Конспект урока русского языка Как написать письмо (2 класс )
Тема: Как писать письмо, или что такое адресат и адресант?
Цель: научиться писать письмо и оформлять конверт.
Задачи:
образовательные: познакомить с понятиями «адресат» и «адресант», с правилами написания письма; дать возможность детям осознать важность переписки, овладеть культурой выражения чувств;
развивающие: развивать коммуникативные способности учащихся; информационную грамотность учащихся;
воспитывающие: прививать интерес к русскому языку, любовь к родному слову.
УУД:
регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; умение вносить необходимые коррективы;
коммуникативные: умение допускать возможность существования различных точек зрения; умение договариваться и приходить к общему решению;
предметные: умение писать письма, использовать научную терминологию;
личностные: умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации.Оборудование:
компьютер, проектор, экран, карточки с деформированным текстом письма, С. И.Ожегов «Словарь русского языка», карточки со словами, памятки для каждого ученика (27штук).
Ход урока.
I. Орг. момент.Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Все сумели мы собраться,За работу дружно взяться.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
II.Постановка темы и цели урока.-Ребята! Догадайтесь, кто спешит к вам на занятие.
Ждёт письма мой старший брат, Слайд 1
Я журналу буду рад,
Папа ждёт газету.
Где же всё это?
Принесёт всё это он-
Наш знакомый ….(почтальон)
-В каких произведениях, написанных для детей, вы встречались с почтальоном? («Письмо Неумейке» Я. Акима, «Почта» С. Маршака, «Дядя Фёдор, пёс и кот» Э. Успенского).
-Сегодня к вам на урок пришёл герой повести Э. Успенского почтальон Печкин. Слайд 1
Он предлагает отгадать загадку:
Сбоку марка и картинка Слайд 2
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое, как птица,
Если ты захочешь-
За море умчится. (письмо)
- Ребята, а знаете ли вы, что такое письмо? (Ответы детей).
-Для того чтобы узнать точное значение этого слова, давайте обратимся к словарю С. И.Ожегова.
Письмо- написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
-Для чего нужны письма? (рассказать о чём-то, поблагодарить за что-то, попросить что-то, поздравить кого-то).
-Какие бывают письма? Почтальон Печкин принёс вам письма.
Работа в группах
-Прочитайте и определите, какие это письма.
а) письмо-пожелание.
Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга.
Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.
Максим Горький.
б) письмо-поздравление
С днем рождения мои дорогие близнецы!
Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги. Любите нашу Родину, растите веселыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.
Любящий вас дедушка Коля.
в) письмо- рассказ
Здравствуйте, дорогие мама и папа!
Пишу вам из санатория. Мне тут очень нравится. Когда вы приедете? Я уже соскучилась по дому. Приезжайте скорее, не забудьте привезти кроссовки. Целую.
Ваша дочь Оля.
г) письмо- просьба
Здравствуйте, ученики 2Б класса!
Пишет вам Гостеприимный Барсук. Я обращаюсь к вам с просьбой: найти истинных любителей красоты вашего класса. Заранее вам благодарен!
Барсук.
-Какой вывод мы можем сделать: какие письма бывают? (Письма бывают разные: письмо-пожелание, письмо-поздравление, письмо-благодарность, письмо-просьба, письмо-рассказ.)
-Прочитайте слова на доске: письмо, конверт, марка, адрес, адресат, адресант, индекс (на карточках)-Значение каких слов вам непонятны? (адресант, адресат, индекс)
- В каком из словарей мы их будем искать? (в толковом словаре)
-О чём же мы будем говорить сегодня на занятии?
Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.(Как писать письмо?)
Слайд 3
- Какие задачи поставим перед собой?
1. Познакомиться с новыми понятиями.
2.Научиться грамотно писать письмо, используя знания структуры письма.
3. Научиться подписывать конверт.
- Кому необходимы письма? (близким и родным людям, друзьям)
- Наше занятие будет посвящено древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству- умению писать письма.
Сегодня мы с вами познакомимся с понятиями «адресант», «адресат», «индекс», с правилами написания письма, узнаем, кому и для чего их пишут, и научимся писать письма своим близким и друзьям.
III. Работа над новым материалом.
-Достижение научно-технического прогресса постепенно вытесняет роль письма в нашей жизни. Проще стало позвонить по телефону, отправить SMS.Но..! Письма, написанные с душой, получать намного приятнее. В этом есть какая-то тайна, искренность и доброе отношение, которое так ценно в жизни.
-За время учёбы вместе с нами Маша и Миша научились читать и писать. И им очень захотелось рассказать об этом своим родным и друзьям. Но они живут далеко. Как быть? (написать письмо)
-Маша и Миша решили написать письмо, но боятся показаться невежливыми. Они обратились за помощью к Волшебнице.
-Прочитайте диалог Маши и Волшебницы на с.23-25 учебника «Русский язык» 2часть.
-Чему учит Волшебница АнишитЙокоповна?
-Какие слова приветствия вам известны? (Здравствуйте, привет)
-В каких случаях можно использовать слово здравствуйте, а в каких слово привет?
-Знаете ли вы, как пишутся эти слова? Куда нужно обратиться в случае затруднения? (В словарь «Пиши правильно»)
-Как нужно обращаться к взрослому человеку? (на «Вы»)
- Вспомните, что такое текст?
- Можно ли назвать письмо текстом?
- На какие части можно разделить текст?( начало, основная часть, концовка).
-Значит, из каких частей состоит письмо? (начало, основная часть, концовка) Слайд 4
-С чего начинают письмо? (с обращения )-Что пишут в основной части? (новости, вопросы адресату, благодарность, просьба, приветы)
-Чем заканчивают письмо? (прощание, подпись)
-Какие слова-прощания используют? (До свидания, прощайте, до скорой встречи!)
-Знаете ли вы, как писать эти слова? В какой из словарей заглянем? (В словарь «Пиши правильно»)
-Давайте познакомимся с памяткой «Правила написания письма» подробнее (у каждого ученика на столах):
1.Начинай письмо с обращения к адресату(не забудь поздороваться).
2.Спроси, как идут дела у того, кому ты пишешь.
3.Если ты отвечаешь на чьё-то письмо, поблагодари за внимание.
4.Вспомни, о чём тебе писали в прошлый раз, и скажи о своём отношении к новостям.
5.Если тебе писали о чём-то плохом, поинтересуйся, как обстоят дела теперь.
6.Ответь на вопросы, заданные тебе в предыдущем письме.
7.Сообщи новости, расскажи о своих радостях, печалях.
8.Передай привет друзьям, знакомым, родственникам.
9.Когда будешь прощаться, не забудь подписаться.
-Пользуясь этой памяткой, вам довольно легко будет написать письмо.
Аккуратно оформленное, грамотно написанное письмо производит впечатление о пишущем, как о культурном, организованном человеке.Работа в парах
-Прочитайте письмо, которое кот Матроскин написал в Институт Физики Солнца. (упражнение 15 с.25)
-Как Матроскин начинает своё письмо?
-Как заканчивает?
-Прочитайте основную часть письма кота Матроскина.
-Соблюдает ли кот правила вежливости?
-Отредактируйте текст кота Матроскина.
-Проверка работы. Слайд 5
Дорогие учёные!
У Вас, наверное, тепло. А у нас скоро зима. А мой хозяин дядя Фёдор не велит природу на дрова пилить. Не понимает он, что замёрзнем мы с этим хворостом! Пришлите нам, пожалуйста, солнце домашнее. А то скоро будет поздно.
Уважающий Вас кот Матроскин.
-Какое это письмо: письмо-поздравление, письмо-благодарность, письмо-просьба, письмо-рассказ?
-Чему мы сейчас учились? (Учились писать письмо.)
-Как это письмо может попасть к адресату?
Письма говорить не могут - Не слышны их голоса. Но за письма всю дорогу Говорят их адреса. Знают письма и открытки Город, улицу, район. Знают номер той калитки, Что откроет почтальон.
-Нужен конверт.
-Что такое конверт? Заглянем в толковый словарь.
Конверт - пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг. Изготавливается из разных материалов.-У вас на парте лежат конверты, возьмите их и посмотрите внимательно.
-Что вы увидели на конверте? Из чего он состоит?(отправитель, получатель, почтовая марка, почтовый индекс)
Учимся подписывать конверт. (Слайд 6)
-Кто такой отправитель?(тот, кто пишет и отправляет письмо)
Отправителя научным словом называют - адресант
-Где пишется адрес отправителя? (Адрес отправителя пишется в левом верхнем углу.)
-Кто такой получатель письма? (тот, кому предназначено письмо)
Получателя письма научным словом назвали - адресат
-Где пишется адрес получателя? (Адрес получателя помещается в нижнем правом углу.)
-Следует начинать не с “куда”, а с “кому”.
-Как пишутся имена собственные? (С заглавной буквы)
-На конверте указывается адрес (куда, откуда): название области, города, улица, дом, квартира.-Что такое «индекс»? Заглянем в толковый словарь.
Слово означает "указатель". "Индекс" - это последовательность букв и цифр, которые облегчают сортировку писем. В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры - это код города, ещё три номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами, смотрите на образец. (слайд 6)
-На конверте должна быть марка.
Почтовая марка- это проездной билет письма, она оплачивает его путешествие. Марки бывают очень красивые, интересные и многие люди их коллекционируют. Таких людей называют - филателисты. (слайд 7)
-Вот и научились мы оформлять конверт. Теперь его можно отправить, но куда? Об этом мы узнаем на следующем занятии клуба «Ключ и заря»
IV. Закрепление пройденного материала.Работа в группах.
-Чему вы учились сегодня на занятии?
-Какие виды писем вы знаете?
-А теперь закрепим знания и умения, работая в группах.Задание для группы №1:
Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам в гости.
Слова – подсказки:
У меня к Вам (к тебе) большая просьба...
Очень прошу Вас (тебя)…
С приветом…
Заранее благодарен… Задание для группы №2:
Напишите первой учительнице письмо-поздравление.
Слова-подсказки:
Поздравляю
Разрешите поздравить…
Позвольте пожелать…
Дорогая…
Уважаемая…
От всей души, от всего сердца…
Сердечно благодарю…Задание для группы №3.
Напишите дедушке письмо с благодарностью за присланный подарок.
Слова – подсказки:
Сердечно благодарю Вас (тебя) за то, что…
От всего сердца...
От всей души…
Я очень благодарен…
Большое (огромное) спасибо…Задание для группы №4.
Напишите другу письмо–рассказ о делах в классе.
Слова – подсказки:
Дорогой друг…
Хочу рассказать тебе о…
Мы очень скучаем без тебя…
Напиши нам о…
С нетерпением ждем ответа…
-Подведение итогов работы в группах:
чтение написанных писем, обсуждение их достоинств и недостатков.
V. Итог урока. Рефлексия.
-Какие задачи мы ставили перед собой в начале занятия?
-Все ли задачи выполнены?
-Что нового узнали? (познакомились с новыми понятиями, с правилами заполнения конверта)
-Чему вы научились на занятии? (писать письма, заполнять конверт)
Вот и подошло к концу наше занятие.
На ваших столах лежат конвертики- листочки. Если вам все понятно по теме “Как писать письмо” и понравилось занятие, то выберите конвертик с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то конвертик с вопросительным знаком.
(Конверты опускаются в коробку – почтовый ящик.)
-Я думаю, у некоторых ребят остались вопросы, поэтому на последующих занятиях мы продолжим изучение данной темы. Спасибо всем за работу.
-Домашнее задание: написать письмо друзьям, родителям, учителям.