Педсовет Применение педагогических технологий в образовательном процессе

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции, технология на науке.
С искусства все начинается, тенологией заканчивается,
чтобы затем все началось сначала.
В. П. Беспалъко

Данная тема педсовета отражает современный взгляд на организацию учебного процесса. Один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса - использование педагогических технологий.
Чтобы осознано и обоснованно выбирать педагогические технологии, проектировать их самим, необходимо понимать их сущностные характеристики, реальные возможности.
Профессиональный рост учителя, на наш взгляд, связан с поиском ответа на вопрос «Как?» Ответ на этот вопрос никогда не выстраивается на пустом месте, и в его сновании лежат еще вопросы «Что? Зачем? Почему?»
В настоящее время необходимо полностью отказаться от представления об учебном процессе как процессе передачи информации. Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится Ученик. Учитель должен организовать и управлять учебной деятельностью ученика.
И реализовывать это можно, используя различные педагогические технологии, адекватные поставленным задачам. Именно использование педагогических технологий позволяет обрести учителю новые возможности воздействия на традиционный процесс обучения и повышать его эффективность.
Чтобы правильно и эффективно использовать имеющиеся педагогические технологии, проектировать свои технологии надо познакомиться с теоретическими основами данного понятия, изучить практический опыт коллег по использованию отдельных видов технологий. Этой проблеме и посвящен данный педагогический совет.

Цель
Раскрыть сущность понятия педагогическая технология и его практическое применение в учебном процессе.

Задачи
1. Познакомить с теоретическими положениями понятия педагогическая (образовательная) технология на основе анализа научно-методической литературы.
2. Представить лучший опыт учителей школы по использованию педагогических технологий.

План проведения педагогического совета:
1. Вступительное слово: обоснование выбора темы, цели и задачи педсовета;
2. Теоретическая часть: определение понятия педагогическая технология (ПТ), классификация ПТ.
3. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
4. Практическая часть: выступления учителей школы по использованию педагогических технологий в своей работе.

Современные образовательные технологии,
их значение в учебно-воспитательном
процессе
Основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы, «Концепция общего среднего образования», Закон Российской Федерации «Об образовании», книги, статьи, исследования о современной школе ключевым в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:
школа является важнейшим фактором развития личности;
школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
систему образования и школу необходимо постоянно развивать.
Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств.
Из всего многообразия инновационных направлений в Развитии современной дидактики мы выбрали педагогические технологии (образовательные технологии). Причинами выборами являются следующие:
педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека его личности;
четкая ориентация на развитие творческой деятельности.
Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые адекватны концепции развития школы и основным направлениям педагогической стратегии, а также самостоятельной разработке и конструированию новых технологий обучения необходимо понимать сущностные характеристики современной трактовки понятия «образовательная технология и взаимодействие терминов «методика», «дидактика», «образовательная технология».
Попытки внести технологию в учебный процесс не прекращаются все наше столетие.
Эволюция понятия «педагогическая технология» отражена в работе В.И. Боголюбова: «Педагогическая технология: эволюция понятия».
В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология». Это понятие не имеет общепринятого и однозначного толкования.

В 1986 году организация ЮНЕСКО дала следующую трактовку:
«Педагогическая (образовательная) технология – систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путём учёта человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования».

В.М.Монахов:
«Педагогическая (образовательная) технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя».

«Педагогическая (образовательная) технология – это оптимальная модель обучения, учитывающая конкретные условия».
Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии, являются:
диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;
экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;
алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий.
корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели.
визуализация затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.
Методика преподавания конкретного предмета, психолого-педагогическая теория обучения учебному мету является общей для всех. Одной из задач методики является выявление критериев применимости той или иной технологии.
Понятие «методика» шире понятия «технология», так как методика включает и выбор технологии для целесообразности проведения работы. Если методика направлена «на решение следующих задач-1) чему учить? 2) зачем учить? 3) как учить?, то технология обучения, прежде всего, отвечает на третий вопрос с одним существенным дополнением: 4) как учить результативно?»
Так, А. Кушнир пишет: «Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если»: если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа... Уже давно стало привычным, что методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология же проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Технология его гарантирует, не оставляя места для «может быть». Технология всегда проста в своем ключевом решении». Именно в технологии заключен теоретико-практический инструментарий деятельности учителя по освоению и внедрению конкретной методики в педагогическую действительность.
На сегодня известных, «запатентованных» публикациями технологий насчитывается более ста. С 1996 го
·да существует журнал «Школьные технологии».
Общепринятой классификации образовательных технологии в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой ной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему.
Доктор педагогических наук Безрукова В.С. в своей книге «Всё о современном уроке в школе» делит условно все технологии на 4 группы в зависимости от способов реализации.
1) Технологии программно-целевого управления познавательными процессами – проектировщики новых технологий предполагают облегчить судьбу ученика, сделав учебный материал и способы работы с ним максимально понятными, доступными и открытыми.
модульное обучение
программирование
поэтапное формирование умственных действий
проблемное обучение М.И.Махмутова
развивающее обучение Л.В.Занкова и В.В.Давыдова
технологии КСО (коллективного способа обучения)
информационные технологии
Все они основаны на одной общей идее- разработке способов управления учебной (познавательной) деятельностью учащихся, и являются на сегодня самым популярным и массовым направлением развития образовательных технологий.
2) Технологии психогенного воздействия на процесс познания мира ребёнком. В основе лежит идея нейропсихического программирования мышления, чувств и воли ребёнка; носят лабороторно-экспериментальный характер.
обучение во сне
обучение на основе биоритмологии
аутотренинговые технологии
3) Технологии воспитания в процессе жизни. Педагог имеет дело не только с учебной деятельностью учащихся в классе, но и с окружающей средой, используя её как образовательное пространство.
концентрированное обучение (погружение)
дистанционное обучение
технология арт-педагогики
4) Технологии свободного (естественного) воспитания
Учителю предлагается двигаться от реальных возможностей ребёнка, его потребностей, способностей, мотивов.
гуманно-личностное обучение Ш.А.Амонашвили
семейная школа
вальдорфская педагогика
В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:
1) здоровьесберегающие технологии;
2) информационные технологии на применении в работе учителя компьютера и его аналога - интерактивной доски.
3) технология проектной деятельности
4) технология РКМЧП.
Мне бы хотелось остановится на последней технологии, так как в течении года я посещала творческую группу под руководством профессора ВГУ Криушиной Веры Александровны.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Технология РКМЧП (critical thinking) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Задача научить обучающихся: выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию; понимать, как различные части информации связаны между собой; выделять ошибки в рассуждениях; делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек; избегать категоричности в утверждениях; быть честными в своих рассуждениях; определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение; уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.
Особенности:
умеет управлять информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;
коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;
умение мыслить критически, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Особенности организации. Технология РКМЧП надпредметная, проникающая, она применима в любых программе и предмете. В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысленные и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия «вызов», во время которой у обучающихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия «осмысление» содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями обучающегося (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия «рефлексия» размышления. На этом этапе обучающийся формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Обучающимся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.
Роль преподавателя в основном координирующая.
На практической части педсовета многие учителя показали на уроках следующие образовательные технологии:
модульная технология
метод проектов
технология арт-педагогики (гид по Лондону)
проблемное обучение в начальной школе
технологии КСО (коллективного способа обучения)
здоровьесберегающая технология (пальчиковая гимнастика)
Выступления учителей:
Успешное применение пальчиковой гимнастики мы увидели на открытом уроке Ореховой Н. В. Это был мобилизующий этап урока.
О технологиях, используемых в своей работе, поделится Первакова Г. Д. Презентация.
Куртеева А. В. успешно провела открытый урок по физике в 8 «в» классе. Технология проблемного обучения.
4. Технологии КСО (коллективного способа обучения) увидели мы на уроке английского языка в 11 классе. , расскажите о технологиях, используемых на открытом уроке.
5. Технология проблемного обучения успешно применяется и на уроках Губанщевой Е. А..
6.Творчески прошёл интегрированный (интегративный) урок. Презентация.
Решение педсовета:
На заседаниях МО обсудить применение современных технологий на уроках.
Создать творческую лабораторию креативных педагогов в рамках ШМО.
В текущем учебном году спланировать проведение открытых уроков с использованием интерактивной доски.
Заголовок 115