Конспект открытого урока по русскому языку
Тема урока: Будущее время глагола.
Цели урока: сформировать понятие "будущее время глагола";развивать умение отличать одну временную форму глагола от другой; развивать грамотность учащихся.
Формировать интерес к новому учебному материалу; воспитание интереса к предмету через познавательный материал; умение ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи; умение формулировать собственное мнение; контролировать действия партнера; развивать мышление через умение сравнивать; анализировать и обобщать полученные результаты.
Задачи: Организовать пространство поиска, диалога, творчества. Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества. Организовать атмосферу включенности каждого ученика в работу класса
Оборудование: учебник, карточки для групповой работы, физминутка для глаз.
Ход урока.
Организационный момент.
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, Подарите свои улыбки и нашим гостям. Я рада видеть ваши лица, улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.
Успехов вам и удачи. Итак, начинаем наш урок русского языка.
Эмоциональный настрой.
Нам нужно выбрать девиз для нашего урока, под которым мы будем сегодня работать.
(На парте рассыпаны слова пословицы Земля освещается солнцем, а человек знаниями).
- Соберите пословицу. Как вы её понимаете?
-Вот под этим девизом мы и будем сегодня работать.
- Какие орфограммы встретились в этой пословице?
- Девиз у нас есть, теперь нам нужно выбрать символ урока. Опираясь на нашу пословицу, подберём символ.
-Каким может быть символ сегодняшнего урока? Солнце).
- Солнце согревает землю, а сегодня оно поможет нам. Посмотрите, на доске у меня тоже солнце, что вы можете о нём сказать? (задумчивое, серьёзное, нет лучиков).
- Нам нужно вернуть лучики солнцу, чтобы на уроке у нас было спокойно , тепло, уютно, комфортно.
Задания на лучиках солнца.
Работа в парах.
- У вас на партах лежат карточки. На них записаны вопросы, вам нужно обсудить их, выбрать правильный ответ в скобках и подчеркнуть его.
1. Найдите лишнее слово (книга, цветок, улыбка, светить).
2. Выберите вопрос, который указывает на действие предмета
( Какой? Что? Где? Что делает? Почему?)
3. Укажите часть речи, которая отвечает на вопрос Что делает?
( существительное, глагол, прилагательное, предлог).
4. Подчеркните, как называется изменение глаголов по лицам и числам?
(склонение, строение, спряжение, обозначение).
5. Каким членом предложения бывает глагол чаще всего в предложении?
(второстепенным членом предложения, подлежащее, сказуемое)
На доске эти слова напечатаны на карточках, открывая их, проверяем. Лучики возвращаем солнцу. (Два лучика пустые вешаю пока дети пишут)
- Посмотрите внимательнее на эти слова и выберите среди них главное слово. (Глагол). Почему так считаете?
- О каких глаголах вы говорили на предыдущих уроках? (Глаголы настоящего времени)
– Как вы определяете время глагола? (По значению и по вопросу.)
(Время – это форма глагола, выражающая отношение действия к моменту речи
Н.вр.- происходит в момент речи, ПР.вр. – до момента речи, Б.вр.- после момента речи.)
- Что вы мне можете напомнить о глаголах настоящего времени? (Глаголы называют действие в момент речи, изменяются по лицам и числам)
- Какая часть слова меняется при изменении глаголов по лицам и числам?
-Как называется изменение глаголов по лицам и числам?
- Проспрягаем глагол петь в настоящем времени.
Изменяют вслух, выделяют окончания.
-
·Кому доверим проспрягать у доски глагол «говорить»?
В тетрадях, 1 на доске
Я говорю
Ты говоришь
Он говорит
Мы говорим
Вы говорите
Они говорят
Выделите окончания.
- Хорошо, но этим вы занимались на предыдущих уроках.
- А теперь, нам нужно более точно сформулировать тему нашего урока.
- На доске слова
Спою, улечу, прочитаю, упаду
Буду петь, буду летать, буду читать, буду падать.
- Что общего у этих слов? (глаголы, буд время, 1 лицо, ед. число)
- По какому признаку глаголы разбиты на 2 группы? ( Первая –глаголы будущего простого времени, а вторая – будущее сложное время)
- Почему не можете ответить на этот вопрос? (Не хватает знаний)
- По внешнему виду, чем отличаются эти столбики? (В первом будущее время образовано одним словом, а во втором двумя)
- Так я вам подскажу, что во втором столбике – это будущее сложное время, а кто тогда догадался, как называется форма глагола в первом столбике? (Верно)
- Назовите тему урока.
Будущее простое время глагола
Будущее простое время глаголов. На какие вопросы отвечают глаголы в будущем простом времени? (Что сделает? Что сделают?)
Мы должны ответить на вопрос: « Можно ли изменить по лицам и числам глаголы простого будущего времени». Что нам нужно для этого сделать?
Поставим наш глагол говорю в будущее простое время. Поговорю. Как изменился глагол? (У него появилась приставка)
- Кто запишет на доске? Все в тетрадях рядом с глаголом говорит.
Выделите и сравните личные окончания. Сделайте вывод. Подтвердите свои выводы на стр.56.
Физминутка
Первичное закрепление.
Упр 72 Прочитайте 1часть( устно). Найдите глаголы, определите их время. А теперь прочитайте так, чтобы глаголы были в будущем простом времени: темнеет - потемнеет, желтеют – пожелтеют
Вторую часть записать с глаголами в простом будущем времени. Выделить окончание, определить лицо и число.
Прочитайте глаголы упр.74.
- Можно ли их изменить по лицам и числам?
1ряд - посидеть; 2ряд - замолчать; 3 ряд – постучать
по одному от ряда на доске, выделить окончания
Логическая пятиминутка. (Слайд 13)
- Подберите глаголы, которые образованы от названий животных и объясните их значение.
Глаголы
Значение
петух
петушиться
задирать
собака
собачиться
ругаться
морж
моржевать
закаляться
рыба
рыбачить
Ловить рыбу
ишак
ишачить
работать
обезьяна
обезьянничать
кривляться
- Поставим глагол РЫБАЧИТЬ в форму настоящего времени, 1 лица, ед. числа. РЫБАЧУ . Составим с ним предложение.
- А теперь поставим его в форму будущего простого времени, 1 лица, мн. числа ПОРЫБАЧИМ. Составьте предложение
- Проверим, насколько хорошо вы знаете глагол. Тест (Слайд 14,15)
Ключ: спасибо. Именно это слово я хочу сказать вам за урок.
Итог урока. Рефлексия.
- Что нового узнали сегодня на уроке? (Глаголы в будущем простом времени спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам).
- Как вы считаете, пополнились ли ваши знания на сегодняшнем уроке?
-Какое задание вам понравилось больше других? Какое показалось самым сложным?
- Вернёмся к нашему солнышку! Почему, как вы думаете, у солнышка остались свободные лучики? (Потому, что мы ещё не всё узнали о глаголе и там находятся наши будущие познания)
- Я желаю вам дальнейших успехов в изучении нашего родного русского языка
Д.З Правило, упр 75