Программа пожарной безопасности Огонь — друг и враг человека
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Начальник ОНД Директор МБОУ Миллеровской
по М-Курганскому СОШ им. Жоры Ковалевского
и Куйбышевскому району Крикуненко А.Н.
подполковник внутренней службы ____________________
Бойченко Р.Н. ____________
« » январь 2015 года от 12 января 2015 года
ПРОГРАММА
обучения пожарной безопасности
учащихся МБОУ Миллеровской СОШ
село Миллерово
Пояснительная записка
Ежегодно в Российской Федерации происходит свыше 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе около 800 детей.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что работа по противопожарной пропаганде среди детей и подростков требует постоянного внимания и улучшения. Борьба с огнем требует от человека больших усилий. В этой борьбе выявляется сила, характер, эмоционально-волевая стойкость человека. Поэтому в работе по пожарной безопасности особое внимание следует уделять психологической подготовке пожарных, всего населения и в первую очередь детей и подростков.
Работа по противопожарному воспитанию детей в МБОУ Миллеровской СОШ осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности».
Данная программа разработана с учетом психолого-физиологических возрастных особенностей учащихся при личностно ориентированном обучении правилам пожарной безопасности.
Противопожарная учеба и воспитание проводится на всех этапах обучения в МБОУ Миллеровской СОШ, используя адекватные тому или иному возрасту детей психолого-педагогические методы передачи знания и формирования навыков пользования огнем. При таком подходе даже дети младшего школьного возраста могут усвоить необходимые противопожарные знания. В работе с учащимися необходимо использовать игровые методы обучения. Ситуационно – ролевые познавательные игры позволяют проводить учебно-воспитательную работу по ППБ с учащимися по интенсивной технологии в нетрадиционной форме, отказавшись от преимущественного объяснительного способа сообщения знаний. В играх участвуют различные группы учащихся, при этом развивается навык общения, творческая активность личности, умение оценивать себя и окружающих. Для расширения объема информации и с учетом быстрой утомляемости младших школьников, на уроках ППБ проводятся игровые занятия, которые стимулируют важный процесс перехода от любопытства к любознательности, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей, а также снижают психические и физические нагрузки. Игры по ППБ способствуют закреплению прочных навыков и умений по безопасному обращению с огнем.
Предлагаемая программа поможет привить школьникам культуру безопасности и сохранения здоровья и осознать, в чем заключается ценность человеческой жизни.
Изучение правил пожарной безопасности ставит перед собой достижение следующих целей и задач.
Цель: Привить устойчивые навыки по соблюдению правил пожарной безопасности и безопасного поведения в быту, в школе, на природе, сформировать культуру безопасного поведения.
Задачи:
Сформировать понятийную базу по пожарной безопасности.
Развивать мотивацию по безопасному обращению с огнем.
Прививать учащимся устойчивый навык правильного поведения при возникновении пожароопасной ситуации.
Научить оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим на пожарах.
Освоить навыки применения первичных средств пожаротушения.
Воспитывать личностные качества учащегося, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
Занятия по данной программе проводятся 1 час в месяц. Уровень полученных знаний и умений учащихся контролируется классным руководителем путем проведения тестов, входящих в программу.
Сроки реализации: 2015-2017 годы
Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы
( 1-4 классы), обучающихся по данной программе
Предметно-информационная оставляющая образованности:
Знать причины пожароопасных ситуаций в школе, дома, на природе;
Знать основные правила пожарной безопасности;
Знать назначение и оборудование пожарного щита;
Знать телефон вызова пожарной охраны.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
Умение правильно вызвать по телефону пожарную охрану;
Умение предвидеть пожароопасные ситуации в школе и дома;
Умение правильно и безопасно выходить из задымленной квартиры;
Умение использовать первичные средства пожаротушения;
Умение оказывать первую помощь пострадавшим при отравлении угарным газом и при ожогах.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
Способность к принятию правильных решений в пожароопасной ситуации;
Ответственное поведение и осознание ценности жизни человека при соблюдении правил пожарной безопасности;
Бережное отношение к окружающей природе.
Учебно-тематический план 1-й класс
№ Темы Количество часов В том числе
Теоретические занятия Практические
занятия
1. Знакомство с профессией пожарного 1 0,5 0,5
2. Пять правил пожарной безопасности 1 0,2 0,8
3. Если в доме начался пожар 1 0,2 0,8
4. Огонь – друг и враг человека 1 0,2 0,8
5. Как правильно покинуть задымленную квартиру 1 0,2 0,8
6. Действия во время грозы 1 0,2 0,8
7. Действия при пожаре в лесу 1 0,2 0,8
8. 30 апреля – Всероссийский День пожарной охраны 1 0,2 0,8
9. Тестирование 1 0 1
Итого: 9 1,9 7,1
Содержание курса.
Тема 1. Знакомство с профессией пожарного.
Встреча с сотрудником МЧС службы пожарной безопасности. Пожарная безопасность в микрорайоне школы. Правила безопасного обращения с огнем. Элементарные нарушения ППБ взрослыми и детьми. Причины различного рода возгораний по вине детской шалости. Действия при пожаре. План эвакуации из учебного учреждения.
Тема 2. Пять правил пожарной безопасности.
К чему приводит баловство со спичками и зажигалками. Пять правил пожарной безопасности. Меры предосторожности при использовании электроприборов. Правила обращения с открытым огнем в помещении (газовая плита, свечи, печное отопление).
Тема 3. Если в доме начался пожар.
Что делать, если возникла угроза пожара. Действия при пожаре в квартире. Что нельзя делать, если огонь в коридоре отрезал путь к выходу. Для чего нужна хорошо смоченная ткань (полотенце, простыня, покрывало).
Тема 4. Огонь – друг и враг человека.
Огонь – одно из самых больших чудес природы. В каких случаях человек использовал огонь. Способы добывания огня человеком. Огонь должен быть под постоянным контролем человека. К чему приводит пожар. Новогодние праздники – время повышенной опасности.
Тема 5. Как правильно покинуть задымленную квартиру.
Опасные факторы пожара, воздействующие на человека (открытый огонь, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения, падающие строительные конструкции). Что нельзя делать при задымлении помещения, квартиры. Последовательность
действий при задымлении квартиры.
Тема 6. Действия во время грозы.
В какое время года гроза представляет опасность для человека. Какие правила необходимо соблюдать во время грозы. Где нельзя прятаться во время грозы. Где лучше всего переждать грозу. Что делать, если гроза застала в квартире или на даче.
Тема 7. Действия при пожаре в лесу.
Причины возгорания леса. Лес – богатство и благосостояние народа. Взаимосвязь человека с природой. Чем можно затушить небольшой пожар. Какие бывают пожары и способы защиты от них. Различные способы выхода из леса при пожаре, выбор выхода ( просеки, дороги, зеленый кустарник, речки, наветренная сторона), защита органов дыхания, лица, головы. Что нужно сделать при выходе из леса.
Тема 8. 30 апреля – Всероссийский день пожарной охраны.
Профессия пожарного – профессия мужественных и добрых людей. Основные функции пожарной охраны. ВДПО – Всероссийское добровольное противопожарное общество. Основные задачи ВДПО. Указ президента РФ «Об установлении Дня пожарной охраны»
Тема 9. Тестирование.
Проверка знаний учащихся по ППБ. Работа над ошибками.
2-й класс
№ Темы Количество часов В том числе
Теоретические Практические
1. Безопасное обращение с электричеством в доме 1 0,2 0,8
2. Что делать, если пожар только начался 1 0,2 0,8
3. Что делать, если пожар сразу потушить не удалось. 1 0,2 0,8
4. Правила выхода из задымленной квартиры. 1 0,2 0,8
5. Почему нельзя пользоваться лифтом во время пожара 1 0,2 0,8
6. Как правильно позвонить в пожарную охрану 1 0,2 0,8
7. Первоочередные действия при пожаре в квартире 1 0,2 0,8
8. Летний отдых и пожарная безопасность. 1 0,2 0,8
9. Тестирование. 1 0 1
Итого: 9 1,6 7,4
Краткое содержание курса.
Тема 1. Безопасное обращение с электричеством в доме.
Правила обращения с электрическими приборами. Какую опасность они могут представлять для человека. Какие электрические приборы у вас дома. Как правильно отключать электрические приборы из сети. Почему нельзя тушить водой загоревшийся телевизор. Что необходимо сделать перед выходом из дома.
Тема 2. Что делать, если пожар только начался.
Назвать несколько причин возгорания в квартире при отсутствии взрослых..Чем тушить небольшой огонь. Что делать, если огонь потушить не удалось. Как правильно покинуть задымленную квартиру Дальнейшие действия пострадавшего.
Тема 3. Что делать, если пожар сразу потушить не удалось.
Почему и как нужно немедленно покинуть горящее помещение или квартиру. Что необходимо делать прежде, чем покинуть квартиру. Звонок по «01» и встреча пожарной команды. Огнетушитель – обязательная принадлежность имущества людей.
Тема 4. Правила выхода из задымленной квартиры.
Причины возникновения пожара в квартирах. Факторы пожара, опасные для здоровья и жизни человека. Способы защиты от дыма и огня. Что можно использовать для смачивания ткани, если нет воды, а жизни угрожает опасность. Почему нужно плотно закрыть дверь в комнату, где начался пожар. Осторожное использование новогодних пиротехнических устройств и безопасное поведение на новогодних праздниках.
Тема 5. Почему нельзя пользоваться лифтом во время пожара.
Особенности действий жителей верхних этажей при пожаре в доме. Почему опасно выбегать из квартиры, если вы живете на верхних этажах. Защита органов дыхания. В чем состоит опасность пользования лифтом во время пожара. Что нужно сделать с лифтом для спасения других людей.
Тема 6. Как правильно позвонить в пожарную охрану.
Когда необходимо звонить в пожарную охрану по «01». Как правильно позвонить. Почему нужно ждать у дома приезда пожарной машины. Последовательность действий при возникновении пожара.
Тема 7. Первоочередные действия при пожаре в квартире.
Что должна знать пожарная команда для оказания вам помощи при пожаре. Первоочередные действия при пожаре в помещении. Что делать, если заклинило дверь квартиры. Для чего необходимо быстро закрыть окна, форточки, заклеить вытяжное устройство, отключить электричество и газ. Почему нужно плотно закрыть двери в комнаты, облить коридор и двери комнат водой. Предохранение органов дыхания при помощи влажной ткани. Что нельзя делать при пожаре.
Тема 8. Летний отдых и пожарная безопасность.
Особенности соблюдения ППБ во время летнего отдыха на природе и в сельской местности. Пожароопасные ситуации в деревянном доме. Правила поведения во время грозы в лесу и на водоеме.
Тема 9. Тестирование.
Игра соревнование трех пожарных команд с использованием тестов, загадок и игр.
3-й класс
№ Темы Количество часов В том числе
Теоретические занятия Практические
занятия
1. От чего происходят пожары. 1 0,2 0,8
2. История создания пожарной охраны. 1 0,5 0,5
3. Противопожарный режим в жилом доме. 1 0,2 0,8
4. Безопасное использование бытовой техники. 1 0,2 0,8
5. Правила безопасного поведения на кухне 1 0,5 0,5
6. Оказание помощи при ожогах. 1 0,5 0,5
7. Главные причины ленных пожаров 1 0,2 0,8
8. Правильные действия во время грозы. 1 0,5 0,5
9. Тестирование. 1 0 1
Итого: 9 2,8 6,2
Краткое содержание курса.
Тема 1. От чего происходят пожары.
Детские шалости с огнем. Небрежность – основная причина возникновения пожаров. Почему курильщика называют «поджигателем».
Тема 2. История создания пожарной охраны.
Создание первых частей российской пожарной охраны. Переход пожарной охраны на Профессиональную основу. Типовой штат пожарной команды 18 века. Что принес научно-технический прогресс 20 века в оснащении частей пожарной охраны.
Тема 3. Противопожарный режим в жилом доме.
Назвать основные причины пожаров в быту. Основные обязанности граждан по соблюдению ППБ. Что делать при утечке газа в квартире. Что делать при возникновении пожара. Действия жителей дома при наличии пострадавших. Телефоны экстренной помощи.
Тема 4. Безопасное использование бытовой техники.
Соблюдение правил пожарной безопасности при использовании бытовых электронагревательных приборов. В чем заключается опасность для человека при неаккуратном использовании бытовой техники. Какие меры пожарной безопасности надо применять при украшении новогодней елки и проведения новогодних праздников.
Тема 5. Правила безопасного поведения на кухне.
Правила безопасного использования газовых плит и других устройств для приготовления пищи. Как обращаться с открытым огнем на кухне. Чем опасен для человека дым и огонь. Назвать признаки отравления угарным газом. Способы защиты органов дыхания.
Тема 6. Оказание помощи при ожогах.
Что может вызвать ожоги. Правила оказания первой доврачебной помощи при ожогах кипятком. Правила оказания помощи при ожогах на пожаре. Что нельзя делать при ожогах.
Тема 7. Главные причины лесных пожаров.
В чем заключается опасность массовых лесных пожаров. Кто и что становится жертвой огненной стихии. Как вести себя при пожаре в лесу. Основные причины возгорания лесных массивов по вине человека. Почему нельзя оставлять стеклотару в лесу после сбора березового сока. Что делать, если от костра произошло возгорание хвои деревьев.
Тема 8. Правильные действия во время грозы.
Воздействие молнии на человека. Меры безопасности во время грозы. Правила безопасного поведения в автомобиле во время грозы. Действия мотоциклистов и велосипедистов во время грозы. Правила поведения городских жителей во время грозы. Способы защиты от поражения молнией, ели вас окружают высокие объекты.
Тема 9. Тестирование. Контрольный срез знаний и умений
4-й класс
№ Темы Количество часов В том числе
Теоретические Практические
1. Пожарная охрана, её назначение и задачи. 1 0,2 0,8
2. План пожарной эвакуации в школе, дома и на даче. 1 0,2 0,8
3. Противопожарный режим в жилом доме. 1 0,2 0,8
4. Назначение и оборудование пожарного щита. 1 0,2 0,8
5. Первичные средства пожаротушения 1 0,2 0,8
6. Что делать, если квартиру покинуть нельзя. 1 0,2 0,8
7. Причины возгорания телевизора и способы его тушения. 1 0,2 0,8
8. Действия при пожаре в доме. 1 0,2 0,8
9. Тестирование. 1 0 1
Итого: 9 3,1 6,9
Краткое содержание курса.
Тема 1. Пожарная охрана, её назначение и задачи.
Структура государственной противопожарной службы. Основные задачи государственной противопожарной службы. Кто занимается пожарной охраной в микрорайоне школы. Где находится служба пожарной охраны.
Тема 2. План пожарной эвакуации в школе, дома и на даче.
Эвакуация людей как возможность спасения от воздействия опасных факторов пожара. Назначение эвакуационного и аварийного выходов и пути эвакуации. Назначение и место расположения плана эвакуации. Что нельзя делать во время экстренной эвакуации. Для чего проводится перекличка учащихся по классным журналам. Как составить продуманный план эвакуации на случай пожара в доме или на даче. Где можно приобрести огнетушители для автомобиля, квартиры, дома или дачи.
Тема3. Противопожарный режим в школе.
Как обеспечивается противопожарный режим в вашей школе. Где расположены указатели безопасного выхода при эвакуации. Ответственность учителей и детей за соблюдение ППБ во время проведения мероприятий массовым участием школьников.
Тема 4. Назначение и оборудование пожарного щита.
Установка пожарного щита вне помещений. Комплектация пожарных щитов. Правила пожарного щита.
Тема 5. Первичные средства пожаротушения.
Что относится к первичным средствам пожаротушения. Назначение огнетушителей и правила работы с ними. Правила содержания и обслуживания огнетушителей.
Тема 6. Что делать, если квартиру покинуть нельзя.
Порядок экстренных действий в случае возникновения пожара в квартире, которую невозможно самостоятельно покинуть. Наиболее безопасные места в квартире для ожидания помощи. Правила поведения на балконе во время пожара. Что делать, если нет балкона.
Тема7. Причины возгорания телевизора и способы его тушения.
Назвать причины возгорания телевизора. Почему телевизор нельзя оставлять без присмотра. Где нельзя устанавливать телевизор. Что делать при возгорании телевизора. Что делать при взрыве телевизора и пожаре в квартире.
Тема 8. Действия при пожаре в доме.
Что делать, если в доме большой пожар. Почему нужно срочно эвакуироваться и как. Почему нельзя спускаться из горящего здания на лифте. Тема 9. Тестирование. Игра-соревнование трех юных пожарных команд – тесты, загадки
Требования к уровню подготовки учащихся 5-11 классов,
обучающихся по данной программе.
Предметно-информационная оставляющая образованности:
Знать правила пожарной безопасности;
Знать права и обязанности граждан по соблюдению ППБ,
Знать причины возникновения пожаров, а также ЧС техногенного происхождения;
Знать классификацию средств пожаротушения;
Знать способы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
Умение оценить пожароопасную обстановку;
Умение предвидеть опасность и идентифицировать её;
Умение принимать правильные решения в различных чрезвычайных и пожароопасных ситуациях;
Выполнять правила пожарной безопасности,
Умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим в ЧС.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
Системное знание ППБ и овладение навыками безопасного поведения,
Развитие культуры личной безопасности,
Сформированность самооценки и самоконтроля, способность к принятию эффективных решений в условиях пожароопасных и чрезвычайных ситуациях,
Сформированность правого самосознания в вопросах пожарной безопасности.
5 класс
№ Темы Количество часов В том числе
Теоретические занятия Практические
занятия
1. Основные факторы пожара 1 0,2 0,8
2. Наиболее частые причины пожара 1 0,2 0,8
3. Что нельзя делать при пожарах 1 0,2 0,8
4. Какие горящие предметы нельзя тушить водой 1 0,2 0,8
5. Правила и способы эвакуации при пожаре 1 0,2 0,8
6. Наиболее доступные средства тушения огня. 1 0,5 0,5
7. Причины утечки газа. 1 0,2 0,8
8. Первая медицинская помощь при отравлении угарным и бытовым газом. 1 0,5 0,5
9. Тестирование. 1 0 1
Итого: 9 3,1 6,9
6 класс
№ Темы Количество часов В том числе
Теоретические занятия Практические
занятия
1. Место для оборудования кострища 1 0,5 0,5
2. Способы добывания огня 1 0,5 0,5
3. Разжигание огня 1 0,2 0,8
4. Сохранение огня 1 0,2 0,8
5. Действия при пожаре в палатке 1 0,5 0,5
6. Как уберечься от поражения молнией 1 0,5 0,5
7. Пожар в автомобиле 1 0,2 0,8
8. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему при поражении электрическим током 1 0,2 0,8
9. Тестирование. 1 0 1
Итого: 9 3,1 6,9
7 класс
№ Темы Количество часов В том числе
Теоретические занятия Практические
занятия
1. Порядок создания и организация деятельности дружины юных пожарных 1 0,2 0,8
2. Понятие лесного и торфяного пожаров 1 0,2 0,8
3. Классификация лесных, торфяных пожаров 1 0,2 0,8
4. причины возникновения лесных, торфяных пожаров и их последствия 1 0,2 0,8
5. Предупреждение лесных и торфяных пожаров, методы борьбы с ними 1 0,2 0,8
6. Последствия лесных и торфяных пожаров, методы борьбы с ними 1 0,2 0,8
7. Общие правила наложения повязок 1 0,2 0,8
8. Техника искусственного дыхания и непрямого массажа 1 0,2 0,8
9. Тестирование. 1 0 1
Итого: 9 3,3 6,6
8 класс
№ Темы Количество часов В том числе
Теоретические занятия Практические
занятия
1. Пожары 1 0,2 0,8
2. Взрывы 1 0,2 0,8
3. Условия и причины возникновения пожаров и взрывов 1 0,5 0,5
4. Возможные последствия пожаров и взрывов 1 0,5 0,5
5. Правила пожарной безопасности 1 0,5 0,5
6. Правила поведения при пожаре и угрозе взрыва 1 0,5 0,5
7. Действия при пожаре в общественном месте 1 0,5 0,5
8. Действия при пожаре в общественном транспорте 1 0,5 0,5
9. Тестирование. 1 0 1
Итого: 9 3,4 6,6
9 класс, 10, 11 классы
№ Темы Количество часов В том числе
Теоретические занятия Практические
занятия
1. Требования правил пожарной безопасности к учебным заведениям 1 0,2 0,8
2. Пожарная защита населения профилактика и её задачи 1 0,2 0,8
3. Права и обязанности граждан по соблюдению ППБ 1 0,2 0,8
4. Экстренная реанимационная помощь 1 0,2 0,8
5. Защита населения от ЧС техногенного характера 1 0,2 0,8
6. Гуманитарная акция МЧС России 1 0,2 0,8
7. Как вести себя при техногенной катастрофе 1 0,2 0,8
8. 30 апреля – Всемирный день пожарной охраны 1 0,2 0,8
9. Тестирование. 1 0 1
Итого: 9 3,1 6,9
ПЕРЕЧЕНЬ тем вводного противопожарного инструктажа (вариант)
Нормативные документы по пожарной безопасности.
Действующие приказы, правила, инструкции, положения, регламентирующие пожарную безопасность в образовательном учреждении (далее – ОУ).
Организация противопожарного режима в ОУ. Требования инструкции о мерах пожарной безопасности.
Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в ОУ.
Основные причины пожаров и взрывов. Наличие взрывопожароопасных участков, работ и их общая характеристика.
Порядок применения открытого огня, проведение огневых и других пожароопасных работ.
Классификация опасных факторов пожаров. Способы пожаротушения.
Первичные средства пожаротушения, порядок их использования.
Эвакуационные пути и выходы. Организация эвакуации по лестницам.
Система оповещения людей и управления эвакуацией в случае пожара.
Действия работников ОУ при возникновении пожара: порядок вызова пожарной охраны, участие в эвакуации людей и тушении пожара.
Меры оказания первой медицинской помощи пострадавшим в результате пожара.
Противопожарная профилактика в ОУ.
Организация деятельности внештатных пожарных команд.
Ответственность за невыполнение и (или) ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
ПЕРЕЧЕНЬ тем первичного противопожарного инструктажа (вариант)
Возможные причины пожаров и загораний в образовательном учреждении (далее – ОУ).
Краткая характеристика пожарной опасности оборудования, веществ и материалов, используемых в учебном процессе.
Организация противопожарного режима.
Виды и функции существующих систем противопожарной защиты.
Правила пожарной безопасности при проведении лабораторных работ, экспериментов, учебных занятий в мастерских.
Места размещения, назначение и порядок приведения в действие первичных средств пожаротушения.
Порядок оповещения о пожаре. Управление эвакуацией.
Действия работников ОУ при обнаружении пожара.
Техника безопасности при тушении пожара. Оказание помощи пострадавшим.
Средства и способы защиты учащихся от опасных факторов пожара, в т. ч. от их вторичных проявлений.
Профилактика возникновения пожаров.
Административная и уголовная ответственность за невыполнение и (или) ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Нормативные документы
Приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций"» (в ред. приказа МЧС России от 27.01.2009 № 35)
Приказ МЧС России от 23.12.2005 № 999 "Об утверждении Порядка создания внештатных аварийно-спасательных формирований"
Методические рекомендации по обучению мерам пожарной безопасности обучающихся образовательных учреждений
Особого отношения требуют к себе дети, т.к. это одна из наименее защищенных от пожаров групп населения из-за отсутствия знаний и навыков в области пожарной безопасности. Их обучение необходимо начинать с дошкольного возраста и проводить его в течение всей учебы в школе, начиная с самого простого и постепенно усложняя материал. В связи с загруженностью детей в школе основными предметами обучение не может быть постоянным, оно должно проводиться периодически в три этапа.
Первый этап: младших школьников (1-4 классы) следует обучать самым простым и необходимым мерам пожарной безопасности: осторожности в обращении со спичками, зажигалками, электричеством и пр., а также способам спасения собственной жизни и вызова помощи в случае возникновения пожара.
Второй этап: детей среднего звена школы (5-9 классы) также обучают осторожности в обращении с пожароопасными предметами, электричеством, способам спасения собственной жизни и жизни детей младшего возраста, вызова помощи в случае возникновения пожара и самым простым способам тушения пожаров подручными средствами в некоторых случаях.
Третий этап: детей старшего звена школы (10-11 классы) обучают правилам пожарной безопасности в быту и на производстве. В первом случае подробно, а во втором – самым основным и необходимым навыкам. Кроме того, им преподают основные способы тушения пожаров подручными средствами и при помощи пожарно-технического оборудования, расширяют сведения о способах спасения собственной жизни, а также жизни пострадавших при пожаре.
Обучение мерам пожарной безопасности - очень объемный материал. Необходимо знать как вести себя дома, на улице, в школе и т.д., чтобы не допустить пожара; что нужно делать и чего делать не следует, когда пожар уже произошел; как пользоваться первичными средствами пожаротушения и когда ими пользоваться нельзя, как спасти себя и окружающих при пожаре; как правильно оказать первую медицинскую помощь. И это еще далеко не весь перечень знаний. Ведь в каждом отдельном случае пожара есть свои особенности. Например, необходимо, чтобы дети знали, что нужно делать, если пожар произошел в квартире, конкретно разобрать действия: где, в какой из комнат, потому что из этого нужно рассчитывать свои действия. Совершенно другие способы защиты от огня и дыма, если пожар начался в подъезде, и т.д.
Учитывая особенности возрастных групп, необходимо строить свои занятия по обучению мерам пожарной безопасности.
Например, в формировании правильного отношения к окружающим элементам пожарной опасности детей дошкольного и младшего школьного возраста, выработки у них навыков правильных действий при пожаре немаловажное значение имеют занятия – встречи. В целях уменьшения страха детей при виде пожарного в масках во время пожара, на занятие стоит привести пожарного в полном обмундировании и снаряжении. Встреча с доктором в белом халате поможет детям освоить основные действия при оказании первой медицинской помощи (элементарные действия при ожогах).
Очень часто в учебно-методических разработках по обучению детей мерам пожарной безопасности, которые публикуются в помощь преподавателям ОБЖ в разных периодических изданиях, много неточностей, несуразиц. Например, зачем пятиклассникам подробно рассказывать об огнетушителях, о химической реакции, происходящей в огнетушители при приведении его действие? Встречаются рекомендации по тушению пожаров для второклассников.
Организуя работу с младшими школьниками, следует помнить, что еще недавно игра была ведущей в жизни дошкольника. С поступлением в школу она не исчезает, по-прежнему желанна и необходима. Это отвечает психологическим особенностям детей, младших школьников: повышенная эмоциональность, быстрая утомляемость и переключаемость внимания, впечатлительность, активность, склонность к подражанию взрослым.
Познавательные игры расширяют объем информации, получаемой детьми в ходе обучения, стимулирует важный процесс перехода от любопытства к любознательности, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, а также снижает психические и физические нагрузки. В ходе игры дети готовы учиться сколько угодно. В познавательных играх создается благоприятная возможность подготовки сознания к восприятию нового.
Особое внимание надо уделить практическим занятиям. При изучении правил пожарной безопасности любое занятие должно подтверждаться практикой. Но практических занятий, конкретизации опасных ситуаций, поведение в таких ситуациях, явно недостаточно. Как же совместить практику с теорией? Понятно, что недостаточное финансирование школ и всей системы образования в целом не позволяет иметь хорошей учебно-материальной базы. Значит, надо исходить из имеющихся возможностей.
При проведении занятий в младших классах, как уже говорилось, больше игровых ситуаций, имитирующих способы спасения, меры пожарной безопасности. Например, игра «Змейка», имитирующая спасение из задымленного помещения.
Показ видеофильмов противопожарной тематики. Это немаловажный момент, потому что необходимо не только рассказать детям об опасности, например, игры со спичками. Важно показать, что может произойти в результате таких игр. Видеофильмы наглядно это демонстрируют.
Посещение выставок Центров противопожарной пропаганды, где много исторических экспонатов. Содержательная экскурсия поможет детям узнать и историю пожарной охраны, и славный боевой путь пожарной охраны и много другой полезной информации.
Посещение пожарных подразделений поможет детям в правильном формировании знаний о работе пожарной охраны.
Проведение внеклассных мероприятий.
месячник пожарной безопасности в образовательных учреждениях;
проведение КВНов, викторин, спортивных соревнований противопожарной тематики с привлечением инженерно-инспекторского состава противопожарной службы;
создание ДЮП;
проведение занятий противопожарной тематики в летних школьных лагерях.
Практическая отработка действий на случай пожара – эвакуация. Практические занятия по применению первичных средств пожаротушения.