Конспект урока по инженерной графке Выполнение эскизов деталей сборочной единицы


Технологическая карта занятия
Графическая работа №7 "Выполнение эскизов деталей сборочной единицы"
Разработал преподаватель по инженерной графике Чернова И.А.
Согласовано
Председатель ЦК общетехнических дисциплин Калашникова Н.А.
Профессия/специальность 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции
Учебная дисциплина Инженерная графика
Тема занятия Графическая работа №7 "Выполнение эскизов деталей сборочной единицы"
Регламент занятия 90 минут
Вид занятия Практическое занятие
Тип занятия Учебное занятие по закреплению и применению знаний и способов действий
Технологии обучения Практико-ориентированные технологии
информационно-коммуникативные технологии
разноуровневые обучение
проблемное обучение
здоровьесберегающие технологии
Цели занятия:
образовательные (обучающие) - повторение правил и выработка практических навыков в выполнении эскизов деталей;
- закрепление первичных знаний, формирование умений через выполнение заданий по образцу;
- активизации практической деятельности, расширения и закрепления знаний студентов по текущей теме;
- обучать навыкам использования конструкторской документации при разработке технологических процессов изготовления детали (ПК 1.1. - профессиональная компетенция);
воспитательные - способствовать расширению общего кругозора студента;
- создать положительную мотивацию к изучению дисциплины.
Формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
- развивать навыки использования информационно-коммуникативных технологий и профессиональной деятельности (ОК 5. – общая компетенция);
- развивать навыки участия в реализации технологического процесса по изготовлению детали (ПК 3.1. – профессиональная компетенция);
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3 – общая компетенция);
развивающие Формирование общих компетенций:
ПК 3.1. Развивать навыки участия в реализации технологического процесса по изготовлению детали;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно0-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
Обеспечение учебного занятия Оборудование:
компьютер, мультимедиа, экран,
Учебно-методическое обеспечение:
- раздаточный материал: сборочные узлы;
- методические указания;
- учебники;
- справочники
Структурные элементы занятия Время Деятельность преподавателя Деятельность обучаемыхОрганизационная часть 3 минуты Приветствует, проверяет отсутствующих, сообщает тему занятия Проверяют готовность к занятию
Мотивация деятельности 7 минут Сообщает цели занятия. Обосновывает профессиональную значимость занятия. Сообщает об основных этапах занятия и условий получения оценок определяет место занятия в теме; определяет значение полученных знаний в практической деятельности. Слушают преподавателя. Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии
Актуализация опорных знаний и способов деятельности 15 минут Опрашивает студентов. Моделирует проблемные ситуации по пройденному материалу, дискутирует.
Регуляция знаний и способов деятельности учащихся, коррекция их поведения, обеспечивающие наиболее полное достижение задач учебного занятия. Отвечают на поставленные вопросы, решают ситуационные задачи.
Повторение и закрепление пройденного материала, необходимого для выполнения графической работы №7 30 минут Объясняет новый материал, демонстрирует видеофильмы (слайды), приводит примеры использования полученных знаний и умений. Озвучивает проблему для самостоятельного решения. Организует работу студентов по самостоятельному закреплению пройденного материала. Выдает задания для работы на текущем уроке;
-индивидуальную (тесты) работу со студентами;
- корректирует выполнение работы (тесты) Слушают преподавателя. Просматривают видеофильмы (слайды). Самостоятельно изучают материал, используя методические указания и раздаточный материал. На основе имеющихся знаний отвечают на вопросы тестов,предложенных преподавателем
Систематизация и закрепление изученного материала в процессе выполнения графической работы 25 минут Акцентирует внимание на алгоритме построения эскиза (презентация «Эскизирование деталей»). Формулирует практикоориентирующие вопросы или задания. Проверка выполненных тестов с помощью презентации «Проверь себя» Отвечают на вопросы преподавателя. Выполняют задания преподавателя. Решают задачи, отвечают на вопросы тестов
Подведение итогов и рефлексия занятия 10 минут Мобилизует студентов на рефлексию своего поведения и результатов закрепления пройденного материала. Подводит итоги и выставляет оценки. Определяется соответствие достигнутых результатов учебного занятия поставленным в его начале задачам. Задает домашнее задание к следующему заданию
Самостоятельно оценивают результаты проделанной на занятии работы. Записывает домашнее задание
Урок: " Графическая работа №7 « Выполнение эскизов деталей сборочной единицы»"
Этапы урока:
- постановка цели урока и мотивация учебной деятельности;
- воспроизведение и коррекция опорных знаний;
- обобщение и систематизация понятий для выполнения практической работы;
- практическая работа;
- подведение итогов урока.
Методы:
- Информационный (словесный)
- Наглядный
- Иллюстративный.
- Репродуктивный (индивидуальная практическая работа)
 Межпредметные связи:
- Техническая механика
- Материалы и изделия сантехнических устройств и систем обеспечения микроклимата
- Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Приветствует учащихся, наблюдает за готовностью к уроку каждого обучающегося
3. Постановка цели и задач урока
повторение правил и выработка практических навыков в выполнении эскизов деталей
Ставит цель и задачи перед обучающимися: повторить, закрепить и углубить знания о выполнении эскизов сборочной единицы
4. Мотивация.
- Уже не одну пару мы работаем с вами со сборочными единицами. Прежде чем мы продолжим выполнять графическую работу №7 « Выполнение эскизов деталей сборочной единицы», хочу зачитать вам выдержку из ФГОС по вашей специальности: «Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по монтажу, эксплуатации, реконструкции и проектированию внутренних сантехнических устройств и вентиляции. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: системы отопления, водоснабжения, водоотведения, вентиляции и кондиционирования для гражданских, промышленных, сельскохозяйственных объектов. В результате освоения общепрофессиональной дисциплины «Инженерная графика» студент должен уметь: пользоваться нормативной документацией при выполнении графических работ; читать рабочие, сборочные и строительные чертежи; выполнять чертежи, эскизы и технические рисунки несложных деталей; выполнять строительные чертежи и аксонометрические схемы систем водоснабжения и канализации.
В результате освоения дисциплины студент должен знать правила выполнения и чтения конструкторской и технологической документации.
Цель нашего занятия сегодня изучить общие правила оформления и выполнения эскизов деталей сборочной единицы.
5. Повторение и проверка знаний:
- При работе с чертежом мы должны четко представлять себе, что на нем  изображено. На машиностроительных чертежах изображают разнообразные изделия.
– Вспомните, что означает термин «изделие»? (Изделием называется любой предмет или набор предметов производства, изготовленный на данном предприятии.)
– Чертеж, какого изделия: детали или сборочной единицы, мы называем сборочным? (Сборочным называют чертеж сборочной единицы, состоящей их нескольких деталей.)
Карточка-задание №1
Ф.И.студента___________________________ группа_______________
Впишите номера изделий в соответствующую графу таблицы:
56197581915
ДЕТАЛЬ СБОРОЧНАЯ ЕДИНИЦА
3,4,5,6,7,8,11,12,13,18 1,2,9,10,14,15,16,17,19
Ф.И.студента___________________________ группа_______________
Впишите номера изделий в соответствующую графу таблицы:
1. готовальня; 2.самолет; 3. гаечный ключ; 4. шуруп; 5. автомобиль;
6. соковыжималка; 7. нож; 8. набор запасных частей для автомобиля;
9. флакон для духов; 10. циркуль; 11. радиотелефон; 12. компьютерный зал; 13. штуцер; 14. шариковая ручка; 15. ложка; 16. настольная лампа.
ДЕТАЛЬ СБОРОЧНАЯ ЕДИНИЦА КОМПЛЕКС КОМПЛЕКТ
3, 4
14 205105505460 Ф.И.студента___________________________ группа_______________
113665448310Ф.И.студента___________________________ группа_______________
Ответы на карточки – задания №

объект вариант
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
деталь 3 2 4 3 1 3 3 2,4 2 3,4
Сборочная единица 4 3 3 2 2 2,4 2 1 2
комплект 2 1 1 4 3 1 1,4 3 3 1
комплекс 1 4 2 1 4 1 4 – Ребята, теперь каждый из вас более осознанно может дать ответ на вопрос: «Что же мы называем деталью?» (Деталь – это изделие, изготовленное из однородного материала без применения сборочных операций.)
– А что такое сборочная единица? (Сборочная единица – это изделие, составные части которого подлежат соединению между собой на предприятии-изготовителе с помощью сборочных операций: свинчивания, клепки, сварки, пайки, склеивания и т. д.)
- Для того чтобы из деталей собрать какое-либо изделие, их нужно определенным образом соединить. Соединения, многократно встречающиеся в механизмах машин, называют типовыми (Слайд).
Все предметы вокруг нас – чертежные принадлежности, мебель, предметы быта, машины и механизмы – имеют составные части, соединенные между собой. У одних изделий части соединены неподвижно, а у других – подвижно.
Соединения деталей бывают разъемные и неразъемные. К разъемным соединениям относятся такие соединения, которые можно разобрать, не нарушая деталей и скрепляющих их элементов.
- Приведите пример самого распространенного и чаще всего применяемого разъемного соединения деталей (резьбовое).
С помощью чего происходит резьбовое соединение? Что такое резьба?
На каком чертеже резьба изображена правильно?
31813501562102181225156210762001562101085850156210
4248150-1075690а б в г д
Резьба – это поверхность, образованная при винтовом движении плоской фигуры по цилиндру (Слайд № 8 Приложение 1).
Если резьба служит для соединения деталей, то она называется крепежной.
Резьбовые соединения бывают: винтовые, болтовые, трубные, шпилечные.
4162425214630-30480041910
-19939027940
Разъемные соединения осуществляются при помощи крепежных деталей (болты, гайки, шпильки, винты).
Учитель использует наглядное пособие для показа крепежных деталей.
Определение названий видов соединений деталей и входящих в них крепежных деталей по чертежам.
Ф.И.студента___________________________ группа_______________
Вариант №1. Впишите в таблицу номера позиций конструктивных элементов резьбового соединения

Выполнив ряд тестов на повторение изученного ранее материала мы плавно подошли к теме нашего сегодняшнего занятия "Выполнение эскиза детали с натуры". Тут же возникает вопрос: а что же такое эскиз?
- Эскизом называют чертеж, выполненный без применения чертежного инструмента (от руки) и точного соблюдения стандартного масштаба (в глазомерном масштабе). При этом должна сохраняться пропорция в размерах отдельных элементов и всей детали в целом. По содержанию к эскизам предъявляются такие же требования, что и к рабочим чертежам.
Эскизы выполняют в следующих случаях: при разработке новой конструкции, при составлении рабочего чертежа уже имеющейся детали, при необходимости изготовить деталь по самому эскизу. Эскизы рекомендуется выполнять от руки на листах клетчатой бумаги стандартного формата, мягким карандашом ТМ, М или 2М. Последовательность выполнения эскиза во многом совпадает с последовательностью выполнения рабочего чертежа детали.
Выполнение эскиза включает в себя несколько этапов, первый из которых-
подготовительный.
На подготовительном этапе нужно внимательно осмотреть деталь, ознакомиться с ее конструкцией, определить имеющиеся в ней отверстия, канавки, проточки, приливы, выступы, фаски и другие элементы. Мысленно расчленить деталь на простейшие геометрические формы (цилиндр, конус, призма и др.) определить, как эти формы связаны между собой, собраны воедино, т. е. выполнить анализ геометрической формы.
Давайте вспомним конструктивные особенности детали
40957501977390-5524501977390273367552705-55245053340
1 — ребро жесткости; 2 — паз; 3 — отверстие; 4 — засверловка; 5 фаска; 6 — буртик; 7 — лыска.
Карточка задание №5
Ф.И.студента___________________________ группа_______________
481965581660Вариант №1. Напишите номера конструктивных элементов вала рядом с их наименованиями: отверстие ____, фаска ____, шпоночный паз _____, галтель _____, паз ____, лыска _____, проточка _____.
Задание №6 На рисунке цифрами обозначены элементы, которые часто встречаются в технических деталях. Названия их не без оттенка занимательности: лыска, ласточкин хвост, ребро, буртик, торец, бобышка, фаска, паз, скос, проточка, галтель, гофр. Сумеете ли вы правильно указать каждый из названных элементов?
32385015875
Затем приступают к выбору главного изображения детали, учитывая некоторые требования конструктивного и технологического порядка. Главное изображение должно давать наибольшую информацию о детали. Определяют, какие целесообразно выполнить разрезы или другие изображения, дополняющие главное изображение. Количество изображений должно быть минимальным, но достаточным для передачи форм детали.
Учитывая сложность детали, ее размеры и размеры листа бумаги, решают вопрос о выборе приблизительного масштаба изображения, чтобы удачно скомпоновать рабочую площадь эскиза. Затем приступают к вычерчиванию изображения. Для этого прежде всего намечают осевые и центровые линии каждого изображения. Осевые и центровые линии проводят с целью выявления или геометрических осей и центров. Отсутствие осевых и центровых линий затрудняет понимание чертежа, ведет к пропуску необходимых размеров, затрудняет разметку деталей.
Затем наносят внешние контуры каждого изображения с конструктивными элементами (фаски, проточки и т. д.), тонкими линиями отмечают контуры необходимых разрезов и сечений. При этом учитывают, что обычно внутренние поверхности параллельны внешним поверхностям детали, оси крепежных отверстий чаще всего располагаются симметрично относительно осей детали или по вершинам правильных многоугольников; острые кромки отлитых элементов должны быть скругленными; конструктивные уклоны и конусности должны быть отражены, несмотря на их незначительность.
Проверив выполненные изображения, убирают лишние линии, выполняют штриховку в разрезах и сечениях, обводят видимый контур изображений сплошной линией.
На третьем этапе составления эскиза: намечают размерные базы и проводят выносные и размерные линии для габаритных размеров, межосевых и межцентровых размеров и их расстояний до баз и для размеров отдельных элементов деталей; обмеряют деталь, сопоставляют размеры, полученные обмером, с размерами, рекомендуемыми таблицами размерных рядов, и наносят на эскиз скорректированные, но близкие к измеренным размерам. При этом нужно помнить о сопрягаемых размерах, которые могут быть проверены и уточнены по сопрягаемым с данной поверхностью деталям в готовом изделии; обозначают разрезы, сечения, выносные элементы.
Задание №7
59055083820
Заключительный этап включает в себя проверку выполненных изображений, заполнение технических требований и основной записи на эскизе, а также таблиц, если они необходимы.
Обмер детали при выполнении ее эскиза с натуры выполняется с помощью различных инструментов, которые выбирают в зависимости от величины и формы детали, а также от требуемой точности определения размеров.