Постановка звука р. Путешествие бегемотика Ромы в Австралию.
Логопедическое занятие «Путешествие бегемотика Ромы в Австралию»
(постановка звука "р").
Цель: постановка звука [р].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
дать характеристику и правильную артикуляцию звука [р];
сформировать умение правильного произнесения звука [р], по подражанию;
научить произносить звук [р] изолированно.
Коррекционно-развивающие:
развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику; правильную воздушную струю; фонематическое восприятие; совершенствовать умение понимать обращенную речь; развивать ВПФ.
Коррекционно-воспитательные:
повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия; поддерживать интерес к логопедическим занятиям.
* развитие артикуляционной моторики и орального праксиса;
* формирование зрительно-пространственных и пространственно-временных отношений;
* развитие слухо-речевой памяти;
* развитие фонематического восприятия;
* активизация словаря признаков;
* развитие зрительно-пространственных представлений;
* развитие темпо-ритмической стороны речи;
* формирование умения менять силу голоса.
Задачи:
Коррекционно -образовательная:
Обогащение словарного запаса по теме:
Коррекционно-развивающие:
Упражнять учащихся в четком произношении звука [р], с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции.
Совершенствовать фонематическое восприятие, навык звуко-слогового анализа и синтеза слов.
Активизировать, обогащать и уточнять словарный запас
Коррекционно - воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес, формировать положительную учебную мотивацию через беседу.
Вид занятия: коррекционно-развивающее.
Цели
Задачи:
Формируемые УУД: координации движений и развития мелкой моторики, развитие зрительного анализа и зрительно-моторной координации в системе «глаз-рука»
Пространственное воображение гибкость мышления мелкая моторика сенсорика1. Образовательные: закреплять зрительный образ буквы «р», уточнение артикуляции звука "р", развитие мышления логического
2. Коррекционные: способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики. Развивать речевое дыхание, слуховое внимание. Развивать навыки самоконтроля. Развивать ориентировку в пространстве, чувство равновесия. Развивать воображение.
3. Воспитательные: воспитывать любовь к своей стране и доброе отношение к животным.
Оборудование: мяч, глобус, счетные палочки, индивидуальные зеркала, шарики и трубки для дыхательной гимнастики, пипетка, красные – зеленые кружки, окошки, цифровая лента
Ход занятия
Оргмомент Игра «Любопытный» (с мячом) звуки к, у, м
- Как тебя зовут?
- А фамилия?
- Откуда ты приехал?
- А что там растет?
- Какие птицы там водятся?
- Какой подарок ты привез маме?
Актуализация знаний
- Ребята, как называется модель Земли? (глобус) Правильно, глобус. Смотрите, что я вам принесла (показываю глобус).
- Кто первым увидел нашу Землю сверху? (Юрий Гагарин 12 апреля 1961г. 54г. назад)
Показываю и рассказываю про северный полюс, южный, экватор, материки (обширное пространство суши, омываемое морями и океанами) и океаны.
- Припомните, какой это материк (показываю на Евразию)? А это (на Австралию)?
- Сегодня, мы отправимся в необычное путешествие в Австралию, увидим много нового и интересного, познакомимся с новыми друзьями и узнаем то, чего раньше не знали. (На глобусе показываю Евразию и Австралию)
- Перед вами самолет, ракета, поезд и такси. Как, одним словом назвать что это? Какие виды транспорта бывают (водный, воздушный, наземный). На чем можно добраться до Австралии? Правильно, мы с вами полетим на самолете. Сегодня, я буду вашим командиром воздушного судна (фуражка летчика). А вы будете пилотами, штурманами, конструкторами. Нужно помнить, что только их четко организованная работа обеспечивает безопасность полета.
- Сегодня, с нами в полет отправится необычный гость. Кто же герой нашего занятия? Вы его видите? Чтоб его увидеть, нужно отгадать загадку: Они толстые, огромные (вес может достигать четырех тонн), но ужасно милые; неповоротливые, но способны моментально наброситься на лодку одинокого туриста. Значительную часть времени могут проводить в воде, а на сушу выбираются только ночью и всего на несколько часов, чтобы покормиться. Кто это? (бегемот) Как по-другому называют бегемота? (гиппопопотам) Где обитают бегемоты?
Хотите узнать, как зовут нашего бегемота? Давайте отгадаем (на экране цифры 4231) подсказка: 1- А, 2 – О, 3 – М, 1 – Р. (Рома)
- Сколько слогов в слове Рома? (правило)
- Назовите гласные, согласные, на какой слог падает ударение?
Постановка целей и определение темы занятия
- Какой первый звук в слове? Кто догадался, какая тема нашего занятия?
- Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук «р», выделять звук «р» среди других звуков, находить место звука в слове. Вы готовы? Бегемот Рома давно мечтает слетать в Австралию к своей подруге кенгуренку Рокси. Но мама бегемотиха наказала своему детенышу, чтоб он научился выговаривать звук «р» за время путешествия. Ребята, поможем нашему другу?
Развитие зрительно-моторной координации в системе «глаз-рука»
Но перед тем как завести мотор, нам нужно подготовиться к полету.
- Возьмите палочки, сконструируем с вами самолет. (Образец на экране)
Артикуляционная гимнастика
- Чтобы у нас не было «каши во рту», все слова и фразы были четкие и ясные, мы сделаем гимнастику для губ и языка.
на умение делать язык широким и расслаблять: «Улыбка – трубочка», «Лопатка», «Накажем непослушный язычок»;
на подъем широкого кончика языка вверх: «Парус», «Качели»;
на отработку подвижности языка (укрепление мышц): «Маляр», «Вкусное варенье», «Чашечка» - бегемот показывает, «Лошадка», «Индюк», «Дятел».
Дыхательная гимнастика
- В полете на большой высоте может наступить кислородное голодание, поэтому нам необходимо запастись кислородом, для этого сделаем дыхательную гимнастику.
по Стрельниковой упр. «Ладошки»
«Футбол»
«Трубка»
Развитие голоса и переключаемости органов артикуляционного аппарата
- Чтоб отдавать четкие команды, командиру и экипажу самолета, нужно иметь сильный голос и четкую дикцию, вот несколько упражнений для развития голоса:«Играем с мячом». Произнесение слоговых сочетаний та-та-та-так, ты-ты-ты-тык, то-то-то-ток (ритмичное постукивание рукой по столу с ударением на последнем слоге).«Играем в теннис». Произнесение слоговых сочетаний та-ту, та-ту, то-ты, то-ты с ритмичным движением кисти правой руки вперед-назад.
Уточнение артикуляции
– Давайте, посмотрим на артикуляционный профиль. Как правильно произносится звук «р». Губы свободны; зубки сближены, но не соприкасаются; кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Покажи рукой, какой язычок? Что напоминает язычок? (Чашечку) Посередине языка идет теплая воздушная струя и под напором воздуха кончик языка вибрирует, горлышко «работает» - дрожит.
Характеристика звука (согласный, звонкий, твердый)
- какой буквой на письме обозначается звук «р»?
Постановка звука «р»
- Чтоб поднять, наш самолет в воздух, необходимо завести мотор. Вы готовы?
Постановка по подражанию
Постановка от звука «д»
Постановка с механической помощью
Развитие фонематического восприятия
- Мотор работает, наш самолет набирает высоту. Что можно увидеть с высоты? (ответы детей)
- Ребята, если я назову слово правильно поднимите зеленый кружок, если неправильно красный сигнал.
Двор, двог, двоу, двох, двор, двол, двой, двор
Город, гоод, голод, город, говод, гойод, город
Дорога, догога, доуога, дорога, долога, дойога, дорога
Радуга, уадуга, ладуга, радуга, йадуга, адугаРазвитие слогового анализа и синтеза
- В лесу, на полях и в водоемах, если присмотреться можно увидеть разных животных, смотрим в иллюминатор.
- Сколько слогов в слове, отхлопать. Произносим шепотом:
Верблюд (2), крыса (2), крот (1), бурундук (3), корова (3), сурок (2),
Развитие фонематического анализа и синтеза
- А мы с вами лети дальше. Перед вами три окошка – это схема слова, 1 окошко – начало слова, 2 – середина слова, 3 – конец слова. Найдите, в каком окошке спрятался звук «р» (зеленый кружок)
Равнины, горы, ручей, барханы, пролив, кальмар.
Определение места положения звука в слове
- Как прекрасен растительный мир внизу, давайте определим, какой по счету звук «р» в слове.
Ромашка (1), олеандр (7), кедр (4), астра (4), орхидея (2), амарант (4), бархатцы (3)
Развитие лексического словаря по теме «Рыбы»
- Ребята, мы с вами пролетаем над Индийским океаном, смотрите, какие рыбы там водятся:
Рыба-собака (скалозуб) – ядовитая, хищник
Рыба-клоун – очень храбрая и даже готова вступить в бой с водолазами, защищая свою территорию.
Рыба-луна – (до 5 м)
Рыба-зебра – ядовитая, хищник
Рыба-попугай
Рыба-молот
Рыба-капля – глубоководная, донная (1000м) под угрозой исчезновения
Рыба-мандаринка
Рыба-меч
Рыба-камень (бородавчатка) - ядовитая
Летучая рыба – высота полета до 5м, дальность до 400м
Пилорылый скат
Морской черт (удильщик) – Целыми днями черт неподвижно лежит на дне и терпеливо ждет, когда какая-нибудь рыба соблазнится его приманкой. Тогда, не мешкая, разевает пасть и глотает добычу.
- Вот мы и добрались до Австралии, наконец, Рома встретился с Рокси. Решите задачку Роме 7 лет, а Рокси старше его на 3 года, сколько лет Рокси? Рокси посадила Рому в свою сумку, и они весело поскакали по саванне (пространства в субэкваториальном поясе, покрытые травяной растительностью) Рома показал, как он учится произносить звук «р» (самостоятельно или с механической помощью – зондом, пальцем).
Подведение итогов занятия СинквейнДомашнее задание
- Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Парус»
Постановка звука Р:
«Пулемет». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [Д]: «д-д-д». Сначала звук [Д]произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп.
«Самолет гудит». Губы в положении «Улыбка», видны верхние и нижние зубы, разомкнутые на 10—15 мм. Широкий кончик языка за верхними зубами. Произносить звуки [З] или [Ж] (должен получиться звук, напоминающий рокот мотора).
Важно: Боковые края языка должны быть прижаты к коренным зубам, кончик языка истончен и подвижен, губы не округлены.
-Теперь мы будем конструкторами, соберем самолет и отправимся в путь.
(Дети из трубочек по предложенной схеме конструируют самолет).
-Пилоты, заводите моторы!«Тр-тр-р-р...»
Развитие фонематического восприятия.
Развитие звукового анализа и синтеза.
Постановка звука «р». Развитие пространственных представлений.
Ангарский мост, Карапчанка, церковь, курорт «Русь», Храм «Всех Святых в земле Российской просиявших», Памятный знак А.Н.Радищеву. Памятник был создан в честь великого бунтаря, отбывавшего ссылку в Илимском остроге с 1792 по 1797 гг., человеку, жизнь и судьба которого связана с историей нашего края.Будучи в ссылке
3. Дыхательный тренинг. Здание администрации Кроме достопримечательностей, связанных с культурой, архитиктурой, историей Усть-Илимска, в городе есть три крупных предприятия – лесопромышленный комплекс, гидроэлектростанция (Cм. сайт: Усть-Илимская ГЭС) и теплоэнергоцентраль бадарминский провал«Загадочная трубочка» -дети встают в пары. Один ребенок дует в трубочку на протянутую ладонь другого, стоящего с закрытыми глазами. Струя воздуха движется по ладони в любом направлении, затем ребенок открывает глаза и воссоздает движение воздуха пальцем по ладони партнера.
5. Постановка звука Р:
«Пулемет». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [Д]: «д-д-д». Сначала звук [Д]произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп.
«Самолет гудит». Губы в положении «Улыбка», видны верхние и нижние зубы, разомкнутые на 10—15 мм. Широкий кончик языка за верхними зубами. Произносить звуки [З] или [Ж] (должен получиться звук, напоминающий рокот мотора).
Важно: Боковые края языка должны быть прижаты к коренным зубам, кончик языка истончен и подвижен, губы не округлены.
-Теперь мы будем конструкторами, соберем самолет и отправимся в путь.
(Дети из трубочек по предложенной схеме конструируют самолет).
-Пилоты, заводите моторы!«Тр-тр-р-р...»
6. Закрепление зрительного образа буквы «Р».
А еще с собой мы возьмем букву «Р». Посмотрите, как она пишется.
7. Игрогимнастика«Полетаем на самолете».
Дети выполняют движения, слушая запись звучания полета. С началом звучания музыки «Самолет» Л. Банниковойдети начинают движение по залу.
Заводят моторы самолетов, вращая перед грудью руками, согнутыми в локтях.
Разводят руки в стороны и стоят на одной ноге, слегка раскачивая руками.
Легко бегут врассыпную и с окончанием музыки опускаются на одно колено.
8. Игроритмика«Автобус».
Звучит первый куплет песни «В Павлодаре», музыка Серика Мусалимова. - Вот мы и на месте. Давайте сядем в автобус и совершим экскурсию по Павлодару.
Дети чередуют хлопки в ладоши и удары по коленкам — озвучивают ритм движения автобуса под музыку. Слева, справа, прямо перед детьми расположены иллюстрации с видами Павлодара. Педагог называет памятники архитектуры, изображенные на картинах ().
9. Пальчиковая гимнастика«Змея».
Дети достают из карманов веревочки и повторяют за логопедом слова и движения:
Вверх, змея, вниз, змея.
И еще, еще разок.
А теперь наоборот, Вот змея назад ползет.
Попеременно обводят веревкой каждый палец — сверху, снизу (от указательного и обратно).
Затем сворачивают веревочку в клубок, озвучивая свои движения.
10. Креативный тренинг «Веревочка».
- Давайте представим, что наша веревочка это змея и попробуем сказать, что любит наша змея. Дети сидят в кругу, и каждый участник, наматывая свою веревочку (змею) на общий клубок, придумывает, что любит его змея («Моя змея любит охотиться, греться на солнышке, ловить мышей, кусаться, ползать, выступать в цирке»). В результате клубок возвращается к ведущему.
11. Игровой массаж «Черепаха».
Шла купаться черепаха
И кусала всех со страха.
Кусь-кусь-кусь, кусь-кусь-кусь,
Никого я не боюсь!!!
Похлопывание собранной кистью.
Пощипывание спины снизу вверх.
Быстрое передвижение пальцев по бокам.
12. Эмоционально-волевой тренинг «На солнышке».
(звучит «Сказочка» С. Майкапара. Дети сидят в удобной позе на диване).Логопед: «Закройте глазки и представьте, что вы — маленькие черепашки, лежите на желтом песочке возле прозрачного ручейка. Греет солнышко, черепашкам тепло и хорошо. Ручки, ножки расслаблены, шейка мягкая. Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. (Звучит театральный шум «Ветер».) Черепашкам стало холодно и неуютно, они спрятали ручки, ножки, шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая ее, изображая панцирь; а также напрягают шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь (5—10 сек). Но вот туча улетела, выглянуло солнышко, опять тепло и хорошо. Черепашки согрелись, шея, ручки, ножки согрелись, стали мягкими, вновь появились из-под панциря». Спина расслабляется, дети отдыхают.
13. Подведение итогов.
Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться. Скажите, что вам понравилось больше всего? С каким звуком мы путешествовали?
14. Домашнее задание.
Выполнять артикуляционную гимнастику. Тренируйтесь произносить звук Р.
На столе у вас лежат карточки вам необходимо найти все буквы Р и выделить их.
III. Сообщение темы занятия. 1. – А теперь переходим к теме занятия. На доске – несколько картинок (кошка, паук, рак) Я загадаю загадку, а ты должен показать картинку с отгадкой Логопед читает загадку: Хвостом гребёт, когда плывёт, да только задом наперёд, а чаще движется ползком на дне речном или морском. (Рак) 2. – Найди на картинке отгадку (Рак). Да, это рак. Покажи мне букву с которой начинается слово рак (Буква Р вывешивается на доске), эта буква обозначает звук Р. Этот звук напоминает рычание собаки: Р-Р-Р-Р. Сегодня мы будем продолжать учиться произносить звук Р. Для этого тебе надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
Игры-упражнения для вызывания звука [р].
Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика.
Упражнение «Веселый дождик» Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай, как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д… (правой рукой изобрази падающие капельки дождя) На цветок –т-д,т-д… (левой рукой изобрази цветок) И на дорожку т-д,т-д…. (из левой руки сделай дорожку) Застучал по крыше он- -т-д,т-д…. И раздался частый звон– т-д,т-д,т-д… (дождик пошел сильнее).
Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти.
Упражнение «Песня Крокодила Гены» Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ, ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.
Способы постановки звука [Р]:
1 способ постановки звука [Р]:
Способ постановки звука [Р] – старый и простой, как мир.
Выполняется в 3 приема:1) присосать язык к твердому небу («Грибок»)2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.
2 способ постановки звука [Р]:
Постановка звука [Р] при слабой воздушной струе.
Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка (как правило, у детей с заиканием). В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое.
3 способ постановки звука [Р]:
Постановка звука [Р] на вдохе.
Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)
4 способ постановки звука [Р]:
Постановка звука [Р] из межзубного положения.
Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя. • Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В». • В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. • Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…») • Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка! Этот приём взят из арсенала Смирновой Ирины Анатольевны, логопеда из Санкт-Петербурга. Она рекомендовала его для детей с дизартрией, так как в данном случае от ребёнка не требуется больших мышечных усилий, а, следовательно, не увеличивается спастика органов артикуляции.
5 способ постановки звука [Р]:
Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА».
Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).
6 способ постановки звука [Р]:
Постановка звука [Р]от звука [З].
Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуляции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р]. Желаю успехов в его применении!
7 способ постановки звука [Р]:
Постановка звука [Р] от звука [Ж].
Все новое – это хорошо забытое старое. Способ постановки [Р], активно использовавшийся 30-40 лет назад. Все логопеды обожают вызывать звук [Р] с помощью всевозможных вибраций («моторчик» и ему подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р].
После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.
Постановка звука «р»Игровые фрагменты индивидуальных занятий
Постановка звука «р» часто занимает продолжительное количество времени. Ребенка необходимо подготовить к правильному восприятию и воспроизведению звука.
Многократные повторения одного и того же материала утомляют. Однако, повторения необходимы: нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить.
При проведении индивидуального занятия важно помнить о том, что у ребенка на протяжении всего занятия должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Как заинтересовать ребенка, вызвать желание снова и снова повторять артикуляционные упражнения?
Предлагаю несколько игровых фрагментов индивидуальных занятий, основная цель которых - подготовка к постановке звука «р».
Игровые приемы позволяют поддерживать интерес ребенка на протяжении определенного отрезка времени. Кроме того, позволяют решать такие важные задачи, как:
- развитие артикуляционной моторики, формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие мелкой моторики рук;
- активизация мыслительной деятельности, развитие произвольного внимания, памяти.
Фрагмент 1.
1. Сообщение темы занятия.
Послушай загадку и найди отгадку среди трех картинок (перед ребенком три картинки, на одной нарисован рак).
Кто в речном песке живет,
Ходит задом наперед? (Рак.)
Покажи картинку-отгадку.
Выложи из горошинок букву, с которой начинается слово «рак» (если ребенок умеет читать).
Выложи столько горошинок, сколько звуков в слове «рак». Посчитай.
2. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
А) Послушай, как я назову эту картинку. Правильно я называю? Отвечай «да» или «нет».
Ряк, лак, рак, ак, йяк, рак, гак, рак и т.п.
Б) Игра «Поймай звук» - выделение звука «р» (хлопком) из ряда звуков, слогов, слов: р, б, ж, р…; ра, жа, бу, ры, ар, ам, ур…; рак, мороз, кошка, ежик, игры, топор, чемодан.
3. Уточнение артикуляции звука «р»: губы свободны; зубки сближены, но не соприкасаются; кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует; посередине языка идет теплая воздушная струя; горлышко «работает».
4. Знакомство с артикуляционными и дыхательными упражнениями: «Чистим верхние зубки», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Забей мяч в ворота».5. Постановка звука «р»: по подражанию, от упражнения «Грибок», с механической помощью (еслипозволяет состояние артикуляционной моторики).
Фрагмент 2.
1. Графический диктант: 3 клетки влево, 2 вверх, 3 вправо, 2 вверх, 6 вправо, 2 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 3 влево.- Что получилось? (Машина.) Дорисуй колеса.
- Какая бывает машина? Подбери слово-признак (легковая, грузовая, большая, маленькая, блестящая, белая, черная, старая, новая, грязная, чистая и т.п.).- Что машина делает? Подбери слово-действие (едет, стоит, гудит, шумит, буксует и т.п.)
- Машина едет и гудит: трррр. Продолжим учиться произносить звук «р».
2. Развитие фонематического восприятия.
Едет машина, гудит. Как только услышишь звук «р» - хлопни в ладоши один раз: р, б, ж, р…; ра, жа, бу, ры, ар, ам, ур…; рак, мороз, кошка, ежик, игры, топор, чемодан.
3. Чтобы машина легко заводилась, сделаем артикуляционную гимнастику: «Чистим верхние зубки», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Забей мяч в ворота».4. Постановка звука «р»: по подражанию, с механической помощью, от упражнения «Грибок» (еслипозволяет состояние артикуляционной моторики).
Фрагмент 3.
1. Развитие мелкой моторики.
Отгадай загадку: «Что за птица? Песен не поет, гнезда не вьет, а грузы и людей везет». (Самолет) Выложи самолет из спичек по образцу.
2. Развитие фонематического восприятия.
Летит самолет, ревет мотор. Как услышишь звук «р» - хлопни в ладоши один раз: у, а, р, ш, к, с, р, г, о, и, р, в, э, р, бу, ар, ко, гы, га, ур, пу, ры, хо, ур.
3. Артикуляционная и дыхательная гимнастика: «Чистим верхние зубки», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Забей мяч в ворота».4. Постановка звука «р»: по подражанию, от упражнения «Грибок», с механической помощью.
Теперь сам заведи мотор у самолета.
Фрагмент 4.
1. Сообщение темы занятия.
Отгадай загадки:
Хвост крючком, нос пятачком (поросенок).
На деревьях живет и орешки грызет (белка).
Пищит над ухом он всю ночь. И укусить тебя не прочь. Ну и зануда, вот кошмар. Писклявый, маленький …(комар).
Рыжая, пушистая, хитрая, кур таскает (лиса).
Вспомни и назови все 4 слова-отгадки. Кто тут лишний и почему? (Комар, т.к. комар не животное, а насекомое).
Сегодня будем учиться звенеть, как большой комар.
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика: «Чистим верхние зубки», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Забей мяч в ворота».3. Постановка звука «р».
Улыбнись, открой рот, подними язык вверх и произнеси звук «з» - позвени, как комар. Выполняется несколько раз.
Демонстрируется картинка комара с недостающими частями.
Посмотри, это комар. Запомни, как он выглядит. Теперь закрой глаза. Дорисовываются недостающие детали.
Что изменилось?
Позвеним еще 10 раз, как комар.
Теперь комар полетает по дорожкам (рисуем пять дорожек, в конце которых буквы а, ы, о, у, э). Веди пальцем по «дорожкам» и произноси за, зы, зо, зу, зэ (кончик языка находится за верхними резцами).
Фрагмент 5.
1. Сообщение темы занятия.
Игра «Кто кем (чем) будет?»: яйцо – цыпленком, цыпленок – курицей, мальчик - …, жёлудь - …, икринка - …, гусеница - …, железо - …, кирпичи - …, ткань - …, кожа - …, больной - …, слабый – сильный.Чтобы научиться произносить звук «р», мы должны сделать язычок сильным. Сделаем артикуляционную зарядку.
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика: «Чистим верхние зубки», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Забей мяч в ворота».3. Развитие фонематического восприятия + постановка звука «р».
Демонстрируется картинка-раскраска «комар».
Вот комар. Вспомни, как он звенит, и позвени 10 раз.
Давай сделаем комара красивым, раскрасим его, но цвета будем выбирать только те, в названии которых есть звук «р».
Итак, крылья будут голубые или красные, тело оранжевое или желтое, голова черная или синяя?
Посмотри, каким ярким стал наш комар. Он очень рад. Позвени 10 раз радостно.
Теперь радостный комар полетел к цветам (рисуем цветы с буквами а, ы, о, у, э). Веди пальцем по «дорожкам» и произноси за, зы, зо, зу, зэ.
А теперь пощекочем нашего комарика (постановка «р» с механической помощью).