«Развитие хозяйства и изменения в социальной жизни в XI-XV вв.». Конспект урока.
7 класс
Урок
Тема: «Развитие хозяйства и изменения в социальной жизни в XI-XV вв.».
Цели урока:
Образовательные: познакомить обучающихся с развитием хозяйства в XI в. В странах Западной и Центральной Европы, с возникновением в Европе средневековых городов, показать, как рост городов привёл к развитию торговли..
Развивающие: способствовать развитию умений сравнивать этапы развития явлений, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать культуру умственного труда, воспитывать обучающихся в духе уважения к труду.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование, наглядное пособие:
Карта "Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы в ХI-ХIV веках".
Компьютерная презентация «Развитие хозяйства и изменения в социальной жизни в XI-XV веках».
Книга для чтения по истории средних веков: Пособие для учащихся. /Сост. Н.И.Запорожец/ - М., 1986.
История средних веков. Хрестоматия.
Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический,
эвристический, использование компьютера.
Формы организации познавательной деятельности:
индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование:
Ход урока.
Организационный момент (1 мин.):
взаимное приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, организация внимания для создания делового и психологического контакта.
Диагностика знаний обучающихся по домашнему заданию (10 мин):
1. Индивидуальная диагностика знаний:
по вопросам домашнего задания к §17
2. Игра «Аукцион»: «Продаётся оценка «5».
Подведение итогов, оценка знаний.
Усвоение новых знаний ( 23 мин):
План изложения нового материала
Содержание учебного исторического материала.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Организационная
часть урока.
Работа со слайдом № 1:
Сообщение темы урока.
Краткое введение к теме урока:
Что относится
к хозяйству?
Сегодня мы рассмотрим достижения в хозяйстве Европы в XI-XV веках, изменения в социальной жизни того времени.
Работа по электронному пособию
Запись в тетрадь
Фронтальная беседа
2. Достижения в области хозяйства.
Работа обучающихся в группах по заданиям:
Работа с текстом учебника (с.84-85):
Задание: Дайте оценку успехам в области хозяйства на основе параграфа
I группа: успехи в земледелии
II группа: успехи в животноводстве
III группа: успехи в ремесле
Работа со слайдом № 2:
Вопрос для беседы:
Какое влияние оказало развитие сельского хозяйства на развитие ремесла? Сделайте самостоятельный вывод.
Самостоятельная работа по учебнику
Запись в тетрадь
Работа в группах
Работа
по электронному пособию
Фронтальная беседа
Ответ: Отделение ремесла от сельского хозяйства.
3. Возникновение в Европе средневековых городов.
Работа со слайдом № 3:
·
Работа обучающихся в группах по заданиям:
Работа с текстом учебника (с.86-87):
Задание: Назовите причины возникновения и расцвета городов.
I группа: почему ремесленники уходили из поместий?
II группа: где они поселялись и почему именно в этих местах?
III группа: что делали горожане для защиты от нападений?
Работа в группах
Самостоятельная работа по учебнику
4. Торговля с Востоком.
Работа со слайдом № 4:
Рассказ учителя:
Ремесленники производили всё больше товаров – вещей для продажи. Город был центром торговли с окружавшей его местностью. Большие города торговали также с отдалёнными местностями и с другими странами. Издавна европейцы торговали со странами Востока.
Работа по карте:
По какому морю европейцы плавали, чтобы торговать со странами Востока? Со странами Кавказа и Крыма?
Они плавали по Средиземному морю к портам Сирии и Египта, через Чёрное море – к берегам Крыма и Кавказа.
- Какой важный морской торговый путь существовал для торговли на севере Европы?
Это был путь по Северному и Балтийскому морям.
Работа с текстом учебника (с.88):
Задание: Найдите в тексте учебника строки, рассказывающие о том, какие товары в основном покупали европейцы у купцов Востока.
Вопрос для беседы:
Как ты думаешь, должен ли один человек эксплуатировать труд другого человека?
Работа
по электронному пособию
Фронтальная беседа
Работа по карте
Самостоятельная работа по учебнику
Ярмарки.
Работа со слайдом № 5:
Вы когда-нибудь слышали
слово «ярмарка»?
Что оно означает?
Работа по карте:
Задание:
Найдите на карте крупные города, центры ярмарки
Работа с текстом учебника (с.87-88)
Вопрос для беседы:
Как вы думаете, чтобы купить товары на ярмарке, что необходимо иметь? Найдите в тексте соответствующий материал.
Рассказ учителя:
Как менялы превращались в ростовщиков и банкиров.
Работа
по электронному пособию
Работа по карте
Самостоятельная работа по учебнику
Закрепление и обобщение усвоенного учебного материала (5 мин):
Вопрос:
В первые столетия средневековья в Европе было мало городов. Но посмотрите на карту и вы увидите, что в XIV веке города густой сетью покрыли её территорию. Чем был вызван рост городов?
Подведение итогов урока (3 мин.):
Что нового ты узнал сегодня на уроке?
Информация обучающимся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению (3 мин):
1. Прочитать §18 и ответить устно на вопросы к §. 2. Напишите рассказ о жизни средневекового города.
?
?
?