«Единый всероссийский урок, посвященный Дню народного единства, 20-летию Конституции РФ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2 с. Чишмы
муниципального района Чишминский район
Республики Башкортостан
«Единый всероссийский урок, посвященный Дню народного единства, 20-летию Конституции РФ»
Автор: Султанова Наиля Зуфаровна,
учитель истории и обществознания
Возраст: 14-16 лет (8-11классы).
Форма проведения: музыкально-литературная композиция.
Тема: цикл мероприятий «Я – гражданин».
Ключевая идея: воспитание патриотизма и правовое воспитание – воспитание гражданина.
Сотрудничество: учитель информатики, музыки; руководитель школьного кружка «До-ми-сольки»; администрация сельского поселения Чишминский сельский совет, Совет ветеранов с. Чишмы Чишминского района.
Цели мероприятия:
проследить исторический путь развития конституционного строя в России;
Расширение представления детей о национальных праздниках
Воспитывать уважение к правовым нормам и основному закону - Конституции нашего государства, желание стать достойными гражданами России.
Гости праздника:
сельского поселения Чишминский сельский совет
Совет ветеранов с. Чишмы Чишминского района
родители учащихся.
Оборудование:
Технические средства:
мультимедейный проектор;
компьютер
запись музыки государственного гимна РФ и государственного гимна РБ.
Оформление зала:
символы РФ - государственные флаги РФ и РБ, государственные гербы РФ и РБ.
Ход мероприятия:
1 ведущий: Сегодня 13 ноября 2013 года в нашей школе необычный день - мы проводим единый всероссийский урок, посвященный Дню народного единства и 20-летию Конституции Российской Федерации.
2 ведущий: А также, сегодня в нашей школе - День получения основного документа нашего государства – паспорта гражданина Российской Федерации.
3 ведущий: Этот день не только торжественно официальный, он одновременно и радостный, праздничный. И мы рады, что в сегодня разделить нашу радость к нам пришли гости: глава администрации сельского поселения Чишминский сельский Совет – Туктаров Акрам Мухарямович, ветеран труда, Заслуженный работник сельского хозяиства РБ, староста села Чишмы Асадуллин Рамиль Мервалетдинович и родители.
4 ведущий: Прошу всех встать. Звучит государственный гимн РФ и РБ.
Звучит государственный гимн РФ
1 ведущий: Наше мероприятие считается открытым.
4 ведущий: Недавно, 4 ноября в России отмечался День народного единства. Это праздник стойкости, силы и непобедимости нашего государства. Именно в единстве, единении народа - сила России.
1 ведущий: Впервые он был отмечен 4 ноября 2005 года.
События, в память о которых он был учреждён, действительно были и являются для нашего Отечества судьбоносными: если бы не они, могло бы не быть той России, в которую мы верим, и которую любим, какие бы трудности нам ни грозили. Когда в 1584 году умер государь Иван Грозный – последний из Рюриковичей, на Руси началось время, называемое в нашей истории Смутным – это был глубокий и тяжёлый кризис, вначале династический, а потом и государственный. Смута царила не только в высших кругах, но и в умах всех людей: один за другим стали появляться узурпаторы, самозванцы; в стране начались воровство, грабежи и убийства.
2 ведущий: В то время даже лучшим государственным мужам, на которых держалась Россия, было страшно, и казалось, что Московскому государству пришёл конец. Москву и Кремль сдали польско-литовским захватчикам, а большинство бояр принесли присягу католическому правителю – польскому королевичу Владиславу.
Всё началось в 1611 году, когда по призыву патриарха Гермогена поднялось первое народное ополчение, возглавляемое Прокопием Ляпуновым, воеводой из Рязани. Гермоген призвал всех россиян защитить Отечество и православную веру, выгнать с русской земли ненавистных ляхов – польских захватчиков, а вместе с ними и литовских князей. В тот раз восставшие потерпели поражение: воевода был убит своими же соотечественниками по ложному навету – Смута глубоко проникла в умы, и спасти положение мог только человек с сильной волей и горячим сердцем.
3 ведущий: И такой человек нашёлся – это был Кузьма Минин, нижегородский земский староста. В свидетельствах современников он упоминается как «мелкий торговец», но именно он сумел зажечь народ своими речами, напомнив им, что они русские и православные, и что дело освобождения родной земли от супостата самое что ни на есть благородное и великое.
Минин организовал сбор средств для создания нового ополчения, и предложил пригласить в качестве главного воеводы князя Дмитрия Пожарского из Новгорода. Пожарскому было тогда 30 лет, и он согласился возглавить ополчение, но потребовал себе знающего помощника-казначея – народ предложил Кузьму Минина.
4 ведущий: Огромное по тем временам количество людей собралось под знамёнами предводителей, которым будет вечно благодарна Россия: одних только служилых собралось больше 10 000, 3000 казаков, 1000 стрельцов, и много военнообязанных из крестьян.
День 4 ноября 1612 года стал одним из величайших в нашей истории: войско, собранное князем и «торговым человеком», смогло очистить Москву от поляков, взяв Китай-город штурмом, и это событие стало концом Смутного времени.
1 ведущий: Неважно, какую веру мы исповедуем, на каком языке говорим и
каких политических взглядов придерживаемся: мы все – россияне, и у нас одна судьба и одно будущее. Любовь к своему Отечеству спасала наш народ во все времена, помогала одолеть любых врагов и справиться с любыми трудностями – давайте же будем помнить об этом!
А сейчас для вас звучит песня «О Родине» в исполнении вокальной группы «До-ми-сольки».
2 ведущий: Чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями мы поговорим о Конституции Российской Федерации.
3 ведущий: Ребята, а кто из вас может сказать, что означает слово «Конституция»?
4 ведущий: Действительно, «Конституция» в переводе с латинского означает «устройство», «постановление».
1 ведущий: А нам необходимо возвратиться в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России. Вопрос. Вспомните, ребята, в каких странах впервые была принята конституция
(Франция, США).
2 ведущий: А сейчас мы проведём игру «Главная книга страны». Внимание на экран: вопросы
Когда была принята новая Конституция РФ?
14 декабря 1992 года.
12 декабря 1996 года.
12 декабря 1993 года.
Что такое Конституция?
Основной закон страны.
Основной кодекс страны.
Один из законов страны.
От какого слова произошло слово Конституция?
Принимаю.
Отменяю.
Устанавливаю.
Сколько разделов в Конституции РФ?
2.
5.
10.
Какой из этих разделов есть в Конституции РФ?
Основные права и обязанности граждан РФ.
Основные права и обязанности чиновников РФ.
Основные права граждан РФ.
Кто является главой нашего государства?
Государственная Дума РФ.
Президент РФ.
Генеральный прокурор РФ.
Как называется парламент РФ?
Совет Федераций.
Государственная Дума.
Федеральное Собрание.
В какой стране впервые появилась Конституция?
Великобритания.
Россия.
США.
Чем является по государственному устройству Россия?
Федерацией.
Конфедерацией.
Унитарным государством.
3 ведущий: Основным законом конституция называется потому, что все остальные законы должны ориентироваться на ее содержание, подчиняться ей, соответствовать ее положениям.
Нынешняя Конституция РФ принималась в очень сложной обстановке, в условиях экономического и политического кризиса. Долго обсуждались различные проекты нового Основного Закона. Наконец, были назначены выборы в Федеральное Собрание и референдум по новой Конституции РФ. 12 декабря 1993 года большинство принявших участия в голосовании одобрили представленный на референдум проект Конституции. Этот день был объявлен праздничным – день главного закона нашей страны.
4 ведущий: Новая Конституция РФ юридически закрепила переход России в разряд стран с демократической, республиканской формой правления, рыночной экономикой, уважением к правам человека. Современная Конституция РФ состоит из 2-х разделов. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации.
Россия сегодня – федеративное государство. А наша Республика Башкортостан является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации. Песню о нашей республике поют учащиеся 3-го класса. Песня «Ватаным».
1 ведущий: Итак, настал момент вручения основного документа нашего государства – паспорта гражданина Российской Федерации.
1 ведущий: Сегодня праздник неспроста:
Ребятам—по четырнадцать.
И им вручают паспорта.
Ну, как тут не завидовать!
2 ведущий: От детства к юности пришли
Шагами семимильными.
Скорее вырасти хотят
Стать взрослыми и сильными.
3 ведущий: Ум, честность, совесть есть у них,
Ответственность, старание.
Достойной сменой молодой
Вольются в граждан строй.
4 ведущий: Вручение паспорта - это рубеж
И детство за ним остаётся.
А впереди у тебя длинный путь
И жизнью он зовётся.
Вот и настал решающий час.
Сегодня паспорт вручается вам.
1 ведущий: Слово предоставляется почетному гостю нашего праздника - Асадуллину Рамилю Мервалетдиновичу.
2 ведущий: Право вручить паспорта новым гражданам Российской Федерации предоставляется приглашенному гостю Туктарову Акраму Мухарямовичу и директору нашей школы, Заслуженному учителю РБ, неоднакратно избиравшегося депутатом Районного, Сельского Совета- Асадуллину Фаузию Авзаловичу.
Выступление ребят с ответным словом:
Лиана К.: Но главная сила и слава России— её граждане. Граждане не только по факту рождения на территории России, а по отношению к своей стране. Минин и Пожарский, Нахимов и Жуков, Циолковский и Вернадский, Пушкин и Лермонтов, Стаханов и Ангелина… Не перечесть всех известных и безымянных граждан России. Граждан с большой буквы, о которых Некрасов сказал «Отечества достойные сыны».
Эльвира С.: Эти граждане России любили свою Родину, переживали ее беды и проблемы как свои собственные и действовали. Действовали на благо своей Родины: защищали страну от врагов, делали научные открытия, пахали землю и добывали уголь, будили наши сердца и души верным словом. Они действовали, потому что только активные действия и благородные поступки гражданина делают его Родину процветающей.
Вместе: Мы хотим стать именно такими гражданами России.
4 ведущий: Для исполнения государственного гимна Российской Федерации прошу всех встать.
Звучит государственный гимн РФ в исполнении всех присутствующих.