Открытый урок по русскому языку на тему: Союз. Повторение и обобщение темы.
МКОУ СОШ 2
Открытый урок по русскому языку на тему:
«Союз. Повторение и обобщение»
.
Провела в 7 «б» классе
учитель русского языка и литературы
Аджиева Б.Х.
Тема: Союз. Повторение и обобщение.
Тип урока: повторение и обобщение.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебного материала, применение его в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений средствами технологии развивающего обучения.
Образовательные технологии: личностно-ориентированное развивающее обучение.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.
Приёмы контроля: устный, письменный.
Форма контроля знаний: индивидуальный, текущий.
Аппаратное и программное обеспечение: учебник, компьютер, проектор, экран.
Цели по содержанию урока:
Обучающие (познавательные)
повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках (делении на группы по значению и строению), роли в предложении;
совершенствовать умения и навыки
- находить союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать;
- определять вид сложного предложения, различать сложносочиненное предложение и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;
- правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике, определять роль союза в построении текста.
Развивающие
Развивать
аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;
общую культуру, кругозор учащихся;
навык грамотной устной и письменной связной речи.
Воспитательные
Воспитывать уважение к родному русскому языку; активизировать познавательный интерес учащихся.
Развитие речи: конструирование предложений; составление связного высказывания на грамматическую тему.
Ход урока.
I. Организационный момент (на доске число, классная работа).
1. Объявление темы урока, постановка цели.
Учитель: Тема нашего урока: “Союз. Повторение и обобщение”. Сегодня на уроке мы с вами повторим, обобщим и закрепим все ваши знания о союзе.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: Начнем мы наш урок традиционно с проверки домашнего задания (упражнение №350)
1) Как вы озаглавили текст?
2) Каков его стиль?
3) На сколько абзацев можно разделить текст?
3. Фронтальный опрос.
Параллельно проводится орфографическая работа у доски.
Кла(с,сс)ик, ма(с,сс)а, кро(с,сс), и(с,сс)ку(с,сс)тво, ба(с,сс)ейн, коло(н,нн)а, те(н,нн)ис, фотоа(п,пп)арат, шо(с,сс)е, тро(л, лл)ейбус, как (будто), свет…фор, р…альный, с…туация, ф…нтазия.
- А пока ………работает у доски, давайте вспомним.
- Какую часть речи мы называем союзом?
( Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения.)
- Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных, знаменательных?
(В отличие от самостоятельных частей речи, служебные не изменяются и не являются членами предложения.)
- На какие группы по значению и употреблению в речи делятся союзы?
(По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные.- Какими по значению бывают подчинительные союзы? (причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные)
- На какие 3 группы (разряда) делятся сочинительные союзы? (Соединительны:е и, да(и), не только-но и, как-так и.Противительны:е а, но, да(но), однако(же), зато. Разделительные: или, либо, то-то, не то-не то).- Что соединяют сочинительные союзы? Подчинительные?
(Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные – части сложноподчинённого)
- Чем отличаются простые союзы от составных?
- А теперь вернемся к орфографической работе.
Коллективная работа по проверке работы у доски, оценивание.
4. Слово учителя. А теперь ещё одна часть домашнего задания. Вы должны были найти информацию о происхождении слова «союз», морфемном составе, лексическом значении слова ( ответы учащихся)
Не многие знают, что союз – древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место.
Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нём выделялась приставка СО-, имеющая значение «вместе», и корень - ЮЗ- со значением «связь», близким по значению к словам УЗЫ, УЗЕЛ.
Приставка СО- в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: СОтрудник – «тот, кто трудится вместе с кем-то»; СОавтор – « тот, кто вместе с кем-то создаёт произведения» и т.д.
Однако основа слова «союз» в настоящее время не делится на морфемы: всё слово состоит из одного корня и нулевого окончания.
- Определите сколько букв и звуков в слове «союз». Почему букв больше, чем звуков? Напишите в тетради транскрипцию этого слова?
Учитель: В группе союзов главенствует союз И. Кстати, очень любил этот союз А. С. Пушкин. Свидетельство тому – строки из его произведений. На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием, оно замедляет фразу, придаёт предложению плавность, усиливает выразительность речи. А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С. Пушкина. Обратите внимание, как намеренно часто использует А.С. Пушкин союз И.
Читает ученик.
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
Учитель: Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С. Пушкина "Полтава")
Учитель: Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически)
Учитель: А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза и)
Учитель: Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.
5. Закрепительно- тренировочные упражнения.
Учитель: Верно, мы рассказали, что сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные – части сложноподчинённого. Выполняя такую работу, союзы способствуют и созданию текста.
Учитель: А теперь возьмите листочки на партах. Давайте прочитаем.
Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она к старому, седому волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую - Печаль, пятую – Доброта.- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы)
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)
Учитель: Скажите, можем ли мы назвать прочитанные предложения текстом?
Учитель: Докажите, что это текст. (Потому что предложения связаны по смыслу и грамматически)
Учитель: При помощи чего осуществляется смысловая и грамматическая связь в тексте? (При помощи союзов)
Учитель: Верно. Назовите союзы и их морфологические признаки. (Называют)
Учитель: Как бы вы озаглавили этот текст? (Варианты ответов: “Подружка”...)Учитель: Какая проблема поднимается в тексте? (Проблема выбора друзей, товарищей, знакомых)
Учитель: Аргументируйте свой ответ. (Ответы учащихся)
Учитель: Добрый человек, ребята, доставит вам радость, принесёт удачу, наполнит вас красотой. Добрый человек проявит терпимость к другим людям, посочувствует, поможет. Это человек, который обладает чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Как можно одним словом назвать всё хорошее, что вмещается в одном человеке? (Толерантность)
Учитель: Верно. Молодцы. Немножко из истории… в XVIII–XIX веках во Франции жил некто Толейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие “толерантность”.
Учитель: Толерантность – это...
терпимость к другим людям, мнениям, к другим поступкам;
стремление к полноценной реализации своих способностей;
умение понимать и познавать других людей;
устойчивость жизненной позиции, ценностей, идеалов...
Учитель: Если мы будем внимательны к любому человеку: будь то попутчик, бродяга, друг, - это и будет проявление доброты.(Связь с текстом)
6. Закрепительно-тренировочные упражнения
Задание № 1 (Доска)
Запишите предложения. Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы и составьте схемы.
Челкаш оскалил зубы высунул язык и сделав страшную рожу уставился на него вытаращенными глазами.
По ночам земля быстро выхолаживалась и к рассвету степь покрывалась налётом недолговечного инея.
Какую роль выполняет союз и в первом и втором предложениях?
Задание № 2 (Доска)
Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, и, главное, что он соединяет.
[ ] , зато [ ].[ ], (потому что ).
[ ], но [ ].[ ], (если ).
Дети читают свои предложения и объясняют, какой союз употреблен и что он соединяет.
7. Гимнастика для глаз
Так, ребята, от работы отдохните,
Вправо, влево посмотрите,
Поднимите глазки вверх,
Опустите вниз, закройте.
Руки за спину, головки назад.(Закрыть глаза, расслабиться)Глазки пускай в потолок поглядят.(Открыть глаза, посмотреть вверх)Головки опустим - на парту гляди.(Вниз)И снова наверх - где там муха летит?(Вверх)Глазами повертим, поищем ее.(По сторонам)И снова работать. Немного еще.
Задание № 3 (Листок на парте)
ЕГЭ 11класс (А 20)
Задание № 4
Выборочный диктант. (По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные) Сейчас вам предстоит выполнить практическое задание. Из предложений выпишите в 2 столбика сочинительные и подчинительные союзы.(У доски)
1) Огонь в лампе потускнел, но через секунду снова разгорелся. (М. Горький)
2) Листья то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (К. Паустовский)
3) Касьян не шевельнулся, пока я не поднял коростеля. (И. Тургенев)
4) Татьяна видит дом пустой, где жил недавно наш герой. (А.С. Пушкин)
5) Незнакомец был невысок ростом, зато плечист. (А. Мусатов)
6) Если за день ничему не научился, значит, весь день прошел зря. (Пословица)
7) Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под журчаньем своего веретена? (А. Пушкин)
8) Все мы должны любить своё отечество, потому что здесь мы получили жизнь, впервые увидели свет. (А. Толстой)
9) Я знаю, что ты хочешь поговорить со мной. (А. Чехов)
Задание № 5
- Сегодняшний наш урок – урок повторения и обобщения. Мы вспомнили, какая часть речи называется союзом, повторили морфологические признаки союза. А теперь расскажите о правописании союзов и их отличии от созвучных слов других частей речи.
Составьте предложения с союзами и союзными словами: также - так же; тоже – то же; чтобы – что бы (Задание по рядам)
(1)Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже молча. 2)Она была дружна с Мишей так же, как были дружны их родители. 3)Что бы ни говорили, я выполню эту работу.)
8. Итоги урока.
А сейчас, чтобы убедиться, всё вы ли знаете о союзе, мы проведём тест.
Тест «Союз». Вариант 1
1.Какая часть речи обладает перечисленными признаками: неизменяемая; служит для отношения выражений между однородными членами предложения и между частями сложного предложения? Это:
а) предлог; б) наречие; в) союз.
2. Какую роль в предложении играют союзы?
а) бывает одним из главных членом предложения;
б) соединяет однородные члены предложения в простом предложении и простые предложения в сложном; служит средством связи предложений в тексте и средством художественной изобразительности.
в) может быть только лишь второстепенным членом предложения.
3. На какие группы по значению делятся сочинительные союзы?
а) соединительные и разделительные;
б) противительные и разделительные;
в) соединительные, противительные, разделительные.
4. На какие виды по своему строению делятся все союзы?
а) простые и сложные;
б) только простые;
в) простые и составные.
5. Укажите предложение, в котором перед союзом запятая не ставится (знаки препинания не расставлены)
1) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега. (А.Чехов)2) Сердито бился дождь в окно и ветер дул, печально воя. (А. Пушкин) 3) Было еще влажно хотя дождь закончился больше двух часов назад. (Ф. Достоевский)4) Горячее лицо с тоской искало ветра да ветра-то не было. (И. Тургенев)
Тест «Союз». Вариант 2
1. На какие вопросы отвечает союз?
а) где? куда? откуда?;
б) когда? как?;
в) не отвечает на вопросы.
2. На какие две большие группы по значению делятся союзы?
а) соединительные и противительные;
б) временные и целевые;
в) сочинительные и подчинительные
3. На какие группы по значению делятся подчинительные союзы?
а) целевые и временные;
б) условные, уступительные, следственные;
в) причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные, уступительные, следственные.
4. Как изменяются союзы?
а) по падежам;
б) вообще не изменяются;
в) по числам и родам.
5. Укажите сложносочинённое предложение.
1) Судя по тому, что ты говоришь, дела плохи. 2) Тучи, словно горы, возвышались над горизонтом. 3) Он бы отдал эти вещи, да мать не разрешала. 4) В степи было пасмурно, несмотря на то, что солнце поднялось.
9. Учитель: Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.
Отдохнём одну минутку,Восстановим зоркость глазИ почувствуем всем телом,Как тепло согрело нас.Как уютно в нашем классе, Нет печали, нет тревог.Потрудились мы на славу, Завершается урок.
Рефлексия учащихся. На специальных карточках ребята отражают результат своей деятельности на уроке (синквейн о союзе) и прикрепляют на доску. Получается «живая газета».
Спасибо за работу на уроке.