Выступление на курсы Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения.

ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт
развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по химии.













Тема: Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения.











Выполнена:
Соловьёвой Валентиной Михайловной
учителем химии
высшей квалификационной категории
МБОУ лицей № 104


Руководитель:
Сафарова Галина Анатольевна, руководитель
кафедры естественнонаучных дисциплин









г. Ставрополь, 2014г.
Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения.
Содержание.

I.Введение.
II.Основная часть:
1. Что же такое проектная работа?

2.Специфические черты (различия ) проектной и учебно –исследовательс кой деятельности.

3.Виды проектов и их характеристика.
4.Алгоритм выполнения проекта.
5.Основные критерии  использования метода проектов в учебном процессе.
6.Основные виды учебно-исследовательской деятельности учащихся во время работы над проектом .
7. Презентация и защита учебных проектов.
8. Требования предъявляемые к организации проектов.
9. Требования к выбору темы проекта.
10. Итоги проектной деятельности.
11. Роль учителя в проектной деятельности.
12. Роль учителя в работе над проектом.
13. Руководство проектной деятельностью учащихся.
14. Содержание ученических исследований.
15. Негативные стороны исследовательской деятельности.
III. Заключение.
IV. Список литературы.
-2-
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов
на одаренность, кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия хотя бы в самой
маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н.Колмогоров.

Актуальный вопрос сегодняшнего дня – внедрение новых ФГОС. ФГОС как новая парадигма образования предполагает переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной. Какие педагогические подходы могут обеспечить такую образовательную деятельность? По мнению А.И. Савенкова, обучение должно быть проблемным и содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Одной из важнейших задач школы в наше время является формирование навыков продуктивной деятельности учащихся, развитие их творческого мышления, которые необходимы для успешной социализации личности в будущем. В связи с этим, актуальным становится формирование и развитие у школьников целого ряда компетентностей: исследовательских, коммуникативных и личностно - адаптивных.
Чтобы создать условия обучающимся для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности, с ними необходимо проводить подготовительную работу, которая должна носить системный и систематический характер. В настоящее время существуют различные формы организации научно-исследовательской деятельности учащихся в школе – это элективные курсы, помогающие учащимся получить основы научно-исследовательской деятельности; кружковая работа; факультативные занятия; научное общество учащихся, конференции и т.д. Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Государственная политика в области образования направлена на развитие личности школьника, поэтому перед учителем стоит задача так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся были не пассивными слушателями, а активными участниками процесса получения и применения информации. Современные условия развития общества все больше и больше указывают на то, что умение выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы становятся все более актуальными. Для того чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь воспринимать новую информацию, тщательно ее
исследовать, то есть научиться критически и продуктивно оценивать тот информационный поток, который буквально сдавливает их со всех сторон.
-3-
1. Что же такое проектная работа? Проект от лат. «projektus» означает буквально «выброшенный вперед». Фран-цузское слово «projet» переводится как «намерение, которое будет осуществле - но в будущем». По словарю Даля: ПРОЕКТ - план, предположение, предна-
чертание; задуманное, предположенное дело, и самое изложение его на письме или в чертеже. Т.е. имеется некий замысел продукта. Суть проекта в том, что в процессе работы ученик приходит к этому продукту, создает его. Осуществляется планомерное движение к имеющейся цели (не сворачивая!). Основной критерий – достижение заранее спланированного результата. Например:
разработать сайт, мероприятие, игру;
организовать выставку, концерт, праздник;
создать справочник, пособие, газету, диск;
оформить или озеленить кабинет, школу.

Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его счи таются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обу-чение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориенти руясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных зна ний в дальнейшей жизни. Сегодня метод проектов возрождается и успешно раз вивается, приобретая все большую популярность за счет рационального сочета-ния теоретических знаний и их практического применения для решения конк- кретных проблем. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, уме-ний ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, креативности, технологичность. Метод проектов име ет диалогический характер, практическую направленность, интегративность со- держания.
Наряду с проектной деятельностью важное значение имеет и исследовательс-кая работа.
Исследование буквально «следование изнутри», творческий процесс изуче-ния объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом. Суть – мы знаем ответ или видим проблему, но не знаем, откуда, почему это существует. Цель – сделать предположения, провести исследования, найти объяснения. Познаем мир через опыт. Объект деятельности - область на-учного знания. Основным критерием исследовательской работы является достижение истины, получение объективно новых знаний. В случае учебного исследования речь мо-жет идти о субъективно новых, но самостоятельно добытых знаниях.
-4-
Вообще, при выполнении учебных работ можно не говорить о таком критерии, как новизна. Смысл – в образовательной деятельности учащегося, ребенок познает мир своим путем.
2.Специфические черты (различия ) проектной и учебно- исследовательской деятельности.
Проектная деятельность
Учебно- исследовательская деятельность

Проект направлен на получение конк- ретного запланированного результата- продукта обладающего определённы-ми свойствами и необходимого для конкретного использования.
В ходе исследования характеризуется поиск в какой-то области, формулиру-ются отдельные характеристики ито-гов работ. Отрицательный результат есть тоже результат.

Реализацию проектных работ предва-ряет представление о будущем проек-те, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Ре зультат проекта должен быть точно со отнесен со всеми характеристиками, сформулированными его замыслами.
Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой пробле-мы.) и последующую эксперимента-льную или модельную проверку выд -винутых предположений.

Вывод: проектирование и исследование имеют одинаковые и различные специ фические черты.
3.Виды проектов и их характеристика.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет много видов и разновидностей. Исследовательский проект – приближен к подлинным научным исследовани ям. Творческий проект- нетрадиционный подход к оформлению результатов . (аль-манахи, театрализации, спортивные игры, видеофильмы). Игровой проект –участники принимают на себя ролевые игры. Информационный проект – учит учащихся добывать, анализировать, обобщать информацию . Практико- ориентированный проект - результат изделия удовлетворяющие потребность. В условиях введения ФГОС нового поколения результат проектной деятельнос ти должен иметь практическую направленность:

-5-
Письменная работа - (эссе, реферат, отчёты об исследованиях). Творческая работа (область литературы, музыки, изобразительного искусства). Материальный объект – макет. Проекты могут быть: внутренними или региональными, межрегиональными, международными. По числу участников делятся на индивидуальные, парные и групповые.
Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.
В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования
В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
Кроме того работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды. Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Многолетний опыт показывает, что выполнение проектной работы следует организовать как перспективное домашнее задание и тогда урок химии

-6- становится интересным, запоминающимся. Исследовательская деятельность учащихся в курсе изучения химии направлена на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, умение ставить эксперимент, вести наблюдение, обрабатывать результаты, делать выводы, т. е. позволяет учащимся овладеть алгоритмом исследовательской работы. Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
4.Алгоритм выполнения проекта.
Проект в готовом виде представляет собой законченное самостоятельное исследование определенной актуальной проблемы, с применением эксперимен
· та, наблюдения и выводов (рекомендации). Обязательным условием метода является публичная защита. В общем виде можно выделить несколько этапов работы над проектом. 1. Определение (нахождение) проблемы (выбор темы исследования, уточне-ние цели, обсуждение задания). 2. Обсуждение и поиск способов решения проблемы (анализ проблемы, опре деление источников информации, уточнение планов деятельности, распределе - ние ролей в команде, сбор и уточнение информации). 3. Решение проблемы (учащиеся выполняют исследование). 4. Оформление результатов (описание цели, задач, хода работы над проектом, результаты). 5. Защита проекта (подготовка доклада, презентация, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта). 6. Оценка и самооценка результатов (оценивание результатов проведенной работы).
  5.Основные критерии  использования метода проектов в учебном процессе
1. Наличие интересной, значимой в исследовательском, творческом и познавательном плане проблемы /задачи/, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2. Проект должен иметь практическую, теоретическую, познавательную и образовательную значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии проблемы;

-7-
совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий и пр.); 3. Проект предполагает существенную самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся. 4. Для оптимальной реализации проекта, он должен быть структурирован на отдельные содержательные части (с указанием поэтапных результатов). 5. Работа над проектом должна предполагать обязательное использование методологии данной науки и научных методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- выдвижение гипотез решения проблемы; - работа с научной литературой; - выбор обоснованной методики исследования (наблюдений, эксперименталь-ных, статистических и других методов); - проведение исследования; - сбор, систематизация и анализ полученных данных; - оформление конечных результатов доклада (презентация, защита творческих отчетов, просмотры и т.д.); - подведение итогов, оформление результатов, их презентация; - выводы, выдвижение новых проблем исследования.
6. Работа над проектом должна завершаться самооценкой ученика по результа-там работы над темой.
6.Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся во время работы над проектом являются:

·     аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

·     наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

·     изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как веро-ятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в том чис- ле в сфере образования);

·     усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
-8-

·     экспериментальная проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
·     оформление итогов работы;
·      разработка и защита проекта.
7. Презентация и защита учебных проектов Презентация и защита результатов проекта может быть проведена в виде:
- демонстрации видеофильма, иллюстрированного сопоставления фактов, документов и событий, спектакля, телепередачи, театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа), рекламы, пресс-конференции; - диалога исторических или литературных персонажей, инсценировки реально- го или вымышленного исторического события, путешествия, ролевой игры, экскурсии; -научной конференции, научного доклада, отчета исследовательской экспедиции; - соревнования, спортивной игры, выставки и т.д.
8.К организации проектов предъявляют следующие требования:

·             проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;
·             учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи;
·             деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер;
·             работа учащихся должна быть осмысленной и активной;
·             учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;
·             конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь  титульный лист, в котором указаны название проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения пояснительную записку, теоретическую описательную часть, заключение и выводы.
9.Требования к выбору темы проекта.

·             Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его (добровольная основа склонности ребенка).

-9-

·             Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, практичности. (Познание начинается с удивления или практической необходимости).
·             Тема должна быть выполнена относительно быстро. (Первые исследовательские опыты не должны требовать длительного времени). Кроме этого проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному с различной степенью глубины. Следует учитывать желания и возможности, есть ли средства и материалы, литература и др. необходимые элементы – т. е. база для решения данной проблемы.   10. Итоги проектной деятельности можно преподнести:
- во время урока (учащиеся заранее выполняют задания по изучаемой теме, и на уроке освещают эту тему с различных позиций); - вне урока (учащиеся докладывают результаты своих исследований на конференции).
11. Роль учителя в проектной деятельности
Проектирование в школе невозможно без организационной деятельности учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. - Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. - Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
12.В работе над проектом учитель:   
- помогает ученикам в поиске нужных источников информации; - - сам является источником информации; - координирует весь процесс; - - поощряет лучших учеников; - поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом. 13.Для руководства проектной деятельностью учащихся учитель должен:
-10-

·  владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
·                     уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
·                     направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
·                     уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
·                     научить учащихся делать выводы по итогам работы и составлять рефераты, доклады презентации, соответствующие требованиям научного стиля изложения материала.
14.Определяя содержание ученических исследований, учитель должен следить, чтобы все творческие задания были:

·   простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной про-граммой, доступными для понимания, учитывать возраст учащихся;
· разнообразными по содержанию;
· интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности;
· неординарными по форме проведения, привлекательными для учащихся;
·                     исследовательские работы учащихся должны способствовать рас-крытию закономерностей явлений природы, воспитанию любви к труду, береж-ному отношению к природе, формированию элементарных навыков научного труда.
15.Занятия исследовательской деятельностью имеют свои негативные стороны.

·             неравномерность учебной нагрузки учащихся и педагогической деятельности учителя на разных этапах работы;

·             сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя;

·             риск неудачного окончания работы;

·             повышение эмоциональной и физической нагрузки и на учащихся, и на учителя;

·             невозможность включить значительное число учащихся в учебно-исследовательскую деятельность над проектами.


-11-
III. Заключение.

В городе Минеральные Воды и районе МО учителей химии уже много лет проводит научно – практическую конференцию «Шаг в науку» химического общества имени Д.И.Менделеева, где учащиеся защищают свои проектные и исследовательские работы. Темы работ различны и посвящены знаменательным датам из жизни учёных- химиков, значению химии в жизни и деятельности че- ловека. Учащиеся представляют свои проекты, защищая их на конференции. Проходит конференция интересно. Ученики с интересом знакомятся с работами других ребят, узнают много нового, принимают опыт работы. Такие конференции приносят большую пользу участникам.





















-12

Список литературы
1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005. – 80 с 2.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1978. 3.Дьюи Дж. Школы будущего. М., 1922. 4.Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара: Изд-во “Профи”, ЦПО, 2003. – 236 с. 5.Горячев А.В. Работа над темой. Методические рекомендации. – М.: “Гендальф”, 1999. 6.Казакова Е.И. Познавательные проблемы в учебниках // На путях к новой школе. – 2000-2001. - № 4. – С.4-6. 7.Чеглакова Л.М. Консультирование в практике работы учителя // Компетентностно-ориентированный подход к образованию. Образовательные технологии. Вып. № 3. – Самара: изд-во “Профи”, 2003.










- 13 -