Внеклассное мероприятие Добро пожаловать .Наурыз


ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ –НАУРЫЗ !
Звучит казахская народная музыка «Улытау » (дети парами входят в зал и садятся на свои места)
Зазывала 1 :

Слушайте! Слушайте !;
И не говорите, что не слышали !
Зазывала 2 :
И не говорите,что не видели !
Зазывала 1 :

Наурыз идёт к нам в гости !
Вместе :
Добро пожаловать , Наурыз !
Девочка :
Здравствуйте, Здравствуйте ! Проходите!
Посмотрите! Светлый праздник Наурыз на пороге!
Давайте встретим его радостно и весело
Ведущий 1 :
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости ! Мы приветствуем вас на праздновании древнего весеннего праздника Наурыз- мейрамы!:

Ведущий 2:
Наурыз- мейрамы- это светлый весенний праздник пробуждения природы ,
Вселяющий оптимизм и надежду на свершение самых светлых и заветных желаний.
Ведущий 1 :
Великий Наурыз объединяет под своим праздничным «шаныраком » весь
многонациональный народ нашей страны!
Ведущий 2:
Наурыз- древний праздник весны и труда, возникший многих народов Востока и пришедший к нам из глубины веков. Омечается Наурыз 22 марта
-день весеннего равноденствия !
Ведущий 1
И это не случайно ! День и ночь ,свет и тьма ,зима и лето . Наурыз всегда служил условным рубежом между этими понятиями.
Ведущий 2:
По установившемуся поверию , в этот день народ избавлялся от зимних тягот, радовался предстоящей весне. Говорят , в этот день люди приводили в порядок не только свои дома ,но и мысли.
Ведущий 1
Находившиеся в ссоре- мирились, ибо как утверждали старики ,когда Наурыз входит в дом ,все невзгоды обходят его стороной.
Ведущий 2
Наурыз встречают в добром раположении духа и высказывают друг другу
Самые добрые пожелания. Вот и мы сегодня здесь все вместе ,чтобы встретить Наурыз, пожелать друг другу добра, благополучия и процветания !
Ведущий 1
Сегодня светлый праздник «Наурыз» собрал нас всех вместе.И все мы вместе говорим: ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ,НАУРЫЗ !(Слова произносятся хором всеми участниками праздника).
Учитель :
Символом каждого государства является гимн, герб, флаг. Сколько на земле стран столько и флагов. И у каждой страны свой, Флаги бывают разные – одноцветные, многоцветные, пёстрые, в полоску, со звёздами, с зверями и крестами. И у каждого флага своя судьба. Цвета и полосы, разные фигуры ,
изображенные на нём- имеют определенное значение.
Наш флаг –сине-голубого цвета отражает не только приверженность идее
объединения , но и напоминает о чистом ,безоблачном небе , которое всегда у всех народов олицетворяет мир ,спокойствие ,благополучие .
Синий цвет- соответствует таким человеческим качествам , как честность,
верность , надёжность .Золотое солнце ,купается в своих лучах, символизирует покой и богатство ,а степной орёл-щедрость и зоркость, высоту помыслов , идеалов народа
Традиционный орнамент олицетворяет единство этнически многонационального народа Казахстана.
Герб-символ отчего дома ,а в широком понимании и мира , как Вселенной ,
Является изображённый на гербе шанырак –верхняя сводчатая часть юрты.
Исторические традиции и мотивы нашли своё отражение и в изображении мифических коней.
Золотая звезда-символ высоких помыслов и зовущей за собой мечты.
Гимн -это торжественная песня ,принятая как символ государственного
и социального единства . исполняется на торжествах ,во время соревнований. Во время исполнения гимна ,где бы он не исполнялся ,люди
должны вставать..
Площадь нашей Республики –составляет -2,72 млн. кв.км ,население 16,7 млн.человек , 130 народностей , 50,6 % - казахи.
(Идёт видиозапись ) Большая часть Республики Казахстан –это степи ,ведь не зря нашу землю называли степным краем. наша родина очень богата и разнообразна здесь и горные вершины ,бурные водопады , плоские-такыры(засушливые ,глинистые земли ), полноводные реки и моря.
(На доске висит карта ) Площадь нашей Республики –составляет -2,72 млн. кв.км ,население 16,7 млн.человек , 130 народностей , 50,6 % - казахи.
Если пройти пешком с Севера на Юг –то понадобится -71 день ,а с Запада
на Восток -107 дней. Когда на Юге цветут сады ,то на Севере бушуют бураны. Казахстан насчитывает 14 областей ,её площадь составляет 2.72 млн.кв.км.Площадь нашей области составляет 228 тыс.кв.км.,она может вместить-7 Бельгий (30 тыс.кв.км) ,2,5 –Португалий ( 73 тыс.кв.км.) ,5-
Швецарий (41,3 тыс.кв.км.).
Устраивайтесь поудобнее, сейчас мы отправимся в путешествие по нашей стране. Начнём с Севера.(звучит музыка «Саржайлау»,ученики выходят к
Карте и рассказывают).
АСТАНА-это главный город нашей страны, столица нашей Родины. Здесь Живут около 1 миллиона человек, представители свыше 80 национальностей. Среди них : русские . казахи . украинцы , татары , немцы , народы северного Кавказа. В Астане много фабрик и заводов, школ, институтов. Много красивых парков, стадионов , театров
.
На юге - ЧИМКЕНТ, ТАРАЗ ,АЛМА-АТА и другие города. Хорошо развито овощеводство, садоводство, виноградоводство. Осенью поля покрыты белым пушистым снегом-хлопчатником. Его собирают специальными машинами ,из него получают пряжу, из нитей ткут ткани. В садах и виноградниках растут вкусные фрукты ,они богаты витаминами.
На Западе- МАНГИСТАУ- здесь добывают «чёрное золото». Знаете что это ? Нефть. Из неё получают : керосин ,бензин ,делают колёса, вырабатывают спирт и моющие средства .Нефть- залегает глубоко и её добывают пробуривая узкие скважины , в которые отпускают трубы ,и по трубам огромными насосами выкачивают. Вместе с нефтью залегает природный газ- мы видим его каждый день на кухне.
На Востоке - КАРАГАНДА, ЭКИБАСТУЗ – это кладовые нашей Республики. Там добывают каменный уголь , который даёт нам тепло. Из
смолы угля получают краски и лекарства и много других полезных веществ.
Чтобы доставать уголь строят шахты- ими управляют шахтёры.
Как богата наша страна ,чего тут только нет и всё это наше.(звучит спокойная музыка) Стихотворение казахского поэта Джамбула Джабаева читает ученик.
«КАЗАХСТАН»
Посмотри, мой жолдас, посмотри,
В чистом пламени ясной зари,
Пред хозяевами сполна
Все богатства раскрыла страна !
Каратау даёт свинец ,
Кокчетау гонит овец ,
Тянет с золотом руки Алтай,
Медь обильно даёт Кор- Сакпай ,
Белый хлопок дарит Чимкент ,
Предлагает руно Джаркент.
Золотые как в сказке , хлеба
Для народа растит Актюба.
Дни и ночи грузит поезда
Чёрным золотом Караганда.
В Эмбе вышки гордо горят ,
И кипит нефтяной водопад
В Кармакчинской степи зреет рис ,
В Алатау сады поднялись ,
А в садах , слаще сна и мечты ,
Спеют яблоки Алма- Аты.
Всё ,что щедро цветёт и поёт ,
Это наше – твоё и моё !
Учитель: Это самая малость – о чём мы вспомнили .
(девочка у карты рассказывает)
Казахстан имеет многовековую самобытную культуру. В нашей стране дружно живут и работают люди разных национальностей. У каждого народа – множество обычаев и традиций. Но сегодня мы остановимся но сегодня мы остановимся на некоторых из них ,увидим ,узнаем , прочувствуем всю красоту и самобытность традиций.
В Европе Новый год отмечается 1 января ,есть страна ,в которой отмечается 1 сентября. А Азии Новый год отмечается весной , в Казахстане -22 марта. В народе считается . что . когда приходит Новый год ,должно быть что- то хорошее , люди ждут улучшения своих нерешенных проблем.
22 марта в день весеннего равноденствия .это когда день и ночь равны по длительности. И начиная с этого дня ,увеличивается долгота дня ,погода становится тёплой и можно готовиться к посеву урожая.
Девочка в национальном костюме :
Здавствуйте , здавствуйте ! Проходите ! Посмотрите ! Светлый праздник Наурыз на пороге ! Давайте встретим его радостно и весело !
Мальчик из массовки:
Наурыз –это всегда песни ,кюи ,танцы , веселье ! Наша Земля из покон веков
славилась своими акынами ,певцами .танцорами , батырами.
Исполняется казахский национальный танец в исполнении группы девочек.
В этот день устраиваются праздничные гуляния с песнями, танцами, обрядами ,айтысами ,соревнованиями и обязательно готовят праздничное кушание – которое называется «Наурыз-коже» ( оно состоит из 7 ингридиентов)
Продолжаем наше путешествие. Вот ребята ,обратите внимание на этот прекрасный дом , который нам сделали наши родители- это уголок казахского быта.
А теперь небольшая викторина :
1.Как называется этот дом ? ( юрта . карашуй ,шанырак ).
2.Как называются эти замечательные и красивые матрасы ? (курпе )
3.Как называются эти инструменты ? ( домбра , кобыз )
4.Как называется красивая сумка в которой носили угощения ? ( коржын)
5 Как называется предмет ,куда складываются вещи ? ( сундук )
6. Как называются золотистые , аппетитные лепёшки ? ( баурсак).
7 Как называется посуда из чего пьют жидкие вещества : молоко ,чай ,
сорпу ? ( кесе).
Молодцы вы справились с маленькой задачей .
А сейчас прозвучит композиция в исполнении ученика 10 б класса Калдыбекова Жамалбека на домбре.
Из далека слышен приближающийся звук голоса.(выбегает мальчик).
- Суйинши ! Суйинши ! Радуйтесь ! Радуйтесь ! Кыдыр Ата идёт ! Кыдыр Ата !
-Кыдыр –Ата ! Скажи нам добрые слова пожеланий ! Кыдыр –Ата !
Кыдыр Ата :
Пусть наступит Наурыз !
Пусть день будет равен ночи !
А потом день прибавляется !
Пусть придёт тепло и солнечный свет !
Пусть будет благополучным народ !
Пусть будут радостны посевы !
Пусть приведут они к хорошему урожаю !
Пусть будут светлы души и помыслы !
Пусть всё будет в здравии !
Пусть наступит рождение Нового дня и Нового года !
-Спасибо . Кыдыр- Ата ! Пусть будет так !
Ведушие :
Радость , солнце и улыбки
Ты несёшь нам Наурыз !
Всем «шашу» на радость дарим !
Будет щедрым Наурыз !
(девочки в национальных костюмах разбрасывают «шашу»( сладости)
Дети и гости вместе говорят : Наурыз- кутты болсын !
Учитель :Ребята , скажите пожалуйста : Кто на свете является разумным существом ,которое может ходить , говорить ,учиться ? ( человек )
-А что для человека самое дорогое , ради него может сделать всё ? ( ребёнок)
-А кто самое нежное и родное для ребёнка на свете ? ( мама)
-Ведь ребёнок и мама неразделимы, всё самое лучшее он узнаёт именно от неё. От мамы узнаёт первые слова на родном языке.
Стих «Родной язык »-К.Мырза Али прочитает Каражигитов Аслан
Узнай родной язык,
В нём сила и свобода ,
Узнай родной язык,
В нём государства гордость,
Родной язык – в нём честь
И совесть человека.
Учи чужую речь,
Свою цени навеки !
Дети исполняют гимн Казахстана.
Во время праздников устраивали спортивные состязания , где юноши показывали свою ловкость , силу .
перетягивание каната – аркан тарту ( инсценировка );
поединок борьбы, меряются силой (кол куресу);
скачки-байга ;
игра петушки.
А девушки соревновались в красноречии ( пели песни ) и в танцах :
(дети исполняют )
русский народный танец :
казахский народный танец «Кара -жорга»
узбекский народный танец
Лейтмотивом нашего путешествия является пословица :
«Сила птицы в крыльях ,сила человека в дружбе»
-гласит казахская народная пословица .и жизнь подтверждает эту истину .Только в дружбе и взаимопонимании, уважении народных традиций мы можем мирно существовать.
А теперь мы приглашаем к нашему дастархану.