СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ


СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ
Цели:
1.Выяснить основные причины возникновения и образования городов.
2.Показать, что город - это торгово-ремесленный центр.
Показать роль труда ремесленников и крестьян в возникновении разделения труда между городом и деревней.
Раскрыть причины, способы и последствия борьбы городовс сеньорами.
5.Создать представление о жизни и быте горожан.
♦ Основные понятия и термины: гильдии, цехи.
Оборудование: атлас «История Средних веков», карта «Развитие ремесла, торговли и науки, рост городов Европы в XI-XIV вв.»
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Вопросы:
=> Используя иллюстрацию, опишите замок и его осаду, снаряжение рыцаря. Почему военная служба в Средние века была основным занятием феодала?
=> Каково было понимание рыцарской чести?
=> Охарактеризуйте повинности зависимых крестьян в пользу феодалов.
Далее учитель знакомит класс с вставной иллюстрацией к теме «Крестьяне и феодалы».
Затем дается возможность заслушать несколько подготовленных творческих заданий, сообщений.
П. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Возникновение средневековых городов.
Ремесло в средневековом городе.
Борьба городов с сеньорами.
1. Возникновение средневековых городов.
Изучению нового материала способствует вступительная беседа,которая поможет осознать процесс возникновения городов.
=> Где живут люди? (В деревне, в городе.)
=> Интересно, всегда ли существовали города?
=> Были ли города в древнем мире?
Учащиеся вспоминают, что в древнем мире были города:
в Древнем Египте - по берегам Нила,
в Древней Греции - Афины,
на Апеннинах - «вечный город» - Рим.
В городах происходил обмен продуктами, там жили ремесленники.
=> Что произошло с городами Западной Римской империипосле завоевания ее германцами?
=> Где уцелели города? (Византия, Арабский халифат.)
=> Чем занималось население городов в этих государствах?
В раннем Средневековье в Западной Европе население проживало или в деревнях, или в замках, городов было мало, и они были резиденциями королей, епископов или выполняли функции приграничных крепостей.
(Работа с картой атласа «Развитие ремесла, торговлии науки, рост городов Европы в XI-XIV вв.» и настенными картами«Франкское государство в V - сер. IX вв.», «Европа в XIV-XV вв.».
Проблемное задание:
=> В XIV веке на территории Европы появилось много городов. Чем объясняется рост городов во второй половине Средневековья?
В начале рассказа учитель ставит вопросы, связанные с изучен-ным материалом:
=> Какие орудия труда франки применяли в земледелии?(Коленный плуг, железные орудия труда, применяли лошадей кактягловую силу.)
=> Какой способ обработки земли у них был распространен?(Расчистка, двуполье, трехполье.)
Все хозяйственные успехи были достигнуты не на земле феодала, ана земле крестьянина.
Далее учитель рассказывает учащимся о развитии сельского хозяйства (на материале учебника).
С совершенствованием трудовых навыков в сельском хозяйственакапливался трудовой опыт сельских ремесленников, они достигали уровня профессионалов.
В Европе были распространены лесные промыслы, из дереваизготовлялись постройки, мебель, мосты, ограды, повозки, орудиятруда. Из коры, листьев и плодов растений делали краски, деготь,смолу.
Одна из важных ремесленных специальностей в деревне -кузнец. Металла добывали очень мало, спрос на кузнечные изделиябыл велик. Кузнецы делали подковы, стремена, гвозди, замки,ключи, проволоку, ковали военное снаряжение, оружие и т. д.Следующими по своей значимости были строители - каменщики и плотники.
Распространялось гончарное производство, ткачество (см.иллюстрацию (с. 104) «Ткацкий станок»).
Когда такие станки были вытеснены вертикальными, производительность труда возросла в 3-5 раз.Учащиеся должны понимать, что процесс развития сельского хозяйства и ремесла - это единый процесс.
Учитель предлагает учащимся установить:
=> В чем состояла связь между освоением новых земель,применением железных орудий труда и улучшением выплавки иобработки металлов; между выделкой шерстяных тканей и успеха-ми в овцеводстве?
Учитель переходит к рассмотрению вопроса:
=> Как отделялось ремесло от сельского хозяйства?
Что среди крестьян выделились «умельцы» - профессионалы в том или ином ремесле. Следовательно, они меньше или совсем не занимались сельским хозяйством, так как ремесло становилось их основным, главным занятием.Крестьяне, занятые в сельском хозяйстве, могли обменять частьсвоих продуктов на изделия ремесленников. Ремесленник мог содержать себя своим ремеслом. Это постепенно привело к отделению ремесла от сельского хозяйства. Но ремесленники старались уйти из поместий феодалов.
Причины ухода ремесленников из поместий феодалов:
1) при сборе налога большую часть изделий забирал себефеодал;
2) в поисках покупателей и заказчиков.
Постепенно ремесленники оседали в определенном месте.Сюда приходили за покупками и заказами люди из соседних деревень и замков, и даже обитатели монастырей. Ремесленники селились обычно недалеко от мест, где жили короли, епископы, правители областей.
Так появлялся поселок ремесленников, он довольно быстро рос.
Но поселки ремесленников подвергались нападениям рыцарей и грабителей. И ремесленники стали огораживать и укреплять свой поселок первоначально частоколом, а затем каменными стенами. Так возникали города.
Города - это центры ремесла и торговли. Возникновение ирост городов - закономерное следствие отделения ремесла от сельского хозяйства.
Учитель показывает на настенной карте, а учащиеся находят ватласе нижеперечисленные города.
Города возникали в различных местах:
-Возле замков - Гамбург, Страсбург, Регенсбург (окончание «бург» означает «замок»)
-Возле монастырей, у резиденции королей - Париж
-Недалеко от мест проживания архиепископов и епископов - Кельн, Трир
-У речных переправ и бродов - Франкфурт, Оксфорд (окончание «фурт» или «форд» означает «брод»)-Близ удобных гаваней - Марсель, Генуя
-На месте древних римских городов - Кельн - бывшая колония Агриппина, Марсель - бывшая Массилия.
Заканчивается изучение данного вопроса проверкой выполненияпроблемного задания.
Возможные ответы:
- Города возникли потому, что ремесло отделилось от сельского хозяйства.
- Города возникли потому, что ремесленники уходили из деревень.
Выводом может служить следующая схема (записать надоске или заранее - на большом листе ватмана):

2. Ремесло в средневековом городе.
Изучение этого вопроса основано на рассказе учителя с привлечением учащихся к анализу иллюстраций (с. 108) «Мастерские ремесленников».
Под руководством учителя учащиеся «совершают экскурсию» вмастерскую ремесленника.
Учитель ставит ряд вопросов:
=> В каком помещении находятся мастерские?
=> Какие орудия труда применяются в ней?
=> Есть ли в мастерской механизмы, приводимые в движение какой-либо другой силой, кроме человеческой руки?
=> Кто хозяин мастерской? Почему?
=> Из чего видно, что городское ремесленное производство было мелким, ручным, основанным на личном труде ремесленника?
Объяснение учителя.
Мелкое производство - небольшое число работников в мастерской и незначительное количество производимых изделий.
Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрациям(с. 109-112) «Изделия ремесленников: замок, ключи, рог».
Изготовив добротное, красивое изделие, ремесленник доказывал, что он умелый и добросовестный труженик, утверждал свою честь специалиста. Труд доставлял ремесленнику не только заработок, но и радость творчества. Изделие было произведением искусства, так как выполнялось вручную. Ремесленник передавал своему сыну все секреты мастерства.
Учитель задает вопрос и объясняет:
=> Почему мастера устанавливали долгий срок обучения ремеслу?
Потому что: 1) овладеть ремеслом можно только через длительный срок; 2) когда ученик начинал выполнять работу самостоятельно, мастер пользовался его трудом бесплатно.
Вопрос о подмастерьях. Подмастерья получали плату засвой труд, но находились в полузависимом положении от мастера.Подмастерья жили в семье мастера, питались с ним за одним сто-лом, не имели права брать самостоятельно заказы. Они работали с5 часов утра до 9 часов вечера, у них не было времени на развлече-ния и полноценный отдых. Подмастерья знали: чтобы быть допу-щенными к экзаменам на звание мастера, необходимо было пре-доставить «Аттестат о добром поведении», который подтверждалполное послушание мастеру.
Учитель задает вопрос:
=> В чем состояла двойственность положения подмастерьев?
Учащиеся рассуждают: с одной стороны, подмастерьежил в семье мастера, его положение было временным, и он в дальнейшем мог сам стать мастером (например, женившись на дочери мастера). С другой стороны, он получал маленькую зарплату.
В мастерской не было разделения труда.
Переходя к вопросу о цеховой организации, необходимо выяснитьпричины объединения ремесленников в цехи.
Во времена феодальной раздробленности, при слабой центральной власти, каждый человек принадлежал к определенному союзу, который оказывал ему помощь и давал защиту:
феодалы входили в феодальную лестницу,
духовенство объединяла церковь,
крестьяне жили общинами,
купцы создавали гильдии,
ремесленники - цехи.
Мастера одной специальности даже селились рядом, создавали в городе улицы (в Париже до сих пор существует улица Ткачей). Учащиеся должны уяснить, что представляли собой «цехи».
Цехи - это не помещения, где совместно трудились ремесленники, а союзы мастеров одной специальности.
Были у цеха и общие помещения:
склады для хранения сырья,
здания, в которых мастера собирались на собрания и пирыво время цеховых праздников;
церковь.
Мастера работали каждый в своей мастерской.
Цехи решали следующие вопросы:
о цеховых уставах,
о собраниях мастеров,
о выборах старшин и их действиях.
Знакомство с цеховыми правилами учитель осуществляет на основеотрывка «Из устава цеха парижских ткачей». Учащиеся отмечают статьи,ограждающие мастеров от соперничества внецеховых ремесленников, истатьи, которые обеспечивали равенство мастеров в производстве и продаже изделий.
Далее учитель обращает внимание учащихся на растущее разделение труда в городском ремесле.
Развивалась узкая специализация мастеров, например:
одни кожевники обрабатывали только мягкие кожи, а другие - только грубые;
одни кузнецы ковали подковы, другие - мечи, третьи - ножи и кинжалы.
Значит, возникали новые отрасли производства и усиливалось разделение труда между цехами. Постепенно возрастает число цехов в Париже и Лондоне. Начинает расти соперничество мастеров в городах. Одни мастера обогащались, другие - беднели. Цехи препятствовали переходу подмастерьев в мастера. В городах появляются вечные подмастерья. Они объединяются в братства и начинают борьбу с мастерами.
Братства организовывали стачки, то есть коллективно отказывались работать на мастеров, жестоко притеснявших подмастерьев.
Цехи не разрешали мастерам расширять мастерские и совершенствовать орудия труда.
В заключение изучения данного вопроса учитель вместе с учащимися выясняют роль цехов в развитии производства:
с XI в. до середины XIV в. цехи способствовали развитию ремесленного производства в городах;
со 2-й половины XIV в. до конца XV вв. цехи постепенно стали задерживать развитие техники и рост производства в городах.
3. Борьба городов с сеньорами.
Вопрос о борьбе городов с сеньорами может изучаться самостоятельно по учебнику: § 13, статья «Борьба городов с сеньорами».
В ходе ответов учащиеся констатируют:
Причины борьбы: притеснение и грабеж феодалов мешалиразвитию ремесла и торговли в городах.
Формы борьбы: восстания, откупы, долгие войны.
Результат (что получили города): создавались органы само-управления в свободных городах. (Например, в Германии глава го-родского совета - бургомистр, в Англии и во Франции - мэр.)
Города - населенные пункты, освободившиеся от власти сеньоров (во Франции и Северной Италии они назывались коммунами)
Коммуна - независимый город, управляемый собственнымгородским советом, имевшим право объявлять войну, заключатьсоюзы, чеканить монету.
Хронологически взаимоотношения городов с сеньорами выглядят так:
X-XI вв. - города под властью сеньоров;
XII-XIV вв. - борьба городов с сеньорами;
XIV-XV вв. - последствия борьбы: самоуправление в сво-бодных городах.
Затем учитель раскрывает структуру городского самоуправления(схема № 9) и состав городского населения (таблица).
\
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 13-14; ответить на вопросы (§ 13, вопросы 3,4; § 14, вопрос 3).
* Подготовить сообщения: «Мастер, его мастерская и ученики»; «Города и сеньоры».