Статья Применение инновационных технологий в образовательном процессе обучающихся с ЗПР


Герман Тамара Николаевна
учитель начальных классов первой квалификационной категории
Тема: Применение инновационных технологий в образовательномпроцессе обучающихся с ЗПР в условиях коррекционной школы-интерната
с целью формирования УУД.
«Урок-первая искра, зажигающая факел любознательности». В.А.Сухомлинский
Мое педагогическое кредо - не знаешь - научись, знаешь –научи!
Главной целью моей педагогической деятельности является развитие
личности ребенка, его интеллекта. Привитие элементарных навыков культуры поведения; научить учиться младшего школьника.
Для того, чтобы достичь позитивных результатов, обучение веду на доступной научной основе с опорой на интерактивные методы обучения
В своей педагогической деятельности применяю интерактивные методы обучения : игровые технологии, творческие задания; работа в малых группах;
работа в парах; метод проектов; кейс-технология.
Подбираю такие методы обучения, которые заставляют ученика мыслить, анализировать, делать выводы, что соответствует современным требованиям урока. ФГОС НОО нацеливает меня на развитие творческих способностей, а не только учебных достижений обучающихся с ЗПР. Кабинет, в котором осуществляется учебный процесс, оснащен всем необходимым для реализации поставленных целей.
Игровую технологию использую в следующих случаях:
-в качестве самостоятельной технологии для освоения понятий, темы, даже раздела учебного предмета;
в качестве урока или его части;
как технология внеклассной работы.
Очень интересно прошел урок Математический калейдоскоп
(обобщающий урок по математике в 1 классе)
Цели урока: обобщаем и повторяем знания; развиваем познавательные
и творческие способности; проверяем любовь к математике.
На семь бед … ответ.
Одна голова хорошо, а … лучше.
Семь раз отмерь - … раз отрежь.
Одно дерево срубишь - … посади.
Один пашет, а … руками машут.
Кто скоро помог, тот … помог.
Организую групповую работу обучающихся на уроке из двух, трех человек в сочетании с другими формами деятельности, что способствует повышению эффективности обучения в целом, помогает воспитанию у обучающихся
ответственности, самостоятельности, творческой активности. Групповая работа обучающихся на уроке дает определенный эффект как в повышении успешности обучения, так и в развитии и формировании универсальных учебных действий. Примером может служить урок-конференция по предмету «Окружающий мир» на тему: «Живая и неживая природа» (2 класс), где дети выступали в роли журналистов и экскурсоводов. Каждый из учеников давал свои сведения о разделе.
Под моим руководством ребята готовят творческие проекты. Как итог работы были созданы проекты: «Пернатые друзья», «Единица. Кому она нужна?», «Моя любимая буква», «Оригами», «Почему желтеют листья?»
Организуя проектную деятельность, я ставлю следующую цель:
создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности. Цель эта может быть достигнута:
- через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации
- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
Развитие инициативности и активности обучающихся;
Развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
Развитие у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности;
Результатом проекта являются личные продвижения детей, а также приобретение опыта проектной деятельности, главным в котором является способность создавать, представлять и защищать собственный результат и продукт.
Проектная деятельность позволяет мне находить способы развития индивидуальности и самостоятельности детей с ЗПР, а детям дают возможность попробовать себя в самых разнообразных ролях, способах трудовой, художественной, сочинительской, режиссерской, организационной и другой деятельности.
В ходе проектной и исследовательской деятельности формирую следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план коллективной и индивидуальной проектной деятельности);
Проявлять инициативу при реализации идеи проекта, при поиске способа (способов) решения проблемы;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать в ходе проектной деятельности, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).
Начинаю обучение учеников проектной деятельности с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений, информационно-поисковых умений.
Например, формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект с разных сторон.
«...Дойдя до речки, мы увидели на берегу следы костра, пустые банки и пластиковые бутылки».
Задание: Продолжить рассказ, представив себя в роли:
мальчика, гуляющего вдоль речки с друзьями;
эколога;
главы местного самоуправления;
галки, сидящей на дереве и т.д.
Не всегда дети могут увидеть проблему. Это самый сложный этап работы. Решению этой задачи помогают следующие упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета»; «Сколько значений у предмета»; «Посмотри на мир чужими глазами»; «Составь рассказ, используя данную концовку» и др.
Детям предлагается прослушать начало рассказа, например: «Утром небо покрылось тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...». Дается задание придумать продолжение, но сделать это необходимо несколькими способами. Возможные варианты: «Представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, ворона, сидящая на дереве и т.д.»
Представьте, что вы на какое-то .время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним) и др. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.
Составь рассказ, используя данную концовку: «...Нам так и не удалось найти свой автомобиль», «...Собака стремительно подбежала к Диме и попыталась лизнуть его прямо в лицо», «...и котенок мирно заснул на руках у Маши», «...Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».
На начальном этапе мы с детьми договариваемся о видах деятельности.
- Что вы хотите делать?
- Что вы умеете делать?
- Что мы еще можем сделать?
- Что в результате у нас получится?
На начальном этапе организации проектной деятельности (1-2 класс) этого достаточно.
На вводном уроке я знакомлю детей с основными темами раздела, их содержанием, вместе с детьми формирую проблемы по рассматриваемым вопросам. Определяются примерные темы проектов. Сама управляю процессом, указываю источники информации, даю краткий инструктаж по содержанию работ. Так как у младших школьников ведущей остается игровая деятельность, поэтому данный урок провожу в игровой форме (путешествие, аукцион и др.) Урок презентация проводится в конце изучения темы. Он завершает, подводит итоги работы над учебными проектами. Обучающиеся защищают свой продукт, рассказывают о ходе работы над ним, представляя итоговый результат.
Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться.
Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Использую различные варианты формирования групп школьников: группа по желанию, «случайная» группа, группа, сформированная мною в соответствии с поставленными целями, а также по теме работы или по уровню сложности задания. Я учу детей работать в группе. Для того чтобы эта работа была плодотворной, в первую очередь, учу детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника. Кроме этого вырабатываем и фиксируем совместно с детьми правила работы в группе (говори вполголоса, один говорит – другие слушают, не перебивай выступающего). Итак, группа сформирована, между детьми распределяются роли:
Следующий этап, это где можно найти необходимую информацию?
Понаблюдать
Прочитать в книге
Найти в Интернете
Провести исследование
Спросить у взрослыхОтчет групп о проделанной работе.1. Расскажите, какое задание выполняла группа.
Что вы предприняли для выполнения задания.
Представьте результат своей работы.
Оцените работу своей группы.
При работе над любым проектом я обязательно обращаю внимание детей на основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого? Очень важно, чтобы дети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для чего будет использовать в дальнейшем созданный ими продукт (практическая или социальная значимость проекта).
Обязательно проговариваем планы на будущее. Что вы планируете делать дальше (закончить работу по данному проекту, повернуть её в другом направлении, продолжить разработку). Поэтому многие наши проекты постепенно перетекают в новые.
На последнем этапе проектной деятельности проводится рефлексия. Анализируется деятельность детей, выявляются недостатки, положительные стороны, подводятся итоги, награждаются победители. Провожу анкетирование обучающихся, которое позволяет провести рефлексию и самоанализ. Ребята отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
На примере нескольких проектов покажу, как я организую деятельность обучающихся на каждом этапе.
I этапом работы над проектом является - мотивационный этап.Постановка учебной задачи. Содержание работы на данном этапе - это создание учебной ситуации на основе проблемы, интересного факта, значимых событий.
Так, при работе над проектом «Пернатые друзья» (2 класс, тема: «Как птицы готовятся к зиме»), задачей которого было: расширить представления детей о признаках осени и изменениях в живой и неживой природе, дети получили письмо от Воробьев.«Здравствуйте дорогие ребята!
На поляне вчера состоялось собрание птиц. Мы хотели принять решение: пора ли нам улетать или оставаться? Получилось так, что одна половина поляны считает, что пора, а другие птицы говорят, что рано. Одни кричат, что осень уже наступила, а другие думают, что осень только собирается в наши края.
Мы не знаем, что делать.
Подскажите нам, пожалуйста! Воробьи»
В связи с возникшей проблемой работа делится на 2 этапа:
I этап работы – «Копилка народной мудрости» (сбор информации о приметах осени, пословиц, поговорок и стихов).
II этап работы – «Разведка местности» (изменения в живой и неживой природе).
Еще одним из методов в своей работе на уроке я использую элементы кейс-технологии.
Кейс-технология – это не повторение за учителем, не пересказ, не ответ на вопрос учителя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Метод кейсов (от англ. сase method (кейс-метод), case-study (кейс-стади), метод конкретных ситуаций) – техника обучения, при который обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.
Предлагаю вам пример кейса для начальной школы. (Окружающий мир, 2 класс. Тема: «Грибы».)Мухомор
В этом году Лена пошла в лес, чтобы набрать грибов и порадовать маму. Дождь только прошел, и все грибы как будто ждали встречи с людьми. Они блестели, показывая свои чистые шляпки. Скоро девочка нашла красивые грибы. У них были шляпки красного цвета, усыпанные белыми точками. Потом мне встретились грибочки с коричневыми шляпками. Придя домой, Лена почистила, вымыла грибочки, как это делала мама, сварили суп. Лена так хотела порадовать маму. Вечером девочка угощала родителей грибным супом. Через некоторое время всем членам семьи стало плохо. У всех закружилась голова, заболел живот. Мама успела вызвать скорую помощь. Они все оказались в больнице. Врачам чудом удалось нас спасти. После выздоровления Лена начала изучать грибы. Прочитала много книг о них и узнала много интересного и полезного.
Русское, а также характерное для большинства славянских языков название «мухомор» возникло из-за массового использования мухомора красного в качестве средства против мух. Первоначально оно относилось только к мухомору красному, а позже было распространено на весь род.
Шляпка у гриба мясистая, иногда более тонкая, может быть с бугорком, легко отделяется от ножки. Кожица различных оттенков белого, красного и зелёного цветов, обычно покрыта различными лоскутами или хлопьями. Край шляпки гладкий или рубчатый. Ножка цилиндрическая, обычно прямая, часто расширенная в основании. Мякоть белая, у некоторых видов окрашивается на срезе, с запахом или без.
Большинство мухоморов несъедобны или сильно ядовиты, есть опасные смертельно ядовитые виды, которые иногда путают со съедобными грибами (бледная поганка, мухомор вонючий). Общеизвестный мухомор красный, кроме средней токсичности, обладает также галлюциногенным действием.
Небольшое число видов мухомора съедобны. Например, обычный в лесах средней полосы мухомор серо-розовый.
Мухоморы приподнимают края своей шляпки, образуя чашечку - блюдечко. В это «блюдечко» набирается дождевая вода и через некоторое время становится ядовитой для насекомых, которые прилетают утолить жажду.
Мухомор обладает токсичными возбуждающими свойствами. Древние викинги - великие завоеватели - перед боем выпивали отвар красных мухоморов. Это приводило их в сильное нервное возбуждение. Сражаясь одновременно двумя мечами, они не чувствовали усталости и боли и бились особенно яростно.
Опытный грибник знает, что мухомор ядовитый гриб, поэтому он никогда его в корзинку не положит. Но мухомор служит для нас указателем. Рядом с ним чаще всего растут хорошие грибы - подосиновики и белые грибы. Я всегда рядом с ним нахожу белые грибы.
о Мухомор обожают животные: слизни, белки, некоторые птицы, например сорока. Лоси, коровы, олени лечатся от глистов.
Грибница мухомора, посаженная в землю, оплетает корешки деревьев и снабжает их водой и другими веществами, необходимыми для жизни.
В пленке красного мухомора содержится вещество, которое тормозит развитие опухолей. Из мухомора получают лекарственные препараты, например, для людей страдающих головными болями, хронической ангиной.
Так как вы считаете, ребята, нужно ли уничтожать мухоморы? Вредны мухоморы или полезны?
Алгоритм работы с кейсом
Обучение при помощи кейс-технологии является сложным процессом, который не поддается полной алгоритмизации. В связи с этим предложенная ниже схема описывает только лишь те операции, которые «формально представимы». Творческие же действия алгоритмизировать достаточно сложно.
Ознакомление с текстом кейса (ознакомление с текстом кейса может происходить на предыдущем уроке или же дома).
Организация обсуждения кейса (организация обсуждения кейса предполагает формулирование вопросов, акцентирование внимания обучающихся на обсуждение кейса, включение их в дискуссию).
Управление дискуссией (управление дискуссией предполагает активизацию тех обучающихся, которые не участвуют в обсуждении и сдерживание тех, кто слишком активен; также необходимо поддержание эмоционального тонуса обсуждения и недопущение конфликтов).
Оценивание участников дискуссии (оценка содержания выступлений отдельных обучающихся).
Подведение итогов дискуссии (анализ хода дискуссии и оценивание ее участников).
Для эффективного использования инновационных технологий, в том числе – и для того, чтобы охватить весь необходимый материал и глубоко его усвоить, я тщательно планирую свою работу:
-использую методы, адекватные возрасту учеников;
подбираю для обучающихся такие интерактивные упражнения, которые дали бы им «ключ» к усвоению темы;
учитываю темп работы каждого ученика и его способности;
на одном уроке использую один-два(максимум) интерактивных методов;
Интерактивные технологии играют важную роль в современном образовании. Их преимущество в том, что обучающиеся усваивают разные уровни познания, в классах увеличивается количество детей, которые сознательно осваивают учебный материал. Обучающиеся занимают активную позицию в усвоении знаний, возрастает их интерес в усвоении знаний. Значительно повышается личностная роль учителя – он выступает как лидер, организатор.
По моему мнению, применение интерактивных форм и метод обучения способствует созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для обучающихся.
«Любой человек стремится к успеху». С. Френе