План-конспект урока русского языка на тему: Простые и составные предлоги
План-конспект урока русского языка
Класс: 7
Тема: Простые и составные предлоги.
Дата:
Учитель: Лабовкина Екатерина Валериевна.
Цели:
образовательные: раскрыть понятие о простых и составных предлогах, сформировать знания, умения, навыки различать простые и составные предлоги;
развивающая: развивать логическое мышление, память;
воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку, отсутствующих.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок будет необычным. Мы с вами очень любим путешествовать. Поэтому сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по пустыне предлогов. Вы способные и умные, у вас все получится.
2. Мотивация.
Учитель. Ребята, без чего мы не сможем обойтись в пустыне?
(дети отвечают – без воды).
Учитель: Верно, поэтому нам важно сейчас запастись водой, для этого нужно правильно и быстро выполнить разбор предложения.
Задание. Синтаксический разбор предложения (разобрать и составить характеристику).
Иногда доносились ночные шорохи и звуки, приглушенные лесом. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, осложнено однородными подлежащими и причастным оборотом.
Мы справились с заданием. Запасов воды нам хватит на всё путешествие. Можем смело отправляться в путь.
3. Фронтальный опрос. (Актуализация знаний).
Итак, следующее препятствие на нашем пути - горячий песок. Чтобы он стал не таким палящим, нужно ответить на 5 вопросов.
Сколько частей речи в русском языке?
Какие части речи называются служебными?
Что такое предлог?
Какие предлоги называются производными?
Какие предлоги называются непроизводными? Перечислите их.
(Ученики отвечают).
Молодцы! Песок нам больше не страшен. Можем двигаться дальше.
4. Мобилизующий этап (Прояви себя).
Следующее задание на смекалку.
Учитель. Точки нужно заменить формами одного и того же слова.
Учитель. Определить, какой частью речи являются замененные слова.
В , могучем, стремительном и быстром, плыла красивая лодка. И пусть на ней был опытный гребец, лодка стала крутиться, прекратив подчиняться человеческому желанию и воле. В часа человек пытался бороться с . Наконец, опасность миновала, и лодка спокойно поплыла, послушная воле человека.
Проверка задания.
5. Определение темы и целей урока. Изучение нового материала.
Учитель вместе с детьми определяют тему урока.
Учитель. Назовите из восстановленного текста все предлоги, состоящие из одного слова.
На, с – это предлоги, состоящие из одного слова.
Учитель. Назовите предлог, состоящий из двух слов.
В течение – это предлог, состоящий из двух слов.
Учитель. Скажите, какие из этих предлогов называются простыми, а какие – составными?
Предлоги, состоящие из одного слова, называются простыми, а состоящие из двух слов – составными.
Учитель. Итак, ребята, с какими видами предлогов вы сейчас познакомились? Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.
Мы познакомились с простыми и составными предлогами. Значит, тема сегодняшнего урока: Простые и составные предлоги.
Учитель. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.
Цель урока: познакомиться с простыми и составными предлогами, научиться различать простые и составные предлоги.
Учитель. Сейчас мы с вами соберем масло жожобы, и цветы полыни. Главное, остерегаться кактусов, они колючие, и выполним 2 упражнения.
6. Закрепление нового материала.
Выполнение упражнений из учебника, работа в парах.
Взаимопроверка.
Задание: найти в тексте простые/составные предлоги, выписать в два столбика.
Составить с 3-мя предлогами (на выбор) два предложения.
7. Физкультминутка
Учитель. А сейчас мы расположимся в том дальнем оазисе и передохнем.
Я буду называть предложения, а вы внимательно слушаете. (Дети все стоят.) Если я называю в предложении правильный предлог, то вы должны топать ногами. А если я в предложении употребляю предлог неправильно, то вы должны выполнить наклон и хлопок.
Волк живёт на логове.
Стакан стоит на столе.
Одежду покупают на магазине.
Дядя спит в диване.
В роще пели соловьи.
Персики покупают в рынке.
Кроты на земле живут.
Кусты сажают в почву.
В сосновом лесу свежий воздух.
Утром все спешат в школу.
8. «Лови ошибку!». Анализируем вместе.
Учитель. Нужно определить верное утверждение, объяснить свой выбор.
Предлог – это служебная часть речи.(+)
Предлоги бывают простыми и составными.(+)
Предлоги могут употребляться как с одним падежом, так и с несколькими.(+)
В предложении предлог является дополнением.(–)
Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.(+)
Предлог благодаря является производным. (+)
По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные и причинные. (+)
Предлоги из-за, из-под пишутся через дефис. (+)
По происхождению предлоги могут быть производными и непроизводными. (+)
9. Подведение итогов.
Итак, наше путешествие подходит к своему завершению. Вы, ребята, молодцы!
Давайте ещё раз ответим на вопросы:
Какие предлоги называются простыми, а какие составными?
Как предлоги выделяются на письме?
Что вам понравилось на уроке?
Что нового узнали?
10. Организация домашнего задания
Дифференцированное
1. Выучит теорию стр.
2. Выполнить упр.
3. По выбору:
Написать лингвистическую сказку: В гостях у предлогов.
Написать поздравление с праздником и обозначить графически в своей работе предлоги.
11. Оценивание
Комментированное выставление оценок. Аргументация полученных результатов.
Мне очень понравилось работать с вами. Вы были активны, любознательны, настойчивы в добывании знаний. Молодцы!
Спасибо за урок.
13PAGE \* MERGEFORMAT14315
15