«Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения».
«Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования: содержание и механизмы реализации для учителей химии»
Тема: «Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения».
Выполнена:
Брысовой Ольгой Васильевной,
учителем химии
первой квалификационной категории
МКОУ «СОШ № 12»
ст. Баклановской
Оглавление:
1. Введение3
2.Актуальность4-5
3. ФГОС об учебной и проектной деятельности.6-8
4.Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения...9-19
5.Заключение19
6.Литература.....20
2
1. Введение
Сегодня современному миру свойственны процессы глобализации, информатизации, новые научные открытия, быстрое обновление знаний, интенсивный поток информации. Новые социальные запросы определяют новые цели образования как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Ученик сегодня готовится жить в быстро меняющемся мире. Следовательно, главное, что должен приобрести выпускник, - способность самостоятельно и инициативно решать проблемы, способность к самообразованию и самосовершенствованию. Современное образование сегодня ориентировано на системно-деятельностный подход в обучении и опирается на работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Основоположники этого подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. В этом смысле целью обучения является не столько вооружение учащегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно.
3
2.Актуальность.
В современном образовании в соответствии с требованиями Стандарта становится актуальным не только создание эффективных условий формирования и развития УУД, но и оценка метапредметных результатов учащихся, в том числе и на этапе завершения основного общего образования. Реализовать стандарт без педагогического сотрудничества невозможно. Только общими усилиями можно достичь запланированных результатов. Проектная деятельность является эффективной технологией не только в формировании, но и развитии метапредметных результатов. Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации с 1 сентября 2012 г. в 5 классах по мере готовности началось введение федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) основного общего образования. Он кардинально отличается от реализуемого в настоящее время федерального компонента государственного стандарта общего образования. В связи с этим, одним из способов достижения результатов, предъявляемых требованиями ФГОС является организация проектной деятельности обучающихся, которая выступает средством достижения метапредметных результатов обучения.
При переходе на ФГОС у учителей химии возникает много проблем. Наибольшие трудности связаны с тем, как правильно обеспечить формирование у учащихся компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности. В соответствии с п. 7 ФГОС ООО к метапредметным результатам относятся освоенные обучающимися так называемые универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и способность их использования в учебной (познавательной), социально оринтированной (трудовой) деятельности и общении, которые проявляются в самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности, в организации учебного сотрудничества с участниками образовательного процесса, в проектировании и реализации индивидуальной образовательной траектории;
В п.10 Стандарта описаны общие требования, устанавливаемые стандартом к метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
В соответствии с ФГОС ООО метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой набор основных ключевых компетенций, которые должны быть сформированы в ходе применения сформированных универсальных учебных действий на ступени начального общего образования.
Под компетенцией следует понимать актуализированную систему ценностей, знаний и умений (навыков), способную адекватно воплощаться в деятельности учащихся при решении возникающих проблем. Компетентность качественная характеристика реализации человеком сформированных образовательном процессе; знаний, обобщенных способов деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное образование для решения личностно и социально значимых образовательных задач, эффективного достижения жизненных целей.
В соответствии с ФГОС итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты по химии, сколько метапредметные, включающие интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в сфере исследования или проекта, формирование умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно, уяснение сущности исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности деятельности.
3.ФГОС ОБ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере образования, во ФГОС основного общего образования одним из системообразующих понятий является основная образовательная программа. Это ведущий документ, определяющий цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса в 5-9 классах. Основная образовательная программа включает программу развития универсальных учебных действий, программы отдельных учебных предметов (в том числе и программу по химии), курсов, программу воспитания и социализации обучающихся, учебный план.
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения - основной образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным. Эти требования и определяют направленность на обучение школьников учебно-исследовательской и проектной деятельности.
В соответствии с концепцией ФГОС личностными результатами является «сформировавшаяся образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса; самому образовательному процессу и его результатам»; В процессе учебно-исследовательскойдеятельности достигаются личностные результаты, которые должны отражать формирование у учащихся - коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.
Коммуникативная компетентность - это «умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительное нормам и «техникой» общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию; учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения». Значит, в процессе проектной деятельности по химии - у школьников необходимо развивать умение общаться; учить их ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства при обсуждении со сверстниками и учителем исследуемых химических проблем.
Под метапредметными результатами в концепции ФГОС понимаются «освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных - ситуациях». Метапредметные результаты включают освоенные учащимися универсальные учебные действия.
В концепции ФГОС под универсальными учебными действиями понимается «совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».
В соответствии с установленными ФГОС требованиями достижение личностных и метапредметных результатов обеспечивается в результате освоения программы развития - универсальных учебных действий, которая должна быть направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы; обеспечивать формирование навыков участия в различных формах организаций учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы; олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, национальные образовательные программы) и содержать описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское; инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность реализуется на предметном содержании. Учебные исследования и проекты, выполняются и защищаются в рамках школьного предмета химии, их тематика должна быть связана с темами, изучаемыми в ходе учебных курсов.
В концепции ФГОС под предметными результатами понимается «усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Формированию у школьников основ культуры исследовательской и проектной деятельности в полной мере способствует достижение предметных результатов ФГОС по химии.
На уроках химии учитель мотивирует школьников к учебно-исследовательской и проектной деятельности, формирует у них элементарные исследовательские умения: соблюдение правил техники безопасности при работе с веществами, наблюдение за химическими явлениями, анализ, наблюдение за состоянием собственного организма, постановка химических; экспериментов, работа с разными источниками химической информации.
Для проведения большинства учебных исследований по химии требуется много времени. Поэтому эта деятельность выполняется во внеурочное время за счет реализации программы развития универсальных учебных действий, а результаты проведенных исследований учащиеся презентуют, обсуждают и анализируют на уроках. При таком подходе в полной мере обеспечивается выполнение личностных, метапредметных и предметных требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы.
4. Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения.
Реализация творческого потенциала всех субъектов педагогического процесса, предоставление каждому обучающемуся возможности проектировать собственную образовательную траекторию на основе выбора содержания образования приводит к достижению оценки метапредметных результатов ООП ООО, через решение следующих задач:
Задачи:
1. Разработать нормативно - правовую базу проектной деятельности на этапе предпрофильной подготовки учащихся (положение, критерии оценки метапредметных результатов для учащихся, руководителей проекта и экспертной комиссии, технологические карты);
2. Составить циклограмму проектной деятельности, обеспечить научно-методическую поддержку учащихся и руководителей проектов;
3. Развивать способности и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
4. Развивать способность к сотрудничеству и коммуникации;
5. Совершенствовать способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
6. Развивать способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
7. Воспитывать активного, ответственного, творческого созидателя.
Решение данных задач предполагает достижение следующих результатов:
1. Интеграция деятельности субъектов образования;
2. Достижение и оценка метапредметных результатов ООП ООО;
3. Развитие способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
4. Развитие способность к сотрудничеству и коммуникации;
5. Совершенствование способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
6. Развитие способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
7. Воспитание активного, ответственного, творческого созидателя.
Таким образом, решение данных задач для достижения представленных результатов (метапредметных) возможно в системном использовании исследовательской, проектной, информационно-коммуникационной, дидактической многомерной технологий в образовательном процессе.
Известно, что метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. В традиционной педагогике ученик является объектом, на который направлена обучающая активность учителя, и в этом качестве обречен на пассивное участие в этом процессе путем воспроизведения действий по образцу.
Метод проектирования делает учащегося субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи действий по образцу не достаточно, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний. Этот подход настолько необычен, что учеников, воспитанных в рамках традиционных образовательных систем, ставит по началу в тупик. Почти каждый год, начиная в 9-х классах работу по проектированию химических производств, мы слышим недоуменные вопросы «А как это делать?, «Нас этому не учили!». Именно с этих вопросов метод проектирования и начинает работать как эффективный образовательный инструмент. Когда первое ощущение беспомощности в связи с отсутствием возможности скопировать образец проходит, учащиеся постепенно обнаруживают, что их окружает множество информационных систем, которые при умелом использовании становятся инструментами решения поставленной перед ними задачи.
Порой бывает необходимо преодолеть первоначальную инертность ребят, привыкших к более пассивным формам обучения. Но каждое небольшое открытие, сделанное ими в процессе работы над проектом и подтвержденное учителем затягивает их в интереснейший процесс самостоятельного творчества и стимулирует новые поиски и открытия. По мере того как проект обретает черты законченности, ребята яснее ощущают его как продукт собственного труда. Это способствует решению важнейшей педагогической задачи – учащийся обретает уверенность в собственных возможностях.
Правда, не все учащиеся готовы к работе по проектированию. Некоторые не в силах преодолеть инерцию более привычной системы обучения, а для кого-то оказывается слишком далек выбранный для проектирования материал – химическое производство. Но как правило, это не более 5-6 человек на класс. Все учащиеся справляются с проектированием по-разному. Техническая сложность, продуманность решений, оформление и подача проекта у всех групп разная. И в это ситуации встает вопрос о критериях оценивания работ.
В методе проектирования очень важно еще и то, что поставленная перед учениками задача не имеет однозначного решения. Отсутствие правильного подхода и готового алгоритма раскрепощает творческие способности и фантазию ребят. Еще одна особенность проектирования: как только ребята втягиваются в работу над проектом, у них появляется много вопросов. Для учителя нет более благодарной ситуации, чем осознавать, что передаваемые им знания востребованы. Какие-то вопросы ребят требуют даже повышения собственной квалификации, а смелость некоторых идей вызывает при обсуждении горячие споры. Иными словами, изменяются отношения в системе учитель-ученик, они оба становятся соучастниками процесса обучения.
Проектирование и, в частности проектирование химического производства позволяет изначально поставить учебную задачу гораздо шире. Для разработки проекта производства аммиака Учащимся требуется задействовать почти весь арсенал знаний, полученных в курсе 8-го и 9-го классов, а некоторых случаях выйти за пределы школьной программы, т.е. требуется научиться самостоятельно добывать знания. Учителю остается только координировать поиски ребят, направляя их к тому или иному пройденному разделу или источнику информации. При этом часто приходится сталкиваться с известной психологической проблемой. Многие учащиеся оказываются не в состоянии использовать полученные ранее учебные навыки вне тех алгоритмов, на которых они обучались этим навыкам. К примеру, ученик может прекрасно решать задачи на разделение смесей, но оказывается совершенно беспомощным при перенесении этой задачи в условиях проектируемого производства для разделения потоков реагирующих веществ. Работа над проектом позволяет отчасти снять зашоренность обучения. Таким образом, одна из образовательных задач проектирования – интеграция полученных в курсе химии знаний и обучение применению их в прикладных ситуациях.
Кроме того, на этапе подготовки результатов и представления работы учащимися активно используются информационно-коммуникационные технологии в различных редакторах MS Office, Word, Excel, PowerPoint, создание математической модели MO Excel.
Хотя в названии разработки «Проектирование химических производств» взята узко очерченная тематика, в действительности данная проектная работа имеет широкое предметное и метапредметное содержание. В предметном плане перед учащимися, объединенными в рабочие группы, ставится задача разработать проекты химических производств, причем таких, которые никогда ранее никем не разрабатывались. Решение этой задачи требует интеграции знаний из самых разных разделов курса химии, а также из других предметных областей, способствуя формирование внутрипредметных и межпредметных связей. Но, самое главное, необходимость решить задачу, которую до тебя никто и никогда не решал, ставит учащихся в принципиально новую учебную ситуацию – ситуацию неопределенности решения и отсутствие готового алгоритма. Именно в этом и заключается метапредметных подход.
При работе над проектом у школьников формируются способности:
Понимания и схематизации условий;
Моделирования объектов задачи;
Разделения задачи на ряд подзадач;
Конструирование способов решения
Самостоятельного выстраивания алгоритмов действий.
Кроме того, учащиеся работают с метапредметным понятием «схема», поскольку невозможность конструировать и анализировать работоспособность реальных химических аппаратов вынуждает заменять материальные объекты их моделями и исследовать поведение материальных объектов на основе поведения их моделей.
Изучение химического производства имеет мощный образовательный и развивающий потенциал. Это едва ли не единственный раздел химии, где видно, как отвлеченные теоретические знания используются в практических целях.
Более того, именно при разработке химического производства практически весь арсенал курса химии задействуется в непрерывном единстве составляющих его элементов: скорость химических реакций и химическое равновесие, методы разделения смесей, свойства классов соединений, окислительно-восстановительные процессы и термохимия, расчеты по химическим уравнениям. Все эти темы удается не только повторить, а использовать для достижения конкретной практической цели. Эффективность такой работы будет неизмеримо выше, если учащиеся будут не только изучать производство, а самостоятельно проектировать его.
А для того, чтобы проектирование не свелось к копированию существующих образцов, следует разрабатывать несуществующие производства. При этом оказывается оправданным привлечение в учебный процесс основ конструирования и технологии. Ребятам не навязываются готовые схемы. Их природные навыки и сообразительность используются для самостоятельной творческой деятельности.
Положение о проектно-исследовательской деятельности учащихся с целью достижения метапредметных результатов:
1.Общие положения
1.1. Проектная форма деятельности учащихся - система учебно-познавательных действий школьников, направленных на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта.
1.2. Индивидуальный или групповой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
1.3.Проектная деятельность является одной из форм деятельности для учащихся всех ступеней обучения и основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов.
1.4. Проект выполняется под руководством учителя, педагога дополнительного образования, психолога, рецензируется и представляется для защиты, где по результатам его выполнения оценивается освоение гимназистами определенного учебного материала, развитие УУД
1.5. Выполнение индивидуальной проектно-исследовательской работы обязательно для каждого обучающегося 8 (или 9) класса, ее качественное выполнение является одним из условий выбора направления для профильного обучения.
1.6. Индивидуальной проектно-исследовательской работе характерны следующие черты:
практически значимые цели и задачи;
структура деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;
компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.
2. Цель проектно-исследовательской деятельности и задачи
2.1. Целью проектной деятельности является реализация творческого потенциала всех субъектов педагогического процесса, предоставление каждому обучающемуся возможности проектировать собственную образовательную траекторию на основе выбора содержания образования.
2.2. Задачи: Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по ее достижению, адекватные исследуемой проблеме, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
-Развитие способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
-Развитие способность к сотрудничеству и коммуникации;
-Совершенствование способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
-Развитие способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
- Воспитание активного, ответственного, творческого созидателя
3. Содержание проектной деятельности
3.1 Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Так, например,результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в)материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
3.2. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
А) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
Б) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
В) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
3.3. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
3.4. Разработка проекта ведется гимназистом либо индивидуально, либо в составе проектной группы, формируемой не более двух или трех учащихся.
3.5. Руководитель проекта (учитель, педагог) сопровождает не более четырех тем проекта.
3.6. Проектно-исследовательская работа включает не только сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение.
4. Организация проектной деятельности
4.1. Общее руководство проектно-исследовательской деятельностью в гимназии осуществляет организационный комитет. Председателем организационного комитета является заместитель директора гимназии по НИР. Членами организационного комитета являются зав. Структурными отделениями гимназии и педагоги, ведущие проектно-исследовательскую деятельность с обучающимися. План работы организационного комитета утверждается директором гимназии.
4.2. Организационный комитет:
- определяет цели, задачи и направления проектно-исследовательской деятельности на текущий учебный год;
- разрабатывает методические приемы, рекомендации, подходы реализации различных форм проектно-исследовательской деятельности обучающихся;
- организует процесс проектно-исследовательской деятельности в творческих группах и консультации специалистов;
- проводит предварительную экспертизу работ, представляемых на итоговую гимназическую научно-практическую конференцию (при необходимости организует систему оппонирования работ обучающихся);
- организует и проводит итоговую научно-практическую конференцию проектно-исследовательских работ по различным направлениям и номинациям;
4.3. Обучающиеся самостоятельно выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта (руководителем проекта может быть как педагог данного образовательного учреждения, так и сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего)
4.4. Тема проекта обучающихся должна быть утверждена педагогом. Общий список тем проектно-исследовательской деятельности утверждается директором гимназии.
4.5. План реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта.
4.6. Педагоги, ведущие проектно-исследовательскую деятельность с обучающимися:
- организуют работу обучающегося над проектно-исследовательской работой, осуществляют контроль деятельности обучающегося;
- проводят индивидуальные консультации с обучающимися, испытывающими затруднения на различных этапах подготовки проектно-исследовательской работы;
- проводят индивидуальные консультации с обучающимися, представляющие свои проектно-исследовательские работы на конкурсы разного уровня.
4.7. План-график реализации проекта предусматривает поэтапную разработку последнего. Каждый этап проектной деятельности завершается подведением итогов. Результаты продвижения обучающегося в процессе проектной деятельности фиксируются в дневнике предпрофильной подготовки.
4.8. Этапы организации проектной деятельности
1 этап: Информационно-организационный.
Содержание: семинар для педагогов по организации проектной деятельности обучающихся; информирование учащихся, родителей. Определение тематического поля учителем и предметной области обучающимися. Количество учеников определяет руководитель проекта. Результат: выбор обучающимися предметной области и руководителя проекта.
2 этап: Подготовительный.
Содержание: Формирование групп. Выбор темы. Заполнение технологической карты проекты. Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ, построение алгоритма действий. Анализ ресурсов. Утверждение тем проектной работы учеников .Результат: заполнение технологической карты проекта.
3 этап: Практический.
Содержание: выполнение обучающимися запланированных технологических операций. Текущий контроль качества, консультирование. Результат:оформление проектной работы, готовый продукт.
этап: Презентационный.
Содержание: презентация проектов (возможно, в рамках конференции «За страницами твоего учебника» или в рамках предмета, элективного курса, возможно, организованных «Дней науки»). Результат: оценка проектной деятельности, рейтинг лучших работ, рекомендации к участию в НПК, публикации, номинации и дипломы, рефлексия.
5этап: Контрольный. Изучение возможностей использования результатов проекта (участие обучающихся в конкурсах, конференциях, организации выставка, включение в банк проектов, презентация на сайте школы лучших работ, рефлексия). Рабочее совещание педагогов по результатам проектной деятельности обучающихся.
5.Порядок и требования к защите проекта
5.1.Защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на гимназической конференции. Последняя форма предпочтительнее, так как имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности.
5.2. Проектно-исследовательская работа, выполненная и представленная на защиту представляет собой следующий состав материалов:
а) Подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к работе (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников; г) презентация
б) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
5.3. Публичная зашита проектно-исследовательской работы проводится самим автором в устной форме, с обязательной демонстрацией фрагментов работы.
5.4. Перед началом публичной защиты проектно-исследовательской работы в жюри предоставляется один письменный экземпляр работы, оформленный в соответствии с установленными в научном сообществе нормами, и один экземпляр работы на электронном носителе для пополнения соответствующего раздела медиатеки гимназии.
5.5. После завершения своего выступления автор проектно-исследовательской работы, должен ответить на вопросы жюри.
5.6. Для участия ученической проектно-исследовательской работы в конкурсных мероприятиях внешкольного уровня руководителем работы организуется оформление сопровождающей документации, предусмотренной форматом данного конкурса.
6. Индивидуальная проектно-исследовательская работа оценивается по следующим критериям:
6.1. Критерии оценки проекта разрабатываются в соответствии требований ООП ООО и отражают:
а) Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
б) Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющихся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
в) Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
г) Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
6.2. По каждому из критериев обучающиеся оцениваются по четырехбалльной шкале. Суммарный балл, равный 4, соответствует достижению базового уровня (отметка «удовлетворительно»), т.е. по одному баллу за каждый из четырёх критериев, а достижение повышенных уровней соответствует получению 79 первичных баллов (отметка «хорошо») или 1012 первичных баллов (отметка «отлично»).
6.3. В случае выдающихся проектно-исследовательских работ жюри может подготовить особое заключение о достоинствах проектно-исследовательской работы, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы.
6.4. Отметка за выполнение проектно-исследовательской работы выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования аттестат об основном общем образовании отметка выставляется в свободную строку.
7. Механизм стимулирования обучающихся и педагогов
7.1. Обучающиеся, представившие лучшие проекты могут быть рекомендованы для участия в научно-практических конференциях.
7.2. Каждый учащийся, защитивший учебный проект на «хорошо» и «отлично», имеет право получения соответствующих оценок по предметам образовательного профиля
7.3.Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного образования.
7.4. Предусматривается поощрение педагогов, занятых проектной деятельностью.
4.Заключение.
Метапредметный подход относительно новое направление в отечественном образовании и инструментом его реализации является проектная деятельность. Сегодня мы говорим о формировании метапредметных умений и навыков, которые являются результатом образовательной формы, выстраиваемой поверх традиционных предметных знаний, умений и навыков, в основе которой лежит мыслительнодеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к предметности.
В традиционном подходе независимо от изучаемого предмета учащемся необходимо запомнить важнейшие понятия и научиться применять их для решения тех или иных учебных задач. Что касается самих задач, то обычно ставится цель освоить некоторый алгоритм действий, позволяющий решать определенный тип задач. В метапредметном подходе приоритет отдается другой цели: в процессе работы с теми или иными понятиями проследить необходимость их появления, как бы заново «открыть «эти понятия в логике развития научного знания. Более того, в метапредметном подходе ставится задача отследить сам способ мышления, приводящий к появлению тех или иных понятий. Если же говорить о научении решению задач, то тут ставятся иные цели: научить не столько решать конкретные задачи, сколько осмысливать сам путь решения. Главным становится не алгоритм, а способ создания этого алгоритма. Иными словами, в основу метапредметного подхода заложен принцип мыслительности, когда учащийся, организуя свои действия, одновременно осмысливает, зачем и почему он делает именно так, что становится возможным через проектную деятельность.
Важным достоинством метапредметного подхода является его очевидная надпредметность. Поняв логику научного познания в какой-либо области знаний, учащийся без особо труда перенесет ее на другой предметный материал. Осмысливая не только способ решения задачи, но и способ поиска этого способа, учащийся сможет перенести полученный навык в любую область знаний.
Метапредметный подход хорошо сочетается с традиционным подходом преподавания дисциплин, позволяя выделить в них междисциплинарное содержание и способствовать развитию универсальных учебных действий на базе изучения традиционного для данных предметов учебного материала.
На мой взгляд, для химии - науки, подразумевающей постоянный поиск истины через исследование, моделирование, постановку проблем и их решение, формирование исследовательской компетенции, через проектную деятельность у обучающихся является основополагающей задачей для достижения метапредметных результатов.
5.Литература
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/ .
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования http: // Минобрнауки./документы/938/файл/749/10.12.17.
Федеральный закон; Российской Федерации от 29 декабря 2012т. №273гФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Концепция федеральных; государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А:М:Кондакова, А.Л. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
5. Формирование универсальных учебных; действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий; пособие для учителя / |Л.Г. Асмолов; F.B. Бурменская,:;И.А, Волрдарская и др;] под ред А.Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011.
6.http: //Минобрнауки.рф/новости/3090/ файл/1802/13.02.18-Приказ_98.
7.Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это?//Учительская газета 2011. №10.
8.Федорова С.Ш. Технология присвоения Метазнаний/[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] /articles/100689/.
9.Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
10.Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. 50 с.
11.Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования //
15