интегрированное занятие Как найти дорожку?
Интегрированное занятие (музыкально – логопедическое).
Показывают: учитель – логопед: Цыбина Ольга Сергеевна.
музыкальный руководитель: Мальцева Олеся Анатольевна.
Участвуют дети подготовительной группы.
Тема: «Как найти дорожку?»
Цель: вызвать у детей речевую, музыкальную и двигательную активность через методы нетрадиционной терапии и игровой сюжет.
Задачи:
- развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, способность пластического отображения жизненной ситуации;
- совершенствовать мелкую и общую моторику, точность движений, чувства ритма и музыкального темпа;
- развивать умение выражать свои эмоции в мимике и пантомимике: радость, страх, хвастливость, удивление, испуг, благодарность;
- закреплять умение ориентироваться в пространстве (вправо, влево, диагональ, бег змейкой), самостоятельно находить свободное место в зале, согласовывать движения с музыкой и словом, двигаться в соответствии с предложенной схемой;
- воспитывать навыки взаимоуважения, привычку выполнять необходимые правила самостоятельно;
- повышать работоспособность, настроение, уверенность в себе;
- создать положительный эмоциональный настрой, развивать и корректировать сенсорные процессы, нормализовать мышечный тонус.
Оборудование: пароход, деревья; схема направления движения; домик дедушки лесника; игрушки: белочка, зайчик, ежик, птичка; пенек, массажные мячики; речной песок на подносе на каждого ребенка; фасоль, горох, бобы; картинки и зеркала для выполнения артикуляционной гимнастики; вертушки для проведения дыхательной гимнастики; ленточки; свеча; орехи; яблоко; морковь.Ход занятия:
Учитель – логопед (приветствие): Ребятки, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с ними. Гостям интересно увидеть и услышать то, как мы умеем заниматься. Давайте им покажем. Встанем в кружочек и поиграем. Я буду читать стихотворение и показывать движения, а вы мне помогайте, движения за мной вы повторяйте.
Самомассаж: «С добрым утром!»
С добрым утром, глазки,
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки,
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки,
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки,
Вы проснулись?
У меня сегодня такое веселое, радостное настроение и я хочу, чтоб у вас настроение тоже было радостным и веселым и я вам сейчас его передам.
Я пожму ручку Алины, Алина пожмет ручку… и вы почувствуете, как искорка тепла и любви, которая живет в нашем сердце, переходит друг другу по нашим рукам из ладошки в ладошку (беру свечу). Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец и пусть она сопровождает нас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу веселого и радостного настроения.
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня я получила сообщение по телефону, кто мне поможет прочитать?
Ребенок (читает смс): «Здравствуйте, ребята! Помогите мне. В лесу зверям голодно. Лесник».
Учитель – логопед: Ребята, от кого послание? О чем просит лесник? Посмотрите, для кого я это приготовила? (Яблоко, орехи, морковь, бобы, фасоль, горох, манная крупа). Я предлагаю отправиться к леснику на веселом корабле. Вы хотите со мной помочь дедушке? Тогда в путь. (Плывут на корабле в руках ленты, звучит музыка «Голубая вода»Учитель – логопед: А вот и лес. Вы превращаетесь в деревья, которые растут в лесной чаще, располагаетесь по всей полянке. (Дети разбегаются врассыпную, останавливаются на месте и выполняют упражнение «Станем мы деревьями»)
«Станем мы деревьями (дети стоят прямо, руки на поясе)
Сильными, большими.
Ноги – это корни
Их расставим шире.
Чтоб держали дерево (кулачок упирается в кулачок на уровне груди)
Падать не давали,
Из глубин далеких (наклоняются вперед с вытянутыми руками)
Воду добывали.
Тело наше – ствол могучий (сжатые в кулачки руки опускают вниз)
Он чуть – чуть качается (легкие покачивания влево – вправо)
И своей верхушкой острой (кисти рук соединяются на уровне груди)
В небо упирается (поднимают руки вверх)
Наши руки – это ветви (разводят руки над головой, пальцы растопыривают)
Крону вместе образуют (соединяют кисти рук над головой, образуя «крону»)
Вместе им совсем не страшно (покачивают головой влево – вправо)
Когда ветры сильно дуют (покачивают «кроной», руки над головой)
Пальцы – веточками будут (руки опускают, сжимают и разжимают кисти рук)
Листья закрывают их (попеременно поглаживают кисти рук)
Как придет (поднимают правую руку вверх)
За летом осень (поднимают левую руку вверх)
Разлетятся листья вмиг» (раскрывают руки в стороны).
Муз. рук.: Лес густой, деревьев много.(Обходя «деревья» - детей, вместе с логопедом двигаются к дереву, где сидит игрушечная белка). Шли мы, шли и заблудились. Ребята, посмотрите, белочка прыгает – с дерева на дерево, с ветки на ветку. Здравствуй, белочка.
«Белка, белка, расскажи.
Белка, белка, покажи.
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?»
Белочка (озвучивает учитель - логопед ). Отгадайте мою загадку, тогда покажу.
« Круглый, зрелый, загорелый,
Попадался на зубок.
Попадался на зубок.
Расколоться все не мог.
А попал под молоток,
Хрустнул раз – и треснул бок» (орех)
Дети отгадывают загадку.
Белочка ( озвучивает учитель – логопед ). « Поколем» язычком орешки, ребята?
Учитель – логопед вместе с детьми выполняют артикуляционную гимнастику: 1. «Поколем орешки» (щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, скакать пальчиками по песку)
2. «Качели» (языком ритмично двигать от верхних зубов к нижним, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку)
3. «Часики» (языком ритмично двигать от одного уголочка рта к другому, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать в том же направлении по песку)
4. «Накажем непослушный язычок» (губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п- п- п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку)
5. «Змейка шипит» (произносить звук «ш», одновременно писать на песке букву ш ( три палочки вертикальных и одну палочку горизонтально – палочку – основу))
6. «Горочка» (набрать в руку песок и произносить звук «ш», выливая песок из ладошки).
Вот как мы с вами потрудились, молодцы! А хотите еще поиграть с орешками?
Ответы детей.
Песня – игра «Чики – чикалочки» и танец «Белочки»
Муз. рук. : Ну что, ребята? С орешками мы поиграли, язычком их «покололи». Белочка, возьми орешки, мы знаем, к весне у тебя все запасы закончились.
Белочка (учитель – логопед) : Спасибо, ребята! И сейчас я вам покажу дорожку. Это очень просто. Прыгайте с этого дерева на ту березку. С кривой березки виден большой дуб, а с верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка дедушки лесника. Ну, что же вы стоите? Прыгайте!
Муз. рук. : Спасибо, белочка! Только мы не умеем по деревьям прыгать.
Белочка (учитель – логопед) : Ну что же мне с вами делать? Тогда бегите вот по этой тропинке. Кого по пути встретите, у того и спросите дорогу. До свидания!
Бегут, останавливаются у символического куста , из – за которого выглядывает игрушечный заяц.
Муз. рук. : «Здравствуй, зайка.
Зайка, зайка, расскажи,
Зайка, зайка, покажи.
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?»
Заяц (озвучивает учитель – логопед): Так вам в сторожку дедушки лесника надо? Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом – сосной. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так? Обскочите этот запах слева. Так? Когда он окажется позади, понюхайте вот так (дыхательная гимнастика с вертушками), поверните налево, дойдете до пенька и опять повернете налево, там почувствуете запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачиваете. Это значит, что дедушка лесник печку топит.
Муз. рук. : Спасибо тебе. Зайка, вот морковка – угощайся!
Заяц (озвучивает учитель – логопед): Спасибо, ребята! У нас в лесу у зверят все запасы еды закончились, морковка пригодится.
Муз. рук.: Хотя наши носики не такие чуткие, как у тебя, но мы знаем, как двигаться направо и налево, и постараемся не заблудиться. Ребята, сначала идем налево?
Все дети идут до пенька.
Муз. рук.: Так до пенька дошли. Теперь опять налево?
Все вместе поворачивают налево. (Звучит музыка «Ежик» Кабалевского)
Муз. рук.: Ребята! Вы слышите? Чья это музыка? Кто просыпается после зимней спячки?
Ответы детей.
Муз. рук.: «Здравствуй, ежик!
Ежик, ежик, расскажи,
Ежик, ежик, покажи.
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?»
Ежик (озвучивает учитель – логопед ): Покажу, только поиграйте со мной.
(Игра с массажными мячиками «Ежик» - массаж на спинках друг другу)
Муз. рук.: Ежик, угощайся яблоком.
Ежик (озвучивает учитель – логопед ): Спасибо, ребятки! А к дедушке дорожку вам птички покажут.
Муз. рук.: Спасибо, ежик! (звучит фонограмма птиц и появляется игрушечная птичка) Здравствуй, птичка! Ребята, давайте спросим у птички, где она бывала, куда она летала?
Птичка (озвучивает учитель – логопед) : А вы потрудитесь со мной?
(Игра « Золушка» - перебрать бобы, фасоль, горох)
Муз. рук.: Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились вместе с птичкой, теперь и в путь пора отправляться.
Птичка (озвучивает учитель – логопед) :Я дорожку покажу, вместе с вами полечу. Летите за мной.
Дети «змейкой» бегут за птичкой и останавливаются у домика дедушки лесника. Из домика выходит дедушка - лесник.
Дедушка – лесник (озвучивает учитель – логопед): Здравствуйте, ребятишки! Я очень рад, что вы получили мое послание и пришли ко мне.
Муз. рук.: Мы пока шли к тебе, встречали твоих друзей.
Дети рассказывают о том, с кем встречались, как помогали друг другу.
Дедушка – лесник (озвучивает учитель – логопед): Ребята, спасибо вам , вы настоящие друзья природы.
Дедушка – лесник благодарит детей, дети возвращаются домой на кораблике.
Учитель- логопед: «Ну, вот со сказкою прощаться нам пора
Веселая была игра?
За знание, старанье и умение
Вам от нас всем угощенье!»
Список использованной и рекомендуемой литературы:
1. М. Ж. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 – 7 лет. Москва,2006 год.
2. О. М. Крупенчук «Научите меня говорить правильно!» СПб., 2001 год
3. А. Щегловитова Особенности музыкального воспитания дошкольников с нарушениями зрения// Музыкальный руководитель. 2007 год №6.