Технологическая карта внеурочного занятия по курсу «Все цвета, кроме чёрного» Для чего нужна улыбка
Технологическая карта внеурочного занятия по курсу «Все цвета, кроме чёрного»
Учитель :Горбаченко Наталья Анатольевна
Направление развития и воспитания младших школьников : духовно-нравственное, социальное.
Форма организации внеурочного занятия: групповая с элементами проектной, поисковой, исследовательской деятельности.
Тема: «Для чего нужна улыбка».
Задачи:
Оборудование: мультимедийный проектор для демонстрации презентации, аудиозаписи, материалы и инструменты для групповой работы.
Этапы занятия Задачи этапов Способы взаимодействия Формируемые УУД
Регул. Познав. Коммун. Личност.
1 этап
Эмоционально-установочный Для учителя.
Организация межличностного взаимодействия. Проблематизация, побуждение.
Учитель читает отрывок из книги Ш.А. Амонашвили «Мысли в учительской» (без объявления)
Это было давно, очень, очень давно, когда люди еще не умели улыбаться…
Да, было такое время.
Жили они грустно и уныло. Мир был для них черно – серым.
Блеск и величие Солнца они не замечали, звездным небом не восторгались, не знали счастья любви.
В эту незапамятную эпоху один добрый ангел на Небесах решил спуститься на Землю, то есть воплотиться в тело, то есть родиться и испытать земную жизнь.
«Но с чем я приду к людям?» - задумался он.
Ему не хотелось придти в гости к людям без подарка.
И тогда он обратился к Отцу за помощью.
- Подари людям вот это, - сказал ему Отец и протянул маленькую искру, она светилась всеми цветами радуги.
- Что это? – удивился добрый ангел.
- Это…? (Молчу).
.Проблемный (побуждающий) диалог. Выход на тему.
– Как вы думаете, что подарил Отец небесный доброму ангелу? Обсудите в группах и решите, кто поделится вашей версией?
(Возможные ответы: смех, улыбка, радость, счастье).
Обсудим ваши версии.
- А хотите узнать, что было дальше?
Чтение следующего отрывка.
- Это Улыбка, - ответил Отец. – Положи ее в сердце и принесешь людям в дар.
-И что она им даст? – спросил добрый ангел. (Выслушиваю ответы детей, задав вопрос: «Какие у вас есть предположения?)- Она принесет им особую энергию жизни… Люди поймут, что рождены друг для друга, откроют в себе любовь, увидят красоту…
Добрый ангел вложил удивительную искру в сердце свое.
И в это самое мгновение добрый ангел спустился с Небес на Землю, то есть воплотился в тело, то есть родился…
Новорожденный заплакал. Но не потому, что испугался темной пещеры, угрюмых и еле различимых лиц людей, с недоумением глазевших на него. Слайд 1.
Он не знал, как быть: подарить людям принесенную для них Улыбку или утаить ее от них. (Спрашиваю, как он поступит, и выслушиваю ответы).
И решил: извлек из сердца лучик искры и посадил его в уголок своего ротика. «Вот вам подарок, люди, берите!» - мысленно сообщил он им.
Всем стало хорошо от необычного чувства в сердце. Улыбка стерла с их лиц угрюмость. Глаза засветились любовью, и весь мир для них с этого мгновения стал красочным: цветы, солнце, звезды вызвали в них чувство красоты, удивления, восхищения…
Так пришла к людям Улыбка.
Слайд 2. Клип «Улыбка ребёнка».
- Как думаете, о чем пойдет речь сегодня? Обсудите в группах и решите, кто ответит. (Вспомните вопрос доброго ангела про улыбку. И что она (улыбка) даст людям?).- Обсудим ваши версии. (Выбираем самый удачный вариант или подвожу к нему).
Слайд 3
- О значении улыбки рассуждали еще в средние века. Прочитайте начало цитаты мыслителя Макиавелли и выскажите предположение, чем он закончил свое высказывание.
Слайд 4 с цитатой
«Сегодня мы живём в суете, усталом и беспокойном мире. И когда наш взгляд падает на улыбающееся добродушное лицо …» (Макиавелли)
-В конце занятия мы вернемся к этой цитате и узнаем, что же сказал Макиавелли.
Наше сегодняшнее занятие посвящается улыбке. Прочитайте хором тему . ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА УЛЫБКА? Принимать и сохранять учебную задачу.
Определять цель учебной деятель-
ности с помощью учителя и самостоя-
тельно. Пользовать
ся приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя.
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. Осознавать особенности позиции ученика и вести себя в соответствии с этой позицией.
Учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию. Открыто относиться ко внешнему миру, не всегда чувствует уверенность в своих силах.
Для учащихся.
Вступление в межличностный контакт для решения практических задач. 2 этап
Пропедевтический Для учителя.
Создание условий для успешного включения в деятельность. Выбор способа и составление плана деятельности.
- Как бы вы ответили на этот вопрос?
- Когда у человека появляется улыбка?
(Когда ему хорошо, радостно)
- Значит, что же мы вкладываем в значение слова «улыбаться»?
(улыбкой выражать свои чувства).
- Какую роль играет улыбка в жизни человека?
- Когда люди улыбаются, они становятся красивыми. 80% успеха в жизни человека зависит от умения правильно общаться с другими людьми. Улыбка – это один из способов общения с людьми. Очень важно уметь улыбаться, ведь это помогает доброжелательно относиться к людям, добиваться их расположения. С помощью улыбки даже можно улучшить свое настроение.
Планиро вать свои действия в соответствии с поставлен-
ной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Учитывать установлен ные правила в планировании и контроле способа решения.
Проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи.
Самостоятельно определяет ориентиры в новом материале, прогнозирует результат учебной деятельности.
Для учащихся.
Подготовка к деятельности и выбор способов её реализации. 3 этап
ДеятельностныйДля учителя.
Скрытое руководство деятельностью учащихся. Исследование, практическая работа, создание мини-проекта.
-А все люди одинаково улыбаются?
- Действительно, люди улыбаются по-разному. Лучше всего об этом разнообразии человеческих улыбок могут рассказать картины. Именно художникам в своих картинах удается запечатлеть красоту и неповторимость улыбки. В улыбке человек раскрывается. Она помогает лучше понять душу. Может, поэтому художники часто пишут улыбающихся людей.
– Давайте, мы тоже на несколько минут станем художниками. У вас на столах вырезаны формы лица. На них пропала улыбка. Предлагаю вам нарисовать улыбку.(Несколько ребят работают у интерактивной доски.)
Во время рисования звучит песня В. Шаинского «Улыбка».
-Какое настроение было у вас, когда вы рисовали улыбки? Что принесла вам улыбка?
Практическая работа.
Каждая группа получит листок с заданием. Прочитайте, обсудите и решите, кто озвучит версию ответа. (Предпочтительнее вариант этого этапа как опережающего к занятию, тогда начинам сразу с проверки).
1 гр. Актриса Ольга Прокофьева как – то сказала, что самый недорогой секрет красоты – это улыбка, что бы это значило?
2 гр. Почему китайцы говорят, что «человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин»?
3 гр. Как вы считаете, верно ли утверждение, что у человека, который умеет улыбаться, больше друзей?
4 гр. Как вы думаете, может ли улыбка помочь сохранить здоровье?
Подведение итогов практической работы.
- Попробуем теперь сформулировать ответ на вопрос: «Для чего нужна улыбка».
Улыбка делает человека красивым.
Улыбка помогает добиваться успеха в жизни. От умения улыбаться зависят доброжелательные отношения с людьми. Считают, что 80% успехов жизни (в т.ч. в коммерческих делах) зависят от этого.
Человек, который умеет улыбаться, доброжелательный, быстро добивается расположения к нему других людей, значит, у него много друзей.
Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества – гормоны. Благодаря им улучшается настроение. Отрицательные эмоции ослабляют наш организм. Злоба, недовольство и обида могут привести к возникновению болезней (например: язвенной болезни желудка).
Мир полон разных лиц, застывших масок. Слайд
Посмотри на лица людей на улице: иногда можно поймать беспричинную гримасу брезгливости, иногда страха, а иногда угрюмости. Психологическая контрактура. Человек, скорее всего, долго жил в страхе либо находился в неприятной обстановке, что и вызывало соответствующие маски на лице. Но дни текли, а мышцы привыкали находиться в новом положении. И вот исчез раздражитель, а печать на лице осталась. А знаешь, насколько чаще хамят таким забитым и испуганным? Понаблюдай! Я рад, если ты не в их числе. Придя с улицы, тут же загляни в зеркало. Спустя какое-то время, расположись поудобней перед ним и снова взгляни на лицо. В обоих случаях что ты можешь сказать про настроение этого человека, встреть ты его на улице?
Практическое задание «Умеете ли вы улыбаться?
Тренировка «Улыбка»
- Скажите, а что такое улыбка?
(Это мимика лица, глаз, губ.)
- Возьмите зеркальце. Глядя в него, поднимите уголки рта вверх, сделайте красивую, добрую улыбку. Достаточно ли просто «растянуть»губы?
Слайд .(Работа с интерактивной доской «Преобрази лицо».)
- Делайте это упражнение каждый день. Если вы в плохом настроении, может получится гримаса. Но даже тогда наступит облегчение, потому что вам станет смешно от своей гримасы.
Работа в группах
Давайте обсудим, какая же улыбка должна быть, чтобы она нравилась всем окружающим людям. Поработайте в группах. Запишите прилагательные, подходящие к существительному «улыбка».
Выразительное чтение по ролям отрывка из «Маленького принца» (Антуан де Сент Экзюпери) подготовленными учениками.
Автор: «Ах, малыш, малыш, как я люблю, когда ты смеешься».
Маленький принц: «Вот это и есть мой подарок… ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!.. Ты всегда будешь мне другом.
Тебе захочется посмеяться вместе со мной. Иной раз ты вот так распахнешь окно, и тебе будет приятно … Как будто вместо звезд я подарил тебе целую кучу смеющихся бубенцов…»
Учитель: - Что подарил маленький принц автору?
- Хотелось бы вам получить такой подарок? Почему?
- А удавалось ли вам дарить радость другому человеку? Как это было?
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. В рамках игры обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересующую его тему.
Для учащихся.
Последовательная реализация компонентов определённой деятельности. 4 этап
Эмоционально-рефлексивный Для учителя.
Неперсонифицированная оценка личностных и метапредметных результатов.
Для учащихся.
Презентация результатов деятельности и отношения к ним. Презентация, эмоциональный коучинг.
Продолжите фразу. Слайд .Когда я улыбаюсь, люди…
Я готов помочь, когда человек обращается ко мне…
Когда мне улыбаются, …
Когда со мной разговаривают доброжелательно, я …
Природа улыбается. Слайд .Творческая декламация в группах.
Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся,
И чаще награждаемся подарками судьбы.
Улыбка – вещь бесплатная, простая и понятная,
Смешная и приятная, доступная для всех.
Радуйтесь жизни! Смейтесь от счастья!
Улыбок не прячьте назло всем ненастьям!
А теперь узнаем, что же сказал Макиавелли про улыбку.
Слайд с цитатой Макиавелли
«Сегодня мы живём в суете, усталом и беспокойном мире. И когда наш взгляд падает на улыбающееся добродушное лицо, на душе становится теплее, хотя мы этого не замечаем. Постарайтесь сделать что-то, что поможет улучшить настроение и вам, и окружающим людям, взирайте на мир с радостью и по-доброму, ибо только это достойно человека». (Макиавелли)
Работа с доской (деформированный текст).
… дверь отворите в пути,
… нельзя удержать в заперти.
…-цветок расцветет на устах.
… прогонит и злобу, и страх,
… как дождик веселый, как мяч,
Его не догонишь-отправимся вскачь,
…, как сон, и она, как мечта.
… поутру по –детски чиста.
- Повернитесь и подарите свою теплую улыбку друг другу.
Экран настроения на интерактивной доске «Улыбка моя, где ты?». Оценивать правильность выполнения своих действий и действий одноклассников по заданному алгоритму.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятель
ности.
Формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Понимает цель обучения, планирует результат своей деятельности способен работать на результат с отсрочкой его достижения.