Презентация по изобразительному искусству на тему К. Брюлов

Урок 6
Великие темы жизни в творчестве русских художников.
К. Брюллов «Последний день Помпеи»
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ

Предмет: изобразительное искусство.
Класс: 7.
Раздел: «Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов «Последний день Помпеи».
Урок: №6.
Цели:
Познакомить учащихся с историей создания и художественным замыслом великой картины К. Брюллова «Последний день Помпеи».
Формировать представление о сложном мире исторической картины.
Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию, навыки ведения дискуссии.
Воспитывать любовь к искусству, интерес к художественным произведениям и их истории.

Оборудование и материалы:
Слайд презентация.
Задание на интерактивной доске
Музыкальный ряд:
Дж. Верди. Марш к опере «Аида».
Видеофильм «Последний день Помпеи».
Литературный ряд. Стихотворение А. С. Пушкина «Везувий зев открыл» (1834 г.).

ПЛАН УРОКА

Урок проводится в виде тематической беседы с использованием искусствоведческого материала. Проверочные задания планируется проводить на интерактивной доске.
Ход урока
Эпиграф:
Прошлое нужно нам для того, чтобы понять вечное.
Лукино Висконти
Перед уроком раздать блокноты.
Больше двух веков тому назад (а один век это целых сто лет!) жил да был один ученый. Он был историк, и все, кто читал его книги, удивлялись тому, как много он знает. Вы будто своими глазами видели все это! говорили ему люди. И не догадывались, что говорили сущую правду. Тут была одна тайна. Бабушка этого ученого, умирая, позвала его к себе и дала ему широкую серебряную чашу и маленький серебряный сосуд с жидкостью. На вид вода как вода. Налей эту жидкость в чашу, зажги свечу увидишь, что будет, сказала она.
И вот чудо! увидел он в этой чаше то, что было много веков тому назад. Как строились египетские пирамиды, как возводились белоснежные храмы, как работали древние художники и скульпторы... А однажды увидел ученый прекрасный город. Его здания и тенистые дворики были украшены росписями и мозаиками картинами, выложенными из разноцветных кусочков камня. Жители сновали по улицам, что-то покупали в лавочках, пили вино и смеялись. Небо было безоблачным, теплое море удивительного цвета плескалось у берега, а вершина огромной горы курилась дымом, как будто там разожгли костер. И вдруг земля задрожала. По ней, как по морю, пробежали волны, и то там, то здесь появились глубокие трещины. {Здания зашатались и стали разваливаться, будто сделанные из кубиков. Люди выбегали из домов, они кричали и метались во все стороны, стараясь спастись. А из вершины горы уже валили клубы дыма и превращались в черные облака, которые закрыли все небо. На землю, здания, людей сыпались мелкие раскаленные камешки и тучи черного жирного пепла. Стало темно как ночью... Грозный гул слышался из-под земли. Раскаты грома разрывали небо. Почти непрерывно вспыхивали огромные молнии, на миг освещая все вокруг страшным неживым светом. А потом с вершины горы стремительной широкой рекой полилась огненная лава, все сжигая на пути.} Историк сразу понял, что видит извержение вулкана Везувия, которое произошло много веков назад. А гибнущий город называется Помпеи. Из 30 тысяч проживающих в городе, 2 тысячи жителей погибло. С ужасом смотрел он на людей, надеясь, что они еще успеют спастись. Вдруг ученый увидел лежащую неподвижно молодую женщину. Рядом с ней плакал маленький кудрявый ребенок. Никто не замечал его, никто не мог ему помочь! И тут ученый вспомнил, что сказала ему бабушка напоследок: Только один раз в жизни ты можешь выпить глоток этой воды. А когда поймешь сам. Не думая ни секунды, он быстро поднес к губам сосуд и выпил этот единственный глоток волшебной жидкости. В тот же миг он очутился рядом с малышом, схватил его на руки и вновь оказался в своей комнате. Кувшинчик был по-прежнему зажат в его руке. А чаша пропала. Навсегда. Долго ли, коротко ли, но мальчик, которого назвали Карлом, вырос и стал художником. Фамилия его была Брюллов. Он стал самым лучшим учеником Академии Художеств в Петербурге. И за это его отправили в Италию. Тогда считалось, что учиться нужно только у древних итальянских художников и скульпторов.
И в то же время Карл безумно влюбился в русскую аристократку Юлию Павловну Самойлову.
В тогдашней России роман аристократки с каким-то живописцем, пусть и знаменитейшим, выглядел бы, пожалуй, скандально, а под небом Италии он ни от кого не скрывался.

Свело ли их вместе Провидение, сходство ли натур, прихоть, случайный каприз Обстоятельств, все ли, вместе взятое, но графиня Юлия Павловна более не мыслила ни одного дня без своего « милого Бришки»! (Так она называла Брюллова)
И только Она, несравненная Юлия, была истинным его Ангелом – Хранителем, хотя не было в ней ничего небесно – воздушного, это была только прекрасная, земная женщина, вспыльчивая, с тягой к земному счастью.
Сказка продолжается. И к тому времени старый ученый уже умер. Перед смертью он отдал Карлу свой серебряный кувшинчик и сказал: Жидкость эта волшебная. Один раз в жизни ты можешь выпить из этого кувшинчика глоток. Но только однажды! А когда поймешь сам. И вот приехал Карл Брюллов в Италию. А было ему 28 лет. У него были голубые глаза и кудрявые волосы, и все, кто его видел, говорили: Он красив как Аполлон! А другие добавляли, разглядывая его картины: Древние сказали бы, что сам Аполлон помогает ему. Дело в том, что давным-давно в Италии Аполлон считался богом красоты и искусства. Тогда его изображали в виде прекрасного юноши и думали, что он помогает художникам, поэтам и музыкантам. А Брюллов был сказочно талантлив. Он умел изображать переливчатые шелка, кружева или прозрачные ткани пышных нарядов, локоны красавиц и их драгоценности. Но главное, как никто другой, умел передать радость жизни, красоту молодости, счастье любви.

Карл Брюллов изображал свою графиню, и неоднократно.

Но Брюллов мечтал о своей главной Картине. И никак не мог найти для нее тему. Однажды он услышал, что начались раскопки древнего города Помпеи. Оказывается, черный пепел засыпал город слоем в несколько метров, а под ним все сохранилось точно таким же, как было. Брюллов решил поехать на раскопки. И как только очутился на этом месте, увидел море, купол Везувия, улицы и здания, росписи и вещи, найденные учеными-археологами, он сразу понял, что уже был здесь однажды, может быть, во сне или так давно, что даже не мог сказать когда... Не раздумывая, он взял серебряный сосуд, и выпил заветный глоток таинственной жидкости. Все закружилось перед ним и вот он уже стоит на площади древней Помпеи Страшный гул и грохот перекрывают крики людей... Воздух такой горячий, что на землю замертво падают птицы! Вот лежит на мостовой женщина, и ненужные, рассыпались по камням ее драгоценности.
Взбесившиеся кони тащат за собой сломанную колесницу. В одно мгновение Брюллов увидел и запомнил все! И понял, какую картину будет писать! Люди, которых он хотел изобразить, были прекрасны! Почти каждый, не думая о себе, старается помочь другому. 1828 года он присутствует на раскопках города Помпеи и делает различные зарисовки, рисует эскизы в течении 3- х лет.
День катастрофы. Непроглядная грозовая чернота нависла над землёй, вдали кроваво-красное зарево, тьму разрывают длинные, острые молнии. И словно бы слышны грохот подземных толчков, треск падающих зданий, крики, стоны, мольбы. Перед лицом смерти открывается суть человеческой души.
Каждая группа на картине – это своего рода портрет чувств, именно поэтому все герои повёрнуты к зрителю лицом. (По ходу рассказа показывает фрагменты.)
Вор, крадущий упавшие на землю драгоценности, - воплощение корыстолюбия.
Семья, укрывшаяся плащом, ищущая спасения в бегстве, - смятение и страх.
Коленопреклонённая мать с детьми недвижны, их вера в милосердие Бога так велика, что они не трогаются с места, предавшись молитве.
Мужественная фигура христианского священника, не знающего сомнений в боязни, а в глубине холста – языческий жрец, убегающий в страхе.
Самоотверженная любовь – сыновья, несущие на плечах старика-отца.
Сын спасает свою мать, а она же умоляет его, спасаться самому. Это Плиний младший, один из спасшихся.
Юный жених неотрывно глядит в мёртвое лицо невесты – его горе сильнее страха.
И лишь одна фигура воплощает спокойствие – художник, ловящий отражение трагедии на лицах окружающих. Брюллов изобразил себя. Ведь он наверняка был бы художником и там, в древних Помпеях, где почти каждый дом был украшен росписями.
Брюллов изобразил и свою любимую, в трёх фрагментах. Лица всех людей обращены к небу. Небо, всегда ясное и безоблачное, стало зловеще черным и красным. Земля встает на дыбы и ревет как раненый зверь...



В основу композиции Брюллов положил светоцветовые эффекты. Свет – один из героев картины. В ней взаимодействуют два источника света: холодный лимонно-жёлтый, блеск вспыхнувшей молнии и более тусклое горяче-красное сияние потока лавы. Молния освещает передний план картины, вулкан окрашивает в огненные тона её глубину – панораму гибнущего города. Мрачный красный тон зарева вулкана, переходящий в густой чёрно-коричневый цвет пепла. Красный цвет доминирует – это и одежды героев картины, и весь задний план, залитый пылающим заревом. И лишь в центральной части, освещённой холодным светом молнии, преобладают голубоватые, зеленоватые, желтоватые тона.
{Брюллов не мог оторваться от работы. Бывало, его на руках выносили из мастерской, потому что у него уже не было сил идти. К работе над картиной приступил в 1830 - 1833 году закончил.}
Он назвал свою картину «Последний день Помпеи». И когда ее закончил и показал людям, все поняли: явился великий мастер. Целые толпы собирались у картины и не могли наглядеться. Она была страшной и прекрасной одновременно.
Брюллова сравнивали с великими итальянскими мастерами. Поэты посвящали ему стихи.



{Везувий зев открыл дым хлынул клубом пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.
С. А. Пушкин}
Его приветствовали аплодисментами на улице и в театре. Спустя год Французская Академия искусств, присудила художнику за картину золотую медаль после ее участия в Парижском Салоне.
Брюллов стал знаменит. Самые прославленные и богатые люди просили, чтобы он написал их портрет. Но Брюллову пора было возвращаться в Россию.
Звучит марш из оперы Дж. Верди «Аида».
11 июня 1836 года в Российской государственной Академии художеств царило необычайное волнение. В круглой зале собрались члены академии и почётные гости, художники и любители живописи. Торжественно гремел оркестр, певец Кудинов исполнял куплеты, слышались голоса: «Он уже приехал?», «Вы его видели?», «Когда же прибудет?», «А она уже здесь?», «Где она?», «Да она-то давно здесь. К ней просто не пробиться. Дирекция отвела для неё самый большой зал. Ведь она просто громадная: 4,5 на 6,5 метра».
И вот крики «Ура!» и «Да здравствует!» сообщили о приезде гостя, и в круглую залу быстро вошёл молодой человек, ниже среднего роста, с гордо посаженной головой. (Показывает портрет работы В. Тропинина.)


Он был красив: правильные черты лица, голубые глаза, пышные белокурые волосы. Это был художник Карл Брюллов, действительный член миланской, флорентийской, болонской академии художеств. Он был в расцвете славы.
В данный момент картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Всего картин написанных Брюлловым 168. Но такую известность, принесла единственная из картин «Последний день Помпеи». Больше он уже не смог написать ни одной большой картины. Говорят, даже пытался еще глотнуть из того серебряного сосуда, но это ему не помогло. Потом он заболел. И уехал назад, в свою родную солнечную Италию, где ему было очень хорошо. Но пожил он совсем недолго. И на этом наша сказка закончилась. Давайте узнаем, что вам запомнилось в этой сказке?

Проверка знаний.
К какому жанру относится данная картина? (Исторический)
Как называется данный шедевр? (Последний день Помпеи)
Кто автор картины? (Карл Брюллов)
В какой стране была написана данная картина? (В Италии)
В каком музее находится данная картина? (Государственном Русском музее - Санкт-Петербурге)
Назовите размеры данного полотна? (4,5Х6,5)
Сколько лет писалась картина? (3 года, с 1830 – 1833г.)
Какую награду получил художник? (Золотую медаль – присудила Французская Академия)
В каких трёх фрагментах изображена княгиня Самойлова? (Женщина на мостовой с маленьким ребёнком, мать двух девочек и девушка возле художника)
Историю какого произведения, вам хотелось бы ещё узнать?

Выставление оценок.

Рефлексия: «Смайлик – дорисуй настроение»
Твоё отношение к уроку:
Отличное, интересное, захватывающее – улыбка.
Нормальное, обычное – полоска.
Скучное, без интереса – опущенные уголки.

Домашнее задание: подобрать материалы и подготовить сообщение о творчестве художников, работавших в сказочно-былинном жанре, - И. Билибина и В. Васнецова.







15