Использование видеоматериалов на уроках английского языка 10-11 класс


Статья учителя английского языка
СШ имени Героя Соц.ТрудаЕсима Шайкина
Мизамбаева А.С.
Использование видеоматериалов на уроках английского языка
в старших классах
«Детская природа требует наглядности». К.Д. Ушинский.
В современном мире необходимо шагать в ногу со временем. Поэтому современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным, а для этого необходимы творческий подход, умение пользоваться ТСО и знание инновационных технологий.
Интерес и мотивация к изучению языку зависит от технологий и методов, которые использует учитель на уроке. Высокоэффективным, творческим, реализующим разнообразные формы развития, воспитания и обучения, на наш взгляд в старших классах, является применение видео на уроках английского языка. Такой способ организации учебной деятельности позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока, осуществлять обучающую, коммуникативную, познавательную деятельность.
Перед учителем стоит важная задача - создать условия для общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приёмы работы (ролевые игры, дискуссии, проекты и др.). Не менее важно приобщить школьников к культурным ценностям народа-носителя языка.
Цель данной статьи – выявить эффективность использование видеофрагментов на уроке английского языка в старших классах.
Достижению этих целей могут служить видеофрагменты, использование которых способствует реализация важного требования коммуникативной методики «…представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности…». [1 стр 20]
Практический опыт показывает, что использование видеофрагментов является эффективным средством развития речемыслительной деятельности учащихся, позволяя решать одновременно несколько задач, что соответствует принципу комплексного подхода в обучении. Учащиеся получают наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоязычных стран. Использование видеозаписей способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучающихся. За счёт смены впечатления и эмоционального воздействия видеофрагмента формируется личностное отношение учащихся к увиденному.
При выборе видеофильма следует руководствоваться следующими положениями: [2 стр 75-79]
интересы обучающихся;
значимость лингвострановедческой информации;
современность и актуальность материала;
воспитательная и страноведческая ценность видеофрагмента;
степень эмоционального воздействия;
методическая целесообразность.
Следует отметить, что применение на уроке видеофрагмента – это не только использование ещё одного источника информации. Создаются условия для развития различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Для того чтобы понять содержание фильма, учащимся необходимо приложить определённые усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания.
Таким образом, психологические особенности воздействия видеофрагмента на учащихся способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции школьников. Успешное достижение этой задачи возможно лишь при систематическом показе видеофильмов и методически организованной демонстрации.
На уроках английского языка можно использовать следующие следующие виды видеоматериалы:[3 стр 31]
учебные видео курсы;
художественные и документальные фильмы;
мультипликационные фильмы;
видеоэкскурсии по городам, достопримечательностям и музеям мира;
музыкальные видеоклипы;
видеозаписи телевизионных новостей,
компьютерные программы с видеорядом.
В качестве примера был взят Американский видеокурс «Семейный альбом. США», на основе которого был разработан урок для учашихся старших классов.
“A Piece of Cake”.
Подготовительная работа
Учащимся сообщается название фильма и предлагается догадаться, о чём будет фильм. Далее вводится новая лексика, которая необходима для понимания фильма и предназначена для активного владения. Новая лексика вводится перед просмотром каждого акта. Особое внимание уделяется фразеологизмам.
It’s a Piece of Cake.
No sweat.
It’s a snap.
Проводится страноведческий комментарий (учитель сообщает о роли физических упражнений и диеты в жизни американцев).
Today, millions of Americans are exercising for good health. One out of every ten Americans exercises every day to stay in good shape. Interest in sports and eating healthy foods is popular all across the country. Every day in the USA thousands of men, women and children run through parks or city streets for good health.
Today, fitness is part of the American way of life. More than ever before, a good diet and exercise program are important in the USA.
2.Восприятие видеофильма (по частям). Перед просмотром каждой части (акта) учащиеся получают установку.
Act 1. Why do Marilyn and Richard make a bet?
Act 2. Why does Richard sing and dance after aerobic class?
Act 3. What did Richard understand?
3.Проверка понимания основного содержания. Сначала учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем перед просмотром видеофрагмента. Затем можно использовать упражнения типа «Выбери правильный ответ», «Расположи предложения в логической последовательности» и другие.
Например, после просмотра второго акта предлагается следующее упражнение.
What happens after the class? Circle a, b, c.
1. Richard sings and dances because
a) he is happy that he won the bet
b) he enjoys doing exercises
c) he wants Marilyn to think that he feels fine after the exercises.
2. Richard makes Marilyn believe that
a) he didn’t really exercise
b) he photographed the class
c) he exercised with no problem.
3. Richard
a) tells Marilyn the truth
b) doesn’t tell Marilyn the truth
c) doesn’t remember the truth.
4. Развитие речевых навыков и умений. Коммуникативное говорение можно стимулировать с помощью различных заданий.
1. Describe Marilyn after the aerobic class.
2. What idioms would you use to describe advanced aerobic class which Richard and Marilyn attended together.
3. Act out a dialogue between Richard and Marilyn about doing exercises.
4. Prove that Richard and Marilyn was a loving and friendly couple.
Для решения каждой из поставленных задач учащиеся должны понять не только общее содержание фильма, но и помнить детали, а также уметь оценивать события, давать характеристику действующим лицам, используя при этом слова и выражения из речевого сопровождения видеофильма.
Заключение
Таким образом, использование видеофрагментов делает процесс более эффективным: материал усваивается быстрее, а его применение на новом уровне возможно в более короткие сроки. Разнообразные формы работы, новая подача материала активизирует внимание учащихся, способствует восприятию учебного материала.
Все это положительно влияет на результаты достижения поставленных целей
Список используемой литературы
1. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи //Иностранные языки в школе № 3 1999 г. стр. 20
2. Барменкова О.И. Эффективные приёмы обучения английскому языку : пособие для учителя. – Пенза, 1997 стр 75-79
3. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство мотивации школьников при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе - 2003 г. - №5 ,стр.31