Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры.
ШЕЛЕКСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ДОКЛАД
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры.
Выполнил Турганов И.А.
Сегодня большое внимание уделяют использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать обучающимся знания, но и в том, чтобы научить своих обучающихся искать и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.
В Послании Президента Н. А. Назарбаева большое внимание уделяется образованию, на период до 2050 года определены новые приоритеты. Ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Современный образовательный процесс должен использовать не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Однако не всегда обучающиеся владеют информацией в достаточной степени, результаты традиционных и новых форм промежуточной аттестации свидетельствуют о небольшом словарном запасе, недостаточном развитии речевой культуры выпускников, навыков восприятия текста. В связи с этим считаю, что использование ИКТ актуально, поскольку направленно на успешное овладение основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, развитие типологических, стилистических, содержательных аспектов коммуникативной компетенции обучающихся.
Цель применения ИКТ: повышение эффективности и качества процесса обучения благодаря дополнительным возможностям окружающей действительности и самопознания, развития личности обучающегося.
Компьютер можно использовать на уроках физической культуры во всех этапах обучения: при объяснение нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом он выполняет различные функции: педагога, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.
Основные направления использования ИКТ на занятиях физической культуры – это визуальная информация, интерактивный демонстрационный материал, тренажер, контролирующий умения, навыки обучающихся, самостоятельная поисковая, творческая работа. Предлагаю некоторые примеры использования ИКТ на занятиях физической культуры.
Презентации – опоры к занятиям:
Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как обучающийся учителя, как проходит его становление. Одним из способов повышения интереса к занятиям физической культуры - это углубления знаний в использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса. Использование компьютера на занятиях позволяет преподавателю общаться с обучающимися на современном технологическом уровне, сделать занятия более привлекательным, эмоциональным и эффективным, пробудить интерес к изучению физических упражнений и движений по видам спорта. Использование ИКТ(информационно-коммуникационных технологий) в колледже - процесс объективный и вполне закономерный. Компьютер дома, в колледже, в настоящее время, уже не роскошь, а средство для работы. Нужно ли использовать средства ИКТ на уроках физической культуры.
Использование ИКТ на уроках физической культуры- это полезная и интересная форма работы и для обучающегося, и для преподавателя. Думаю, интересна для творческих педагогов, которые готовы "добывать" необходимую информацию, систематизировать и наглядно достойно представлять её. Обучающиеся лучше воспринимают эту информацию: "Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать!". Ведь, согласитесь, навыки, приобретённые нами в молодости, теряют в качестве исполнения, если ты не занимаешься видом спорта систематически. Поэтому показать видеофрагмент, фотографию, схему иной раз бывает полезнее корявого показа двигательного действия! Обучающиеся же, уже подготовлены к созданию презентаций и по заданию преподавателя делают их быстро. Интерес (нашего времени), считаю, состоит в том, чтобы от умения создавать нами и обучающимися презентации перейти к "осмысленному и глубокому" проектному методу, что предполагает затрату времени, творческую направленность, последовательность действий по перспективному плану, организационную работу в группах.
Когда в первый раз слышишь фразу “компьютер на уроке физкультуры”, то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего здоровье и движение.
Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип, задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача преподавателя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому обучающимися проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность обучающегося.
Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов, позволяют преподавателю достичь максимальных результатов в решении многих задач.
1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:
– повыше
·ние эффективности и качества процесса обучения;
– повышение активности познавательной деятельности;
* улучшение межпредметных связей;
* увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
* индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:
* развитие коммуникативных способностей;
* формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
* эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
* формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
* формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.
3) Работа на выполнение социального заказа общества:
* подготовка информационно грамотной личности;
* подготовка пользователя компьютерными средствами;
* осуществление профориентационной работы в области выбора профессии и физической культуры.
Одним из приоритетных направлений работы преподавателей физической культуры является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях, спортивных секций и соревнований наряду с традиционными формами обучения.
Уроки физической культуры включают объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволило мне эффективно решить эту проблему. Используя компьютерные технологии в образовательном процессе, урок проходит более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники упражнений и выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности. Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации “вырастает” интерес к предмету.
В чём же ещё заключается эффективность применения компьютера на уроке? В колледже на первых курсах закладываются основы техники двигательных действий (ведение баскетбольного мяча, стойки и броски в борьбе KазаKша к_рес, высокий и низкий старт в лёгкой атлетике и т.д.), которые востребованы на всём протяжении обучения в колледже. Главное на этом этапе – овладение базовой техникой изучаемых двигательных действий. Чтобы создать правильное представление обучающихся о технике двигательных действий по всем программам, учитель физической культуры должен быть очень хорошо подготовлен профессионально.
На современном этапе преподаватель физической культуры на уроках становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой – требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.
Использование тестирующих компьютерных программ на уроках физической культуры, при подготовке к экзаменам по предмету “физическая культура” позволяет объективно оценить теоретические знания обучающихся. Тесты могут использоваться на любом этапе обучения. Компьютерные тексты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них, на каждый вопрос даются варианты ответов. Время, выделяемое на тест зависит от сложности вопросов и их количества и ограничивается 10 – 15 минутами. По окончании работы открывается окно результатов. В этом окне отображается оценка по пятибалльной системе. Выигрывает от этого не только преподаватель физкультуры, такая компьютерная программа полезна, прежде всего, обучающимся. Компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус преподавателя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся. За использованием информационных технологий будущее. Рано или поздно использование компьютера в учебной деятельности станет массовым, обыденным явлением в данный момент в нашем колледже используется компьютерная технология «елёренг».
ИКТ можно с успехом применять при внеклассной работе: различные презентации, видеоролики, изготовление слайд-шоу спортивной тематики для популяризации спорта.
Компьютерные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя они не могут заменить непосредственное общение обучающегося с живым человеком, преподавателем физкультуры. Однако использование этих технологий в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения своих подопечных – необходимая потребность своевременного и будущего времени.
Таким образом, исходя из своего многолетнего опыта работы, я считаю, что при организации и проведении современного урока по физической культуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности обучающегося, расширять общий кругозор.