Конспект урока русского языка Простые и составные предлоги (7 класс)
Простые и составные предлоги. 7 класс
Цели:
Познакомить учащихся с простыми и составными предлогами.
Совершенствовать навыки анализа текста.
Совершенствовать речевую компетентность учащихся.
Воспитывать любовь к родной природе
Оборудование: карточки с текстами, учебник, картина И.Левитана «Март», «Весна – большая вода», карточки с заданиями для самостоятельной работы, толковый словарь В.И.Даля
Ход урока.
Орг.момент
Проверка домашнего задания.
А) инд. Синтаксический разбор предложения из упр.№297
Б) Инд. Морфологический разбор деепричастия из упр.297
В) Инд.по карточке №1
Г) Все.
Упр.297. –прочитайте предложения, в которых употреблены производные предлоги.
( №1,3,4)
-ответ А
-ответ Б
- проверка правила, пар.50
Вывод: по происхождению предлоги бывают производными и непроизводными.
Сообщение темы урока
Сегодня мы познакомимся с видами предлогов по их строению.
1)«Четвертое лишнее»
А) вокруг, около, у, под В) на, через, вдоль, над
Б) в течение, из-за, вследствие, Г) благодаря, с, под, из-под
в продолжение
-Какими по своему происхождению являются предлоги в каждой из строк?(произв, неприозв.)
2) Наблюдение
Что можете сказать о предлогах с точки зрения их строения?
3) Правило, пар. 51, стр.139
-чтение, пересказ в парах
4. Закрепление.
А) упр.№303:
-прочитайте задание.
Целеполагание.
Карточка №1
Б) Комплексный анализ текста (проверка индивидуального задания): тема текста, главная мысль текста, микротемы текста.
Волга вследствие малого падения имеет медленное течение и извилиста. Она так же, как и все реки Русской равнины, питается водой неравномерно. Главная масса воды поступает весной во время таяния снегов. Уровень воды в течение весеннего половодья поднимается местами на 11-20 метров против летнего. Летом все приходит в норму.
- определите лексическое значение слова «половодье» (толковые словари)
- И.Левитан – русский художник-пейзажист, любил писать лето и весну. Рассмотрите картину «Весна – большая вода». Как она связана с прочитанным текстом?
В) Самостоятельная работа
- выписать предложные словосочетания из текста: 1 вариант – с простыми предлогами, 2 – с составными.
Г) проверка выполнения – сверка с доской
Д) Самостоятельная работа по вариантам (дифференцированная)
-подчеркните предложные словосочетания, дайте характеристику предлогов. Карточка №2
1 уровень (базовый)
Идет март. Все чаще в течение целого дня светит солнце. По мере повышения температуры воздуха снег темнеет, оседает и тает. Во время массового таяния снегов начинается половодье.
2 уровень («4»)
В богатствах календаря русской природы март числится первым месяцем весны.
Почти неслышной и невидной жизнью , доступной лишь зоркому глазу и чуткому уху, живет в эту пору едва пробудившийся лес. Прозрачно и чисто небо с высокими легкими облаками. По – весеннему пахнет воздух. Вот почти над самой головой послышалась трель дятла. Вот, уронив обгрызенную шишку, метнулась на вершину дерева легкая белка. Прыгая с сучка на сучок, над самым сугробом по – весеннему тенькает синица.
С каждым днем сильнее греет солнце. Бегут под снегом весенние ручейки. Март – праздник света и воды.
( по Соколову- Микитову)
- определите стиль текста, тему, главную мысль.
3 уровень (творческий: «4» и «5»)
Е) Творческая работа. Карточка №3
Работа по картине И.Левитана «Март».
Работа над текстом.
-вставьте в текст определения – эпитеты в соответствии с изображенным на картине. Предлоги возьмите в прямоугольник. Дайте их характеристику.
«Март» - один из лучших пейзажей И.Левитана_______день. Справа виднеется стена _______дома. Дом освещен _______лучами весеннего солнца, и поэтому он кажется оранжевым в тех местах, куда прямо падают солнечные лучи.
Возле дома стоят_______березки. Их верхушки тонким узором рисуются на фоне ________неба.
Слева темнеют _________ели, подчеркивая белизну стволов берез. Лучи солнца озаряют верхушки деревьев. От деревьев на снег падают __________тени.
Снег на картине имеет множество цветовых оттенков: около деревьев - ____________, на дороге - ____________.
___________пятном выделяется лошадь, пригревшаяся на солнце.
Хочется подышать__________воздухом. Очень искусно использует художник краски. Так, при помощи __________тонов Левитан сумел передать пробуждение весенней природы, начало весны.
Стиль текста
Д) проверка.
-вывод: какие предлоги употребляются в текстах худ. стипя? Научного? Делового?
5. Обобщение.
-какой общей темой объединены тексты, прозвучавшие на уроке?
-тексты каких стилей были представлены?
-какие особенности стилевого употребления предлогов заметили?
-что узнали о предлоге?
6. Домашнее задание: пар.51, упр. 302;
- ИНД. Создать текст о весне в любом жанре, выделить предлоги, дать их характеристику.
7. Итог урока; оценки.
Комментарий к уроку русского языку.
Урок выстраивается на основе дифференциации учебного процесса, что позволяет мотивировать обучающихся на работу. Создание проблемных ситуаций (Чему должны научиться на уроке, чтобы выполнить домашнее задание? Чем отличаются предлоги 1 и 2 колонок? Найти «четвертое лишнее») позволяет развивать логическое мышление, искать новые соответствия, ставить цели и задачи, формулировать выводы.
Карточка №3
Работа по картине И.Левитана «Март».
Работа с текстом.
-вставьте в текст определения в соответствии с изображенным на картине. Предлоги возьмите в прямоугольник.
«Март» - один из лучших пейзажей И.Левитана____день. Справа виднеется стена ____дома. Дом освещен ___лучами весеннего солнца, и поэтому он кажется оранжевым в тех местах, куда прямо падают солнечные лучи.
Возле дома стоят____березки. Их верхушки тонким узором рисуются на фоне ____неба.
Слева темнеют ___ели., подчеркивая белизну стволов берез. Лучи солнца озаряют верхушки деревьев. От деревьев на снег падают ____тени.
Снег на картине имеет множество цветовых оттенков: около деревьев - ___, на дороге - ___.
___пятном выделяется лошадь, пригревшаяся на солнце. Хочется подышать____воздухом. Очень искусно использует художник краски. Так, при помощи ____тонов Левитан сумел передать пробуждение весенней природы, начало весны.
Карточка №1
Волга вследствие малого падения имеет медленное течение и извилиста. Она так же, как и все реки Русской равнины, питается водой неравномерно. Главная масса воды поступает весной во время таяния снегов. Уровень воды в течение весеннего половодья поднимается местами на 11-20 метров против летнего. Летом все приходит в норму.
- определите лексическое значение слова половодье (см. толковые словари)
В) самостоятельная работа
- выписать словосочетания с предлогом из текста:
1 вариант – с простыми предлогами,
2 – с составными.
Карточка №2
Д) Самостоятельная работа по вариантам (дифференцированная)
-подчеркните словосочетания с предлогом, дайте характеристику предлогов.
1 вариант
Идет март. Все чаще в течение целого дня светит солнце. По мере повышения температуры воздуха снег темнеет, оседает и тает. Во время массового таяния снегов начинается половодье.
2 вариант
В богатствах календаря русской природы март числится первым месяцем весны.
Почти неслышной и невидной жизнью , доступной лишь зоркому глазу и чуткому уху, живет в эту пору едва пробудившийся лес. Прозрачно и чисто небо с высокими легкими облаками. По – весеннему пахнет воздух. Вот почти над самой головой послышалась трель дятла. Вот, уронив обгрызенную шишку, метнулась на вершину дерева легкая белка. Прыгая с сучка на сучок, над самым сугробом по – весеннему тенькает синица.
С каждым днем сильнее греет солнце. Бегут под снегом весенние ручейки. Март – праздник света и воды. ( по Соколову- Микитову)
- определите стиль текста, тему, главную мысль.
15