Конспект урока по русскому языку 7 класс по теме: Сочинительные союзы


Тема: «Сочинительные союзы», 7 класс
Цель урока: знать группы сочинительных союзов, их назначение, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями.
Задачи урока:
Образовательная:
- расширить знания о сочинительных союзах,
- совершенствовать умения определять значение сочинительных союзов в предложении и тексте и постановки запятой при них;
- формировать представление о трех группах сочинительных союзов.
Развивающая:
-развивать орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки работать в группах.
- формировать развития приемов умственной деятельности при повторении, закреплении знаний и выделение обобщающего материала.
Воспитательная:
- воспитывать любовь к малой Родине, бережное отношение к природе
- воспитывать внимание и волю, стремление быть требовательным к себе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями для групповой, индивидуальной работы.
Эпиграф. Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки.
В.Песков.
Ход урока
Деятельность учителя Цели Деятельность ученика
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой
Добрый день, дорогие ребята! Я рада снова вас видеть. Вы хорошо поработали на уроке литературы, думаю, что и на уроке русского языка мы тоже хорошо поработаем. Сядьте прямо, улыбнитесь друг другу и приступаем к нашей работе.
Только что прошел урок литературы, на котором мы говорили о Родине, природе родного края и в продолжение этой темы я хочу прочитать вам отрывок из произведения поэта В.Пескова.
2 мин
Цель: обеспечить благоприятную обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию.
Задача: установить доброжелательное отношение между учителем и учащимися, подготовить класс и оборудование к уроку, быстро включить класс в деловой ритм.
Технология личностно –ориентированного обучения
Приветствие учителя, проверяют готовность к уроку
2. Сообщение темы урока, постановка цели урока:
Посмотрите на экран:
Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки.
В.Песков-Как вы понимаете выражение
« малая Родина?», Что для вас является малой Родиной?
- Ребята, какие темы мы с вами изучали на предыдущих уроках?
Давайте еще раз посмотрим на текст
-какие здесь союзы?
-а что они соединяют в этом отрывке?
Молодцы, хорошо.
-Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?
Ребята мы сегодня будем работать с сочинительными союзами, и узнаем, на какие группы делятся они по значению.
Запишите число и тему урока .Сочинительные союзы и их группы по значению
(5 мин.) Цель: включить обучающихся в учебную деятельность, создать мотивацию к дальнейшей работе на уроке
Задача: стимулировать учащихся к определению темы и цели урока.
Технология проблемного обучения

Слайд 1
Это то место, где ты родился, где вырос
Союзы, предлоги,

сочинительные
сочинительные союзы, которые соединяют однородные подлежащие.
Наверное о сочинительных союзах.
Слайд 2
3. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос. 3 мин
- Но прежде чем перейти к основной нашей теме, давайте вспомним, что вам было задано на дом?
А сейчас мы выполним следующую работу: сочинение я проверю, собрав ваши тетради в конце урока, а как вы повторили правило мы сейчас проверим, выполнив такое задание.
На столе у каждого из вас есть лист с печатной основой, вам нужно заполнить его.
Хорошо ребята, молодцы.
7 мин.
Работа с текстом (в паре) карточка
- Какова роль сочинительных союзов в предложении мы узнаем, поработав с текстом.
-Послушайте текст (вывести на слайд)
-Записать, объяснить выбор орфограмм, постановку знаков препинания. Определить роль союзов.
- Какова роль сочинительных союзов в предложении?
( они соединяют предложения с однородными членами)
Люблю я утре(н,нн)ие зори
На речк… Вяземке встр…чать,
Когда они начнут узоры
Над водной гладью выш…вать,
Живой природы пробужденье
Люблю смотреть и слушать тут,
И первое пернатых пенье,
И дятла первый дробный стук,
И пируэты первой птич(?)ки,
И всплески рыбы на реке,
Квакуш горластых переклички,
Кукушки голос (в)далеке.
(Ф. Антифеев)
Сережа работает индивидуально:
На улице стоит зима, и дети катаются на санках. Цель: проверить выполнение домашнего задания и закрепить полученные знания по теме: « Союзы»
Задача: развивать знания учащихся по теме: « Союз»
Технология: дифференцированного обучения Повторить все о союзах, о предлогах, написать мини сочинение о зиме.
Проверяемая гласная (встреча),
Жи, ши, буква и
Чк, чн без ь знака пишется

Наречие пищется слитно
4. Изучение нового материала.
5мин.
Объяснение нового материала. А сейчас мы узнаем, на какие группы делятся сочинительные союзы по значению
Попробуйте определить значение союзов в предложениях
(Значение союзы несут разное: в 1 предложении союз противопоставляет, во 2- предлагает выбор).
- Роль каждого союза проявляется в конкретном предложении, каждый союз может выражать несколько значений. Мы остановимся пока только на основных значениях.
- Сочинительные союзы делятся по значению на три группы: соединительные, противительные и разделительные.
Чтение теоретического материала по учебнику стр. 154-(1мин)
(Затем предлагает составить кластер)
Мы узнали, что союзы делятся по значению на 3 группы

Работа с текстом группой 5 мин
- Прочитайте текст. Определите тип текста, стиль, главную мысль.
- Докажите, что это текст-рассуждение. Найдите: 1) тезис,2) аргументы и доказательства, 3) вывод.
- Какова главная мысль этого текста? (Нужно беречь богатства Земли!)
Найдите в тексте предложения с сочинительными союзами.
Над соединительными поставьте букву с., над противительными –п., над разделительными –р.
- С какой целью провели данную работу?
- Что общего?
- Чем отличаются?
- На какие группы по значению делятся?
1. Язык хлебом кормит и дело портит
Союз и- сочинительный, простой, соединительный, обозначает явления, которые происходят одновременно.
2.В полях снег тает, а в лесу он лежит нетронутый.
Союз а- сочинительный, простой, противительный, обозначает, что одно явление противопоставляет другому.
3.Мальчики предложили на пришкольном участке посадить березы или каштаны.
Союз или - сочинительный, простой, разделительный.
Самое ценное на земле – земля, почва. О земле говорят – плодородная. Она родит плоды: хлебное зерно и картофель, яблоки и бананы. На угле ничего не растет, на железе тоже. Даже на куске золота, на самом дорогом самородке, не вырастит лопух. Однако на земле растут тысячи различных растений. Они дают людям то пищу, то одежду, то жилье.
Мы не можем жить без растений, а растения не могут без земли. То есть без плодородной почвы. Почва тонким слоем всегда в несколько десятков сантиметров покрывает земной шар. Вот этот плодородный слой дал нашей планете жизнь.
Поэтому надо любить и беречь землю. (А.С. Мустафин)
(Определяли роль и значение союза)
(Служебная часть речи, связывает простые предложения в составе сложного или однородные члены предложения, могут связывать предложения в тексте)
(Имеют разные значения).
(Соединительные, противительные, разделительные)
Цель:
показать функции союза в предложениях и уметь определять их группы по значению.
Задачи: развивать
умение работать с текстом, вырабатывать навыки анализа
технология: групповая, развивающая,
прием технологии критического мышления
( кластер)
Слайд 3
Слайд 4
5. Физминутка-2мин
Слайд 5 Цель: сменить динамические позы и переключить внимание учащихся.
Задачи: формировать необходимость заботы о своем здоровье
технология: здоровьесберегающая.
6. Закрепление учебного материала 5 мин
Творческое задание. Работа с карточками
- Продолжите мысль. Составьте сложное предложение с однородными членами, выделите в нем грамматическую основу. Каждая группа использует предложенный сочинительный союз.
Давайте проверим
А следующее задание будет связано с пословицами:2-3 мин
- Отгадайте пословицы, объясните смысл, запишите в тетрадь. Объясните роль союза.
1)Не, словами, по, а, по, делам, судят; 2) Товарища, лучше, себя, а, не, ищи, хуже; 3)Нитки, без, иголки, да, пошить, не, шубы; 4)Да, ягодка, на, красна, вкус, горька; 5) Мягко, да, жестко, стелет, спать.
Проверим
I группа (разделительный союз)
1) Мы должны бережно относиться к природе.......
Например: (или природа может погибнуть.)
II группа (соединительный союз)
2) За последние годы изменилось наше отношение к природе.......
Например: (и об этом говорят результаты исследования…..)
III группа (противительный союз) 3) Каждый человек обязан беречь богатства Земли........ (а не убивать животных, губить деревья и цветы, загрязнять водоемы…)
Не по словам судят, а по делам. (прот.)
Ищи товарища лучше себя, а не хуже (прот.)
Без нитки да иголки шубы не пошить.(соед)
Красна ягодка, да на вкус горька. (прот.)
Мягко стелет, да жестко спать. (прот.)
Цель:
Осуществить выходной контроль:
умение находить грамматическую основу, определять роль союза.
Задачи:
формировать у учащихся умение видеть роль союза в предложении, составлять схемы.
Технология кейс - стади
( карточка), развивающая
7. Тестирование
Тест с самопроверкой 5 минут
Слайд 6 (ключ) Цель: выявить качество усвоение материала.
Задачи: проверить полученные знания, умения, навыки
8. Подведение итогов, рефлексия
2 мин
Итак, завершая наш урок, скажите
-Какую тему мы сегодня изучали?
- Какую цель мы ставили в начале урока? Удалось ли нам её достичь?
- На какие группы делятся сочинительные союзы по значению?
- Что связывают сочинительные союзы? (Однородные члены, простые предложения в сложном, равноправные по смыслу)
- Что показалось самым трудным, а что самым интересным?
- Итак, ребята, попробуем оценить свою работу на уроке?


9. Задание на дом
П. 58, упр. 331
Слайд 7

ответы детей.
Познакомиться с сочинительными союзами и их группами
Да
Разделительные, противительные, соединительные
Цель: развивать умение анализировать проделанную работу и осознавать уровень собственных достижений.
Задача:
проверить полученные знания, умения, навыки
Цель: сообщить учащимся о домашнем задании. Разъяснить методику его выполнения.
Задача: закрепить изученный материал.
.