Технологическая карта урока МХК на тему Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики (10 класс)


Тема урока № 12 Отражение в конкретном содержании и этапность предъявления МотивированностьВозможность проверить
ЭВОЛЮЦИЯ ГРЕЧЕСКОГО РЕЛЬЕФА ОТ АРХАИКИ ДО ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ
Храм Афины в СелинунтеХрам Зевса в Олимпии
Метопы и ионический фриз Парфенона Рельеф как проявление высочайшего совершенства греческого искусства.
Эволюция греческого рельефа от занимательной пестроты архаики к простым формам классики.
Рельеф дорического храма в разные периоды развития греческой культуры: Храм Афины в Селинунте (архаика); Храм Зевса в Олимпии (период ранней классики); Метопы и ионический фриз Парфенона (высокая классика). 1. Профессиональная мобильность требует гуманитарных знаний.
2. Посмотреть современным взглядом на рельефы Древней Греции, с точки зрения эволюции греческой культуры.
3. Продолжить гармонический анализ мира чувственным способом, т.е. через искусство.
4. Продолжить поиски новых смыслов в хорошо знакомом.
- ведем диалоги;
- формулируем вопросы по теме урока, отвечаем на них;
- работаем с тестами;
- рисуем схемы в тетради;
- записываем определения;
- выполняем задания учебника и учителя;
- работаем с искусствоведческими текстами;
Технологическая карта урока № 12 - 10 класс
Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя 79946519875500Задания для учащихся УУД Дидактическая структура урока
Организационный момент Обсуждают новое направление деятельности Привлекает внимание к новому поисковому направлению деятельности. На каждом уроке МХК (или заранее) ищем «Самый интересный факт, связанный с искусством и изучаемой темой».
Поисковая работа «Самый интересный факт, связанный с греческим рельефом!» Личностные – мотивировать интерес к изучаемой теме
Изучение нового материала
Отвечают на вопрос, что они знают о рельефе и его видах.
Знакомятся с
Приложением 1
Выполняют
Задание 1 Расставляет акценты
1.Особенность греческого рельефа - не в правдоподобии и передаче внешнего сходства, а в умении находить те формы и тот линейный ритм, которые предельно точно отражают суть сюжета и соответствуют архитектурному стилю.
2. Эволюция рельефа шла от занимательной пестроты архаики к простым формам классики, строгим и человечным.
АРХАИКАМетопа храма Афины в Селинунте (VI в. до н. э.) Потрясающее стилистическое созвучие рельефа и тяжеловесной архитектуры.
На метопе изображен Персей, который при поддержке Афины поражает горгону Медузу.
РАНЯЯ КЛАССИКАХрам Зевса в Олимпии (начало V века до н.э.)
Греки нашли более одухотворенные формы рельефа, взаимодействие которого с архитектурой стало легче и тоньше, т.к. дух рационализма преодолевал сопротивление материи и храм приобретал более сухие, четкие очертания. Каждый рельеф передает драматическое действие, и выражением его является простое движение, жест. Метопа храма Зевса в Олимпии украшена сценой предпоследнего подвига Геракла, связанного с обретением золотых яблок Гесперид – яблок вечной молодости.
ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА
Метопы Парфенона (? – ок. 431 г. до н.э.)
Уникальная способность греческого искусства найти точное движение и ритм линий, чтобы выявить внутреннюю закономерность сюжета и создать цельный образ. Это очевидно в рельефах метоп и ионического фриза Парфенона – творениях великого Фидия. Задание 2
«Фидий» Предметные – знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы:
Предметные
- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ
Закрепление нового материала Обсуждают выполнение задания 2 Проводит мини-тестирование после выполнения заданий 1 и 2:
Что нового привнес Фидий в рельеф?
Какую идею выражал ионический фриз Парфенона?
Как в облике Парфенона сочетаются строгие формы классики с декоративной красочностью архаики? Контроль Участвуют в мини-тестировании Контролирует ход мини-тестирования Формулируют два вопроса по теме и записывают их в тетрадь Предметные
- знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы Предметные
- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ
Рефлексия Обсуждают выполнения заданий и сам урок Организует и направляет рефлексию, анализирует работу над заданиями Метапредметные- осуществлять рефлексию школьных способов и умений действовать Коммуникативные
- выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.
Приложение 1
Рельеф - вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально, чем отличается от круглой скульптуры. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки. В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах, фризах, плитах). Виды рельефа:
Барельеф (низкий рельеф) - вид скульптуры, выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.
Горельеф (высокий рельеф) - вид скульптуры, выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма.
Контррельеф (против и «рельеф») - вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и инталий.
Койланаглиф (или en creux (анкрё)) — вид углублённого рельефа, то есть вырезанный на плоскости контур. В основном применялся в архитектуре Древнего Египта.
Задание 1 «Виды рельефа»
Определите вид рельефа:
1.____________________
2.____________________
3.____________________
4.____________________

1 2 3 4
Задание 2
«Фидий»
Прочтите текст.
Найдите в тексте описание метоп фриза Парфенона.
Запишите найденную информацию в тетрадь.
Фидий (ок. 490 до н. э. - ок. 430 до н. э.) — древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Друг Перикла. Фидий - один из лучших представителей классического стиля, и о его значении достаточно сказать, что он считается основоположником европейского искусства. Фидий и возглавляемая им аттическая школа скульптуры (2-й пол. 5 в. до н. э.) занимали ведущее место в искусстве высокой классики. Это направление наиболее полно и последовательно выражало передовые художественные идеи эпохи. Так было создано искусство, «синтезирующее всё то прогрессивное, что несли в себе работы ионических, дорических и аттических мастеров ранней классики до Мирона и Пэония включительно». Отмечают огромное мастерство Фидия в трактовке одежды, в котором он превосходит и Мирона, и Поликлета. Одежда его статуй не скрывает тело: не рабски ему подчинена и не служит его обнажению. Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее, слава его была колоссальной:
Статуя Зевса в Олимпии — одно из семи чудес Древнего Мира. Фидий работал над статуей Зевса вместе с учеником Колотом и братом Паненом.
«Афина Промахос» — гигантское изображение богини Афины, замахивающейся копьем, на афинском Акрополе. Воздвигнута ок. 460 до н. э. в память побед над персами. Её высота достигала 60 футов и возвышалась над всеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом. Литье из бронзы. Не сохранилась.
«Афина Парфенос». 438 г. до н. э. Была установлена в афинском Парфеноне, внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении. Наиболее полной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Афины), золото (одежда), слоновая кость (руки, лицо), украшенная мелкими драгоценными камнями.Скульптурное оформление Парфенона (фриз Парфенона, метопы, проч.) было выполнено под его руководством
Скульптурная отделка Парфенона, как отмечает Плутарх велась под руководством великого мастера Фидия и при его непосредственном участии. Эта работа делится на четыре части: метопы внешнего (дорического) фриза, сплошной ионический (внутренний) фриз, скульптуры в тимпанах фронтонов и известнейшая статуя Афины Парфенос. Метопы входили в состав традиционного для дорического ордера триглифо-метопного фриза, который опоясывал внешнюю колоннаду храма. Всего на Парфеноне насчитывалось 92 метопы, содержавших различные горельефы. Они были соединены тематически по сторонам здания. На юге изображалась битва кентавров с лапифами, на западе — амазономахия, на севере — вероятно, сцены из Троянской войны, на востоке — гигантомахия.
Сохранилось 57 метоп: 42 в Афинах и 15 в Британском музее.
Цицерон писал о Фидии так:
«Когда он создавал Афину и Зевса, перед ним не было земного оригинала, которым он мог воспользоваться. Но в его душе жил тот прообраз красоты, который и воплощён им в материи. Недаром говорят о Фидии, что он творил в порыве вдохновения, который возносит дух надо всем земным, в котором непосредственно виден божественный дух — этот небесный гость, по выражению Платона».

«Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям»,
картина Лоуренса Альма-Тадемы, 1868 Перикл – афинский стратег (ок. 494 г. до н.э – 429 г до н.э.) Фидий – древнегреческий скульптор, архитектор

Как пишет Плутарх в своей «Жизни Перикла», Фидий был главным советником и помощником Перикла в осуществлении масштабной реконструкции Акрополя в Афинах и придании ему нынешнего облика в стиле высокой классики. Несмотря на это, во взаимоотношениях с согражданами Фидия преследовали неприятности (ок. 432-431 до н. э.). Его начали обвинять в утайке золота, из которого был сделан плащ Афины Парфенос. Но художник оправдался очень просто: золото было снято с основы и взвешено, недостачи не было обнаружено. Следующее обвинение повлекло гораздо большие проблемы. Его обвинили в оскорблении божества: на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил свой и периклов профиль (подробнее об изображении см. Афина Парфенос). Скульптора бросили в тюрьму, где он скончался, либо от яда, либо от лишений и горя. По иным данным, скончался в изгнании в Элиде. Плутарх пишет: «Так как он был другом Перикла и пользовался у него большим авторитетом, у него было много личных врагов и завистников. Они уговорили одного из помощников Фидия, Менона, сделать донос на Фидия и обвинить его в воровстве. Над Фидием тяготела зависть к славе его произведений… При разборе его дела в Народном собрании улик в воровстве не оказалось. Но Фидий был отправлен в тюрьму и там умер от болезни».
В честь Фидия назван кратер на Меркурии.