ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ В 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУ ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ) 11 класс
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ В 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУ ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)
11 класс
Задание 1
Познакомьтесь с приметами произведения искусства, приведенными в тексте.
Определите произведение по перечисленным приметам.
Укажите вид искусства, к которому оно принадлежит. Обоснуйте выбор вида искусства, выделив в тексте сведения, которые помогают Вам найти ответ.
Укажите век или эпоху, когда он был создан.
Если возможно, укажите место его нахождения.
Это произведение - символическое изображение смерти, уничтожения, разрушения. Среди раскаленной степи под жгучими лучами солнца мы видим пирамиду, вокруг которой вьются вороны. Мертвые деревья, полуразрушенный безлюдный город, высохшая трава – все это часть одного сюжета. Даже желтый колорит символизирует умирание, а ясное южное небо еще больше подчеркивает мертвенность всего окружающего. Мы замечаем такие детали, как шрамы от сабельных ударов и дыры от пуль на черепах. Они выражают идею произведения. Картина воспроизводит одну из пирамид, которые не раз складывались по приказу Тамерлана из голов завоеванных и истребленных им народов. Мастер пояснил свой замысел надписью на раме: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».
Таблица к заданию 1
Произведение Вид искусства. Обоснуйте выбор вида искусства, выделив в тексте сведения, которые помогают Вам найти ответ. Век или эпоха
Место его нахождения
5085715124460Баллы:
00Баллы:
Задание 2
Даны 3 изображения памятников искусства.
Напишите:
1. названия изображенных на иллюстрациях памятников,
2. к какой стране или культуре они относятся,
3. время их создания,
4. их местонахождение в настоящее время.
1. 2. 3.
Задание 2. Ответ оформите в таблице:
Названия изображенных на иллюстрациях памятников К какой стране или культуре они относятся Время их создания Их местонахождение в настоящее время
3. 534606588900Баллы:
00Баллы:
Задание 3.
Определите художественное полотно по фрагменту.
1. Напишите, что на нем изображено.
2. Напишите название работы и имя ее автора.
3. Какую часть в композиции занимает представленный фрагмент?
4. Опишите общую композицию работы и укажите количество изображенных на ней фигур.
5. Определите общее настроение работы.
6. Укажите время его создания и характерные черты искусства этого времени.
7. Назовите значимые запоминающиеся детали и их функции.
8. Укажите известные работы этого же художника.
9. Укажите работы этого же жанра.
Задание 3. Ответ оформите в таблице:
1.Что изображено
2. Название работы и имя ее автора 3. Какую часть в композиции занимает представленный фрагмент
4. Общая композиция работы и укажите количество изображенных на ней фигур
5. Общее настроение работы. 6.Время его создания и характерные черты искусства этого времени. 7. Значимые запоминающиеся детали и их функции. 8. Известные произведения этого же жанра. 9.Известные работы этого же художника.
5015865164465Баллы:
00Баллы:
Задание 4.
Даны 10 понятий и 9 определений. Соотнесите понятия с их определениями. Вставьте соответствующие буквы в таблицу. Дайте определения оставшемуся понятию.
1 – Рококо. 2 – Архитектура. 3 – Футуризм. 4 – Перформанс. 5 – Горельеф. 6 – Амфитеатр. 7 – Былина. 8 – Акварель. 9 – Алтарь. 10 – Баркарола.
А – Жертвенник, первоначально – место для жертвоприношений на открытом воздухе. В Древней Греции и Древнем Риме – отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами. В христианских храмах – стол («престол»), на котором совершалось священное таинство.
Б – Разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости.
В – Стилевое направление в европейском искусстве 1 пол. XVIII в. Характерны гедонистические настроения, уход в мир иллюзорной и идиллической театральной игры, пристрастие к идиллически-пасторальным сюжетам. В области архитектуры сказалось в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы.
Г – Форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время, любая ситуация, включающая четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя.
Д – Род песни, распространенный в Венеции, а также название вокальных и инструментальных пьес созерцательного певучего характера с плавным, покачивающимся аккомпанементом.
Е – Произведение русского народного эпоса, повествование о былых временах, о подвигах народных героев. Носит характер неторопливого плавного речитатива, подобного напевной речи; иногда сопровождается игрой на гуслях и других музыкальных инструментах.
Ж – Древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений), эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженные местами для зрителей повышающимися уступами.
З – литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe направление в искусстве нач. XX века в Италии и в России, подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим.
И – Живописная техника, использующая специальные краски, образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента при растворении в воде, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов.
А Б В Г Д Е Ж ЗИ
Определение оставшемуся понятию:
5168265133350Баллы:
00Баллы:
Задание 5. Домашнее задание.
1.Представьте в форме презентации материалы для телевизионной программы, посвященной влиянию культуры Древней Греции на русскую культуру в исторической проекции. (Программа посвящена перекрестному году культуры России и Греции).
или
2. Презентация о своеобразии искусства культурно-исторической эпохи
(выбирается самостоятельно), художественного направления или о произведениях выбранного жанра (например, об объекте Москвы, который можно было бы назвать "восьмым чудом света").
КРИТЕРИИ И МЕТОДИКИ ОЦЕНИВАНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙУЧАСТНИКАМИ 11 КЛАССОВ
Предполагаемый ответ и оценка задания 1
Произведение Вид искусства Век или эпоха
место его нахождения
«Апофеоз войны»
В. В. Верещагин Изобразительное искусство, жанр: пейзаж, стиль: реализм.
Ученик аргументирует собственное мнение. Пример выделения в тексте:
Это произведение носит символический характер изображения смерти, уничтожения, разрушения. Это произведение о войне: смерть, кровь и страдания людей. На полотне нет ни одного живого человека, и только воронье вьется над костями людей. Среди раскаленной степи, под жгучими лучами солнца изображена пирамида. Мертвые деревья, полуразрушенный безлюдный город, высохшая трава – все это часть одного сюжета. Даже желтый колорит символизирует умирание, а ясное южное небо еще больше подчеркивает мертвенность всего окружающего. Даже такие детали, как шрамы от сабельных ударов и дыры от пуль на черепах «пирамиды» выражают идею произведения. Картина воспроизводит одну из пирамид, которые не раз складывались по приказу Тамерлана из голов завоеванных и истребленных им народов. Мастер пояснил свой замысел надписью на раме: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим»
1871
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Участник определяет и указывает название произведения искусства – 2 балла, его автора – 2 балла, указывает место его создания (страну) – 2 балла; определение жанра – 2 балла. Максимально 8 баллов. 2. Обосновывает определение вида искусства, верно выделяя необходимые для этого сведения в тексте – по 2 балла за каждое верное выделение, максимально 6 баллов. (За каждую ошибку снимается 1 балл, при ошибке в написании имени или названия – 2 балла). Максимально 8 баллов. 3. Указывает время создания – 2 балла, современное местонахождение произведения – 2 балла. Максимально 4 балла. 4. Дополнительные сведения – от 2-10 баллов.
Максимальная оценка – 30 баллов.
Максимальная оценка – 30 баллов
Получено баллов Таблица к заданию 2 Задание 2. Максимально 32 балла
Названия изображенных на иллюстрациях памятников К какой стране или культуре они относятся Время их создания Их местонахождение в настоящее время
Джованни Лоренцо Бернини, Аполлон и Дафна Италия 1622-1625 Музей и галерея Боргезе, Рим
Собор Воскресения Христова на Крови, или Храм Спаса на Крови Россия 1883—1907 годах Санкт-Петербург
3. Ян ван Эйк картина «Портрет четы Арнольфини» Нидерланды 1434 Лондонская национальная галерея
По 2 балла за каждый ответ, максимально 12 баллов По 2 балла за каждый ответ, максимально 6 баллов По 2 балла за каждый ответ, максимально 6 баллов По 2 балла за каждый ответ, максимально 8 баллов
Максимальная оценка – 32 балла
Получено баллов Предполагаемый ответ и оценка задания 3
Задание 3. Ответ оформите в таблице:
Название, автор и время создания.
М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»
2. Общая композиция работы и функции изображенных на ней фигур.
Картина написана на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего "Жития преподобного Сергия", написанного его учеником Епифанием Премудрым. Варфоломею (будущему Сергию Радонежскому) не давалась грамота, и, случайно встретив инока на лугу, он попросил его помолиться о нем Господу. И именно этот момент изображен на картине. С тех пор отроку грамота давалась легко.
На переднем плане картины стоят две фигуры – мальчика и явившегося ему под деревом святого в одежде схимника. Их окружает настоящий русский пейзаж. Далее – холмы, придающие глубину пространству полотна. Затем поля, черно-коричневые избушки, немного покосившиеся, небольшая деревянная церквушка с колокольней и голубыми куполами, Подросток застыл в трепетном восторге, широко открытые глаза его, не отрываясь, смотрят на видение. Фигура юного Варфоломея находится в практически в центре картины. В правой – фигура монаха, в руках у него ларчик (ковчежец) с просфорой, которую (согласно легенде) он дал ребенку.
Представленный фрагмент – голова старца – располагается в правом верхнем углу холста
3. Значимые запоминающиеся детали их место в композиции и функции.
Важной деталью является цвет одежды: белый цвет рубашечки символизирует юность, чистоту, а темное, почти черное одеяние инока – старость, мудрость. Рядом с отроком изображена маленькая елочка, такая же тоненькая и слабенькая, как и отрок, а рядом со старцем – старый, морщинистый дуб, явно похожий на инока своим величием и мудростью. Многие элементы даются в удвоении: две избушки, два молодых деревца (березка и рябинка) за спиной Варфоломея, две голубые главки на церквушке, которая и сама составлена из двух частей. У инока есть нимб, а у будущего святого нет, поскольку он находится в начале своего подвижнического пути. На картине большую роль играет пейзаж. Он очень эмоционален, созвучен с настроением героев.
4. Общее настроение работы.
Чувство спокойствия и грусти, тихой отрешенности, умиротворения и в то же время торжественности. Элегичность, поэтичность, возвышенность.
5. Известные произведения этого же жанра. Религиозный жанр: А.А. Иванов «Явление Христа народу», И.Н. Крамской «Христос в пустыне», В.Д. Поленов «Христос и грешница»
6.Известные работы этого же художника.
«Пустынник», «Святая Русь», «Философы», «Портрет Ольги Нестеровой», «Портрет скульптора Веры Мухиной»
Критерии:
верно указано название работы – 2 балла;
верно указан автора – 2 балла;
за описание сюжета и общей композиции – максимум 5 баллов
верное указание места представленного фрагмента – 1 балл,
за описание значимых деталей, их места в композиции и функций – максимум 5 баллов
за описание настроения картины, общего эмоционального состояния – максимум 5 баллов
верно описано время создания (период, эпоха) и характерные черты искусства этого времени – максимум 5 баллов
верное указание других работ того же автора – 1 балл за каждое
верное указание произведений (название и автор) того же жанра – 2 балла за каждое.
Оправданное расширение ответа (сведения о картине, авторе, жанре) – максимально 6 баллов.
Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок – 2 балла.
Если допущена хотя бы одна ошибка в термине, названии произведения, фамилии автора баллы за грамотность не начисляются.
Максимальная оценка – 42 балла
Получено баллов Задание 4.
А – Жертвенник, первоначально – место для жертвоприношений на открытом воздухе. В Древней Греции и Древнем Риме – отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами. В христианских храмах – стол («престол»), на котором совершалось священное таинство.
Б – Разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости.
В – Стилевое направление в европейском искусстве 1 пол. XVIII в. Характерны гедонистические настроения, уход в мир иллюзорной и идиллической театральной игры, пристрастие к идиллически-пасторальным сюжетам. В области архитектуры сказалось в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы.
Г – Форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время, любая ситуация, включающая четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя.
Д – Род песни, распространенный в Венеции, а также название вокальных и инструментальных пьес созерцательного певучего характера с плавным, покачивающимся аккомпанементом.
Е – Произведение русского народного эпоса, повествование о былых временах, о подвигах народных героев. Носит характер неторопливого плавного речитатива, подобного напевной речи; иногда сопровождается игрой на гуслях и других музыкальных инструментах.
Ж – Древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений), эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженные местами для зрителей повышающимися уступами.
З – литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe направление в искусстве нач. XX века в Италии и в России, подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим.
И – Живописная техника, использующая специальные краски, образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента при растворении в воде, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов.
А Б В Г Д Е Ж ЗИ
9 5 1 4 10 7 6 3 8
2. Архитектура (лат. architectura) – искусство проектировать и строить здания, сооружения, организующие пространственную среду, искусство формирования этой среды для жизни и деятельности людей, доставляющее эстетическое наслаждение.
Критерии:
Участник верно соотносит 9 понятий с определениями – 2 балла за каждое верное соотнесение.
Участник дает верное определение оставшемуся понятию – 2 балла.
За грамматическую ошибку снимается 1 балл
Максимальная оценка – 20 баллов.
Получено баллов Задание 5. Домашнее задание. Максимальная оценка 100 баллов.
Критерии оценки задания пятого типа:
1. Участник точно выполняет предложенное техническое задание. По 2 балла за каждый удачно составленный слайд. 10 баллов.
2. В презентации представлены биографические данные выбранного автора. По 2 балла за каждый значимый факт. Не более 10 баллов.
3. В презентации содержатся отсылки к мемориальным местам, музеям и коллекциям, в которых хранятся работы. По 2 балла за каждое значимое называние. Не более 10 баллов.
4. В презентации уделяется внимание анализу произведений. По 2 балла за каждое замечание, связанное с анализом. Не более 10 баллов.
5. Участник рассматривает творчество выбранного художника в соотнесении с особенностями художественно-исторического времени. По 4 балла за каждую особенность времени. Не более 20 баллов.
6. В презентации представлен диалог культур, рассмотрена связь произведений выбранного художника с предшествующими или последующими явлениями искусства. По 4 балла за каждое соотнесение. Не более 20 баллов.
7. Участник находит интересные, редкие иллюстрации и факты. По 4 балла за каждый интересный и редкий факт. Не более 16 баллов
8. Участник использует авторитетные ресурсы, сайты, библиотеки и делает на них ссылки. 4 балла.
Максимальная оценка – 100 баллов.
Получено баллов ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ В 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУ ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)
11 класс
Задание 5. Домашнее задание.
1.Представьте в форме презентации материалы для телевизионной программы, посвященной влиянию культуры Древней Греции на русскую культуру в исторической проекции. (Программа посвящена перекрестному году культуры России и Греции).
или
2. Презентация о своеобразии искусства культурно-исторической эпохи
(выбирается самостоятельно), художественного направления или о произведениях выбранного жанра (например, об объекте Москвы, который можно было бы назвать "восьмым чудом света").