Сценарий урока по географии Мы открываем Австралию 7 класс
II районный конкурс методических разработок
Урок с использованием цифровых образовательных ресурсов
МОУ ИРМО «Карлукская СОШ»
Корощупова Елена Борисовна
Учитель географии 1 категории
Содержание
Пояснительная записка 3 стр.
Методическая разработка 4 стр.
Список литературы 9 стр.
Приложения 10 стр.
Пояснительная записка
Тема урока: «Мы открываем Австралию. Географическое положение Австралии».
Цель урока:
- раскрыть содержание понятия «географическое положение»;
3. Задачи:
- показать влияние ГП на особенности природы материка;
- создать образ материка с помощью стихотворений, видеофрагментов, слайдов, текстовых сообщений;
- продолжить совершенствовать умения работать с картами атласа и контурными картами;
- совершенствовать умения работать с электронным учебником;
- развивать воображение, память, речь, интерес к географии;
4.Оборудование: электронный учебник, физическая карта Австралии, карты атласа(климатическая карта мира), мультимедийный проектор, видеофильм, музыкальное сопровождение, рефлексиционный лист «Острова».
5.Тип урока: комбинированный с элементами модульного урока, изучение нового материала:
6.Предполагаемый результат урока:
- оценить знания и навыки учащихся при работе с электронным учебником и картами;
- повышение мотивации учащихся к предмету;
Методическая разработка урока
Звучит музыка. ( Фон 2)
Учитель:
Ребята, сегодня у нас открытый урок географии. Что значит открытый? Мы открыли двери на наш урок гостям. И эти гости – замечательные учителя географии Иркутского района. Поприветствуем их!
(Ученики аплодируют)
Слайд 1(«Мы открываем.»)
Учитель:
Сегодня у нас необычный урок, речь пойдёт о загадочном и манящем континенте с уникальной природой, который в результате длительной изоляции развивался по своим законам.
Так писал об этом удивительном уголке Земли Ж.Верн в книге «Дети капитана Гранта»:
«Этот край самый любопытный на всём земном шаре! Его возникновение, растения, животные, климат – всё это удивляло, удивляет и ещё удивит учёных всего мира.
В середине этого материка есть испарившееся внутреннее море, тут реки с каждым днём всё больше и больше высыхают. Здесь нет влаги ни в воздухе, ни в почве. Деревья ежегодно теряют не листья, а кору, и листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени.
Самая причудливая, самая нелогическая страна из всех когда-либо существовавших!»
К вам вопрос. Какой же материк нам сегодня предстоит открыть? (уч-ся отвечают).
Слайд 2 (Мы открываем Австралию).
Учитель:
Ну что, отправляемся в плавание?
Итак, запишите в судовом журнале тему нашего занятия.
Задача перед нами стоит не из лёгких. Сегодня нам предстоит узнать о ГП Австралии, мы познакомимся с новыми географическими объектами, вытащим из тайников памяти кое-что ценное. В конце нас ждет, как настоящих мореплавателей рабочий отчёт, который покажет, насколько вы были внимательны.
Кто-то из ребят уже собрал некоторую информацию о материке, прочитав и посмотрев различные источники информации.
Сейчас нас перед путешествием проинструктирует стихотворением собственного сочинения - Арина.
Ученица читает стихотворение «А я была в Австралии».
Слайды 3 (Природа Австралии)
Слайд 4 (Карта Австралии)
Учитель:
Итак, Австралия – самый малый материк Земли, его площадь 7,6 млн.км.
Находится в восточном и южном полушарии между 10 и 39 ю.ш, между 115 и 154 в.д.
Слайд 5 (Информация о площади)
Чтобы выполнить поставленные в начале урока задачи, необходим план определения ГП материка.
Слайд 6 (План определения ГП материка)
ШАГ 1.
Работа с электронным учебником.
Нанести на контурную карту экватор, тропики, крайние точки материка. (Это 1,2 и 3 пункты плана)
Учитель: Молодцы!
Мы отправляемся, наш путь лежит вдоль восточных берегов Австралии по водам Тихого океана.
(Учитель показывает маршрут по физ. карте Австралии)
Видеофрагмент с сообщением «Чудеса подводного мира». Выступление учащегося.
ШАГ 2
Учитель:
Плывём дальше.
Как Австралия расположена относительно других материков?
Задание заполнить схему в судовом журнале.
(Звучит музыка. Фон 1)
Хорошо, справились!
ШАГ 3
Учитель: Мы знаем, что ГП материка влияет на его климатические особенности.
Выполняем задание в судовом журнале ШАГ 3, не забудьте сделать вывод. Успехов вам!(ученики выполняют задание)
Наш корабль у берегов Тасмании.
(Учитель показывает по карте)
.. подготовила нам небольшое сообщение.
Сообщение «Тасмания».
Слайды 7 (Природа Тасмании)
Выступление учащегося по теме «Остров Тасмания»
ШАГ 4
Слайд 8 «Я знаю карту!» (Пиратский корабль)
Учитель:
Внимание! Впереди пираты. Они грозятся взять нас на абордаж, если мы не дадим им карту. Итак, шаг №4. Задание: Создать карту, обозначив на контурной карте географические объекты.
Удачи всем в выполнении этого задания.
Звучит музыка (Фон 3)
Слайд 9 (Физическая карта Австралии)
Учитель:
Мы свободны, плывём дальше!
Ребята, нам нужно пополнить запасы пресной воды, причаливаем к берегу. Минуту назад я получила сообщение от местных жителей. Они согласны пополнить нам запасы воды, если поможем им разобрать скопившуюся корреспонденцию.
Итак, ШАГ 5 «Почта».
Прочитайте телеграммы и отправьте соответствующему адресату.
В таблицу вносим лишь № телеграммы.
Звучит музыка ( Фон 1)
Учитель:
Все справились, молодцы!
Путешествие продолжается.
ШАГ 6 «Лови ошибку!»
У западного берега Австралии мы выловили из океана бутылку, в ней записка.
Читаю послание, видимо писал его великий Мюнхгаузен или я ошибаюсь?
Итак, шаг 6 «Лови ошибки!»
(Ловим ошибки, фиксируем их в судовом журнале)
Слайд 10 (Мюнхгаузен)
Учитель:
«3 ноября 1799 года. Вот я и в Австралии, в тёплых водах Атлантического океана. Впереди Тасмания, небольшой остров у самого большого континента Земли. Погода замечательная, мы видели акул, кораллы. Всё было бы прекрасно, если бы не извержение вулкана, начавшееся поздно вечером. Боже мой, мимо нас проскакал кенгуру и ещё я видел живого коалу. Тем, кто найдёт моё послание – рекомендую совершить путешествие по Австралии»
Вы можете подтвердить мои догадки?
Это послание Мюнхгаузена?
(Ученики отвечают)
Учитель:
Ну, вот и подходит к концу наше путешествие.
Давайте же, как настоящие путешественники составим отчёт о наших результатах нашей экспедиции.
Внимание! ШАГ 7
Слайд 11 (отчёт в судовом журнале)
Экспертный контроль! Примените при составлении отчёта, полученные сегодня знания.
По окончанию работы, попытайтесь объективно оценить свою работу и поставьте себе оценку за урок.
Шаг 8 «Домашнее задание»
Выберите каждый для себя вариант домашнего задания и запишите в дневник.
Слайд 11 (Мы хорошо поработали! Всем спасибо!)
Учитель выставляет оценки за урок.
Список литературы
Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах/ сост. Н.А. Касаткина. - Волгоград: Учитель,2005.-155 с.
Предметная неделя географии в школе/ В.Н. Андреева. - Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.-224 с.
Тетрадь для оценки качества знаний по географии. 7 кл. – М.: Дрофа, 2002.-96 с.
Интегрированные уроки. 6-10 классы/ сост. Н.В. Болотникова.- Волгоград: Учитель, 2007. -99 с.
Сборник заданий и упражнений по географии. 6-10 кл./В.И. Сиротин.-М.:Дрофа, 2003.-256 с.
Коллекция «Золотой глобус». Австралия таинственный остров. № 11, 2008.-15 с.
Приложение
СУДОВОЙ ЖУРНАЛ.
Ф.И. участника экспедиции «Открыватели Австралии».
Тема ______________________________________________________
Работай в судовом журнале аккуратно!
Желаем приятного путешествия!
ШАГ 1
Работа с электронным учебником.
Задание: Нанести на карту экватор, тропики, крайние точки материка, название океанов (омывающих материк) .
ШАГ 2
Задание: заполнить схему «Положение Австралии относительно других материков»
?
?
?
?
ШАГ 3
Задание: по климатической карте выпиши климатические пояса, в которых расположена Австралия
_______________________________________________________
_________________________________________________________
Не забудь сделать вывод!
Каким должен быть климат Австралии?
А) жаркий, влажный;
Б) жаркий, сухой;
В) холодный, сухой;
ШАГ 4 «Я знаю карту!»
Задание: на контурной карте обозначить карандашом
Моря: Арафурское, Коралловое, Тасманово, Тиморское.
Проливы: Торресов, Бассов.
Острова: Новая Гвинея, Новая Зеландия, Большой Барьерный риф,Тасмания.
Заливы: Большой Австралийский, Карпентария.
ШАГ 5 «Почта»
Телеграммы:
Площадь этого материка 30,3 млн.км.
Восточные берега этого материка омывает Тихий океан.
Этот материк по площади самый маленький среди всех.
Крайняя северная точка этого материка - мыс Йорк.
Этот материк посередине пересекается экватором.
На этом материке захоронено сердце великого путешественника Д.Ливингстона.
Западные берега этого материка омывают воды Индийского океана.
Крайняя западная точка этого материка – мыс Альмади.
АФРИКА
АВСТРАЛИЯ
В таблицу вноси только № телеграммы.
ШАГ 6 «Лови ошибку!»
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
ШАГ 7 «Экспертный контроль!»
В каком направлении от Евразии расположена Австралия?
А) к северу
Б) к юго-востоку
В) к юго-западу
Какой мыс является крайней южной точкой Австралии?
А) мыс Байрон
Б) мыс Йорк
В) мыс Юго-восточный
Какой крупный остров находится вблизи Австралии?
А) Мадагаскар
Б) Новая Гвинея
В) Новая Земля
4. Какой пролив отделяет о.Тасмания от Австралии?
А) Бассов
Б) Торресов
В) Магелланов
5.Австралию пересекает:
А) южный тропик
Б) северный тропик
В) экватор
6. В каких полушариях расположена Австралия?
____________________________________________________________
Попытайтесь объективно оценить свою работу и поставьте себе оценку за урок.
Ставлю себе__________________
Оценка учителя_________________
ШАГ 8 «Домашнее задание».
3 уровень
2 уровень
1 уровень
Составить кроссворд на тему: «Географич. положение Австралии».
Составить тест по материалам 35
35, ответить на вопросы на с.150
Австралия