Технологическая карта урока литературного чтения на тему Секрет счастья Дж.Родарри
09.04
ТЕМА: Секрет счастья. (Джанни Родари «Солнце и туча»)
ЦЕЛИ:
1. Формировать оценочные суждения детей.
Учить составлять оценочную характеристику героев.
Учить понимать идейное содержание текста через анализ поступков героев.
Формировать навык грамотного внимательного чтения.
2. Развивать словарный запас, устную связную речь.
3. Воспитывать доброе отношение к людям, которые тебя окружает, умение дарить радость другим.
Оборудование: карточки с заданиями для групповой работы, презентация, компьютер, мультимедиапроекторЭтапы урока Деятельность учителя и учащихся на уроке Формирование УУД
Духовно-нравственное развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание. Познавательные КоммуникативныеРегулятивныеЛичностныеΙ. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
1. Выборочное чтение.
-Отрывок из текста, подходящий к первому рисунку.
-Отрывок из текста, подходящий ко второму рисунку.
-Отрывок из текста, подходящий к третьему рисунку.
2. Фронтальный опрос.
- Какую профессию выбрал мальчик, когда вырос?
- Как он оказался в пустыне?
- Чему удивился лётчик?
3. Выборочное чтение.
- Что сказал малыш, глядя на первый рисунок? На второй? На третий?
- О чём беспокоился малыш?
- Что в итоге нарисовал лётчик?
- Почему малышу понравился этот рисунок? А вы видите барашка?
Итог по домашнему заданию
- Вспомните, какой раздел мы с вами начали изучать? ( «Самое обыкновенное чудо»)
- Что такое «чудо»? (Чудо – это нечто небывалое, сверхъестественное, поразительное, удивляющее своей необычностью)
- В нашем разделе сказано «обыкновенное чудо».
- Где можно увидеть обыкновенное чудо? ( В цирке, в кино)
- А на уроке чтения, где можно узнать о чуде? ( В книгах, текстах, словах автора).
- В произведениях, какого жанра чаще всего встречается чудо? ( В сказках)
- Почему вы так решили? ( Именно в сказках много волшебства, фантазии, растения и животные могут говорить, с ними происходят необычные приключения, есть добрые и злые силы)
Слайд 1
- А вот Борис Заходер считает, что бывают другие сказки
«… В них как будто ничего особенного не происходит. Нет там ни колдунов, ни чародеев, ни волшебных предметов. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи – листик на дереве, солнечный луч, облако, камешек у моря – в этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам».
- Сегодня нас ждёт знакомство именно с такой сказкой. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
1.Развиваем умение слушать и понимать речь других.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
II. Развитие умений.
Слайд 2
Отгадывание загадок
-Я загадаю загадки, отгадав их, вы узнаете главных героев произведения, с которыми мы познакомимся на уроке.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все (Солнце)
Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес –
Прохудился и исчез (Туча)
- Кто будут герои этого произведения?
1. Работа с текстом произведения до чтения.
Слайд 3
1. Чтение заглавия сказки, имени автора.
– Что мы читали из произведений Дж. Родари? (Кроме «Приключений Чиполлино» Дж. Родари написал много других сказок, удивительных историй и замечательных стихов.)
Слайд 4
– Кто же будут герои нового произведения?
2. Рассматривание иллюстрации.
– Есть что-либо сказочное в иллюстрации художника? (Нет.)
– Какое солнце на иллюстрации? (Яркое, ласковое, праздничное.)
– Что же может произойти между солнцем и тучей?
Предположения детей.
Слайд 5
3. Чтение ключевых слов
2. Работа с текстом во время чтения.
Словарная работа:
Слайд 6
колесница (большой колёсный экипаж),
Слайд 7
транжира (тот, кто тратит деньги без разбора, – в сказке в переносном значении.)
– Почему все радовались солнечным лучам?
– Что значит грозовое настроение?
– Чему удивилась туча? Что с ней случилось?
– Каким было солнце в конце дня? (Весёлым, счастливым.)
3. Работа с текстом после чтения.
Каждая группа получает карточку-задание.1 группа. Как Джанни Родари изображает солнце? (Подберите в слова, выражения, которые очень точно характеризуют Солнце?)(Слайд 8:проверка задания1 группы)2 группа. Найдите слова, говорящие о поведении Тучи, её характере, настроении.(Слайд 9:проверка задания2 группы)3 группа. Вы Солнце! Расскажите о себе. (Какой у вас характер, настроение? Ищите помощи у автора.)4 группа Подготовить речь Тучи, в которой она высказывает своё отношение к Солнцу. Подумайте, какая будет интонация!5 группа. Писатель выражает свои мысли, чувства, впечатления словами, а художник кистью. Вы художники! Прочитайте внимательно текст. Нарисуйте, каким вы увидели Солнце в тексте. Подготовьте ответ по рисунку.6 группа. Художники продолжают выражать чувства с помощью кисти. Нарисуйте, какой вы увидели Тучу в тексте. Подберите в тексте слова для её описания.
4. Заключительная беседа:
– На чьей стороне симпатии автора?
– А кто и чем нравится вам, вызывает симпатию? Почему?
– Какое богатство хотела сберечь туча? Почему у неё этого не получилось?
– Так кто же был счастливее – солнце или туча (вопрос № 3 учебника)? Почему?
– Кого напоминают солнце и туча своими действиями, речью? (Людей, которые бывают щедрыми, как солнце, и жадными, недовольными, как туча.1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙΙΙ. Итог. – Какой же секрет счастья открывает автор читателям? (Счастье в том, чтобы быть щедрым по отношению к окружающим. Счастлив тот, кто щедр, кто умеет дарить радость другим. Человек от этого не беднеет, а становится духовно богаче.)– Как ты думаешь, наступит ли такое время, когда, как говорила туча, у солнца «уже нечего будет взять»? Обоснуй своё мнение.
- А кем вы хотели бы стать, солнцем или тучей?- Почему?- Продолжите, чтобы стать солнышком нужно…- Какие советы вы могли бы дать человеку, если он похож на тучу?- А как вы думаете, что нужно, чтобы не стать тучей? -Какие причины могут влиять на настроение?- Что помогает сохранять хорошее настроение?- Можно ли исправить настроение?- Я думаю, что вы правы. Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслями, что день принесет удачу. Даже, если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.
Слайд 10Дополни предложения:
Мне было….
Я понял, что….
Мне радостно от того, что…
Мне жаль……
Важное для меня…..
-Какой секрет счастья открыл автор каждому из вас? (Счастлив тот, кто умеет дарить радость другим!)
Слайд 11 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
1.Развиваем умение слушать и понимать речь других.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
ΙV. Домашнее задание. Подготовить пересказ сказки. Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.
– Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
Используемая литература
1. Бунеев Р. Н. Литературное чтение «В океане света»: учебник для 4 класса: в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева – М.: Баласс, 2012.
2. Толковый словарь/ С. И. Ожегов