Сберегите в себе Человека!
Соколова Юлия Владимировна
МКОУ «Приобская СОШ»
«Сохраните в себе Человека!»
(Традиции духовно-нравственного воспитания в произведениях русских писателей)
Давай поговорим о доброте,
о ценностях непреходящих, вечных,
о жизни, что так коротка и быстротечна,
о том, что мы давно уже не те...
Мы разучились верить и мечтать,
мы перестали понимать друг друга,
нас закружила ненависти вьюга,
мы разучились сострадать.
Погрязли в спорах, дрязгах, войнах, суете,
забыв о том, что существует счастье,
о том, что мир огромен и прекрасен,
в нем места хватит всем.
Давай поговорим о доброте!..
Вопросы духовно-нравственного воспитания, развития подрастающего поколения волновали школу во все времена. Особенно актуальны они сейчас, когда все чаще можно столкнуться с жестокостью, непониманием, одиночеством. В вопросах воспитания в наше непростое время большая ответственность лежит на нас взрослых, учителях.
К сожалению, часто в представлениях современных детей о «главных человеческих ценностях» духовные ценности вытесняются материальными.
Мы не заметили, как мнимые, временные ценности в современном мире вытеснили ценности истинные, вечные. «Кто виноват в этом?» - вопрос, к сожалению, риторический… Решать его, воспитывать духовную личность возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
В нашей речи всё реже можно слышать слова «доброта», «мир и согласие в душе», «милосердие», «покаяние», «человечность»… А ведь именно с данных общеизвестных понятий начинается Человек.
Много на Земле важных профессий, но две - особо ответственные: врач – исцеляющий тело, и учитель – врачующий душу.
Урок для преподавателя – пространство воспитания благодарного отношения к родному слову, языку, непревзойденной русской литературе.
Язык - величайший наставник, незримый учитель, формировавший и формирующий нравственность, мировосприятие, человечность. Необходимо помнить, что нам во владение дан великий язык Пушкина А.С., Толстого Л.Н., Достоевского Ф.М., Платонова А.П., Распутина В.Г …
Язык всегда являлся «педагогом». И сегодня, в век информационных технологий, язык продолжает учить! И чем богаче мир языка, в который мы ведём наших учеников, тем глубже будет развит их внутренний мир, душа, обязанная «трудиться и день и ночь».
Несмотря на современные образовательные технологии, по-прежнему велика роль литературы, которая всегда носила духовно-нравственный характер, была ориентирована на православный идеал.
Русская литература – основа воспитания личности. Именно литература всегда была гордостью, совестью народа. Ведь для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совести, к яркому и меткому слову.
«Чтение хороших книг - это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли»,- утверждал Декарт.
В руках у учителя-филолога одно из самых богатых, влиятельных наследий в мире – литература.
Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому-то предмет «Литература» очень благодатен для воспитания духовных, нравственных ценностей в наших детях.
Любое произведение в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Но, к сожалению, это понятие мы не всегда в полной мере употребляем на занятиях.
Русская классическая (образцовая) литература всегда проповедовала добро. Вот лишь некоторые примеры:
Русские сказки, с которыми сталкивается каждый ребёнок, в основе своей всегда «пропагандируют» добрые идеалы, учат терпению, трудолюбию, верности, воспитывают любовь к родной земле, своему делу. Именно правильный анализ сказок на уроках литературы способен вызвать чувство милосердия, сопереживания, гордости за героя, побудить наших учеников к творчеству.
Былины. Напевностью, безупречным русским слогом славятся былины. Этот жанр способен заинтересовать сюжетом, яркими образами. Обучающиеся помнят, любят былины за поступки, которые совершают герои. Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец навсегда входят в сердца наших детей, потому что эти герои - истинные патриоты земли Русской, потому что способны на самопожертвование ради интересов Родины, русских людей.
Былины учат храбрости, смирению, доброте (порой даже по отношению к врагу): «Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина», - наставляют странники Илью Муромца.
Разговор о необходимости оставаться человеком в любой ситуации, быть порядочным, отзывчивым находит отражение в пословицах и поговорках: «Милостивому человеку и Бог подает», «Не мил свет, коли друга нет», «Доброму сам Господь помогает», «Зла на зло не воздавай», в поучениях, «Домострое», древнерусских повестях.
Вечна, бесценна русская классика! Это литература на все времена. Здесь все выверено временем, нет ни одного лишнего слова.
Огромное внимание уделяла русская литература, традициям, семейному воспитанию. Идеальны образы женщин в произведениях отечественной литературы. Героини русской классики - это великодушные матери, готовые на любые жертвы ради детей, верные жены, мудрые хранительницы домашнего очага.
Татьяна Ларина, Наталья Ростова, Маша Миронова, Верочка Алмазова– героиня рассказа «Куст сирени» А.И. Куприна, княгиня Вера Николаевна Шеина из «Гранатового браслета», Настёна (из повествования «Живи и помни»), добродушная бабушка Катерина Петровна из рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», Лидия Михайловна – учительница из «Уроков французского» и многие-многие другие женские образы русской классической литературы…
Впервые сталкиваются ребята с этими великолепными героинями, как правило, на уроках литературы и проносят любовь к ним через всю жизнь.
С удовольствием наблюдаю, как после знакомства с «Евгением Онегиным», «Войной и миром» мальчишки по-особому начинают смотреть на Танюшек и Наташек… Уж не потому ли, что гениям отечественной классики – Пушкину А.С. и Толстому Л.Н. – невероятно точно удалось передать то, какой должна быть русская женщина. Мягкость, доброта, глубокий внутренний мир, невероятная красота души... Не случайно Татьяна Ларина и Наталья Ростова не наделены идеальной внешней красотой. Их красота гораздо бОльшая. И наши дети это понимают!
Хочется вспомнить в связи с этим интересное сравнение, с которым столкнулась много лет назад: Элен Курагину - светскую красавицу, героиню «Войны и мира» - удачно сравнили с «пустой хрустальной вазой»… А ведь сосуд лишь тогда будет выполнять свою функцию, когда он будет наполнен. Именно эта душевная, духовная наполненность отличает Машу Миронову, которая, желая восстановить справедливость, не боится гнева даже самОй императрицы, Верочку Алмазову, заставляющую поверить в себя абсолютно отчаявшегося мужа. Беззаветно, жертвенно относится к своему мужу Андрею Гуськову и Настёна, героиня повести «Живи и помни».
Лидия Михайловна из рассказа «Уроки французского», казалось бы, вовсе не жалеет, что лишилась работы. Учитель понимает, что она сделала гораздо большее: не отвернулась от человека (от ребенка!), которому необходима была помощь! Никогда такой учитель не пойдет на сделку со своей совестью! Его по праву зовут «Учитель»!
И каждый раз, прочитав рассказ В.Г. Распутина, у ребят на всю жизнь складывается образ истинного педагога. Нет, не потому что Лидия Михайловна безупречно знала свой сложный предмет – французский язык, а потому что была мудрой, смелой, человечной, доброй!
Радует, что и в современной школе есть учителя, подобные Лидии Михайловне. Иногда именно они главные воспитатели для ребенка в современной жизни. (Родители-то бывают очень-очень заняты). И как важно каждому учителю настроить душу юного подопечного на «нужный лад», научить его терпению, милосердию, человеколюбию.
Каждый раз жду встречи с произведениями «Кусака» Леонида Андреева, «Кукла» Евгения Носова, «Юшка» Андрея Платонова. Много пережившие, перестрадавшие, писатели с особым надрывом повествуют нам о проблемах своего времени, которые, к сожалению, актуальны и в наши дни…
«Она никогда никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась…» - так начинает своё грустное повествование о бездомной собаке Леонид Андреев…
Позже мы узнаем, что собака всё-таки доверилась людям, приехавшим на лето на дачу. Кусачка поверила, что может быть кому-то нужна: «Всею своею собачьей душою расцвела Кусака. У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки?»
Финал рассказа известен: «Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящемуженскому сердцу. Собака выла». Люди предали собаку, отказались от неё: сначала приручили, а затем… предали.
Тема предательства тех, «кого мы приручили», нашла отголосок во многих произведениях литературы. Стихотворения о животных С. Есенина, «Стихи о рыжей дворняге» Э. Асадова, «Шатохи» П. Краснова, «Собаку переехала полуторка» С.Ю. Куняева – это та литература, которую необходимо читать медленно, вдумчиво. И, прочитав, не оставатьсяравнодушными.
Небольшое по объему, но глубокое, непростое произведение Евгения Носова «Кукла» повествует о жестоком мире, в котором равнодушными оказываются как дети, так и взрослые. Читая рассказ, испытываешь чувство страха и жалости. Ведь кукла так похожа на человека, что мы начинаем понимать: если кто-то так изуродовал куклу, то он также безжалостно может поступить и с человеком.… Небезучастным к происходящему оказывается лишь ветеран Акимыч, прошедший войну, знающий, что такое страх, боль, непоправимые потери. Познакомившись с рассказом, задумываешься: неужели, чтобы ценить доброту, нужно познать жестокость…
«Прочитав название: «Юшка», я невольно улыбнулся, думал, рассказ будет весёлым, лёгким… Как же я был не прав! Несколько дней находился под впечатлением. Места себе не находил. За что? Зачем люди так издевались над безобидным Юшкой, ведь он бескорыстно помогал девочке-сиротке? Эти вопросы не дают мне покоя и сейчас… Рассказ очень понравился!»
«Юшка» - теперь мой любимый рассказ! Светлый, добрый, любящий, казалось бы, всё человечество Юшка! Почему люди не смогли заметить, какой человек живёт рядом с ними, когда Юшка (он же Ефим) был ещё живой? А ведь Юшка любил всех людей и по доброте своей думал, что и люди его любят: «Народ меня просто без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое». Думаю, рассказ А. Платонова «Юшка» никого не оставит равнодушным…»
Это были отзывы из школьных сочинений после прочтения рассказа А.П. Платонова «Юшка». Известно, что в жизни писатель много пережил, перестрадал, передумал. И мысли свои о назначении Человека, о смысле жизни высказывал через свои повести, рассказы.
К милосердию, уважению, доброте призывают произведения «Неизвестный цветок», «Песчаная учительница», «Фро» и многие другие. Но по-особому звучит тема человеколюбия в рассказе «Юшка». Произведение даёт нам ответы на многие вопросы бытия, заставляет каждого задуматься над тем, насколько мы бываем терпимы, добры к другим людям.
Самсон Вырин (повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель»), Акакий Акакиевич Башмачкин (повесть Н. В. Гоголя «Шинель»), Лена Бессольцева (повесть В. Железнякова «Чучело»), Рыцарь Вася (одноимённый рассказ Ю. Яковлева)… Как много героев, подобных Юшке, целая галерея униженных и оскорблённых...
«Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - робко просит Акакий Акакиевич. «А чего я тебе, чем я вам мешаю! Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, без меня тоже, значит, нельзя…», - вторит герою «Шинели» Юшка… После грустной речи героев ещё раз осознаёшь, как же важно каждому из нас сохранить в себе Человека!..
Школа через культуру, богатую литературу своего народа, осуществляет влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. Педагоги, изучая все лучшее, пытаются воспитать физически здоровую, развитую личность, наполненную духовной энергией.
На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Это, скорее всего, постоянное обучение и воспитание на основе духовности.
Воспитание зависит и от личного примера учителя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета.
Конечно, важную роль в воспитании гармоничной личности играет выбор литературы. После изучения произведения всегда задаю детям вопрос: «Над чем заставил задуматься Вас рассказ (повесть)?» Ответы всегда радуют. После прочтения рассказов «Юшка», «Кусака», «Кукла», «Живое пламя» дети открывают что-то важное в себе, становятся внимательней друг к другу, учатся терпению, состраданию, светлеют душой.
Мне искренне верится, что, знакомя с хорошей литературой, мы, учителя-филологи, не только развиваем в наших ребятах «правильный» литературный вкус, но и воспитываем в них Человека.
В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить…
Пусть не ставят нам в школе оценок за щедрость души,
Ты однажды возьми и добро просто так соверши,
И тогда на морозе щемяще запахнет весной,
И тогда на Земле станет больше улыбкой одной!
Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,
И до цели добраться, конечно, помогут друзья.
Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,
Пусть всегда будет главным уроком урок доброты ...
Литература:
«Великие мысли великих людей» в 3-ёх томах. Автор-составитель А.П. Кондрашов. – «Рипол Классик», 2005
Внеклассное мероприятие«Мосты дружбы». Автор: педагог-оргнаизаторЛизнёва Юлия Владимировна. - Санкт-Петербург, 2014г.
Интернет-блог «LivtInternet».
«Литература 7 класс». Учебник-хрестоматия в 2 ч. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. - М.: Просвещение, 2013.
«Литература 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под редакцией В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение, 2013.
«Уроки литературы в 7 классе». Книга для учителя. Под редакцией Н. В. Беляевой.– М.: Просвещение, 2013.