Рабочая программа по элективному курсу История Якутии в лицах
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кырыкыйская основная общеобразовательная школа
678235 Верхневилюйский улус, село Кырыкый, ул. Советская 4, тел.: 8-41133-24126
Рассмотрено на заседании
МО __________________
Протокол №___
«_»______________2014 г
. Согласовано:
Зам. директора по УР
_________/Ж. А. Егорова/
«__»_____________2014 г. Утверждено:
Директор МБОУ - КООШ
__________/В.В.Федоров/
Приказ № ___
от «__»_________ 2014 г
.
Рабочая программа по предмету:
«История Якутии в лицах»
8 класс
2014 – 2015 учебный год
Составитель:
Егорова М. К., учитель истории и
обществознания МБОУ – КООШ,
первая квалификационная категория
Кырыкый 2014
Оглавление
I. Пояснительная записка______________________________________2
II. Основное содержание рабочей программы_____________________3
III. Требование к уровню подготовки выпускников_______________ 4
IV. Учебно-методическое обеспечение____________________________5
V. Учебно-тематическое планирование__________________________6
I. Пояснительная записка
Переход к новым учебным программам предусматривает приоритет национально-регионального компонента в содержании обучения в общеобразовательных школах. Главным принципом изучения истории становится расширение картины мира от близкого к далекому, от истории родного края к всеобщей истории.
Программа разработана на основе принципов историзма, гражданственности, гуманизма и направлена на изучение истории развития народов Якутии с древнейших времен до наших дней.
Цели и задачи курса «История Якутии» состоят в следующем:
Осмысление школьниками социально-общественного положения народов Якутии в современном мире, неразрывной исторической связи Якутии и России.
Воспитание у учащихся чувства патриотизма, осознание ими своего места и роли в развитии родной республики.
Приобщение учащихся в поисковой работе, развитие у них умений и навыков, предусмотренных в программе предмета «История».
В программе девять разделов, которые соответствуют крупным хронологическим блокам периодизации Российской истории. В нее включены также новые темы, освещающие «белые пятна» истории республики.
Кроме того по каждой теме выделены основные понятия и опорные термины. В программе выделены имена людей, сыгравших важную роль в формировании национального самосознания народов Якутии, становлении их государственности.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов «1час в неделю» в 6, 7, 9 классах, всего в количестве 105 часов в год.
Учебно-методический комплект включает:
Васильев Н.И. История Якутии (с древнейших времен до 1917 года): Учеб.пособие для старших кл. сред. шк. /Н.И.Василльев; 1-ое изд. –Якутск: Бичик, 2004.-152 с., ил.
История Якутии. Учебное пособие под ред. Г.П.Башарина. Я., 1988
В стране проводятся реформы, крупные преобразования, происходит духовное обновление общества, становление правового государства, утверждение прав и достоинств личности. Взволнованно и заинтересованно обсуждаются такие вопросы, как человек в обществе и его ответственность за судьбу страны. Много говорят и пишут об общечеловеческих ценностях, разрыве связи времён и преемственности поколений, недопустимом и опасном нигилизме к прошлому. Первостепенное значение в этой связи приобрели проблемы гуманизации образования и нравственного воспитания наших детей.
Философы, историки, политики, начиная с мыслителей древности, ведут непрекращающиеся споры о роли личности в истории. Одни её абсолютизируют. Другие – полностью подчиняют объективным законам общественного развития. Цель данного курса – попытаться найти истину в решении проблемы «роль личности в истории». Историю делают личности, как с положительными, так и с отрицательными стремлениями.
Выстраивая в хронологической последовательности ряд выдающихся якутских и советских политических деятелей, я ставлю задачей этого курса показать историю республики в лицах. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы.
Данная программа рассчитана на 34 часа. И должна быть реализована в три этапа. Первый этап предполагает ознакомление с курсом, цикл лекций по курсу. Второй этап носит практический характер, его главной целью является научить ребят составлять синхронистические таблицы; научить отбирать интересный материал для хрестоматий по определённой тематике, представленной в учебной программе. Третий этап предполагает индивидуальную работу с учеником или группой ребят по каждому конкретному объекту изучения, и по видам отчетных работ учащихся.
В процессе деятельности учащиеся самостоятельно выбирают объект изучения (кого из исторических деятелей он будет изучать); вид отчётной работы из предложенного перечня и литературу, по которой учащийся будет готовить отчётную работу
Требования к данному элективному курсу и пути развёртывания учебного материала и основных идей курса заключаются в следующем:
Научить ребят осмысливать и сравнивать прочитанное из разных источников;
Обучить правилам ведения учебной дискуссии;
Научить разбираться в типологии лидерства, помочь ответить на вопрос «Какими качествами должен обладать лидер?»;
Использовать художественное и документальное кино для активизации познавательных интересов девятиклассников;
Показать, как эпоха репрессий заставляла человека делать выбор: на чьей стороне быть, укрыться «в норе», молчать или говорить, а главное – видеть, думать и помнить или отворачиваться и забывать;
научить составлять синхронистические таблицы;
научить составлять типологические таблицы;
научить отбирать интересный материал для хрестоматий по определённой тематике.
Знания и умения, полученные ребятами на занятиях этого элективного курса, позволят им работать с разными видами документов и таблиц, по-новому посмотреть на роль личности в истории государства, сформировать собственное мнение по объекту изучения, подготовить публичное выступление на итоговую конференцию.
Для достижения вышеизложенных целей и требований к курсу предлагаются следующие формы и режимы занятий:
Научить ребят осмысливать и сравнивать прочитанное из разных источников поможет 2-х часовое лабораторное занятие по работе с документами актового и повествовательно-описательного характера, по теме «Политические репрессии в судьбе человека».
Научить разбираться в типологии лидерства, помочь ответить на вопрос «Какими качествами должен обладать лидер?» можно благодаря лекции с элементами беседы на тему «Лидер – кто он?».
Научить составлять синхронистические таблицы можно в ходе лекций и практических занятий.
Научить отбирать интересный материал для хрестоматий по определённой тематике можно при работе с текстами различного характера по деятельности того или иного исторического деятеля можно на практических и лабораторных занятиях.
В результате работы учащиеся должны составить самостоятельно одну типологическую и одну синхронистическую таблицу; учащиеся с низкой познавательной активностью должны подобрать материал для хрестоматии по выбранному ими объекту изучения; учащиеся со средним уровнем познавательной активности должны сделать анализ биографии какого-то исторического деятеля ХХ века; а учащиеся с высоким уровнем познавательной активности могут подготовить реферат или написать сценарий для слайд-фильма по выбранному объекту изучения.
За своевременное выполнение каждого вида работы учащийся получает от 1 до 2-х баллов. Дополнительные баллы можно получить за качественное выполнение задания по собственной инициативе, использование Интернет-технологии.
Итоги реализации данной программы элективного курса будут представлены на итоговой конференции-выставке «ИСТОРИЯ ЯКУТИИ В ЛИЦАХ».
II. Основное содержание рабочей программы
Введение. Роль личности в истории ХХ века. Лекция.
Философы, историки, политики, начиная с мыслителей древности, ведут непрекращающиеся споры о роли личности в истории. Одни её абсолютизируют, другие – полностью подчиняют объективным законам общественного развития. Где же истина? Выдающиеся деятели Якутии одни более, другие менее, оказали влияние на ход истории. И лучше это удавалось тем, кто знал и учитывал законы развития и улавливал потребности и возможности общества. Чьи устремления больше соответствовали вызову времени. И наоборот, попытки вмешательства в эволюционный процесс, даже продиктованные благими целями, но без учёта этих возможностей и потребностей, заканчивались неисчислимыми страданиями людей, регрессом, деградацией общества, государства. Однако историю делают личности как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. Увы, наша история, как дореволюционная, так и советская, это прежде всего войны, сражения, завоевания. На этой основе и формировалось чувство патриотизма, гордости за своё Отечество. Что притупляло ощущение ущербности от осознания принадлежности к народу с самым низким жизненным уровнем среди развитых стран. Нищета отдельно взятого человека компенсировалась богатством Родины и её военной мощью.
В предлагаемом курсе мы будем говорить о людях, пытавшихся сделать Якутию, Россию, СССР могущественной не только в военном, но и в экономическом и культурном плане.
В качестве домашнего задания ребятам будет предложено написать эссе «Какими качествами должен обладать лидер?».
Руководители республики: М.Е. Николаев, В.А. Штыров Лекция должна содержать краткую характеристику жизни и деятельности руководителей государства.
Практическое занятие должно дать учащемуся навыки составления типологической таблицы, в которой обязательно должны быть отражены: годы правления, форма правления, основные направления деятельности, основные исторические события, результат деятельности.
Руководитель Годы
правления Форма правления Основные направления
деятельности Основные
исторические
события Результат
правления
В качестве домашнего задания может быть предложено: продолжить составление типологической таблицы.
Репрессированные в годы культа личности Сталина: М.К.Аммосов, П.А.Ойунский, И.Н. Барахов, С.М. Аржаков, С.В. Васильев. Лекция познакомит ребят с судьбами репрессированных в годы культа личности Сталина, с особенностями их взглядов на политику государства, раскроет причины их реабилитации.
Лабораторная работа должна быть посвящена работе с документами, относящимися к деятельности М.К.Аммосова, П.А.Ойунского, И.Н. Барахова, С.М. Аржакова, С.В. Васильева. Цель этой работы заключается в том, чтобы помочь ребятам отобрать самые интересные и содержательные документы для учебной хрестоматии по теме «Репрессированные в годы культа личности Сталина».
Герои Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
В качестве домашнего задания ребятам будет предложено составить типологическую таблицу «Герои Великой Отечественной войны»
Конференция-выставка «История ХХ века в лицах».
Литература для учителя:
Озерский В.В. Правители России. От Рюрика до Путина. История в портретах. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Возвращённые имена: Сборник публицистических статей в 2-х книгах. – М.: Изд-во Агенства печати Новости, 1989.
Казарезов В.В. самые знаменитые реформаторы России. – М.: вече, 2002.
Исторические портреты/ В.А. Артёмов, Н.А. Васецкий, В.Л. генис и др.; Под общ. ред. Г.Н. Севостьянова. – М.: Просвещение, 1993.
Полководцы Великой Отечественной. Книга для учащихся ст. классов/ Сост. А.М. Кучеров. – М.: Просвещение, 1988.
Лесков В.А. Заговор маршала Тухачевского. – М.: Вече, 2005.
Черушев Н.С. Элита Красной Армии на голгофе. - М.: Вече, 2005.
Орлов А.С. Тайная битва сверхдержав. - М.: Вече, 2005.
Делягин М.Г. Россия после Путина. Неизбежна ли в России «оранжево-зелёная» революция? - М.: Вече, 2005.
Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Осмыслить культ Сталина. Под ред. Кобо Х. – М.: Прогресс, 1989.
Журналы «Родина».
Литература для учащихся
Озерский В.В. Правители России. От Рюрика до Путина. История в портретах. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Возвращённые имена: Сборник публицистических статей в 2-х книгах. – М.: Изд-во Агенства печати Новости, 1989.
Казарезов В.В. самые знаменитые реформаторы России. – М.: вече, 2002.
Исторические портреты/ В.А. Артёмов, Н.А. Васецкий, В.Л. генис и др.; Под общ. ред. Г.Н. Севостьянова. – М.: Просвещение, 1993.
Полководцы Великой Отечественной. Книга для учащихся ст. классов/ Сост. А.М. Кучеров. – М.: Просвещение, 1988.
Лесков В.А. Заговор маршала Тухачевского. – М.: Вече, 2005.
Черушев Н.С. Элита Красной Армии на голгофе. - М.: Вече, 2005.
Орлов А.С. Тайная битва сверхдержав. - М.: Вече, 2005.
Делягин М.Г. Россия после Путина. Неизбежна ли в России «оранжево-зелёная» революция? - М.: Вече, 2005.
Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Осмыслить культ Сталина. Под ред. Кобо Х. – М.: Прогресс, 1989.
Журналы «Родина».
Исторические лица, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить ХХ век, эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы.
III. Требование к уровню подготовки выпускников
в результате изучения истории ученик должен
знать/понимать:
основные этапы и ключевые события истории Якутии с древности до наших дней; выдающихся деятелей родной истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь:
соотносить даты событий родной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий родной истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
IV. Учебно-методическое обеспечение
Васильев Н.И. История Якутии (с древнейших времен до 1917 года): Учеб.пособие для старших кл. сред. шк. /Н.И.Василльев; 1-ое изд. –Якутск: Бичик, 2004.-152 с., ил.
История Якутии. Учебное пособие под ред. Г.П.Башарина. Я., 1988
Ксенофонтов Г.В. Ураанхай сахалар.- Якутск, 1992
Черосов А.А. Эн торообут норуотун былыргытын билэ5ин дуо? – Якутск, 1971
Сказы о Мачаары. – Якутск, 1993
Серошевский В.Л. Якуты. – М., 1993
Пахомов А.К. Саха сирин историятыттан кэпсээннэр. – Дьокуускай, 1993
Пестерев В.И. История Якутии в лицах.- Якутск: Бичик, 2001.
Календарно-тематический план курса «История Якутии в лицах»
№ урока Название тем и уроков Кол-во
часов Содержание
(основные понятия) Компетенции Дом. задание Сроки Корректировка
личностные метапредметные предметные 1 Омогой Баай и Эллэй Боотур 1 Омогой – родоначальник народа саха. Эллэй Боотур. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям
умение определять понятия, создавать обобщения, формирование основ гражданской, этнонацио нальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося С. 7 Подготовить сообщение 2 Тыгын Дархан 1
Тыгын – родоначальник кангаласских улусов осознание своей идентичности как гражданина страны.
умение сознательно организовывать и регулировать свою деятельность овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества С. 11 Составить
план-конспект 3. П. Д. Пянда 1 Открытие русскими Восточной Сибири. Открытие реки Лена. Формирование уважительного отношения к истории своей страны умение обобщать факты овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества С. 16 Ответы на вопросы по теме урока
4 Основатель Ленского острога – П.И. Бекетов 1 Первое русское поселение. Построение ленского острога формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества С.18, подготовить устный развернутый ответ на вопрос
тюрские предки» 5 Землепроходцы И.И. Ребров, Е. Хабаров, С. Дежнёв. 1 Краткая биография землепроходцев формирование целостного мировоззрения умение строить логическое рассуждение, умозаключение приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений с 20, 23, 30 Работа по карте 6 Князец Мазары Бозеков 1 Князец Мазары Бозеков – внук Тыгына. I, II, поездки Мазары Бозекова к русскому царю. формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
формулировать и обосновывать выводы Умения изучать, систематизировать информацию из различных источников
с. 33 Ответы на вопросы 7 Депутат Софрон Сыранов 1 Сыранов депутат Комиссии, глава Кангаласского улуса умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
формулировать и обосновывать выводы Умения изучать, систематизировать информацию из различных источников
С. 51 Составить план-конспект. 8 Сэсэн Аржаков 1 Краткая биография. Документ «План о якутах» понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы
способность исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого С. 53
9 Василий Фёдоров – Манчаары 1 Манчаары – заступник бедных, гроза богатых складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
С. 62 Подготовить сообщение 10 Афанасий Уваровский 1 Автор первого произведения на якутском языке «Воспоминания». Краткая биография. Характеризовать деятельность Афанасия Уваровского Умение формулировать аргументировать и отстаивать своё мнение Уметь подтверждать выводы примерами С. 100 Составить план-конспект 11 Революционер К. Г. Неустроев (Урсик) 1 Революционная деятельность К. Г. Неустроева складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы
Умение характеризовать условия и образ жизни, занятия людей С. 130 12 Банкир Н. Д. Эверстов - Сэрбэкэ 1 Самый богатый делец Якутской области. Краткая характеристика Характеризовать деятельность банкира Н. Д. Эверстова - Сэрбэкэ строить логическое рассуждение, делать выводы Умение характеризовать условия и образ жизни местного населения С. 145 Подготовить сообщение огероях 13 В. В. Никифоров - Кулумнуур 1 Видный общественный деятель, учёный, писатель, журналист складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач знать биографию В.В. Никифорова-Кулумнуур
С. 168 14 А. Е. Кулаковский – Ексюкюлях Елексей 1 А. Е. Кулаковский – Ексюкюлях Елексей, писатель - просветитель понимание культурного многообразия, уважение к культуре своего и других народов, толерантность формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий воспитание уважения к историческому наследию Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками С. 174 Ответы на вопросы по теме урока 15 Обобщающий урок 1 строить логическое рассуждение 16 Сын Манньыаттааха – Г.В. Никифоров 1 Купец 1-й гильдии, Почётный инородец коммерции, советник Императорского двора, меценат. понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность. умение самостоятельно планировать пути достижения целей воспитание уважения к историческому наследию
С. 149 составить план-конспект. 17 Автор «Ураанхай сахалар» и «Эллэйаады» Г. В. Ксенофонтов 1 Г. В. Ксенофонтов – историк, этнограф, фольклорист осознание своей идентичности как гражданина страны строить логическое рассуждение развитие умений, сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию о Степной думе С. 179. Ответы на вопросы 18 А.И. Софронов - Алампа 1 Краткая биография. Классик якутской литературы, талантливый драматург, прозаик и поэт уважение к культуре других народов, толерантность. владение устной монологической контекстной речью воспитание уважения к историческому наследию Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками С. 177. Подготовить сообщение по теме урока 19 Создатель якутского алфавита – Семён Новгородов 1 Якутский просветитель. Создатель якутского алфабита. формирование осознанного, уважительного отношения к родному языку анализировать и обобщать факты Умение извлекать из исторических источников информацию о родном языке С. 124. 20 Великий сын народа саха П. А. Слепцов - Ойуунуский 1 Крупный государственный и общественный деятель якутского народа. Краткая биография освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека смысловое чтение; умение работать с разными источниками информациями С. 194 Подготовиться к обсуждению 21 Яркий Максим Аммосов 1 Крупный государственный и общественный деятель якутского народа. Краткая биография Знание исторических фактов, работа с фактами:
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений С. 197. Подготовить сообщение 22 И. Н. Барахов 1 Крупный государственный и общественный деятель якутского народа. Краткая биография Освоение деятельности И.Н. Барахова.. представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы Знать о государственных и общественных деятелях якутского народа. С. 200 Подготовить сообщение о героях войны по выбору 23 С. М. Аржаков 1 Крупный государственный и общественный деятель якутского народа. Краткая биография способность к определению своей позиции формулировать аргументировать и отстаивать своё мнение Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний С. 2201 Подготовить сообщение 24 С. В. Васильев 1 Государственный и общественный деятель якутского народа. Краткая биография уважение прав и свобод человека; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией Уметь правильно составить план-конспект С. 203. 25 Обобщающий урок 1 строить логическое рассуждение 26 Партизан и культармеец Г. В. Егоров 1 Краткая биография формирование целостного мировоззрения владение устной монологической контекстной речью развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого С. 212 27 1 Якутский Корчагин, Островский. Краткая биография. развитие нравственного сознания через освоение деятельности С.С. Яковлева – Эрилик Эристиин
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией Развитие умения делать доклад из различных источников С. 216 Подготовить сообщение 28 Герой Советского Союза Ф. К. Попов 1 Краткая биография формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к героям Советского Союза представлять результаты своей деятельности в форме эссе Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний С. 255 29 Герой Советского Союза Ф. М. Охлопков 1 Краткая биография формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к героям Советского Союза формулировать и обосновывать выводы Формирование умения работать с учебником и составить план-конспект С. 260 30 Мать Феврония Малгина 1 Мать, отдавшая на защитуРодины пятерых своих сыновей Освоение событий Великой Отечественной войны формулировать и обосновывать выводы Умение работать на карте повторить все понятия и даты 31 Народный поэт Петр Тобуроков 1 Петр Тобуруоков – знаменитый писатель, поэт якутского народа Умение работать с учебником формулировать и обосновывать выводы развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях С. 310 урока Название тем и уроков Кол-во
часов Содержание
(основные понятия) Компетенции Дом. задание Сроки Корректировка
личностные метапредметные предметные 32 Первый Президент Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаев 1 Краткая биография о жизни и деятельности первого Президента РС (Я) ·- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения раскрытия общего и особенного в социальной жизни общества. С..387, подготовить пересказ выделением главных фактов 33 Президент РС (Я) В.А. Штыров 1 Краткая биография о жизни и деятельности второго Президента РС (Я) - понимание основного содержания параграфа
Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения Уметь правильно выделять основное содержание С. 390 Подготовить сообщение 34
35 Обобщающий урок по теме «История Якутии в лицах»
Заключение 1
1