профессия людей, борющихся с огнём? (Пожарные)
Почему во время пожара нельзя пользовать лифтом? (Лифт может остановиться, лифтовая шахта - это дымовая труба, дым будет закачиваться туда.)
Какой пожар нельзя тушить водой? (Если горят электроприборы, горючие вещества.)
Можно ли бить стекла в доме или квартире во время пожара? (Нет, т.к. дополнительный поток воздуха способствует распространению огня.)
Как потушить горящий телевизор? (Набросить одеяло.)
Как тушить загоревшуюся на человеке (на самом себе) одежду? (Повалить человека на землю и накрыть плотной тканью, но не с головой или упасть, кататься по земле (полу), плотно прижимаясь горящими участками одежды к земле.)
Почему пожарных вызывают по телефону именно «01»? («01» самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте и на ощупь.)Чем опасна печь в деревенском доме? (В деревне или на даче детям в отсутствие взрослых нельзя подходить к печке и открывать печную дверцу. От выскочившего уголька может загореться дом.)Чем ещё опасен пожар, кроме огня? (Страшнее огня бывает дым. В задымлённой комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать.)Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем? (Смочить свою одежду и всё вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться выбежать из дома, если живёшь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться продуктами горения)- Вот и завершился первый раунд Блиц – турнир «Вопрос - ответ».
В этом раунде одержала победу команда… и они уже сделали первый шаг к тому, чтобы потушить костер
( учитель убирает один язык пламени с костра)
- Второе задание «Инсценировка сказки»
Для подготовки вам будет дано 5 минут. На стульях лежат необходимые костюмы, прочитайте внимательно сказку, распределите роли и приготовьтесь ее показать:
1 сказка: «Костерок в лесу»
Автор: Как - то раз в густом лесу,
заяц повстречал лису
Заяц: Лизавета, здравствуй!
Лиса: Как дела, ушастый?
Заяц: Хорошо идут дела – голова пока цела.
Знаешь, где то бы лисичка нам достать с тобою спички.
Лиса: Да, развели бы мы костер выше леса, выше гор!!!
Заяц: Вот бы мы повеселились, поиграли, порезвились
Лиса: Ой, смотри - ка, идет волк, он в кострах то знает толк!
Заяц: Здравствуй волк!
Волк: Привет друзья, вас издали увидел я
Автор – говорит ему лисичка:
Лиса: Нет ли у тебя где спички?
Волк: У меня, конечно, есть, дайте на пенек присесть (достает спички)
Лиса: Разведем сейчас костер выше леса, выше гор!
Автор: Принесли дрова сухие и кострище запалили
Лиса: Вот это да!!!!!
Автор: Загорелась сперва прошлогодняя трава, а потом огонь на лес очень быстро перелез.
Волк: Ой, горим, спасайте нас, все сгорит у нас сейчас!
Заяц: Что стоять и зевать, пожарных надо вызывать!
Автор: Не прошло и двух минут, а пожарные уж тут.
Потушили и тот час дали всем такой наказ:
1 пожарный: Твердо помните друзья, что с огнем шутить нельзя!
2 пожарный: В лесу костер не разводите и лес вокруг вы берегите!
2 сказка: «Кошкин дом»
Автор: Тили - тили - тили бом загорелся кошкин дом!
Испугалась кошка, вылезла в окошко,
Кошка: Ой, беда, пожар, горим,
Здесь кругом огонь и дым!
Помогите! Помогите! От беды меня спасите
Автор: Бежит курочка с ведром:
Курочка: Вот ведерко , вот вода, я полью скорей сюда!
Автор: Бежит курочка с ведром
Уточка: Ну, соседка, ну дела, так что же ты наделала?
Кошка: Я печь затопила, ушла и забыла
Возможно, из печки упал уголек
И пол деревянный наверное зажег
Ой, ой, ой, ой, ой, ой, сгорит наверно домик мой!
Автор: Воробей, услышав звон, закричал:
Воробей: «Где телефон?
Наберите «01», а иначе все сгорим!»
Автор: Не прошло и двух минут, как пожарные уж тут.
Пожарный 1: Слушай кошка наши советы:
Пожарный 2: Уходишь, выключай ты свет!
Пожарный 1: Печь без присмотра не оставляй! выключить газ ты не забывай!
Кошка: Ваши советы помнить я буду, ваши советы я не забуду!
- Молодцы ребята, настоящие артисты из вас получились. Пока жюри оценивает ваши творческие способности, ответе мне на несколько вопросов:
- Как вы себя чувствовали в роли потерпевших при пожаре?
- Чего нельзя допускать, если все - таки произошел пожар? Конечно паники! Потому что вовремя паники человек может потерять бдительность и совершить не правильные поступки.
- А какие неправильные поступки совершили герои сказок?
А правильные поступки кто из героев совершил?
Слово предоставляется жюри.
( жюри определяет победителя конкурса)
- Вот наш костерок и еще уменьшился на один язык пламени
( учитель убирает один язык пламени с костра)
- Следующий конкурс, это «конкурс Капитанов»
На столе у меня карточки, на которых изображены различные предметы, вам необходимо разобрать их по группам относящиеся к нашей сегодняшней теме и не относящиеся, а затем пояснить, и если необходимо, доказать свою точку зрения! Тот, кто быстро и правильно выполнит это задание, тот и получает заслуженный балл.
(капитаны выполняют задание)
- Давайте, ребята вместе оценим работу капитанов
( проводится взаимопроверка)
- В этом конкурсе победу одержала команда ….
( учитель убирает один язык пламени с костра)
- Ребята, а какими качествами должен обладать настоящий пожарный?
(ответы детей)
- Совершенно верно, пожарный должен быть и смелый, и сильный, и находчивый, и умный…)- И следующий наш конкурс поможет узнать, на сколько вы ловкие и быстрые.
- Вам необходимо построится в колонну и по очереди передавать ложку с водой с одного конца колонны до другого, и как только вся вода в одной емкости закончится, мы проверим, у какой команды в другой емкости больше воды.
(обучающиеся по очереди передают воду)- Уважаемые члены жюри, просим вас оценить результат
( жюри объявляют победителя конкурса)
( учитель убирает один язык пламени с костра)
- Вот, ребята, мы с вами почти потушили костер, остался всего один язычок пламени, а это значит, что осталось последнее задание.
- Заключается оно в том, что вам из подручных средств, необходимо придумать и выполнить агитационный плакат на тему «Осторожно! Опасно! Огонь», и обязательно придумать к нему слоган.
(на столах у обучающихся находится: ватман, маркеры, картинки на противопожарную тему)( обучающиеся изготавливают плакат и все вместе произносят слоган)
- Ну что, ж, дорогие друзья, мы вместе, дружно потушили наш костер. А как вы думаете, почему у нас был один костер, ведь команд было две?
( ответы детей)
- Потому что мы с вами делали одно дело!
- Кто скажет, какое дело?
- Правильно, мы еще раз вспомнили, что можно и чего нельзя делать при пожаре. Как избежать пожара.
- А сейчас каждый из вас, по цепочке, скажет по одному предложению по нашей сегодняшней теме, это может быть, правило, утверждение, вопрос, то, что вы знаете об огне, пожаре, пожарных.
- Я очень надеюсь, что мы никогда с вами не окажемся на месте героев сказок, которые вы инсценировали, а уж если вдруг случится беда, то всегда примем правильное решение, будем здоровы!
- Команда….набрала сегодня …очков и мы дарим им памятные медали, а команде…поощрительные призы.
4.рекомендации (инструкции по использованию материала).
Данная разработка может быть использована учителями начальных классов во время организации внеклассных мероприятий профилактической направленности при закреплении изученной темы на пожарную безопасность. Проводить мероприятие можно как в отдельном классе, так и можно использовать разновозрастную категорию участников.